Статья Изменения в казахстанской школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель математики: Кучма Елена Владимировна

КГУ «ОШ №16 акимата города Сарани» Карагандинской области


Почему страны во всем мире реформируют систему образования и как это применимо к Казахстану и вашей школе в частности



Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле,

одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды

имеют своей целью или расширить границы освещенных

мест, или приумножить на поле источники света.

Одно свойственно творческому гению,

другое -проницательному уму,

вносящему улучшения.

Дидро Д.

Современный мир не стоит на месте. Изменения наблюдаются как в окружающем человечество пространстве, так и в самом человеке. Окружающий мир претерпевает такие реформы, что невольно приходится задуматься о том, почему это происходит? Глобализация всех процессов -вот, что является основной причиной изменений. Это ведет за собой и необходимость изменений в образовательной сфере [11].

Реформы в образовании происходят во многих странах мира. Изменения касаются как финансирования, так и других аспектов. А как это происходит, можно увидеть только в сравнении. Сравнивая три страны: Казахстан, Сингапур и Южную Корею, я хотела бы ясно увидеть курс реформирования в нашей стране.

Почему мною были выбраны именно эти страны? Во-первых, эти страны находятся в Азии, как и большая часть территории Казахстана. Во-вторых, это страны с высоким уровнем образования, что является несомненным приоритетом в современном Казахстане. С целью ответа на вопрос «Почему образование Казахстана не дает высоких результатов на мировом уровне?», я обратилась к статьям «Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане» ОЭСР, «Качество образования в мире и в Казахстане» А.К.Кусаинова, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» М.Барбера и интернет-ресурсам.

Из отчета ОЭСР: Казахстан принял участие в исследованиях TIMSS в 2007 и 2011 годах, а также в рамках исследований программы PISA в 2009 и 2012 годах. В рамках исследований TIMSS в 2007 году Казахстан занял 5-е место по математике и 11-е по научным дисциплинам среди учеников 4 классов из 36 стран мира. Системная результативность в значительной степени снизилась в рамках последующего цикла исследований TIMSS в 2011 году приблизительно до среднего уровня. Казахстан занял 27-е место по математике и 32-е место по научным дисциплинам среди учеников 4 классов из числа 50 стран мира; среди учеников 8 классов - 17-е место по математике и 20-е место по научным дисциплинам из числа 42 стран. В рамках исследования PISA в 2009 году Казахстан на 56 месте по математике, на 64 месте по научным дисциплинам и чтению из 74 участвующих стран. По сравнению с неплохими результатами рейтинга TIMSS в 2007 году, результаты PISA были восприняты органами образования и широкой общественностью как низкие[1] . В 2012 году Казахстан немного улучшил результаты: 49 место по математике, 52 место по научным дисциплинам, 63 место по чтению среди 65 стран [2] . Судя по количеству стран-участников результаты исследования PISA в 2009 году - 74 страны, в 2012 году - 65 стран, результаты также нельзя считать хорошими. Я считаю, что данная объективная оценка конкурентоспособности школьного образования свидетельствует о необходимости изменений в сфере образования нашей республики. Конечно, об этом думаю не только я, простой учитель, но и государство.

Что необходимо изменить в системе образования Казахстана? Для ответа на этот вопрос обратимся к странам, занимающим ведущие позиции в выше названных мировых исследованиях. Сингапур - это страна, которая по результатам исследования TIMSS находится на 1-3 местах; в рамках исследования PISA занимает 2-5 места [3]. Можно сделать вывод о том, что образование Сингапура является образцом для подражания. Если рассмотреть результаты Южной Кореи, то можно увидеть также высокие места: в исследовании TIMSS - это 1-4 места, в исследовании PISA - 2-7 места[3]. Данные взяты мною только за два последних года, так как сравниваются с результатами Казахстана. Исходя из этих данных, можно увидеть проблемы нашего государства - это низкая читательская и функциональная грамотность.

