Научно-исследовательская работа в средней школе

     Данная статья была подготовлена для участия в конференции Воронежского государственного университета инженерных технорлогий.       С 1 сентября 2015 года большая часть школ приступает к реализации ФГОС в основной школе (некоторые школы реализуют ФГОС в основной школе с 2012 года). Лозунг стандартов второго поколения – Научить - учиться. Позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Одна из возможностей достижения вышеуказанных требован...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Научно-исследовательская работа в средней школе.

Черняева Галина Николаевна

Учитель физики МКОУ Добринская СОШ



Организация исследовательской деятельности учащихся

С 1 сентября 2015 года большая часть школ приступает к реализации ФГОС в основной школе (некоторые школы реализуют ФГОС в основной школе с 2012 года). Лозунг стандартов второго поколения - Научить - учиться. Позиция ученика - активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Одна из возможностей достижения вышеуказанных требований к ученику - организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Научные исследования показывают, что ученики сохраняют в памяти примерно: 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически выполняли. Наиболее эффективным видом деятельности школьников является исследовательская деятельность.

Обществу нужны специалисты, которые умеют ставить и формулировать цели работы, её этапы, принимать самостоятельно решения, оценивать специфику конкретной деятельности (учебной, исследовательской, творческой), имеют развитое исследовательское мышление.

В исследовательской деятельности находится источник творческой самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся

  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности

Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности включает в себя прежде всего урок и все его этапы: объяснение нового материала, повторение, закрепление, фронтальный, демонстрационный и лабораторный эксперимент.

Такого рода деятельность формирует адекватную самооценку, воспитывает стремление к сохранению собственной позиции и умению доказательно отстаивать ее.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Основные этапы организации исследовательской и работы.

  1. Знакомство с основами исследовательской деятельности:

  • понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);

  • методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);

  • требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.

  1. Выбор и определение темы исследования.

Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Работа с литературными источниками.

На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

  1. Исследование.

Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.

  1. Защита (анализ деятельности).

Целью исследовательской работы учащихся является создание условий для:

- развития творческой личности;

- самореализации;

- развития авторской позиции юного исследователя.

Задачи исследовательской деятельности:

-развитие познавательных интересов и исследовательской деятельности учащихся через включение в проектную деятельность;

- развитие информационно-технологических навыков учащихся, научить работать учащихся с информацией (отбор, классификация, систематизация);

- развитие осознания значимости своей работы для получения результата.

В результате исследовательской деятельности учащиеся должны научиться:

  • выявлять и ставить проблемы;

  • уточнять неясные вопросы;

  • планировать и разрабатывать исследовательские действия;

  • собирать данные (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

  • анализировать собранные данные;

  • готовить и писать сообщения;

  • выступать с подготовленным сообщением;

  • строить обобщения и выводы.

Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер.

Литература.

  1. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.

  2. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.

  3. Мазяркина Т.В., Первак С.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

  4. Рябова Лилия Геннадьевна. Исследовательская деятельность учащихся



© 2010-2022