Программа ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ (СПО)

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ и по делам молодежи КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ:

И.о. директора «КБГТК»

____________Б.З. Абазов


«___»_________20____ г.


ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Для 1-2 курсов

Нальчик 2014

на 2014-2016 учебный год





СОДЕРЖАНИЕ

(План на 2014-3015, положение «Одаренные дети», перечень олимпиад) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Программа «Одарённые дети», ставит своей целью создание необходимых условий для выявления и развития интеллектуальных, творческих, художественных и спортивных способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Система поддержки талантливых детей - одно из ключевых направлений развития среднего профессионального образования. В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации обучающихся. Программа «Одарённые дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогическую поддержку для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одарённых детей.

Программа разработана по трем направлениям:

  • работа с обучающимися;

  • взаимодействие с родителями;

  • работа с педагогическим коллективом.

II. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности колледжа.

Определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одарённости в определенной области науки (подростковый образ).

  • Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

III. ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ студентами

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя;

  • принцип свободы выбора обучающимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ студентами

Цель: создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания и поддержки одаренных подростков.

Задачи:

  • изучение природы подростковой одарённости;

  • выявление и отбор как одарённых и талантливых студентов, так и способных в той или иной области;

  • создание базы данных в рамках Программы;

  • развитие сферы внеурочного, дополнительного образования, удовлетворяющего потребностям и интересам студентов;

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов для каждого одаренного студента;

  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одарёнными детьми.

V. СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ студентами

Обучение одарённых студентов

При выявлении студентов с незаурядными умственными возможностями встает проблема чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Обучение таких студентов должно отвечать их существенным потребностям. Одарённые дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитываться при обучении. К таким особенностям относятся следующие:

  • Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

  • Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

  • Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут

быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются индивидуальные учебные программы. К основным стратегиям обучения студентов с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Основные требования при включении обучающихся в индивидуальные учебные программы, построенные с использованием ускорения: обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение; студенты должны быть достаточно зрелыми в социально- эмоциональном плане; необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одарённости. Реализация программы «Одарённые дети» направлена на выявление и развитие одарённых детей по следующим видам одарённости: художественная, академическая и интеллектуальная, творческая и социальная.

Художественная одарённость. Этот вид одарённости поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны преподавателй и сверстников.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения по отдельным предметам. Эти дети могут показывать высокие результаты по математике или иностранным языкам, физике или биологии и при этом иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Родители и преподаватели порой недовольны тем, что подросток не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

Творческая одаренность. По мнению А.М. Матюшкина есть лишь один вид одаренности - творческая одаренность: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. И всё же другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. При этом комментируют: творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Социальная одаренность. Это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность. Можно выделить общие черты лидерской одаренности:

  • Интеллект выше среднего

  • Умение принимать решение

  • Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями

  • Ощущение цели, направления движения

  • Гибкость, приспосабливаемость

  • Чувство ответственности

  • Уверенность в себе и знание себя

  • Настойчивость

  • Энтузиазм

  • Умение ясно выражать мысли

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности обучающегося и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного студента: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение подростка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренности студента может быть описан следующими признаками:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности:

  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

    1. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному подростку самодостаточной системой саморегуляции.

    2. Особый тип организации знаний одаренного подростка:

  • высокая структурированность;

  • способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

  1. Своеобразный тип обучаемости. Одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению.

Мотивационный аспект поведения одаренного студента может быть описан следующими признаками:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.), либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

  2. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

  3. Ярко выраженный интерес к занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в дело. Упорство и трудолюбие.

  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

  5. Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить гипертрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Таким образом, предложенная программа осуществляет выделение видов одаренности в рамках пяти видов деятельности. Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Успешность работы с одаренными подростками во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией обучающихся.

  1. этап - аналитический - при выявлении одаренных студентов учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественно-эстетической, социальной, спортивной и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что студенты охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством преподавателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких познавательных способностей обучающихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый студент смог реализовать свои интеллектуальные, эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в группах II и III ступени.

  1. этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей студента через различные виды деятельности: учебную и внеучебную.

Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными студентами наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп предоставляется базовым учебным планом БУП): спецкурсы, миникурсы, («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно- практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д. Важным фактором, влияющим на развитие одаренных обучающихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система воспитательной работы в колледже. Основой такой системы выступает погружение в культуру функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра.