В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы определены механизмы развития функциональной грамотности школьников. Как показывают результаты лидирующих в исследовании PISA стран на развитие функциональной грамотности учащихся влияют 7 факторов, первыми из которых являются содержание образования и формы и методы обучения[4].

Данный документ говорит об обеспокоенности государством системой образования и является большим шагом вперед. Происходят изменения, как в содержании образования, так и в формах и методах обучения. Обучаясь на уровневых курсах, я понимаю, насколько остро стоит вопрос преобразований. Учитель должен изменить подход к организации уроков, внеклассной работы. А прежде должен принять новый подход - к компетентностно направленному содержанию образования.

Согласно статье «Современные требования к подготовке преподавателей» система образования Сингапура строится на традиционных национальных основаниях, но в то же время она ориентирована на международный рынок труда и на подготовку специалистов высокого мирового уровня. Министерство образования в своей политике опирается на то, что качество преподавания напрямую зависит от уровня квалификации учителей и что выгоднее вкладываться в систему подготовки преподавателей, чем решать проблему качества обучения в рамках непосредственно учебного процесса. Система отбора и обучения преподавателей в этой стране довольно сложна, но это гарантирует, что учителями становятся действительно высококвалифицированные специалисты. Подготовка педагогов осуществляется в Национальном институте образования, основанном в 1991 г. Только он имеет право готовить специалистов на преподавательские должности. В институте ведется активная научно-методическая работа по обобщению и анализу лучших мировых педагогических практик. Что, несомненно, способствует закреплению необходимого для страны опыта. До подачи заявления на обучение кандидат не менее пяти недель является помощником учителя или руководителя в учебном заведении. После стажировки директор учебного учреждения оценивает работу претендента. На втором этапе - кандидат проходит функциональные тесты и оценку грамотности. Третим этапом является интервью: группа из 3 опытных экспертов оценивает психологические установки и личностные качества кандидата. Этот этап может включать в себя практические тесты и проверку преподавательской активности. После окончания Национального института образования большинство педагогов возвращается в него еще много раз на протяжении своей карьеры на курсы повышения квалификации [5]. Данный подход к подготовке педагогов, которые, приходя в школу, уже являются специалистами достаточно высокого уровня, приводит к уменьшению временных затрат на подготовку педагогов на рабочем месте. Учитель в Сингапуре приходит в школу с багажом практических знаний, которые пригодятся ему непосредственно на уроках, во внеклассной работе. К сожалению, выпускники казахстанских педагогических вузов имеют очень отдаленное представление о практике в школе. Кроме того, уровень знаний молодых педагогов, вследствие непрестижности учительской профессии, оставляет желать лучшего. И решаться такие проблемы должны именно на государственном уровне.

Работая в школе 15 лет, я наблюдаю аналогичную ситуацию. Мои ученики, которые в школе учились на оценку «удовлетворительно», приходят в школу работать учителями. Конечно, очень многие из таковых педагогов, окунаясь в школьную практику, понимают, что им это не под силу. Но, почему нельзя было избежать «вредной» для детей учёбы от подобных педагогов? Очень радует то, что наше правительство задумалось об этом. И уже на таком высоком уровне принимаются проекты до 2020 года, в которых на педагогические специальности смогут поступить выпускники с самыми высокими балами Единого Национального Тестирования.

Кроме этого, принятые Программы повышения квалификации педагогических работников, которые уже работают в школе, помогут понять государственную политику в образовательной сфере. Я наблюдаю изменения и в себе. Мое восприятие изменилось: это касается не только преподавания уроков, но и отношения к ребенку. Ребенок для меня и раньше был объектом преподавания, но цель поурочных планов, как ни странно, была направлена на меня, а не на тех, для кого и происходит процесс обучения. Мне казалось, что я - опытный педагог и всё уже знаю. Но теперь подготовка краткосрочных планов занимает у меня большее время, чем незадолго до курсов. Мне казалось, что знание предмета и опыт - это основа, с помощью которой мне не стоит особо переживать за результат - он сам собой получится. А теперь я вижу свои ошибки: меня должны направлять на работу цели ребенка, его стремление не только что-то узнать, но и быть успешным выпускником в стремительно меняющемся XXI веке.

