Проект Школа - центр профессионального самоопределения учащихся

Профессиональное самоопределение было и остается одним из основных вопросов социализации учащихся. Чаще всего выпускник школы не вполне адекватно оценивает свои возможности при выборе дальнейшего пути развития. При этом современный школьник в совершенстве владеет технологическими устройствами. Пробудить в ученике интерес к профессии через включение в реальный или игровой производственный процесс, поиск решений поставленной задачи через решение виртуальной головоломки и как следствие привлечение ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №60







Тема работы: «Школа - центр профессионального самоопределения учащихся»


Номинация: Лучший образовательный проект







Автор: Тарасова Лада Игоревна,

заместитель директора, учитель физики



Профессиональное самоопределение было и остается одним из основных вопросов социализации учащихся. Чаще всего выпускник школы не вполне адекватно оценивает свои возможности при выборе дальнейшего пути развития. При этом современный школьник в совершенстве владеет технологическими устройствами. Пробудить в ученике интерес к профессии через включение в реальный или игровой производственный процесс, поиск решений поставленной задачи через решение виртуальной головоломки и как следствие привлечение ученика к вопросам самоопределения - это основная идея данного проекта.

Актуальность разработки программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Особенность будущего в том, что оно непременно наступит - хотим мы или нет, думаем ли мы о будущем, мечтаем ли о нем, работаем ли на его приближение. Раз - и 2015 год. Два - и уже 2020-й. Три - 2030-й. Те, кто пошел в школу в этом году, как раз в 2030 году придут на свои первые пробные рабочие места.

А какие они будут, эти рабочие места? Как они будут выглядеть? Что вообще будет нас окружать в этом будущем? Чем будут заниматься сегодняшние первоклассники? Где и как жить, чем питаться, как перемещаться в пространстве?

И конечно же, нас интересует не будущее вообще. Нас интересует будущее конкретное, наше будущее, будущее наших детей. Заодно хочется, чтобы в будущем они были успешны, конкурентны, могли пользоваться всем доступным комфортом.

И такое будущее можно создать! Ведь будущее не предопределено, его фундамент закладывается нашими настоящими действиями и решениями. Например, наш выбор в пользу здорового питания и жизни стимулирует научные разработки, промышленность и культурный поиск сразу в целом ряде направлений - от производства экологически чистой пищи до урбанистики новых поселений, а стремление путешествовать, осматривать достопримечательности мира очно, а не дистанционно создает всё новые виды транспорта, включая космический лифт и летающий мотоцикл.

Поэтому, на новый уровень в деятельности общеобразовательных школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

Ситуация по данной проблеме в школе характеризуется следующими проблемами:

-отсутствием системной работы по организации профориентационной, предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

-неразработанностью на уровне района системы работы в данном направлении;

-необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, информационными материалами, кадрами, специальными программами, компьютерной техникой, учебно-наглядными пособиями, видеофильмами и т.д.;

-неготовностью учащихся и решению проблемы продолжения образования после школы;

-отсутствием психолого-педагогической поддержки профориентационной, предпрофильной, профильной работы;

-низкой мотивацией, несформированностью у учащихся профессионального прогнозирования.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Цели и задачи профориентационной работы

Цели:

  • Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в НПР и создание условий для более успешной социализации выпускников.

  • Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подхода.

Задачи:
- Координация действий руководителей, педагогов, педагога-психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий НПР и перспективы размещения производительных сил на территории района.
- Создание системы взаимодействия школы и предприятий города на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.

- Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединения классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.

Аспекты реализации программы профориентационной работы.

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя - раздел профориентация.

Ответственным за профориентационную работу в школах являются заместитель директора. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, педагог-психолог, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя технологии и экономики.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7 - 9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

Механизм реализации программы

Программа реализуется на четырех уровнях (1-4 класс, 5-8 класс, 9-11 класс). Каждый уровень предполагает следующие формы работы:

  • Беседы

  • Экскурсии на предприятия

  • Деловые игры

  • Игры-квесты

  • Тренинги

  • Дни профориентации

  • Марафон профессий и т.д.

Для достижения цели программы применяются инновационные технологии:

  • Метод проектов

  • Визуализация

  • Перевернутый класс

  • Урок вне класса

  • Форсайт-технологии

  • Геймофикация и т.д.

Этапы реализации программы профориентационной работы.

Диагностическая и развивающая линии проходят через все уровни профориентационной деятельности школы. Таких уровней четыре.

1 уровень. «Профессии моей семьи». 1-4 классы.У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, группы по интересам, факультативы, ОПТ, и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

  1. Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.

  2. Профориентационный цикл занятий «Профессий много есть на свете».

  3. Профориентационные минутки на уроках.

  4. Конкурсы (школьный, районный уровни).

  5. Встречи с родителями - представителями различных профессий.

  6. Система внеурочной деятельности школы по в соответствии с ФГОС.

  7. День профориентации.

  8. Мониторинг профориентационной работы.

2 уровень. «Я и профессии вокруг меня». 5-8 классы.

У подростков (5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

  1. Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

  2. Профориентационный цикл занятий «Профессий много есть на свете».

  3. Профориентационные минутки на уроках.

  4. Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

  5. Конкурсы (школьный, районный уровни).

  6. Система дополнительного образования школы (кружки, секции, клубы).

  7. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

  8. Элективный курс «GoogIe в помощь».

  9. Конкурсы различного уровня.

  10. Экскурсии на предприятия и организации

  11. Знакомство с рынком труда города.

  12. День профориентации.

  13. Мониторинг профориентационной работы.

3 уровень. «Моя профессиональная карьера» 9 -11 классы.

У школьников 9-11 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.

  1. Профориентационный элективный курс «Выбор профессии. Стратегия самоопределения».

  2. Профориентационные минутки на уроках.

  3. Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

  4. Система дополнительного образования в школе (кружки, секции, клубы).

  5. Элективные курсы «Социальные сети - на службе будущего», «Социальное проектирование», «Игромания» и т.д.

  6. Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

  7. Конкурсы различного уровня.

  8. Экскурсии на предприятия и организации (2 в четверть).

  9. Знакомство с рынком труда в городе.

  10. Практическая конференция, секция «Я и профессия» (школьный уровень).

  11. Форсайт - марафон.

  12. Предпрофильная подготовка (информационная работа, профильная ориентация, элективные курсы по выбору предмета).

  13. Мультипрофильное образование в 10-11 классах. ИУП.

  14. Трудоустройство подростков.

  15. Открытые дни в средних специальных учебных заведения (по возможности)..

  16. День профориентации.

  17. Мониторинг поступления учащихся в ВУЗы

  18. Мониторинг профориентационной работы.

6. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе


Координатор деятельности - заместитель директора, в функции которого входят:

-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

-поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной школы;

-планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения обучающихся;

создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

-организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

-организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме самоопределения учащихся;

-осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Классный руководитель (тьютер): опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

-организует тематические экскурсии учащихся на предприятия и организации;

-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Учитель-предметник:

-способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

-адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.

Библиотекарь:

-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

-обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

Социальный педагог:

-способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;

-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог

-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

-создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник

-используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

-проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

-оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

-оказывает помощь классному руководителю, педагогу-психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

7. Критерии и показатели готовности 9-классников к профессиональному самоопределению.


Критерии

Показатели

Когнитивный

1.Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

4.Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

Мотивационно - ценностный


1.Заинтересованность в получении знаний.

2.Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3.Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4.Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5.Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

Деятельностно -практический

1.Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.


8.Оценка эффективности профориентационной работы

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;

-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;

-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних - дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).


© 2010-2022