Образовательная программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»


Утверждено педагогическим советом Протокол № ____ от ______________


Утверждаю: _____________________

директор МОУ ДО «ДДТ» Комарова О.Г.





Программа

«Подготовка к школе»



Срок реализации - 1 год

Программу составила

педагог дополнительного образования

Вершинина К.Б.


















Осташков, 2015 г





Паспорт программы


Наименование программы: «Подготовка к школе»

Направление программы: социально - педагогическое

Область деятельности: дошкольное образование

Тип образовательной программы: адаптированная программа

Срок обучения: 1 год

Возраст обучающихся: 5 - 6 лет

Количество обучающихся: 12 - 15 человек

Область реализации программы: образовательная

Цель программы: формирование УУД, способствующих готовности и возможности к непрерывному образованию у обучающихся 5 - 6 лет

С какого года реализуется: 2015 год

Содержание программы:


  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи обучения

  3. Методы и формы обучения

  4. Ожидаемые результаты УУД

  5. Тематический план занятий по предметам

  6. План воспитательной работы

  7. Материально - техническое обеспечение, литература
















Пояснительная записка

Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной жизни. Дошкольник накапливает потенциал, строит фундамент для будущих знаний. И чем он прочнее, тем глубокими они будут потом.

Дошкольное образование - это, прежде всего воспитание, где в основе метод - игра. Ребенок готовиться психологически, развивается физически и эмоционально, познает мир, себя в этом мире. Дошкольный возраст - это ранний этап социализации, это период рассвета творчества. Любые его проявления развивают эмоциональность, делают ребенка открытым, добрым, чувствительным к окружающей жизни. Развитие речи, развитие крупной и мелкой моторики, музыка, танец, рисование, лепка, аппликация - вот с чего необходимо начинать обучение в дошкольном возрасте.

Необходимость создания кружка «Подготовка к школе» социального заказа родителей и педагогов.

У дошкольника могут быть сформированы следующие психические познавательные процессы:

- восприятие (цвета, величины, фигуры, пространства, звуков и т.д.);

  • внимание (объем внимания 3-4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания 5-7 минут), сформировать произвольное внимание;

  • память (научить самым простым приемам запоминания: с помощью создания образов, группировка материала по смысловым частям, выделение главных и второстепенных деталей;

  • мышление (учить делать простые обобщения, т.е. находить сходство в предметах и объединять по выявленным признакам в группы; распознавать различия в сходных предметах и явлениях окружающего мира;

- обращать внимание на цвет, форму, величину и другие средства предметов, учить сравнивать;

- объяснять причину и результат явлений происходящих вокруг;

  • запас собственных знаний о жизни, из жизни, словарный запас должен достигать 4-5 тыс. слов; сведения и информация должны быть логически связаны между собой.

Дошкольник имеет возможность соответствовать определенному физическому, эмоциональному и социальному развитию.

Социальная зрелость - потребность детей в общении со сверстниками и

взрослыми; умение подчиняться определенному режиму. Ребенок не должен

тревожиться при встрече с педагогом. Учить ребенка считаться с мнением

окружающих, вежливому поведению со старшими, воспитывать адекватное,

правильное поведение, культуру общения (на занятиях, в играх, при

общении, на совместных праздниках, ежедневно). Учить ребенка сдерживать себя, управлять своим поведением. Учить детей доводить начатое дело до конца.

Важное место занимает:

- развитие речи - обогатить речь, учить детей осмысленно говорить, привить любовь к чтению книг; наличие библиотечки в семье, обмен книжками; навыки культурного обращения с книгою, приучить беречь книгу, развивая речь детей, использовать произведения устного народного творчества, произведения русских писателей, советских, зарубежных (хрестоматии для детей дошкольного возраста);

  • раннее обучение чтению;

  • словотворчество;

  • грамматика и развитие речи.

  • развитие крупной и мелкой моторики:

крупная моторика - умение прямо и твердо ходить, бегать, прыгать, точно

ловить и кидань мяч, носить легкие вещи, предметы, застегивать пуговицы и завязывать шнурки;

мелкая моторика - владеть ножницами, карандашом, кисточкой, иголкой»

Отсюда - занятия рисованием, лепкой из пластилина, конструирование, оригами, штриховка.

  • математическая ступенька - введение в мир математических понятий и законов, развитие логического мышления, формирование математических умений и навыков, временные представления, пространственные отношения, классификация предметов; игры; «Что изменилось?», «Найди отличия» и т.д.;

  • воспитание любви к природе - мир вокруг нас (расширение сознания и кругозора, воспитание экологической культуры, изучение природных явлений, формирование исследовательских навыков? наблюдение, описание, простейшие опыты, формирование отношения к природе, как дому человечества);

  • взаимодействие - атмосфера добра, доверия, взаимопонимания;

  • педагог-семья - между педагогом и родителями. Следующие формы взаимодействия?

