- Преподавателю
- Директору, завучу
- Профессиональное самоопределение молодежи (материалы для доклада)
Профессиональное самоопределение молодежи (материалы для доклада)
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ламанова Л.А. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Материалы для доклада
Профессиональное самоопределение молодежи
Ламанова Л.А., методист
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Одним из направлений работы профессиональной образовательной организации по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни - является профориентация обучающихся.
Актуальность проблемы профориентации проявляется в необходимости преодоления противоречий между следующими позициями: объективной потребностью личности в самоопределении, в том числе и профессиональном, и существующей системой образования, недостаточно направленной на выработку у старшеклассников компетентности в сфере самостоятельного и ответственного управления процессом самоопределения в современных условиях.
Таким образом, правильно и эффективно проводимая профориентационная работа способствует профессиональному самоопределению личности.
Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную работу с обучающимися.
Проблема организации профориентационной работы для образовательных организаций среднего профессионального образования еще более актуальна, чем для школы, так как это попытка напрямую повлиять на выбор школьника и затем встретить у себя мотивированного абитуриента, что также является одним из факторов совершенствования системы образования в дальнейшем.
Основными ее задачами является разъяснение ученикам общественной значимости профессий и специальностей техникума, их важности и необходимости; формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Именно профориентация, понимаемая как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения, должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится, тем самым, повышая мотивацию к обучению, к самопознанию и саморазвитию.
Анализ результатов по выполнению плана набора и реализации профориентационной работы позволил выделить ряд проблем, которые усложняют и без того сложную и ответственную работу - они представлены на слайде.
В нашем техникуме профориентационная работа строится с использованием различных форм работы, которые можно разделить на пассивные и активные.
Пассивные формы в основном носят просветительское направление, эти формы мы рассмотрим вкратце, так как все о них знают и активно используют в работе: беседы, лекции, просмотр видеофильмов, посещение «ярмарок профессий», оформление стендов.
Из опыта работы техникума к активным формам профориентации обучающихся можно отнести следующие мероприятия: мастер-классы, соревнование «Пляжный волейбол», спартакиада, конкурсы «Выпускное платье-2014», «Мой Череповец», олимпиаду «Занимательное черчение».
Активные методы в профориентации предполагают смещение акцента с профинформации на анализ и решение профориентационных проблем, так как именно постановка перед подростком проблемы может стимулировать его собственную активность по её решению.
Благодаря активным методам можно развивать новые и трансформировать уже существующие личностные качества подростков. Эти методы предполагают использование интерактивных форм работы, таких как тренинг, дискуссия, ролевая и деловая игра и другие. А, как известно, именно такие формы работы являются наиболее эффективными, особенно для «неподготовленной» аудитории.
Профориентационная работа сегодня должна носить системный характер. Важно отметить, что современные школьники при выборе будущей профессии и своего будущего учитывают свои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационной работе и их сопровождению.