III этап - формирование, углубление и развитие способностей обучающихся.

Начальные курсы являются особым образовательным пространством, в рамках которого, одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в колледже:

  • выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика);

  • самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

  • четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

VI. УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ студентами

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Подготовка педагога к взаимодействию с одарёнными студентами. Одарённые подростки нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Преподаватели, работающие с такими студентами, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные преподаватели часто не могут выявить одарённых студентов, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Личность преподавателя является ведущим фактором любого обучения. По мнению некоторых исследователей, поведение преподавателя для одаренных студентов в группе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе; предоставляет обучающимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки студента; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность студента. Преподавателям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями: с помощью тренингов - в достижении понимания самих себя и других, предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности; тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.

Педагогические технологии и методики, применяемые на 1 и 2 курсах:

Так как большинство обучающихся мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это, прежде всего, технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах».

Технология проблемного обучения.

Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность студента может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, преподаватель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

  1. осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

  2. формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

доказательство гипотезы, в процессе которого студенты переформулируют вопрос или задание;

  1. общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет студентам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе студенческих исследований.

Методика обучения в малых группах

Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что группа разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов студенты каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ обучающиеся получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить студентов к более напряженной и разнообразной работе.

Технология проективного обучения

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение студентами знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит позволяет студентам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы обучающихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Спецкурсы

Спецкурсы как одна из форм организации образовательного процесса представляет собой систему учебных занятий, содержание которых позволяет студентам выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы общеобразовательной программы или получить знания в интересующих их областях знаний. Своеобразие спецкурса заключается в том, что основу его содержания составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения подростками; требует активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным изложением преподавателя как источником информации. Наиболее актуальны спецкурсы на первом и втором курсе обучения, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. К тому же обычно студенты уже имеют опыт самостоятельной творческой деятельности. Спецкурс проводится поэтапно. На первом этапе преподаваетль проводит диагностику уровня учебных возможностей, познавательных интересов, мотивов деятельности обучающихся. Затем педагог разрабатывает примерную тематику исследовательских проектов, которые могут быть выполнены в рамках спецкурса, затем преподаватель проводит групповые консультации, цель которой - познакомить обучающихся с основными приемами работы над исследовательским проектом, объясняет цели и задачи спецкурса как средства подготовки обучающихся к самостоятельной работе над проектом. Четвертый этап - собственно спецкурс, который включает определенное количество учебных занятий. Большая часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Особое значение имеет проблемный семинар, цель которого - обобщение и систематизация полученных знаний. Пятый этап изучения спецкурса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите. На шестом этапе проводится студенческая научная конференция, на которой проходит защита исследовательских проектов. Признание коллективом преподавателй и руководством колледжа того, что реализация системы работы с одаренными студентами является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.

VII. ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ студентами

-творческие мастерские; -факультативы; -кружки по интересам; -конкурсы;

-интеллектуальный марафон; -участие в олимпиадах; -спецкурсы;

-работа по индивидуальным планам; -занятия в профильных группах.

При всех существующих трудностях в системе среднего профессионального образования сегодня открываются новые возможности для развития личности обучающегося, и одарённой личности в частности. Программа развития предусматривает целенаправленную работу с одарёнными обучающимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

VIII. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап

  • Разработка программы работы с одаренными студентами 1-2 курсов.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

  • Создание банка данных по одаренным студентам.

  • Создание банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

    1. этап

  • Диагностика склонностей студенов.

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными подростками, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

  • Приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности студентов, развивающих работу с одаренными подростками;

  • Проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одаренными студентами.

  • Создание банка творческих работ студентов.

  1. этап

  • Участие в окружных, городских олимпиадах, конференциях, выставках, соревнованиях, проектных мероприятиях, Интернет - конкурсах, форумах.

  • Вовлечение одаренных студентов в дистанционные интернет курсы.

  • Сохранение традиции работы с системой портфолио.

  • Проведение выставок подросткового творчества.

  • Поддержка руководителей проектных, исследовательских и творческих работ обучающихся.

  • Повышение квалификации преподавателей.

  • Анализ и корректировка программы.

  • Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития студентов.

