Система организации в школе проектной деятельности

Материал представляет описание системы организации в нашей школе проектной деятельности. Под проектной деятельностью понимаем целенаправленно организованную учебно-исследовательскую, социально значимую, практико-ориентированную или  творческую работу.Её результат -создание проекта.  Образовательный продукт включает в себя не только обобщённую и систематизированную информацию, но и самостоятельное исследование, оригинальное решение проблемы или воплощение авторского замысла. В течение года органи...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ В ШКОЛЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С. А. Воронкова

МАОУ «СОШ №76 имени Д.Е.Васильева»

ГО «Город Лесной» Свердловская обл.

С 2012 года МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №76 имени Д.Е.Васильева» является муниципальным Ресурсным центром по теме: «Развитие и поддержка талантливых детей в современной школе - условие повышения качества образования».

Внеурочная деятельность в основной и старшей школе осуществляется по следующим направлениям:

Организация эколого-экспедиционной деятельности (отв. Гутникова Е.В.)

Организация учебно-исследовательской деятельности предметов естественнонаучной направленности (отв. Лобанова Т.В.)

Организация учебно-исследовательской деятельности предметов общественно- политического направления (отв. Тепикина С.В.)

Организация творческой деятельности школьного Пресс-центра ( отв. Покаляева С.И.)

Организация работы «Школы юного предпринимателя» (отв. Вакуловская Е.Н.)

Организация астрономических исследований (отв. Безгодков С.Н.)

В нашей школе внеурочная деятельность рассматривается не только как метод учебной мотивации, но и как средство самореализации и самоопределения, то есть личностного развития наших учащихся. Формы внеурочной деятельности с учащимися используем разные: индивидуально-групповые занятия, кружки по интересам, творческие конкурсы, элективные курсы, предметные олимпиады, альтернативные олимпиады, интеллектуальные и творческие конкурсы, дистанционные турниры, социальные акции, дистанционные интеллектуальные турниры, предметные декады, интеллектуальный марафон, научно-практическая конференция школьников, работа по индивидуальным планам, обучение на курсах подготовки абитуриентов при ВУЗах

Практические умения по учебно-исследовательской деятельности отрабатываются в ходе образовательных экскурсий и экспедиций в природной среде на территориях ООПТ, в био- и астрономической лаборатории школы, зимнем саду, пришкольн6ом участке и в работе экологического десанта по благоустройству города.

Творческая деятельность, так же, как и учебно-исследовательская, основана на реализации деятельностного подхода и особенно актуальна в условиях перехода на новые ФГОС. В процессе работы над школьной газетой ребята получают позитивный социальный опыт, развивают свой творческий потенциал, информационные и коммуникативные умения.

В нашей школе особое внимание уделяется организации проектной деятельности. Использование проектной деятельности является показателем качественной и заинтересованной работы педагога, залогом успешного личностного роста ученика.

Три года назад мы провели анализ результатов проектной деятельности и обозначили проблему: проектной деятельностью в школе активно занимались лишь 25% обучающихся. Большая часть из них предпочитала учебно-исследовательские и информационные проекты. Мы отметили, что мало проектов коллективных и групповых, мало востребованы практико-ориентированные, социальные и творческие проекты.

Мы увидели путь решения проблемы в организации единых проектных дней. В разработанном нами Положении прописаны типология проектов, модель организации проектной деятельности, требования к структуре и оформлению работы, варианты представления образовательного продукта.

Цель проектных дней: совершенствование образовательно-развивающего пространства школы.

Задачи:

Развитие инициативы и ответственности учащихся, их активной жизненной позиции, развитие способности к изменению себя и среды, развитие опыта эмоционально-оценочного отношения к миру

Формирование и развитие навыков самоорганизации обучающихся с целью решения учебных задач, умений приобретать знания самостоятельно

Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве, работать с разными источниками информации, критически осмысливать и перерабатывать информацию, вычленять главное, сопоставлять разные подходы, структурировать текст

Формирование и развитие компетентности выявлять познавательные и жизненные проблемы, решать их на основе имеющихся знаний

Научить обучающихся делать выбор проблемы, выбор типа проекта и выбор уровня и глубины изучения материала на основе потребностей, интересов и возможностей, личностного опыта ученика

Подходы к организации проектных дней.


  • Проектная деятельность - развивающая образовательная ситуация, совместная деятельность учителя и ученика, возможно участие родителей, специалистов и социальных партнёров

  • Роль учителя - организатор, консультант, тьютор в интерактивном взаимодействии

  • Даёт направления и обеспечивает технологиями для активного взаимодействия в рамках информационно-образовательного пространства

  • Осуществляет информационно-методическую поддержку в процессе самоконтроля и самооценки деятельности ученика в его продвижении

  • Ваши ученики могут создавать групповые, коллективные, парные или индивидуальные проекты.

  • Индивидуальные или парные проекты выбирают дети с высокой учебной мотивацией, развитыми информационными и коммуникативными умениями, хорошим уровнем самоорганизации. Эти дети имеют сформированные познавательные интересы и потребности, умело ориентируются в информационном пространстве, умеют приобретать знания самостоятельно, используют свои знания для решения познавательных и жизненных проблем.

  • Групповые и коллективные проекты стоит выбирать ученикам, которые нуждаются в пошаговом информационно-методическом сопровождении учителя, умеют работать в коллективе при активном взаимодействии с информационно-образовательной средой.

  • Определиться с типом проекта - монопредметный или межпредметный, учебный или социальный.

