Методическая разработка Служба примирения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка Служба примирения


Что такое школьная служба примирения?

Школьная служба примирения - служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.

Созданная в школе служба примирения позволит:

- Снизить уровень конфликтности, что будет содействовать устранению причин противоправного поведения школьников.

- Обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях, что будет содействовать декриминализации подростковой среды.

- Создать условия для привлечения лидеров подростковых групп в деятельность по изменению культурных норм школьной среды.

- Участие в деятельности службы может стать способом позитивной самореализации подростков.

Исследования по эффективности программ обучения медиаторству, проводившиеся в период от нескольких месяцев до двух лет в разных типах учебных заведений от начальных школ до колледжей, показали, что 85-95% конфликтов, в которых медиаторами выступали сверстники, имели своим результатом продолжающиеся и стабильные соглашения. Обучение по программам медиаторства уменьшило число обращений по поводу конфликтов к педагогам и администрации.

Методическая разработка Служба примирения

Формы работы Школьной службы примирения:

1. Проведение программ примирения (медиаций) между участниками конфликтных ситуаций.

2. Проведение «кругов сообщества» в школьных коллективах.

1. Медиация (программы примирения, программы по заглаживанию вреда). Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу, настроены агрессивно. Поэтому на встрече сторон нужен медиатор - нейтральный посредник, ведущий встречи, - который не будет никого ни обвинять, ни защищать, будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. При этом ответственность за разрешение ситуации принадлежит самим сторонам, и только они сами принимают решение по поводу своей ситуации. Конечно, сразу стороны могут быть не готовы к подобному диалогу. Для подготовки сторон к примирительной встрече проводятся предварительные встречи с каждым участником. На такой встрече ведущий дает участнику возможность рассказать свою версию и обсудить причины произошедшего, помогает выговориться, притупить агрессивные чувства, стать способным слушать и воспринимать другого человека, проясняет его потребности, рассматривает различные возможные пути разрешения конфликта, в том числе участие в примирительной встрече, а в случае согласия на встречу договаривается о соблюдении правил. Целью программы примирения конфликтующих сторон является создание условий для проведения конструктивного диалога между сторонами с тем, чтобы они поняли друг друга, приняли на себя ответственность за произошедшее и самостоятельно выработали совместное решение по устранению конфликта, заглаживанию нанесенного вреда и налаживанию дальнейших взаимоотношений так, чтобы исключить повторение произошедшего. Ведущий не уговаривает человека участвовать в примирительной встрече. Участие в программе может быть только добровольным, то есть в случае отказа хотя бы одной из сторон встреча не проводится. Но в этом случае могут быть проведены другие программы, помогающие удовлетворить потребности согласившейся стороны и восстановить ее жизненную ситуацию, нарушенную конфликтом. Важнейшим принципом медиации является конфиденциальность. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не выносится вовне, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Если администрации школы необходим отчет о проведенной программе, ведущий вместе с участниками договаривается о его содержании.

2. «Круги». «Круг» - одна из очень эффективных форм восстановительных программ, которая способствует подключению к решению проблемы всех заинтересованных людей и обеспечивает их активное участие в обсуждении ситуации и принятии решения. Главная особенность «круга» - наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. «Круги» - это древнее средство, которое существует в различных видах во многих культурах. Это форма, которая позволяет обеспечить более тесный контакт между людьми, и тогда конфликт превращается в возможность для построения взаимоотношений. Круги дают своим участникам форму для разделения ответственности за обсуждаемую ситуацию и для ее разрешения и достижения договоренностей. Причем помимо возможности для договоренности круги приносят качественно иные и гораздо более ценные результаты - взаимопонимание, доверие, новое поведение, изменение жизненных позиций и отношений. Процедура «круг» может быть использована для разрешения конфликтов в коллективах или группах людей, где каждый из участников лично и эмоционально включен в ситуацию. Все вопросы, которые выносятся на «круг», должны соответствовать поставленной цели, их содержание тщательно продумывается, анализируются возможные последствия коллективного обсуждения. Конечный же результат, при соблюдении всех необходимых условий, будет зависеть от людей, составляющих круг, от их желания разрешить проблему. Процесс обсуждения в «круге» основывается на определенной процедуре, обеспечивающей безопасность и взаимное уважение. Круг организуется и проводится ведущим, который формулирует вопросы для обсуждения, рассказывает о правилах и следит за их соблюдением, несет ответственность за атмосферу, создающуюся в круге. В круге существует «говорящий предмет», и право говорить имеет только тот, кто держит его в руках. Круг продолжается до тех пор, пока кому-то из участников есть что сказать по обсуждаемому вопросу. Данная процедура, помимо того что она является крайне действенным способом создания определенной атмосферы, объективно способствует принятию участниками осознанного и ответственного решения, поскольку изначально задает возможность каждому высказаться и быть услышанным. «Круги» могут проводить после прохождения соответствующего обучения как подростки - участники Службы примирения, так и куратор Службы.