  • родительские собрания

  • родительские практикумы

  • совместные дела: праздники, концерты, посещение и просмотр спектаклей;

  • искусство и культура - знакомство, погружение в мир культуры и искусства, развитие художественного вкуса, развитие творческого мышления на занятиях изобразительной деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование);

здоровье - физкультминутки на занятиях. Человек и сезонные изменения в природе, занятия ритмикой; прогулки в парк, в Житное, сезонные экскурсии в природу.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Ставит детей в равные стартовые возможности, учит нестандартному мышлению, развитию творческой индивидуальности.








Цели и задачи обучения.


Цель данной программы - подготовить детей к начальной школе. В «Малышкину школу» принимаются дети, не посещающие детские дошкольные учреждения (домашние). А также дети, посещающие дошкольные учреждения, но которым необходимы дополнительные занятия, общение со сверстниками.

Дети принимаются в возрасте 5-5,5 лет. По заявлению родителей, при наличии мест, принимаются дети другого возраста (6-7 лет).

Задачи:

1. Создать ребенку условия радостно и содержательно прожить этап подготовки к школе.

2. Ввести каждого ребенка в детский коллектив, включить в содержательную, соответственную деятельность.

3. Способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию.

4. Развивать речь детей.

5. Приобщать к труду, знаниям, основам морали.

6. Научить ребенка общаться со сверстниками и со взрослыми.

7. Формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру и старшим.

8. Величайшая задача дошкольного образования - научить ребенка радоваться жизни, дать ему хорошее физическое развитие, научить каждый день открывать что-то новое, развить высокое, светлое восприятие этого мира, открыть душу, сердце, глаза, уши ребенка.

Методы и формы обучения.

Программа рассчитана на один год обучения.

Методы освоения содержания программы:

- объяснительно - иллюстративный;

- метод проблемного изложения в обучении;

- частично - поисковый.

Основными формами работы являются:

- групповое занятие;

- дидактические игры;

- игровые упражнения;

- творческие занятия.

Форма занятий комбинированная. Комплексные учебные группы создаются с целью знакомства обучающихся с различными областями знаний, науки, искусства, для их самоопределения и выбора вида деятельности, для дошкольного обучения.


Ожидаемые результаты.


В процессе обучения дети получат возможность приобрести знания и умения необходимые для дальнейшего обучения в школе:

- научиться общаться и уметь работать в коллективе;

- научиться читать и решать простейшие математические задания;

- развивать мелкую моторику рук (путем работы с пластилином, красками, бумагой и т.д.);

- активно участвовать в жизни коллектива, проявляя индивидуальные способности;

- выработать желание и потребность учиться в школе;

- получить равные стартовые возможности.

Личностные универсальные учебные действия (УУД)


У обучающихся будут сформированы:

- интерес к разнообразным видам творчества, к новым способам самовыражения;

- познавательный интерес в процессе обучения;

- адекватное понимание причин успешности (неуспешности) обучения в школе, творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД)


Дошкольник научится:

- адекватно воспринимать требования и оценку педагога;

- осуществлять пошаговый ход действий при выполнении заданий;

- радоваться достижениям и открытиям себя и товарищей.

Дошкольник получит возможность:

- не бояться проявлять себя в равных видах деятельности;

- проявлять познавательную инициативу;

- учиться самостоятельно находить варианты решений задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия


Дошкольник учится:

- формулировать собственное мнение;

- уметь слушать и слышать товарищей по коллективу;

- уметь договариваться и совместно решать с детьми поставленные задачи;

- уметь правильно формулировать свои вопросы и делать правильные умозаключения;

- пополнять словарный запас и развивать устную речь.

Познавательные универсальные учебные действия (УУД)


Дошкольник сможет научиться:

- анализировать, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию;

- устанавливать причинно - следственные связи;

- учиться строить рассуждения (рассказ о событии, рассказ по картинке, иллюстрации);

- учиться высказывать свою точку зрения.

Дошкольник получит возможность научиться:

- радостно и содержательно прожить этап подготовки к школе;

- читать, развивать речь, пополнять словарный запас;

- считать и решать несложные математические задания;

- общаться со сверстниками и взрослыми;

- получить равные стартовые возможности для дальнейшего обучения в школе;

- поверить в себя, научиться видеть в себе личность, плавно войти в социум





























Тематический план занятий.

Виды деятельности.

Количество часов в месяц.

Количество часов в год.

1.Ознакомление с окружающим миром.

Раз в неделю как часть занятий.

