- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение о рабочей программе по учебному предмету
Положение о рабочей программе по учебному предмету
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хапаева Т.А. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РЕКОМЕНДОВАНО педагогическим советом протокол № 6 от 14.05.2015 г.
| УТВЕРЖДАЮ директор _______________ И.Н. Журина приказ № 171/2 от 14.05.2015 г. |
Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу)
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение о рабочих программах учебных предметов (курсов) (далее рабочая программа) педагогов, реализующих ФГОС ООО, ФКГОС ООО и ФКГОС СОО.
Рабочая программа педагогов, реализующих ФГОС ООО, разработана в соответствии с требованиями:
-
Федерального законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС)
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
-
Примерной основной образовательной программы основного общего образования;
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на текущий учебный год.
-
Примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы.
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
-
Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования.
-
Фундаментального ядра содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
-
Устава ОУ.
-
ООП основного общего образования (Утверждена приказом директора от 22.04.2014 № 98/2).
Рабочая программа педагогов, реализующих ФКГОС, разработано в соответствии с требованиями:
-
Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» //Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14
-
Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» //Вестник образования, 2005, - №№ 13, 14
-
Приказа Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
-
Письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий учебный год».
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса).
1.3. Рабочая программа - это учебная программа, составленная педагогом для конкретного образовательного учреждения и определенного класса на основе примерных или авторской программы, включающая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения.
1.4. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, относятся:
-
программы по учебным предметам;
-
программы элективных курсов;
-
программы элективных предметов;
-
программы факультативных курсов;
-
программы внеурочной деятельности;
-
дополнительных образовательных курсов.
1.5 Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, с помощью которого он определяет оптимальные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Федеральными государственными образовательными стандартами, целью и результатами обучения.
1.6. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету, курсу.
1.7. Задачи составления рабочей программы:
-
дать представление о практической реализации Федеральных государственных образовательных стандартов при изучении предмета (курса) или Федеральной компоненте государственного образовательного стандарта;
-
определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента обучающихся.
1.8. Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
- определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;
- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
- включает модули регионального предметного содержания;
- создает условия для реализации системно-деятельностного подхода (рабочая программа по ФГОС);
- обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.
ІІ. Порядок разработки и хранения рабочих программ
2.1. Рабочая программа составляется на один учебный год с последующей корректировкой.
2.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в школе, или индивидуальной.
2.3.Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде. Рабочая программа предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета.
2.4. При составлении, принятии и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;
- примерной программе по учебному предмету (курсу);
- авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательного учреждения;
- основной образовательной программе ООО;
- учебно-методическому комплексу (учебникам).
2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.
2.5. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.
2.6. Учитель-предметник несёт ответственность за качество составления рабочей программы, хранение и её реализацию.
III. Структура рабочей программы
Рабочая программа предмета (курса) по ФКГОС имеет следующую структуру:
Элементы
рабочей
программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование образовательного учреждения;
- гриф принятия, утверждения программы (методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы;
- год разработки программы
Пояснительная
записка
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цели, задачи;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Тематическое планирование
- перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
- др.
Календарно-тематическое планирование или поурочное планирование
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
-
тема урока;
-
основные изучаемые вопросы;
-
практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
-
требования к знаниям и умениям обучающихся;
-
формы и вопросы контроля;
-
возможные виды самостоятельной работы учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования по рубрикам:
- знать/понимать;
- уметь;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Перечень учебно-методического обеспечения
- методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал;
- др.
Приложения к программе
- основные понятия курса;
- списки тем рефератов;
- темы проектов;
- темы курсовых и творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации.
Рабочая программа предмета (курса) по ФГОС имеет следующую структуру:
Элементы
рабочей
программы
Содержание элементов рабочей программы
Титульный лист
- полное наименование ОУ;
- гриф принятия, утверждения рабочей программы(методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
- указание класса, где реализуется рабочая программа;
- фамилия, имя и отчество учителя, составителя рабочей программы;
- год разработки рабочей программы
Пояснительная
записка
- вклад учебного предмета в общее образование (для чего?) - черты ОУ (при необходимости);
- особенности рабочей программы по предмету (для какого УМК, основные идеи)
- общие цели учебного предмета для уровня обучения
- приоритетные формы и методы работы с учащимися - приоритетные виды и формы контроля
- сроки реализации рабочей программы;
- структура рабочей программы (состоит из…);
Общая характеристика учебного предмета (курса)
- особенности содержания и методического аппарата УМК;
- структура и специфика курса;
- целевые установки для класса.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
- классы;
- количество часов для изучения предмета в классах;
- количество учебных недель;
- количество тем регионального содержания по классам;
- количество практических, контрольных, лабораторных работ, бесед, экскурсий и т.д. по классам.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса;
- контрольно-измерительные материалы;
-указывается основной инструментарий для оценивания результатов.
Содержание учебного курса
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- краткое содержание учебной темы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
- перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
- основные виды деятельности обучающихся;
- планируемые результаты.
Календарно-тематическое планирование или поурочное планирование
- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- тема урока;
- основные изучаемые вопросы;
- практическая часть программы;
- универсальные учебные действия (к разделу);
- региональное содержание предмета (где требуется);
- дата проведения.
Описание
учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
- средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
- список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
- дополнительная литература для учителя и учащихся;
- перечень ЦОРов и ЭОРов;
- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования по рубрикам:
- ученик научиться;
- ученик получить возможность научиться.
Приложения к программе
- основные понятия курса;
- темы проектов;
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации и др.
ІV. Порядок утверждения рабочей программы
4.1. Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на заседании методического объединения и представляются на утверждение директору школы в срок до 1 сентября текущего года.
4.2 Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГОС или ФКГОС.
4.3. Руководитель образовательного учреждения приказом утверждает рабочую программу, ставит свою подпись под грифом «Утверждаю» на титульном листе рабочей программы и указывает номер и дату приказа об утверждении рабочей программы.
4.4. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом директора по общеобразовательному учреждению.
4.5. Решение о внесении изменений в рабочие программы учебных предметов принимает директор школы по ходатайству руководителей методических объединений или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
4.6. Рабочая программа обновляется ежегодно.
V. Делопроизводство
5.1.Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).
5.2.В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого полугодия или года.
5.3.Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.