Рабочая программа по внеурочной деятельности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПРОЕКТ «СТАРТ»

РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 42

г. Пермь

на 2014-2015 учебный год



Пояснительная записка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности - урочной и внеурочной, необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузки ребенка, обеспечивал достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС, определяемых в ООП образовательного учреждения;

Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня, БелРИПКППС, 2010г

  • Устав ОУ

  • Образовательная программа ОУ

Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.

Задачи организации внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • оказание помощи в поисках «себя»;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширение рамок общения с социумом.

На базе школы введена оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,

  • духовно-нравственное,

  • социальное,

  • общеинтеллектуальное,

  • общекультурное.

Внеурочная деятельность организована:

  • по следующим видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность

  • в следующих организационных формах: кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, экскурсии

Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью не должна превышать 25 человек. Группы формируются на основе изучения потребностей обучающихся (анкетирование родителей).

Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные - 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений.

Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (от 6 до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные.

Внеурочная деятельность опирается на следующие принципы:

  1. Принцип учета потребностей учащихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и учащихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.

  2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания учащихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения.

  3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов,

  4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.

  5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

  6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения.

При организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ СОШ №42 используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.



СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся на уровне основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

  1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

  2. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

  3. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Данное направление в МБОУ СОШ № 42 реализуется программами внеурочной деятельности:

класс

Название курса, кружка, секции

Кол-во часов

Планируемые результаты

1Г, 2А

« Коррекция личностной тревожности»

30

30

Развитие социальных компетентностей.

4Б, 4В

«Коррекция деструктивных агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста»

30

Снятие психоэмоционального состояния, смягчение агрессивных проявлений, обучение способам конструктивного взаимодействия в группе сверстников и сдерживание импульсивности,

Содействие проявлению позитивных эмоций и проявлений.

Программа «Сам себе психолог»

60

Владеет способами самопознания;

Умеет справляться с негативными психофизиологическими состояниями;

Устойчив к стрессорам;

Умеет утверждать свои права и собственную ценность;

Социально адаптивная и творчески активная личность.

«Тропинка здоровья»

30

Участие в конкурсах разного уровня по теме ЗОЖ;

Показательные выступления перед одноклассниками, родителями с постановками, сценками, ит.д. по теме ЗОЖ;

Создание информационных стендов по теме ЗОЖ.

Участие в Дне здоровья.

Участие в школьной Олимпиаде.





ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития учащихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов учащихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на уровне основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

  1. Формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у учащихся гражданской идентичности;

  2. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

  3. Приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;

  4. Сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

  5. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;

  6. Формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

  7. Формирование способности учащегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

  8. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  9. Формирование основы культуры межэтнического общения;

  10. Формирование отношения к семье как к основе российского общества;

Данное направление в МБОУ СОШ № 42 реализуется через программы внеурочной деятельности:

класс

Название курса, кружка, секции

Кол-во часов

Планируемые результаты

«Вокруг меня мир»

60

Создание информационных стендов, электронных презентаций.

Постановка сценки

«Вокруг меня мир»

60

Фотовыставка «Наш город»

«Вокруг меня мир»

60

Фотовыставка «Наша школа», «Зимние забавы».

Конкурс рисунков «Первый раз в первый класс», «Я за мир».

Проекты «Патриот», «Моя малая родина».

Изготовление куколки Масленицы, поздравительной открытки для ветеранов

«Вокруг меня мир»

60

Создание информационного стенда.

Выставка рисунков «Моя Пермь»

«Вокруг меня мир»

60

Оформление стендов после каждой экскурсии.

Выставка рисунков «Мир и я»

«Маленький пермяк»

60

Создание фотоальбома «Город старинный…Город новый…»

«Вокруг меня мир»

60

Конкурс сочинений «Профессии моих родителей»


«Вокруг меня мир»

60

Проект: «Что бы я сделал, если бы был мэром города»

Проект «Школа - наш дом»

«Вокруг меня мир»

60

Конкурс сочинений

«Вокруг меня мир»

60

Выставки «История в портретах», «Наши земляки - герои»

Участие в конкурсах, викторинах различного уровня

Проект «Рожденные в Перми»

«Вокруг меня мир»

60

Проект «Доброе сердце»

Участие в конкурсах различного уровня

«Отечество» программа развития культурной и гражданской эдентичности.

30

Участие в конкурсах различного уровня

«Вокруг меня мир»

60

Конкурс презентаций

«Вокруг меня мир»

60

Создание альбома «исторические места Перми»

«Маленький пермяк»

60

Создание презентации «Мой город»



ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

  1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;

  2. Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

  3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

  4. Овладение навыками универсальных учебных действий учащихся на уровне основного общего образования.

Направление реализуется программами внеурочной деятельности:

класс

Название курса, кружка, секции

Кол-во часов

Планируемые результаты

1А,1Г,2А,

2В,2Г,3Б,

3Г,4Б, 4В, 4Г



Экономика

30


Умные дети

30

Участие в конкурсах и викторинах.

Создание книжки - малышки с заданиями.