IX. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала студенотв;

  • создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателй, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными подростками;

  • создание условий для укрепления здоровья одарённых подростков;

  • повышение качества образования и воспитания студентов; -удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких студентов;

-повышение уровня индивидуальных достижений студентов в образовательных областях, к которым у них есть способности; -адаптация студентов к социуму в настоящем времени и в будущем; -повышение уровня владения студентами обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких обучающихся.

- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных студенов.










ПРИЛОЖЕНИЯ

Утверждаю:

И.о. директора "КБГТК" _____________Б.З. Абазов

«____»________2014 г.

ПЛАН

«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» для 1-2 курсов на 2014-2015 учебный год

МЕРОПРИЯТИЕ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

-Утверждение программы «Одаренные дети» на педагогическом совете Разработка положения «Одаренные дети» -Утверждение календарно- тематических планов, образовательных программ предпрофильных, элективных курсов, программ факультативов, программ индивидуальных и групповых занятий с педагогами

-Подбор диагностических методик: -по определению направленности и степени одаренности студентов (1-2 курс) -для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании -для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными подростками

Август

Зам.директора по УР Кажаров С.М. Зам.директора по ВР Тухужева Э.А. Педагог-психолог Ортанова М.Х.

*Мониторинг (выявление одаренных студентов) *Создание банка данных «Одаренные дети» *Разработка индивидуальных маршрутов для студентов

*Организация секций дополнительного образования исходя из мониторинга *Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся *Разработка портфолио личностных

Сентябрь

Зам.директора по УР Кажаров С.М. Зам.директора по ВР Тухужева Э.А. Педагог-психолог Ортанова М.Х.





достижений обучающихся

*Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников и студентов СПО

Октябрь

Зам.директора по ВР Тухужева Э.А. Учителя-предметники

*Подготовка памятки и рекомендаций для студентов по различным видам деятельности с целью обеспечения их психолого- педагогической поддержки.

Ноябрь

Педагог-психолог Ортанова М.Х.

*Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети».

Январь

Зам.директора по УР Кажаров С.М. Зам.директора по ВР Тухужева Э.А.

*Круглый стол «Одаренные дети. Проблемы, поиски, находки».

Март

Зам.директора по УР Кажаров С.М. Зам.директора по ВР Тухужева Э.А.

*Осуществление сравнительного анализа учебной успеваемости обучающихся, обучающихся на «5», «4» и «5», определение направлений коррекционной работы. *Анализ работы с одаренными студентами, перспективы в работе.

Май

Зам.директора по УР Кажаров С.М. Зам.директора по ВР Тухужева Э.А.

*Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными студентами *Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными студентами *Консультации для студентов и родителей по вопросам одаренности *Работа колледжного самоуправления, способствующего развитию социальной компетентности студентов *Посещение уроков преподавателй-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на 1-2 курсах *Ведение и обновление странички сайта колледжа «Одаренные дети»

В течение года

Зам.директора по УР Кажаров С.М. Зам.директора по ВР Тухужева Э.А. Педагог-психолог Ортанова М.Х.





*Подготовка и обеспечение участия студентов в окружных, городских, региональных, российских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях по плану структурного подразделения ОМЦ по работе с одаренными и мотивированными подростками.

*Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее»-2014 (Москва)

  • Национальное соревнование молодых ученых Европейского Союза

  • Российская научная и инженерная выставка «Шаг в будущее»

  • Российская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее»

•Московский городской турнир памяти В.В.Давыдова «Знатоки чтения» •Общероссийская национальная олимпиада по интеллектуальной собственности для старшеклассников

  • Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России», Всероссийский конкурс «Юность, наука, культура»

•Творческий конкурс учащейся молодежи «Если бы я был главой Управы» •Московский интеллектуальный марафон •Конкурс проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» •Олимпиада школьников «Ломоносов» и др (по плану воспитательной работы) •Всероссийский конкурс «Бабочки- красавицы»

•Всероссийская олимпиада «В мире сказок»

•Соревнования «Кросс нации - 2014» •Всероссийский конкурс «Поздравительная открытка на английском языке» •Всероссийский блиц-турнир «Всезнайки» •Окружной турнир «Спартакиада допризывной молодежи» •Школьный тур «ВОШ» по 17 предметам •Всероссийский конкурс «Кроссворд для математики»

•Районные соревнования «Сильные, ловкие, смелые»

•Окружной марафон ИВС «Дебют» •Всероссийский марафон «Веселая математика»

•Окружной конкурс «Огонь друг-огонь враг» •Районный конкурс «Помним, гордимся» •Окружной тур «ВОШ» •Всероссийская олимпиада «Эрудиты планеты»

•Всероссийская олимпиада «Муравейник» •Всероссийская олимпиада «Кенгуру» •Всероссийская олимпиада «Еж» •ШВС ИВС









Утверждаю:

И.о. директора "КБГТК" _____________Б.З. Абазов

«____»________2014 г.


ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ студентами

1.Общие положения

  1. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

  2. Цели и задачи:

Цель: создание условий для оптимального развития студентов.

Задачи:

-Выявление одаренных студентов с использованием различных диагностик. -Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей обучающихся.

-Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности. -Организация разнообразной внеурочной и внеколледжной деятельности. -Развитие у одаренных студентов качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

  1. Принципы работы с одаренными студентами:

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся - высший уровень).

  • Принцип опережающего обучения.

  • Принцип комфортности в любой деятельности.

  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.

  • Возрастание роли внеурочной деятельности.

  • Принцип развивающего обучения.

- Принцип добровольности.

  1. Участниками реализации данного положения являются:

  • Администрация колледжа (директор, заместители).

  • Руководители методических комиссий.

  • Преподаватели-предметники.

  • Мастера производственного обучения.

  • Руководители кружков и секций.

  • Медицинские работники.

  • Психологи.

  • Библиотекарь.

  • Родители или законные представители обучающихся.

  • Управляющий совет.

  1. Формы проведения мониторинга реализации положения: -Предметные олимпиады.

-Общеколледжная конференция достижений обучающихся. -Предметные недели.

-Творческие отчеты преподавателей из опыта работы с одаренными студентами.

-Внутриколледжный контроль.

-Творческие отчеты кружков и спортивных секций. -Тематические конкурсы, выставки. -Проектная деятельность. -Мониторинг динамики развития. -Портфолио обучающихся.

2. Организация и функциональное обеспечение положения

  1. Функции директора:

  • Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одаренными студентами и контроль его выполнения участниками образовательного процесса.

  • Создание фонда поощрения и материального стимулирования одаренных студенов и преподавателей, работающих с одаренными обучающимися.

  1. Функции заместителя директора по УР и ВР:

  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения (учебный план, расписание, элективы, планы индивидуальной деятельности).

  • Разработка программ.

  • Подготовка отчетов о работе с одаренными студентами.

  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными студентами.

  • Координация действий преподавателей, работающих с одаренными студентами.

  • Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных студентов.

  • Сбор банка данных по одаренным студентам.

  • Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме.

  • Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

  • Определение критериев эффективности работы.

  • Оформление материалов по работе с одаренными студентами на сайте колледжа, папках методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т. д.).

  • Руководство подготовкой творческих отчетов преподавателей, работающих с одаренными студентами.

  1. Функции руководителей колледжных методических объединений:

  • Планирование и проведение колледжных предметных недель и олимпиад (ежегодно).

  • Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам (постоянно).

  1. Функции преподавателей-предметников:

  • Выявление одаренных студентов.

  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными студентами, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно- исследовательского уровней.

  • Организация индивидуальной работы с одаренными студентами.

  • Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, окружного и городского уровня.

  • Отбор и оформление в течение года достижений одаренных студентов для предъявления на общеколледжной ежегодной конференции.

  • Оформление своего опыта работы с одаренными студентами в виде творческого отчета для предъявления на педсовете.

  • Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.

  1. Функции мастеров производственного обучения:

  • Выявление студентов с общей одаренностью.

  • Оформление в дневниках мастеров п/о сводной таблицы по видам (областям) одаренности студентов, используя данные своих диагностик и наблюдений, преподавателей-предметников, руководителей кружков, родителей.

  • Планирование воспитательной работы в группе с учетом реализации одаренными студентами группы своих способностей.

  • Подготовка отчетов о работе с одаренными студентами.

  • Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.

  1. Функции руководителей кружков и секций:

  • Выявление одаренных студентов.

  • Организация творческих отчетов студентов.

  • Предоставление необходимой информации мастерам п/о.

  • Консультирование родителей.

