Положение о рабочей программе по учебному предмету

Положение о рабочей программе учебного предмета является нормативным документом, регламентирующим деятельность учителей МОУ СОШ № 48 г. Ярославля при составлении рабочих программ по предметам. В данном положении отражены требования к составлению рабочих программ учителям, работающим по БУП 2004г., ФГОС ООО.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕКОМЕНДОВАНО

педагогическим советом

протокол № 6 от 14.05.2015 г.


УТВЕРЖДАЮ

директор _______________ И.Н. Журина

приказ № 171/2 от 14.05.2015 г.

Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу)

I. Общие положения


1.1. Настоящее положение о рабочих программах учебных предметов (курсов) (далее рабочая программа) педагогов, реализующих ФГОС ООО, ФКГОС ООО и ФКГОС СОО.

Рабочая программа педагогов, реализующих ФГОС ООО, разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС)

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на текущий учебный год.

  • Примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы.

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 октября 2010 г. N 986 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»

  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования.

  • Фундаментального ядра содержания общего образования / под. ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.

  • Устава ОУ.

  • ООП основного общего образования (Утверждена приказом директора от 22.04.2014 № 98/2).

Рабочая программа педагогов, реализующих ФКГОС, разработано в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона «Об образовании» № 3266-1 (с изменениями) Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования» //Вестник образования России, 2004, - №№ 12, 13, 14

  • Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» //Вестник образования, 2005, - №№ 13, 14

  • Приказа Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Письма Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на текущий учебный год».

1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса).

1.3. Рабочая программа - это учебная программа, составленная педагогом для конкретного образовательного учреждения и определенного класса на основе примерных или авторской программы, включающая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения.

1.4. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности общеобразовательного учреждения в рамках реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, относятся:

  • программы по учебным предметам;

  • программы элективных курсов;

  • программы элективных предметов;

  • программы факультативных курсов;

  • программы внеурочной деятельности;

  • дополнительных образовательных курсов.

1.5 Рабочая программа является индивидуальным инструментом педагога, с помощью которого он определяет оптимальные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Федеральными государственными образовательными стандартами, целью и результатами обучения.

1.6. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету, курсу.

1.7. Задачи составления рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации Федеральных государственных образовательных стандартов при изучении предмета (курса) или Федеральной компоненте государственного образовательного стандарта;

  • определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса школы и контингента обучающихся.

1.8. Рабочая программа выполняет следующие функции:

- является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

- определяет содержание образования по учебному предмету на базовом или профильном уровнях;

- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

- включает модули регионального предметного содержания;

- создает условия для реализации системно-деятельностного подхода (рабочая программа по ФГОС);

- обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.

ІІ. Порядок разработки и хранения рабочих программ


2.1. Рабочая программа составляется на один учебный год с последующей корректировкой.

2.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета, работающих в школе, или индивидуальной.

2.3.Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один хранится у учителя, второй сдаётся заместителю директора по УВР в электронном виде. Рабочая программа предъявляется при подготовке и проведении внутришкольного контроля за состоянием преподавания учебного предмета.

2.4. При составлении, принятии и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

- федеральному государственному образовательному стандарту или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;

- примерной программе по учебному предмету (курсу);

- авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательного учреждения;

- основной образовательной программе ООО;

- учебно-методическому комплексу (учебникам).

2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности учащихся.

2.5. Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, должно соответствовать базисному учебному плану общеобразовательного учреждения.

2.6. Учитель-предметник несёт ответственность за качество составления рабочей программы, хранение и её реализацию.


III. Структура рабочей программы

Рабочая программа предмета (курса) по ФКГОС имеет следующую структуру:

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф принятия, утверждения программы (методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

- название учебного предмета (курса), для изучения которого написана программа;

- указание параллели, на которой изучается программа;

- фамилию, имя и отчество разработчика программы;

- год разработки программы

Пояснительная

записка

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

- концепция (основная идея) программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

- кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

- указание на место и роль курса в обучении;

- цели, задачи;

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образова­ния по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальны­ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

- система оценки достижений учащихся;

- инструментарий для оценивания результатов;

- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Тематическое планирование

- перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- др.

Календарно-тематическое планирование или поурочное планирование

- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

  • тема урока;

  • основные изучаемые вопросы;

  • практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

  • требования к знаниям и умениям обучающихся;

  • формы и вопросы контроля;

  • возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования по рубрикам:

- знать/понимать;

- уметь;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перечень учебно-методического обеспечения

- методические и учебные пособия;

- оборудование и приборы;

- дидактический материал;

- др.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов;

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.



Рабочая программа предмета (курса) по ФГОС имеет следующую структуру:

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

- полное наименование ОУ;

- гриф принятия, утверждения рабочей программы(методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;

- указание класса, где реализуется рабочая программа;

- фамилия, имя и отчество учителя, составителя рабочей программы;

- год разработки рабочей программы

Пояснительная

записка


- вклад учебного предмета в общее образование (для чего?) - черты ОУ (при необходимости);

- особенности рабочей программы по предмету (для какого УМК, основные идеи)

- общие цели учебного предмета для уровня обучения

- приоритетные формы и методы работы с учащимися - приоритетные виды и формы контроля

- сроки реализации рабочей программы;

- структура рабочей программы (состоит из…);

Общая характеристика учебного предмета (курса)

- особенности содержания и методического аппарата УМК;

- структура и специфика курса;

- целевые установки для класса.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

- классы;

- количество часов для изучения предмета в классах;

- количество учебных недель;

- количество тем регионального содержания по классам;

- количество практических, контрольных, лабораторных работ, бесед, экскурсий и т.д. по классам.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса)

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса;

- контрольно-измерительные материалы;

-указывается основной инструментарий для оценивания результатов.

Содержание учебного курса


- перечень и название раздела и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- краткое содержание учебной темы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

- перечень разделов, тем последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

- основные виды деятельности обучающихся;

- планируемые результаты.

Календарно-тематическое планирование или поурочное планирование

- перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

- тема урока;

- основные изучаемые вопросы;

- практическая часть программы;

- универсальные учебные действия (к разделу);

- региональное содержание предмета (где требуется);

- дата проведения.

Описание

учебно-методического и

материально-технического обеспечения образовательного процесса



- средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;

- список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;

- дополнительная литература для учителя и учащихся;

- перечень ЦОРов и ЭОРов;

- перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе;

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


В данном разделе прописываются требования по рубрикам:

- ученик научиться;

- ученик получить возможность научиться.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации и др.


ІV. Порядок утверждения рабочей программы

4.1. Рабочие программы рассматриваются и обсуждаются на заседании методического объединения и представляются на утверждение директору школы в срок до 1 сентября текущего года.

4.2 Директор школы вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в школе или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГОС или ФКГОС.

4.3. Руководитель образовательного учреждения приказом утверждает рабочую программу, ставит свою подпись под грифом «Утверждаю» на титульном листе рабочей программы и указывает номер и дату приказа об утверждении рабочей программы.

4.4. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом директора по общеобразовательному учреждению.

4.5. Решение о внесении изменений в рабочие программы учебных предметов принимает директор школы по ходатайству руководителей методических объединений или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4.6. Рабочая программа обновляется ежегодно.

V. Делопроизводство

5.1.Администрация школы осуществляет систематический контроль за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).

5.2.В случае невыполнения рабочей программы, по итогам проверки, учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в конце каждого полугодия или года.

5.3.Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.

© 2010-2022