2А,2В,3Б,

4Б,

Проектная деятельность



1В, 2В, 3Г

«Коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов»

60

готовность с способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, социальные компетентности, личностные качества.

Проект «Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов для младших школьников»


90

Развита познавательная активность учащихся;

умеют наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи;

развитие памяти, мышления, воображения, речи;

сформированы общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;




ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран - цель общекультурного направления.

Основными задачами являются:

  1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

  2. Становление активной жизненной позиции;

  3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности:

класс

Название курса, кружка, секции

Кол-во часов

Планируемые результаты

1Е 1Б

«Умелые ручки»

30

Мастер - класс «Подарок маме»

Выставки поделок

«Из простой бумаги мастерим как маги»

30

Выставки поделок

«Легоконструирование»

30

Выставка работ из лего-конструктора

Проект «Я - начинающий строитель»

«Легоконструирование»

30

Кулинарная книга для мамы

Подарки для малышей из детского сада

«Умелые ручки»

30

Выставки работ

Участие в конкурсах разного уровня.

Оформительская работа к праздникам.

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными задачами являются:

  1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;

  2. Формирование навыков проектирования;

  3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

  4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования.

Направление реализуется программами внеурочной деятельности:

класс

Название курса, кружка, секции

Кол-во часов

Планируемые результаты

«Азбука пешеходов»

30

Проект «Макет улицы»

Создание информационных стендов, электронных презентаций.

Показательные выступления перед одноклассниками ( сценки, лит.монтажи) о правилах дорожного движения.

Игровой модуль «ПДД»

30

Сборник игр по ПДД

«Азбука пешеходов»

30

Выпуск стен - газеты.

Сценка «Я - пешеход»

«Азбука пешеходов»

30

Проект «Безопасная дорога»

Выставка рисунков «дорожные знаки».

Выпуск стенгазеты..

«Игры народов мира»

60

Организация детей во время перемен

Использование игр во внеклассных мероприятиях.

План реализации внеурочной деятельности предусматривает распределение учащихся по возрасту, в зависимости от направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности, реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя учащимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

МБОУ СОШ № 42 является целостной открытой социально-педагогической системой, создающей комплексно-образовательное пространство для развития каждого учащегося средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Таким образом, план реализации внеурочной деятельности на 2014-2015 учебный год создаёт условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся, способствует самоопределению учащихся в выборе дальнейшего профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.




Программно-методическое обеспечение плана реализации внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 42 на 2014-2015 учебный год

Программы внеурочной деятельности направлены:

  • на расширение содержания программ общего образования;

  • на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;

  • на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские), а также на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности опирается на достижение результата определенного уровня. При разработке программы выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого.

Типы образовательных программ, реализуемых во внеурочной деятельности:

  1. Комплексные образовательные программы предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов - получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов - получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

  1. Тематические образовательные программы направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и используют при этом возможности различных видов внеурочной деятельности;

  2. Образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), могут иметь возрастную категорию, например: 1-й класс - первый уровень, 2- й класс - второй уровень, 3-й класс

  • третий уровень и др.);

  1. Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и др.);

Программы внеурочной деятельности согласовываются на школьных методических объединениях, рассматриваются на педагогическом совете МБОУ СОШ № 42 и осуществляется их внутреннее рецензирование. Программа утверждается директором ОУ, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.

В ходе внутреннего рецензирования оценивается уровень воспитательного результата, мотивирующий и развивающий потенциал программы. Внутреннее рецензирование проводят учителя образовательного учреждения высшей квалификационной категории, администрация ОУ.

Программа, реализуемая во внеурочной деятельности, включает в себя следующие обязательные разделы:

  • Титульный лист

  • Пояснительная записка

  • Содержание курса

  • Учебно-тематический план

  • Ожидаемые результаты

  • Ресурсное обеспечение реализации Программы

  • Список литературы.

  • Диагностические методики

Пояснительная записка раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению, педагогическую идею, информацию о продолжительности занятия, для детей какого возраста предназначена, место проведения занятия, виды деятельности, ожидаемые результаты, формы подведения итогов работы.

Содержание программы отражает динамику становления и развития интересов учащихся от увлеченности до компетентностного самоопределения.

Титульный лист программы должен содержать наименование образовательного учреждения, название программы, Ф.И.О., должность, квалификационную категорию разработчика, гриф утверждения программы (дата, должность и Ф.И.О. руководителя, утвердившего программу), название города, в котором подготовлена программа, год составления программы.

Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности обучающихся

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (пп.6.1 п.1 ст.29 Закона Российской Федерации «Об образовании»). Согласно пункта 16 ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность ОУ финансируется в соответствии с законодательством и осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов Пермского края, определяемых в зависимости от типа и вида образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, а также на иной основе. Письмо МОиН СО от 06.09.2013г №МО-16-03/578-ТУ.

Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований за счет субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, объем которых определяется исходя из установленных нормативов на одного учащегося.

