Практический семинар (тренинг) Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся

Как влияет учебный диалог на процесс обучения? Какие сильные и слабые стороны имеет данный тип обучения? Стимулирует ли диалог учащихся к обучению? Какие типы учебного диалога существуют? Каковы принципы эффективного и продуктивного учебного диалога? Сотрудничая в группах, участники тренинга определяют ответы на эти вопросы, отрабатывая на практике приёмы критического мышления: «Снежный ком», «Мозговой штурм», «Дискуссионная карта», прием «Сила-Слабость-Возможность-Риск»,  «Каждый учит каждого»...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия №1 г. Темиртау» Титовская Н.А.

Методический тренинг

Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся


Цель: к концу занятия учителя, изучив принципы «диалогового обучения», смогут овладеть приемами организации деятельности учащихся на уроке и применять их на уроке.

Используемые методы и приемы:

«Снежный ком», «Мозговой штурм», «Дискуссионная карта», Прием «Сила-Слабость-Возможность-Риск», «Каждый учит каждого», «Постер»,

Приемы формативного оценивания:

«Сигналы рукой», «Плюс, минус, интересно»

Материалы и оборудование:

  • Листы бумаги для мозгового штурма, для работы в группах, общего постера, для черновых записей

  • Магниты

  • Маркеры

  • Распечатанные слова для «собирания» пословицы

  • Индивидуальные таблицы «Плюс, минус, интересно»

Стадия «Вызов»

Приветственное слово.

Задание 1. У каждого участника тренинга листок с одним словом. Необходимо объединиться в группы, собрав из данных слов предложения (пословицу, фразу из песни). Главное условие - работу необходимо выполнять в идеальном молчании. Когда участники соберутся в группы, необходимо поднять руки, соблюдая молчание.

  • не/плюй/в колодец/пригодится/воды/напится

  • как/волка/ни корми/он всё/ в лес/ смотрит

  • лучше/синица/в руках/чем/журавль/в небе

  • не имей/сто/рублей/а имей/сто/друзей

  • что/написано/пером/того/не вырубишь/топором

Задание 2. Группам необходимо изобразить свою пословицу, чтобы остальные группы угадали её. Главное условие - подготовительная работа и сама демонстрация должны выполняться молча. (на подготовку 2 минуты)

Вопросы группам после презентации работы:

  • Как вы себя ощущали при выполнении данных заданий?

  • Какой этап работы оказался самым проблематичным?

  • Что вызывало затруднения? Почему?

Вывод: при выполнении работы молча отсутствовал диалог, это затрудняло выполнение учебной задачи.

Задание 3. Приём «Мозговой штурм»

Что же такое «Диалог», «Учебный диалог»? какие ассоциации у вас возникают? (можно использовать слова разных частей речи)

Составление кластера «Учебный диалог - это…»

  • Используя все слова (по возможности), собранные в кластере составьте в группе определение понятию « Учебный диалог». (на работу 2-3 мин.)

Объявление темы и цели занятия

Предметом нашего разговора станет диалог, а точнее учебный диалог, его принципы, реализация на уроке через активные формы работы.

Формативное оценивание «Плюс-минус-интересно»

+

-

?

Факты, которые могут отвечать на вопрос: «Что в этом хорошего, ценного, важного?»

Факты и мысли, которые отвечают на вопрос» Что в этом плохого, какие недостатки?»

Различные интересующие участника факты и мысли: «Что в этом интересного?»

Стадия «Осмысление»

Задание 1. Работа в группах.

Как влияет учебные диалог на процесс обучения? Какие сильные и слабые стороны имеет данный тип обучения?

На эти вопросы вам предстоит найти ответы, выполняя работу в группах

1-2 группы

Прием «Дискуссионная карта» (см. Приложение №1)

Группе необходимо ответить на вопрос «Диалог стимулирует обучение?» через три ДА и три НЕТ, в таблицу необходимо внести свои аргументы.

3-4 группы

Прием «Сила-Слабость-Возможность-Риск» (см. Приложение №2)

Необходимо заполнить таблицу по теме «Использование учебного диалога на уроке», в каждую часть таблицы необходимо внести по два аргумента. (время выполнение работы - 5 минут)

При представлении работы групп проходит формативное оценивание «Сигналы рукой»:

Большой палец вверх, если всё понятно и всё принимается

Большой палец в сторону, если не всё достаточно понятно и есть сомнения

Большой палец вниз, если всё непонятно и есть полное несогласие с представленным материалом.

(При необходимости участники групп уточняют, отвечают на вопросы)

Формативное оценивание «Плюс-минус-интересно»

Задание 2 Работа с информацией.

Прием «Каждый учит каждого»

Каждая группа получает теоретический материал (см. Приложение №3), который необходимо изучить и обсудить (на работу 5 минут).

Далее 1 представитель группы переходит (по часовой стрелке) в другую группы, где представляет материал своей группы, при необходимости отвечает на вопросы (на работу 2 минуты). Возвращается в свою группу. Затем 2 представитель переходит в группы против часовой стрелки, после 2-минутной работы возвращается. 3 представители меняются группами перекрестно.

Задание 3 Прием «Снежный ком»

Каждому участнику тренинга необходимо записать 3 вопроса, на которые дал ответы проработанный в группах материал. (2 мин.)

Затем участники тренинга объединятся в пары, из 6 вопросов необходимо выбрать только 3. (1,5мин.)

Затем объединят свои наработки, обсуждая, оставляют только 3, на их взгляд самых важных. (2 мин.)

Далее представление работы групп

Формативное оценивание «Плюс-минус-интересно»

Стадия «Рефлексия»

Для того чтобы учебный диалог на уроке стал продуктивным и эффективным, необходимо соблюдать определённые принципы

Задание. Составление постера.

Каждая группа должна предложить три принципа эффективного учебного диалога и на общем постере зафиксировать их, НО не предложениями, а через образ, символ, рисунок, схему. (В распоряжении участников тренинга цветная бумага, ножницы, маркеры и т.д.) (на работу 5-6 минут)

Далее - представление результатов (см. Приложение №4).

Формативное оценивание «Сигналы рукой». При необходимости обсуждение результатов.

Завершающий этап работы.

  • Заявленная тема тренинга «Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся», однако всё время мы обсуждали диалоговое обучение. Как вы можете это объяснить?

(Участники выходят на то, что обсуждение темы проходило через использование форм и приемов, которые активизируют познавательную деятельность, способствуют продуктивному взаимодействию участников учебного процесса. Далее перечисляются все методы и приемы, которые использовались в данном тренинге. Само диалоговое обучение предполагает активизацию мыслительной деятельности.).

Формативное оценивание «Плюс-минус-интересно»

Рефлексия «Свободный микрофон»

Необходимо записать мысли, впечатления от тренинга, м.б. вопросы, которые возникли в ходе его проведения, пожелания.

© 2010-2022