  • Подготовка отчетов о работе с одаренными студентами (в произвольной форме).

2.7. Функции психолога:

  • Подбор диагностических материалов для выявления одаренных студентов.

  • Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная).

  • Индивидуальные и групповые занятия с обучающимися.

  • Индивидуальные и групповые консультации для обучающихся.

  • Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации).

  • Работа с преподавателями (консультации, тренинги, просветительская работа). -Подготовка отчетов о работе с одаренными студентами.






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 мая 2013 г. N ИР-389/08

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ УРОВНЕЙ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с пунктом 21.2 Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - вузы), утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2011 г. N 2895 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 23011 от 24 января 2012 г.), приемной комиссией не позднее 1 июня на официальном сайте вуза должна быть размещена информация для абитуриентов и их родителей (законных представителей) о льготах, предоставляемых победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в соответствии с Перечнем олимпиад школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 ноября 2012 г. N 916 (зарегистрирован Минюстом России, регистрационный N 26075 от 11 декабря 2012 г.).

В целях исполнения вузами требований указанного пункта Порядка приема граждан в вузы Минобрнауки России направляет для руководства установленные решением Российского совета олимпиад школьников от 25 апреля 2013 г. N 1 уровни олимпиад школьников. Данный документ также размещен на официальном сайте Минобрнауки России (httpV/минобрнауки.рф) в разделе «Документы».

И.М.РЕМОРЕНКО

Приложение

УРОВНИ

ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ ОЛИМПИАД ШКОЛЬНИКОВ НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

N

Полное наименование олимпиады

Общеобразовательный предмет (комплекс предметов), по которым проводится олимпиада

Уровень олимпиады

1.

V Южно-Российская межрегиональная олимпиада школьников «Архитектура и искусство»

Рисунок, композиция, живопись, черчение

2

2.

Байкальская олимпиада школьников

Лингвистика

3

3.

Всероссийская интернет- олимпиада «Нанотехнологии - прорыв в будущее»

Нанотехнологии

1

4.

Всероссийская олимпиада учащихся музыкальных училищ и колледжей

Инструменты народного оркестра

3

Струнные инструменты

3

Теория и история музыки

2

Хоровое дирижирование

2

5.

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор»

Физика и астрономия

3

Информатика

3

6.

Всероссийский турнир юных физиков

Физика

3

7.

Всесибирская открытая олимпиада школьников

Информатика

2

Физика

1

Химия

1

Биология

3

Математика

2

8.

Городская открытая олимпиада школьников но физике

Физика

1

9.

Интернет-олимпиада школьников по физике

Физика

1

10.

Междисциплинарная олимпиада школьников имени В.И. Вернадского

Гуманитарные и социальные науки

3

11.

Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии

Химия

1

12.

Межрегиональная олимпиада МПГУдля школьников

География

3

Русский язык

2

13.

Межрегиональная олимпиада по праву «ФЕМИДА»

Право

3

14.

Межрегиональная олимпиада

Физика

3





школьников «Будущие исследователи - будущее науки»

Биология

2

История

2

Химия

3

15.

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»

Право

2

Математика

1

Литература

2

Обществознание

1

История

1

Экономика

1

16.

Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ»

Математика

3

17.

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений

Иностранные языки

3

Математика

2

18.

Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии

Математика

2

19.

Межрегиональная химическая олимпиада школьников имени академика П.Д. Саркисова

Химия

3

20.

Многопредметная олимпиада «Юные таланты»

География

2

Химия

3

21.

Московская олимпиада школьников

Математика

1

Лингвистика

2

Физика

1

Информатика

2

Химия

2

Астрономия и физика космоса

3

География

2

22.

Объединенная межвузовская математическая олимпиада

Математика

2

23.

Океан знаний

Экология

3

24.

Физика управляет миром

Физика

3

25.

Олимпиада школьников «Государственный аудит»

Обществознание

2

26.

Олимпиада школьников «Интеллектуальный марафон имени Н.Д. Кондратьева»

Экономика

2

27.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Обществознание

2

Иностранные языки

2

Механика

2

История

1

Философия

3

Политология

3

Журналистика

2

Геология

3

Экология

3

Литература

2






Русский язык

1

Информатика

3

География

2

Право

2

Химия

1

Международные отношения и глобалистика

2

Биология

1

Математика

1

Физика

1

Психология

3

История российской государственности

2

28.