Кроме подготовки учителей, необходимо поднять престиж профессии. Так, например, в Южной Корее профессия учителя, как и прежде, остается одной из самых уважаемых. Стать им может только ученик с хорошей успеваемостью [6]. Если раньше считалось, что работа школьного учителя - для "умных, но бедных", то сейчас профессия педагога в Южной Корее - это залог высокого социального статуса и стабильности. Привлекательным моментом в профессии школьного учителя в государстве является и то, что в отличие от многих своих зарубежных коллег корейские учителя получают заработную плату даже на каникулах. В Казахстане учителя тоже получают зарплату на каникулах. Нагрузка у корейских учителей гораздо ниже. Если один американский учитель старшей школы имеет в неделю в среднем 31 час занятий, а австралийский преподаватель - 20 часов, то преподаватель старшей школы в Корее только около 14,5 часов в неделю. Сейчас ставкой в казахстанской школе является 18 часов в неделю. Это является средним показателем в сравнении с приведенными выше странами, но на ставку учителя в Южной Кореи (от 2 до 2,5 тысяч долларов в месяц) учитель живет на достаточно высоком уровне[7]. К сожалению, чего нельзя сказать о казахстанском учителе. Я не считаю, что высокая зарплата является основным приоритетом в педагогической деятельности, но то, что этот показатель является одним из важных критериев престижа профессии - бесспорно.

Если профессия учителя в Казахстане станет престижной, то учителями станут думающие и анализирующие люди. Те, которые способны помочь подрастающему поколению научиться креативно мыслить, размышлять о будущем, ставить осознанные цели в своей жизни, тем самым добиваясь успеха. Таким образом, во всех хорошо работающих школьных системах прослеживаются 2 универсальные стратегии: применение эффективных механизмов отбора кандидатов для обучения профессии педагога и назначение учителям достаточно высокой базовой заработной платы. И именно эти черты чаще всего не прослеживаются в системах с низкими качественными показателями образования. Между тем именно они оказывают наиболее существенное и выраженное воздействие на профессиональные качества людей, которые становятся педагогами [9] .

Майкл Барбер утверждает, что один из главных факторов, влияющих на уровень образования в стране - это положение учителя. И уровень оплаты здесь не главное; гораздо важнее, по мнению М. Барбера, место учителя в обществе, и место образования в общественной системе ценностей. Чем выше уровень заботы государства в отношении учителей, тем выше профессиональный уровень учителей, и, соответственно, выше уровень образования в стране в целом [10].

Кроме престижа учителя школы необходимо отметить опыт лидирующих стран в преемственности руководства системой. В течение 30 лет сингапурская школьная система шла по пути стабильного улучшения, время от времени изменяя курс, но, никогда не останавливаясь, двигаясь вперед и только вперед. Она выработала наиболее структурированный подход к выявлению и воспитанию будущих лидеров системы и руководителей школ. Сингапур осуществляет отбор и воспитание талантливых педагогов для руководящих должностей в рамках самой школьной системы. Все руководящие должности, вплоть до министра образования, могут быть заняты только профессиональными педагогами и являются частью системы профессионального роста учителя. Таким образом, сопровождение карьеры всех подающих надежды учителей обеспечивает непрерывный процесс подготовки лидеров. Учителя, потенциально способные занять пост директора школы, выявляются на начальных этапах работы и получают назначение на руководящие должности в школе. С 2007 г. действует система менторства: директора школ, только что получившие назначение, работают в паре с более опытными директорами. Они также проходят специальную программу развития, разработанную в стиле подготовки генеральных директоров компаний. Опытные директора школ имеют право на творческий академический отпуск, а лучшие из них могут получить должность руководителя кластера - сделать первый шаг на пути к руководству на уровне всей образовательной системы [9].

