Статья «Формирование умений взаимопомощи у обучающихся в АТСТ»

Одним из направляющих в становлении человеческого начала, в частности взаимопомощи и понимания, для подростков нашего города является «Ангарский техникум строительных технологий», где на протяжении обучения развиваются духовные, нравственные, моральные ценности путем формирования гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Воспитательный процесс в АТСТ формируется равно с обучением и научно-исследовательской деятельностью, реализовываясь на всех уровнях учреждения. Все сотрудники образовательной организации, так или иначе, участвуют в воспитательном процессе и реализуют поставленные перед ними цели по оказанию воспитательных услуг: отдельного мероприятия, совокупности взаимосвязанных мероприятий или проекта. И, естественно, основным становится вопрос о качестве осуществляемых действий.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ермакова Ольга Николаевна, Ангарск

Ermakova Olga Nikolaevna, Angarsk

Формирование умений взаимопомощи у обучающихся АТСТ.

Formation of abilities of mutual aid at being trained ATST.

Человек - существо многоплановое, многомерное и так как это продукт биологический, на него влияет социально - культурная эволюция и не всегда положительно, меняя духовно-психологические черты. Ощущается без исследований и испытаний, что современное общество остро нуждается в очеловечивании, не приписывая, а развивая человеческое начало. На грани очерствения стоят понимание, поддержка, взаимопомощь. Приобщение к этим ценностям осуществляется последовательно, поэтапно. В возрастной периодизации возникают свои задачи и приоритеты, жизненные проблемы и связанные с ними переживания юношеского возраста. В достижении положительного результата при разграничении онтогенеза, концентрируя внимание на возрастных особенностях подросткового периода, необходимо объединять внутренние и внешние факторы. Одним из внешних факторов, влияющих на трудный возраст, представляющий период становления личности - это взаимоотношения с родителями, сверстниками и педагогами. В период, когда подросток пытается избавиться от опеки со стороны взрослых, он перестает слышать советы и часто вместо чувств благодарности проявляет раздражение и непонимание, демонстрируя низкий уровень культуры и интеллекта. Выражая протест миру, в первую очередь, не думая о последствиях, чем зачастую отталкивает, а потребность в общении нередко граничит с цинизмом и расчетливостью. Важно, чтобы социум, воспринимая подростка, учитывал темперамент, тип и склад характера, как и многие другие аспекты индивидуальности.

Одним из направляющих в становлении человеческого начала, в частности взаимопомощи и понимания, для подростков нашего города является «Ангарский техникум строительных технологий», где на протяжении обучения развиваются духовные, нравственные, моральные ценности путем формирования гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Воспитательный процесс в АТСТ формируется равно с обучением и научно-исследовательской деятельностью, реализовываясь на всех уровнях учреждения. Все сотрудники образовательной организации, так или иначе, участвуют в воспитательном процессе и реализуют поставленные перед ними цели по оказанию воспитательных услуг: отдельного мероприятия, совокупности взаимосвязанных мероприятий или проекта. И, естественно, основным становится вопрос о качестве осуществляемых действий.

Если систему качества воспитательного процесса представить в виде пирамиды, то наверху пирамиды будет находиться всеобщий менеджмент качества воспитательного процесса, который предполагает высокое качество всей воспитательной работы для достижения требуемого качества воспитательной продукции. Прежде всего, эта работа связана с обеспечением высокого организационно-технического уровня воспитания, требуемых условий воспитания (предметно-пространственная среда, технологии, социальный компонент и т.п.), наличия высокопрофессиональных менеджеров воспитания и исполнителей их управленческих решений.

Именно такой подход к качеству воспитательного процесса в образовательном учреждении представляется нам наиболее правильным и подходящим для использования в интересах развития у обучающихся поддержки товарища, выручки и многих других ценных черт характера.