Олимпиада школьников «Надежда энергетики»

Физика

2

29.

Олимпиада школьников «Наследники Левши» Тульского государственного университета по физике

Физика

3

30.

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»

Иностранные языки

2

Обществознание

2

Математика

1

Биология

2

Химия

2

Физика

1

История

1

Литература

3

31.

Олимпиада школьников «Шаг в будущее»

Техника и технологии

2

Физика

2

32.

Олимпиада школьников по информатике и программированию

Информатика

1

33.

Олимпиада школьников по праву Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Право

2

34.

Олимпиада школьников Санкт- Петербургского

государственного университета

Физика

3

История

1

Право

1

Математика

1

Иностранные языки

2

Медицина

3

Биология

2

Обществознание

2

География

1

Химия

3

Филология

2

35.

Олимпиада Юношеской

Математика

2





математической школы

36.

Олимпиады по комплексу предметов «Культура и искусство»

Рисунок и композиция

3

Рисунок, живопись, композиция, история искусства и культуры

2

37.

Открытая всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие»

История

3

38.

Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири»

Химия

3

Физика

2

39.

Открытая олимпиада школьников «Информационные технологии»

Информатика и ИКТ

1

40.

Открытая олимпиада школьников по программированию

Информатика

1

41.

Открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области (ОРМО)

Физика

2

42.

Отраслевая физико- математическая олимпиада школьников «Росатом»

Физика

2

Математика

3

43.

Региональный конкурс школьников Челябинского университетского образовательного округа

Обществознание

3

Иностранные языки

3

44.

Российская аэрокосмическая олимпиада школьников

Физика

3

45.

Санкт-Петербургская астрономическая олимпиада

Астрономия

2

46.

Санкт-Петербургская олимпиада школьников по математике

Математика

2

47.

Санкт-Петербургская олимпиада школьников по химии

Химия

2

48.

Строгановская олимпиада на базе МГХПА имени С.Г. Строганова

Рисунок,живопись, скульптура

3

49.

Телевизионная гуманитарная олимпиада школьников «Умницы и умники»

Гуманитарные и социальные науки

1

50.

Турнир городов

Математика

1

51.

Турнир имени М.В. Ломоносова

Математика, физика, астрономия и науки о земле, лингвистика, история, литература, биология, химия

3

52.

Учись строить будущее («Строительная олимпиада»)

Рисунок, архитектурная графика

3

53.

Физико-математические олимпиады «Физтех»

Математика

2

Физика

1





Список литературы

  1. Журнал «Завуч» № 1, 2000г., №7, 2004г. Журнал «Наши дети», №3, 2004 г.

  2. Горский В.А. и др. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. - 1999. - № 3-4. - С.6; 2000. - №1. - С. 6.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: «Вербум

  • М», 2001.

    1. Иванов В.А. О методике краеведческой работы // Пирамида - мАхiма. - 2003. - № 1-2. - С. 45.

    2. Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. № 1, 2003.

    3. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. - М.: «Молодая гвардия», 1997.

    4. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников // Дополнительное образование. - 1999. - № 3-4.

    5. Литвиненко Н.С. Структура и основные параметры научного исследования по психологии и педагогике // Пирамида - мАхiма. - 2003. - № 1-2. - С. 43.

    6. Ляшко Л.Ю. Программа «Юность. Наука. Культура» как организационно- педагогическая основа развития учебно-исследовательской деятельности учащихся // Пирамида-мАхiма. - 2003. -№ 1-2.

    7. Программа «Одаренные дети». Рыбинск, 2002.

    8. Работа общеобразовательной школы с одаренными детьми: поиски и находки. Опыт школы № 624 г. Москвы. - М., 1999.

    9. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Программа по физике, математики и информатике для учащихся 9-11 классов в системе дополнительного образования. -М., 1997.

    10. Рябцева Т. Ф. Учебно-исследовательская работа. Литература // Пирамида

  • мАхiма. - 2001. - № 1. - С. 43.

  1. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 3.

  2. Титов Е.В. Методика организации исследовательской деятельности учащихся на природе //Пирамида - мАхiма. - 2003. - № 1-2. - С. 52.

  3. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997

Разработчик: председатель МК ООД Унежева О.Х.

© 2010-2022