  • Определиться с видом проекта - исследовательский, информационный (поисковый), игровой (ролевой), практико-ориентированный (прикладной), творческий.

  • Игровой, творческий и практико-ориентированный проекты лучше создавать группой или коллективом, в том числе детьми разного возраста.

  • Исследовательский, информационный лучше создавать индивидуально или парой.

Кратко опишу технологию организации проектных дней. Она условно рассчитана на шесть основных этапов.

Первый этап мотивационно-ориентировочный. Обычно он проводится в последний день первой четверти (в октябре). Каково же содержание деятельности на этом этапе? Сначала классные руководители, чтобы мотивировать максимальное количество обучающихся, проводят классный час, на котором актуализируют знания о видах и типах проектов.

Методом мозгового штурма организован поиск актуальных социально значимых тем и проблем. Затем идёт индивидуальная и групповая работа. Ребята переходят в кабинеты к учителям, чьи предметы им интересны для проектной деятельности. Учителя-предметники организуют своеобразную ярмарку идей для проектов. Под руководством учителя дети учатся выбирать тему, ставить цели и задачи. Выдвигать гипотезы и планировать поэтапно свою деятельность. Важно, что дети уходят на каникулы, зная уже свою тему. Процесс включения в тему начался.

Те, кто не выбрал проектную деятельность, отправляются в объединения по интересам - спорт, музыка, изобразительная деятельность, психология, профориентация.

Второй этап - Поисково-аналитический. Он проводится в ноябре. На этом этапе важна продуктивная индивидуальная работа. Поиск и анализ информации по теме, глубокое погружение в выбранную проблему, анализ вариантов решения проблем, планирование деятельности поэтапно. Учитель распределяет время на каждого ученика в течение дня.

В декабре проводится третий этап - Практический. Идёт отслеживание выполнения запланированных действий и реализуется техническая стадия - проведение эксперимента и социологических исследований.

В январе Презентационный этап. Идёт оформление работы, Подготовка презентации проекта . Тренинги публичных выступлений на уровне класса, параллели.

Выход на школьную НПК, где путём независимой экспертизы проходит отбор лучших работ.

В феврале - марте Контрольный этап, когда лучшие работы представляют на Городской НПК, а также отсылают на отборочные туры Региональных и Российских НПК.

И наконец, в апреле-мае завершается работа по проектной деятельности рефлексивно-оценочным этапом, в ходе которого осуществляется самоконтроль и самооценка по эффективности проделанной работы, выявляются точки роста, планируются темы и задачи исследования на новый учебный год.

В результате проведения проектных дней мы расширили спектр используемых проектов. Усовершенствовали развивающую среду, позволяющую ученику и учителю выйти за рамки традиционных школьных предметов, организовать работу разновозрастных групп для решения научных и социальных проблем, которые из-за нехватки времени невозможно рассмотреть на уроке. Этому способствовал и созданный нами электронный банк информации по проектной деятельности, где в помощь учителю и ученику мы пошагово расписали организацию и технологию, представили широкий перечень тем и проблем для разного возраста обучающихся.

Школьная НПК проводится уже десятый год. Количество и качество проектов ежегодно растёт. К оцениванию работ на школьной НПК мы привлекаем независимых экспертов - наших социальных партнёров. Они сегодня традиционно вместе с нами. Это шефы - работники 220 производства и учебно-выставочного комплекса комбината «ЭХП», специалисты Отдела молодёжи городской администрации, Центра Детского творчества, МИФИ, Центра

Проектные дни сразу дали свой положительный результат. В 2013 году на школьную НПК было представлено 84 работы. Из них начальная школа - 25, основная и старшая школа - 59. На городскую НПК мы направили 10 лучших проектов начальной школы и 23 отобранных проекта основной школы. Результат по городской НПК - 14 первых мест, 8 вторых мест.

Кроме этого, о качестве и высокой конкуренции проектов учащихся нашей школы говорят следующие результаты. На Областном этапе защиты исследовательских проектов работа выпускника школы отмечен дипломом победителя по информатике. Впервые в окружном конкурсе исследовательских проектов «Интеллект +» в Новой Ляле приняли участие четыре ученика 5-8 классов, трое из них отмечены поощрительными грамотами. Ежегодно мы участвуем в Региональной НПК МИФИ «Молодёжь и наука» , в прошлом году в ней приняли участие 12 наших учеников, пять участников отмечены дипломами.

Третий год подряд мы успешно участвуем во Всероссийском детском конкурс исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» ( г.Москва). В 2013 году 11 учащихся школы представили свои проекты, каждый из которых занял призовое место в своей секции. В прошлом учебном году мы начали сотрудничество с Уральским государственным экономического университетом . В Международном конкурсе исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке» в рамках Евразийского экономического форума молодёжи приняли участие 7 учащихся школы, призёрами стали два участника.

В январе 2014 года мы провели практикум для своих коллег из других школ города, чтобы поделиться положительным опытом и наладить пути сотрудничества в этом направлении. Форма предъявления опыта: открытая научно-практическая конференция «Планета знаний»,

В ходе работы пяти секций НПК коллеги отследили, какие условия созданы в школе для развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся, как оказывается поддержка одарённым и талантливым детей для их продуктивной самореализации и самовыражения, в какой мере и степени в нашей школе сформирована открытая развивающая среда, создающая предпосылки для активной познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности и свободного обмена мнениями.

© 2010-2022