Информационное обеспечение организации внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности МБУ СОШ № 42 включено:

  • проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, учащихся и родительской общественности;

  • информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования (через официальный сайт образовательного учреждения);

  • создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

  • информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, поддерживающий мотивационную среду образовательного учреждения. Именно информационно-коммуникационные технологии дают сегодня возможность участвовать всем субъектам образовательного процесса не только в региональных или всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для их творческой самореализации, в том числе и во внеурочной деятельности.


Взаимосвязь направлений, видов и форм внеурочной деятельности представлена в таблице.

Направление

Виды деятельности

Формы работы с обучающимися

1

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

Досуговое общение

Час общения, прогулки на природу, походы, выезды; спортивные соревнования, эстафеты, «уроки гигиены», «уроки здорового питания», спортивные секции и кружки; подвижные игры , игровые программы по пропаганде ЗОЖ, акции по пропаганде ЗОЖ ; творческие и исследовательские проекты; КТД и т.п.

2

Духовно-нравственное

Проблемно-ценностное общение

Социальное творчество

Игровая

Познавательная

Художественное творчество

Трудовая (производственная)

Туристко-краеведческая

Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п.

3

Обще-

интеллектуальное

Познавательная

Игровая

Проблемно-ценностное общение

Час общения, познавательные беседы, диспуты, библиотечные уроки, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п.

4

Общекультурное

Проблемно-ценностное общение

Художественное творчество

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п.

5

Социальное

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)

Трудовая (производственная)

краеведческая

Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД, дополнительное образование и т.п.

Результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности

Цель диагностики - выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников предусматривает:

1. Личность самого воспитанника;

2. Детский коллектив;

3. Профессиональная позиция педагога;

4. Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива.

Цели и задачи

Ожидаемые результаты

Методы и методики мониторинга

Создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности

• Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т. п.) • Сформированность мотивации коллектива воспитанников к участию в общественно полезной деятельности • Сформированность коммуникативной культуры учащихся

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В. В. Синявскому и Б. А. Федоришину) • Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной) • Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив… Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива) • Методика «Какой у нас коллектив?» (по А. Н. Лутошкину) • Методика «Наши отношения» • Методика «Творческие задания» • Игра «Лидер» • Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов» . Социометрия • Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» • Методика «Сочинения учащихся» • Игровая методика «Мишень» • Методика определения лидера • Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности» • Методика «Эмоционально-психологический климат» • Характеристика психологического климата коллектива . Методика изучения мотивации межличностных выборов • Методика «Лесенка» • Методика диагностики организованности коллектива • Игровая методика «Лидер» • Методика «Творческий коллектив» • Методика определения уровня развития самоуправления • Цветопись (по А. Н. Лутошкину) • Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А. Н. Лутошкину) • Методика «Ребячья мозаика» • Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей

Мониторинг деятельности педагога дополнительного образования



Методы и методики мониторинга деятельности педагога дополнительного образования

Показатели

Сроки контроля

Методы контроля

Кто проводит

1. Эффективность работы кружков, секций, клубных объединений

1.1. Результаты промежуточной аттестации учащихся (итоги учебного года)

Май

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.2. Результаты итоговой аттестации

Май

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.3. Проектная деятельность учащихся

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.4. Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.5 Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т. п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.6. Количество учащихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т. п. вне школы

В течение учебного года

Анализ

Педагоги доп. образования

1.7 Количество учащихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.8. Проведение различных мероприятий

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.9 Проведение экскурсий, походов

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.10 Вовлеченность учащихся в акцию милосердия, детский дом

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.11 Кол-во учащихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.12 Посещаемость кружков и секций

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

1.13 Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

2. Организация ученического самоуправления

Количество детей, задействованных в ученическом самоуправлении

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

3. Анализ состояния работы с родителями

3.1. Проведение родительских собраний

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

3.2 Посещение родителями обучающихся родительских собраний

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

3.3 Процент родителей обучающихся, посетивших родительские собрания в предыдущем учебном году

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

3.4 Участие родителей в мероприятиях на основании данных, зафиксированных педагогом в специальном журнале (тетради)

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

3.5. Процент родителей, принявших участие в мероприятиях в предыдущем учебном году (на основании данных протоколов родительских собраний и анализа деятельности педагога)

Май

Анализ

Педагоги дополнительного образования

4. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

4.1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении

4 четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Педагоги дополнительного образования

4.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

4 четверть

Анкетирование учащихся и родителей

Педагоги дополнительного образования

4.3. Наличие благодарностей, грамот

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

5. Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса

5.1. Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

Сентябрь

Анализ

Педагоги ДО, зам. директора по УВР

5.2. Планирование воспитательной работы на год

Сентябрь

Составление плана

Педагоги дополнительного образования

5.3. Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности)

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

5.4. Ведение журнала

Сентябрь - май

Проверка журналов

Зам. директора по УВР

6. Использование новых воспитательных технологий

6.1. Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

7. Профессиональный рост педагога дополнительного образования

7.1. Прохождение курсов повышения квалификации

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

7.2. Участие в работе конференций, семинаров и т. д.

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

7.3. Работа над методической темой

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

8. Обобщение и распространение опыта

8.1. Презентация опыта на различных уровнях

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования

8.2. Наличие научно-педагогических и методических публикаций

В течение учебного года

Анализ

Педагоги дополнительного образования


© 2010-2022