Я считаю, что ошибка нашего государства в том, что все проводимые реформы в образовании по продолжительности не велики и отличаются своей незаконченностью. Не достигается цель преобразований. Не ведется отслеживание полученных результатов. А это очень важно, если мы хотим поменять не только «верхушку» устоявшейся за многие годы системы, а всю ее суть. Очень важно следовать запланированному и видеть, как удачи, так и недостатки, чтобы можно было вовремя скорректировать и закрепить успех.

Интересен опыт продвинутых стран в распределении учебного времени. Так, в Южной Корее учебный год содержит два семестра. Первый семестр - с марта по середину июля, второй начинается в конце августа и заканчивается в середине февраля. Такое распределение занятий даёт ученикам возможность дважды отдохнуть по полтора месяца. В Сингапуре учебный год начинается второго января и состоит из четырех четвертей по 10 недель в каждой. Между четвертями - каникулы. Каникулы варьируются: 10 дней, 4 недели, 10 дней, полтора месяца. Нельзя сказать, что учебный год в Казахстане распределен на учебу и каникулы противоположно приведенным примерам, но трехмесячные летние каникулы очень расхолаживают учащихся. Мне кажется, равномерное распределение каникул ведет к определенной периодичности, что позволяет быстрее включаться в учебный процесс.

Мною было много сказано об учителе: его статус, уровень компетенций, заработная плата, качество преподавания. Это очень важно, но не является достаточным. В уже существующей казахстанской школе должны произойти радикальные изменения в классе, а именно:

- осознание и постоянная рефлексия преподавания отдельного учителя;

- наблюдение инноваций на реальном уроке;

- повышение мотивации к самообразованию и самосовершенствованию (не только с помощью материальных затрат) [10].

Для того, чтобы эти преобразования произошли, необходимы лидеры, которые помогут всему учительскому коллективу школы понять общую цель и осознать реальность улучшения образовательного процесса. Без этого движения вперед не случится. Возможно ли это? Каждый учитель, приходя на уровневые курсы, задает себе этот вопрос. Сомнения понятны. И со мной происходило что-то непонятное. Необъяснимые ощущения первой недели сменились пониманием необходимости перемен. Действительно, жизнь не стоит на месте, а мы, учителя, никуда не торопимся. Ученики изменились, прогресс идет вперед, а учителей сдвинуть с места никак не удается. Казахстанская школа идет вперед в плане оснащения компьютерами, интерактивными досками, проекторами, мультимедийными кабинетами - и это прекрасно! А теперь возникает необходимость «усовершенствования» самих учителей. Как это сделать? Государством сделано много! Самое главное, по моему мнению, это трехмесячные курсы для учителей. Если поменяется мировоззрение учителей, то и поменяется их преподавание, а значит и изменится отношение к обучению у учащихся. Как сказал М.Барбер: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».

Мне - учителю, обучающемуся по Программе первого (продвинутого) уровня, необходимо будет взять на себя ответственность лидера. Я четко вижу план своих обязанностей, как в обучении коллег, так и в обучении детей. Мною составлен план работы, выбран менти. Но только в практической профессиональной деятельности мне будут очевидны те направления, которые в школе западают, и то, что помогает достичь успеха. Я уже заручилась поддержкой коллег. У меня есть много сторонников, которые прошли курсы первого, второго и третьего уровней. Это мои единомышленники. При хорошо запланированной, целенаправленной работе всей команды, я добьюсь успеха. Моя школа достигнет результатов, пусть не сразу, пусть через несколько лет. Но это будет в какой-то степени моей победой!

Использованная литература

1.«Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане» ОЭСР.

2. strategy2050.kz

3. ru.wikipedia.org

4. inform.kz

5. rae.ru

6.bizkorea.ru

7. school-city.by

8. «Система образования в Корее» Ким Г.Н.

9.«Качество образования в мире и в Казахстане» А.К.Кусаинов

10. «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах» М.Барбер.

11.Руководство для учителя. Первый(продвинутый) уровень. Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. 2015г.


7


© 2010-2022