2. Ступенька «БУКВОГРАД».

7

56

3.Ознакомление с художественной литературой.

Раз в неделю как часть занятий.

4. Ступенька «МАТЕ­МАТИЧЕСКАЯ»

3

24

5. Изобразительная деятельность:

- Аппликация.

3

24

- Рисование.

3

24

- Лепка.

2

16

- Конструирование (Конструктор, Лего, Оригами).

2

16

ИТОГО:

20

160





ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С

дошкольниками

«Буквоград»

(развитие речи и подготовка к обучению грамоте)


Содержание работы

1 полугодие

(количество

часов)

21 час

2 полугодие

(количество

часов)

35 час

Всего за год

(количество

часов)

56 час

1. Ознакомление с

окружающим

миром:


- С предметным

окружением

4

5

9

- С окружающей

природой

3

5

8

2. Развитие речи.

(Формирование

словаря,

грамматического

строя речи)

8

15

23

3. Воспитание

звуковой культуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно как

часть занятий

4. Ознакомление с

произведениями худ.

литературы

3

5

8

5. Разучивание

стихотворных

текстов

3

5

8

6. Подготовка руки

к письму

(штриховка,

печатание букв,

слогов, предложений,

упражнения на

развитие мелкой

моторики )

ежедневно

ежедневно

ежедневно как

часть занятий







Математика

(Развитие элементарных математических представлений)


Содержание работы на первое полугодие.

Содержание.

Количество часов.

1. Счет в пределах десяти (прямой и обратный счет.)

постоянно.

2. Счет на слух, по осязанию.

постоянно.

3. Порядковый счет в пределах десяти.

2 час

4. Знакомство с цифрами (по мере ознакомления с числами).

в течение года

5. Предыдущие и последовательные числа в пределах десяти.

1 час

6. Счет парами (вперед - назад) в пределах десяти.

1 час

7. Состав чисел в пределах десяти.

З час

8. Геометрические фигуры.

2 час

9. Ориентирование на листе клетчатой бумаги.

постоянно.

ИТОГО:

9 час

Содержание работы на второе полугодие.

Содержание.

Количество часов.

1. Ознакомление со знаками («больше», «меньше», «равно», «плюс», «минус», знаки: ?, !.

4

2. Измерение с помощью условной мерки.

2

3. Счет до двадцати (принцип образования чисел в пределах двадцати).

5

4. Видоизменение форм геометрических фигур.

2

5. Ориентирование во времени.

2

6. Задачи, головоломки.

постоянно.

ИТОГО:

15

ИТОГО ЗА ГОД



24

РИСОВАНИЕ.

Виды деятельности.

Первое

полугодие

Второе

полугодие

- Учить различать и правильно

использовать в рисунке цвета и их оттенки

постоянно на занятиях.

- Закреплять навыки работы с акварелью

постоянно на занятиях.

- Учить правильно работать карандашом и

кистью

2

2

- Учить композиционному построению

рисунка

постоянно на занятиях.

- Знакомство с декоративным рисованием.

Элементы декоративного рисования.

3

5

- Учить рисовать предмет с натуры

1

3

- Учить рисовать предметы по памяти и

воображению

3

5

ИТОГО:

9

15

ВСЕГО:

24 час

ЛЕПКА.

Виды деятельности.

Первое

полугодие

Второе

полугодие

- Учить работать с пластилином (формы:

шар, овал, конус и т.п.) Особенности работы

с пластилином

2

2

- Развивать у детей чувство композиции

(сюжеты - иллюстрации к сказкам)

1

2

- Учить передавать характер движения

фигурки игрушки

постоянно на занятиях.

- Учить лепить фигурки животных, человека

2

3

- Учить передавать пропорции и динамику

действий

1

3

ИТОГО:

6

10

ВСЕГО:

16 час



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

АППЛИКАЦИЯ.

Виды деятельности

Первое

полугодие.

Второе

полугодие.

Учить работать с ножницами.

постоянно на занятиях.

Учить работать по трафарету.

2

2

Учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.

2

4

Учить составлять узор из геометрических фигур и растительных форм.

2

4

Учить сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации.

1

2

Учить составлять праздничные открытки.

2

3

Учить композиционному построению аппликации.

постоянно на занятиях.

ИТОГО:

9 час

15 час

ВСЕГО:

24 час



КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД (конструктор, оригами).

Виды деятельности

Первое

полугодие.

Второе

полугодие.

Работа с мозаикой, «ЛЕГО».

1

1

Работа с конструктором.

1

1

Работа с природным материалом.

1

2

Оригами.