Внедрение одной из общих компетенций, наряду с остальными, прописанными в Федеральных государственных образовательных стандартах - «Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями», основываясь на прогнозы экономического развития страны, является одной из основ концептуального развития нашего техникума. Модернизация с традиционного на опережающее обучение позволяет реализовать работу в направлении развития личности не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на развитие мобильности, конкурентоспособности специалиста, отвечающего запросам современного и перспективного рынка. Поэтому коллектив АТСТ ставит в целях становление духовных идеалов молодежи, помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, приобретении социального опыта.

Для осуществления качественного воспитательного процесса педагогам АТСТ свойственны все составные части менеджмента: планирование, анализ, контроль. Задача их организовать коллективную мыслительную деятельность на занятиях развертывая проблемную ситуацию и взаимодействие всех субъектов обучения, коллективные задания исследовательского характера, выдвижение и последующее обоснования предложений, организация дискуссионного рассмотрения нового материала умения и навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимовыручки, целеустремленности, самоконтроля и д.р. что является сплочением.

Одним из основных инструментов педагогов - установленный тесный контакт с родителями (классные часы, родительские собрания, индивидуальные беседы, посещение на дому при необходимости) для своевременного выявления и устранения причин, порождающих негативные явления. При проведении совместных мероприятий целеполаганием является сплочение семьи через общение, принятие важнейших совместных решений. Целью проведения родительского собрания является приближение семьи к техникуму, оказать помощь в определении наиболее оптимальных путей воздействия в воспитательном влиянии на подростка.

Для комплексного социально-психологического воздействия формирования взаимопомощи, понимания, в техникуме реализуется программа работы с обучающимися оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Цель программы заключается не только в поддержке, но и интеграции подростков отмеченной категории в межличностное взаимодействие через социальную и психологическую помощь и сопровождение. Концептуальностью программы является создание условий для развития социальных отношений и взаимодействий, связующим звеном которого является какой-либо предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношениям, а так же определенная система обязанностей или установленных функций, которые обязательно должны выполняться коллективно.

Результативность социального воспитания в пространстве АТСТ определяется уровнем сформированности социальной инициативы и гуманистической направленности личности подростка. Условием формирования этих качеств является принятие подростком позиции члена коллектива. Основные идеи и результаты были отражены в монографиях, статьях, тезисах докладов, обсуждались на семинарских внутритехникумовских занятиях, фотоотчетах проведенных мероприятий и подготовки к ним. Разработанная в соавторстве социального педагога, педагога-психолога и руководителя физического воспитания программа внедрена и используется в практике «Ангарского техникума строительных технологий».

Положительные показатели в области социального воспитания в ОУ позволяет утверждать, что пребывание подростков в техникуме приводит к глубинным изменениям их личности. Экспериментально проверено развитие таких качеств, как социальная инициатива и направленность личности. Полученные результаты говорят о положительной динамике развития всех показателей социальной инициативы.

Анализ прошлого года позволил рекомендовать дальнейшее развитие конструктивности у обучающихся АТСТ. Суть направленности работы заключается в: формировании умения выделить главное и опустить несущественное; эффективности и логичности действий и высказываний; уважении к своему времени и времени окружающих; основе межличностных отношений в коллективе; структурированности везде и во всем.

В педагогике существует понятие «эстетическое наслаждение». Оно подразумевает не только переживание радости, но и сопереживание, желание понять и помочь. Для подростков это особенно важно, так как это воздействует на их эмоциональное восприятие мира, а в дальнейшем учит оценивать окружающую действительность, создавать собственную систему ценностей. Поэтому одним из пунктов педагогического кредо, звучащих в АТСТ - способствовать формированию активной жизненной позиции, лидерских качеств, взаимоподдержки, понимания, чувства ответственности за себя и за других, учить принимать социум. Совместно приобретенный опыт в написании статей, подготовке к мастер-классам, конференциям, мероприятий проходящих на разных уровнях строит крепкую основу для дальнейших отношений, как монолитное жилье, которое наш техникум учит возводить.

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим корректировка педагогами социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает социальные отношения.

Умение сопереживать и прийти на помощь в трудную минуту - делает сильнее и человечнее, а это счастливое будущее всего общества.

© 2010-2022