Методическая разработка Служба примирения

Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

  • социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;

  • признание равенства партнёров;

  • отказ от доминирования и насилия;

  • готовность принять другого таким, какой он есть;

  • доверие, умение слушать и выслушивать другого;

  • способность к сочувствию, сопереживанию.

Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

Основная цель воспитания:

  • содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;

  • способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Цели:

  • Укрепление принципов личностно-ориентированной школы и развитие субъектности (превентивное уважение ко всем субъектам образовательно-воспитательного процесса) образовательного процесса;

  • Создание единого коммуникативного и этического пространства.

  • Оормирование механизмов преодоления и профилактики конфликтных ситуаций в образовательной среде;

  • Создание действенной системы защиты участников школьного сообщества и безопасной образовательной среды,

  • Развитие системы юридического просвещения в образовательном учреждении.

Задачи:

  • Психолого-педагогическое и юридическое просвещение участников образовательно-воспитательного процесса;

  • Развитие механизмов для дополнительной социализации и социально-психологической адаптации детей из семей-мигрантов;

  • Создание условий для конструктивного диалога, в котором стороны спора(конфликта) могут свободно высказать свою позицию без позиции взаимного осуждения и найти ресурсы для компромисса;

  • Формирование активной позиции участника образовательного пространства и принятие ответственности за произошедшее;

  • Разработка мер для дополнительной этнокультурной адаптации учащихся и их родителей;

  • Формирование доверия к системе работы образовательного учреждения;

  • Профилактика напряженности и конфликтных ситуаций.

Служба направлена как на решение ситуативных задач, так и на активное влияние на возможную напряженность в школьном сообществе. Эта служба способствует получению «обратной связи» в ситуации на равных и вводит новую традицию разрешения и профилактики конфликтных ситуаций. В работу службы могут быть включены все участники сообщества школы и осуществлять свою деятельность в виде помощи участникам спора (конфликта). Управляющим органом является комитет по примирению, в составе:

  • Социального педагога, педагога-психолога, ответственного завуча(обязательное участие),

  • Представителя родительского комитета, представителя общины(по необходимости),

  • Участники спора, конфликта(если участниками конфликта являются дети до 12 лет, то приглашаются их родители(законные представители)),

  • Классный руководитель, учителя-предметники(по необходимости);

  • Учащиеся, пользующиеся авторитетом среди сверстников.

Куратором службы является педагог-психолог школы, секретарем - социальный педагог. В дальнейшем, состав, в силу особенностей работы службы и запросов образовательного учреждения, может быть пересмотрен.

Причиной обращения может быть напряженная конфликтна я ситуация между учащимися, педагогами и учащимися, педагогами, родителями и педагогами, пр.

Принципы деятельности:

  • Создание пространства для диалога сторон;

  • Толерантность;

  • Нейтральность;

  • Конфиденциальность;

  • Превентивное уважение;

  • Подведение сторон к принятию совместного решения.

Механизм действия.

Любой участник школьного сообщества может обратиться в службу для разрешения напряженной ситуации(конфликта) образовательного, воспитательного, морально-этического характера. Сотрудниками (медиаторами) службы являются члены педагогического коллектива школы, подготовленные учащиеся. Если участие сотрудника(медиатора) службы не принесло ожидаемых результатов, то - либо участник спора, либо сотрудник службы обращаются в комитет по примирению. Сотрудником службы предоставляется краткий отчет о том, какие меры были приняты и оценка результата. По запросу члены комитета проводят анализ ситуации, и назначается заседание, на котором стороны, в присутствии членов комитета, представляют свои позиции, соблюдая права другой стороны, при необходимости привлекаются специалисты ПМПК, других подразделений школы. Заседание может быть как однократным, так и многократным. В результате выносится решение комитета(договор по примирению), с которым согласны стороны и устанавливаются сроки реализации. Если конфликтная ситуация, не исчерпана, то комитет по примирению, участники спора, могут обратиться в специализированные организации(центр «ОЗОН», «Перекресток», органы опеки, пр.) за помощью.

Один раз в четверть проводится установочное заседание комитета по примирению, на котором подводятся итоги работы, анализ эффективности работы, принятие актуальных целей, форм активности в сообществе.

Документация.

Сотрудники школы получили памятки о профилактике конфликтов. Если возникает конфликтная ситуация, требующая более профессионального вмешательства, подготовленный сотрудник службы проводит беседу с участниками конфликта, предпринимает иные действия(посещает уроки, беседует с родителями учащихся, привлекает педагога-психолога, пр.), эффективность которых отражена в журнале(протоколы в свободной форме). Если конфликтная (напряженная) ситуация вынесена на заседание комитета, то повестка заседания, позиция сторон и принятое решение отражается в журнале службы примирения секретарем службы.

Методическая разработка Служба примирения

© 2010-2022