3

6

ИТОГО:

6 час

10 час

ВСЕГО:

16 час

Расписание на месяц ( примерное )


1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.Обучение грамоте 2.Рисование

1 .Обучение грамоте 2. Лепка

1 .Обучение грамоте 2.Рисование

  1. Математика

2.Конструирование

1 .Обучение грамоте

2.Математика

3.Аппликация

1 .Обучение грамоте 2.Математика 3 .Конструирование

1.Обучение грамоте 2. Аппликация 3 .Лепка

1.Обучение грамоте 2. Аппликация 3 .Рисование



Количество занятий в месяц ( 20 занятий )


Название занятий

Количество

часов

Обучение грамоте

7

Математика

3

Рисование

3

Аппликация

3

Лепка

2

Конструирование

2

Итого:

20




План воспитательной работы

Дата

Содержание работы

Отметка о выполнении

май-

август

Комплектование группы


в течении года

Консультации для родителей


сентябрь

Родительское собрание


октябрь

Праздник Осени


ноябрь

Праздник Матери


декабрь

Новогодняя елка


январь

Открытые занятия для родителей


февраль

Турнир мушкетеров


март

Учим стишки для мам и бабушек, делаем поделки Праздник «С Днем 8 Марта»


май

Праздник выпуска в школу




ВАШ РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР.

Малыш подрос, и он начинает активно познавать мир и самого себя, Задавая вам бесконечные вопросы.

Здравствуй возраст ПОЧЕМУЧЕК!!!!!!

Как же помочь ребенку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, как отобрать то, что необходимо в данном возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения? В этом Вам поможет ЕЕ величество КНИГА!

Важное место на этапе дошкольного детства занимает КНИГА Нужная, своевременная КНИГА поможет и Вам, уважаемые родители.

Книги для детей: небольшие по объему рассказы, стихи, сказки, доступные воспитанию любого ребенка дошкольного возраста, детские журналы.

Авторы: Л.Толстой, А.Толстой, Д.Мамин - Сибиряк, Л. Пантелев, Н.Носов, В.Тютчев, А.Фет и др.

Книги для родителей.

1.Бабаева Т.И. "У школьного порога" - М.Просвещение, 1993.

2.

Пояснительная записка 3

Содержание работы на второе полугодие. 10

РИСОВАНИЕ. 10

ЛЕПКА. 11

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 12

АППЛИКАЦИЯ. 12

КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД (конструктор, оригами). 12

ребенка к школе.", Москва,2001.

8.Васильева Н.Ф. Журова Л.У. "Развивающиеся игры для дошкольников",

популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль,1996.

9.Виноградова Н. Ф. Журова Л. Е.Тотов ли ваш ребенок к школе?!"

Советы педагога. Книга для родителей,

М.1992

10.Ушакова О.С.и др. «Придумай слово. "Речевые игры и упражнения для

дошкольников. Книга для воспитателей и родителей, М.1997.

11.Книги из серии "Детский сад: день за днем" - практическое приложение.




Материально - техническое обеспечение


  1. Методическая литература

  2. Интернет ресурсы

  3. «Букварь» (Н.С. Жукова)

  4. Математические тетради

  5. Материал для изобразительной деятельности (пластилин, альбомы, краски и т.д.)

  6. Наглядные таблицы (по предметам)

  7. Компьютер, проектор, магнитофон, репродукции

Форма подведения итогов.


  1. Выставки работ по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.)

  2. Выступления на праздниках в течении года в МОУ ДО «Дом детского творчества»

  3. Участие в районных мероприятиях (конкурсах, выставках)

  4. Портфолио к концу обучения

  5. Праздник выпуска в школу









Л И Т Е Р А Т У Р А


1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)

4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5. М. Васильева, М. Комарова, В. Гербова, программа воспитания и обучения в детском саду.

6. Журнал «Дошкольное воспитание».

7. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова, серия «Дошкольник» - «Методика подготовки детей к школе», 2002 г.

8. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков, «Психолого - педагогическая готовность к школе», Москва, Г.И.Ц. «Валдос», 2001 г.

9. Т.Б. Мазепина, серия «Мир вашего ребенка, тесты для маленьких умников и умниц», Ростов на Дону, «Феникс», 2005 г.

10. Н.А. Завьялова, Е.В. Лукая, «Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе», Волгоград, 2004 г.

11. А.Я. Миндаль, «Воспитание и развитие личности подростка», Москва 2007 г.

12. Л.И. Архарова, Л.К. Гребенкина, С.Б. Демидова, центр «Педагогический поиск», 2004 г.

13. С.А. Шин, издательство «Феникс», 2003-2004 г.г.

14. В.П. Шашина, «Методика игрового обучения», изд. «Феникс», Ростов на Дону, 2005 г.

© 2010-2022