- Преподавателю
- Директору, завучу
- Научно-исследовательская работа в средней школе
Научно-исследовательская работа в средней школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черняева Г.Н. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Научно-исследовательская работа в средней школе.
Черняева Галина Николаевна
Учитель физики МКОУ Добринская СОШ
Организация исследовательской деятельности учащихся
С 1 сентября 2015 года большая часть школ приступает к реализации ФГОС в основной школе (некоторые школы реализуют ФГОС в основной школе с 2012 года). Лозунг стандартов второго поколения - Научить - учиться. Позиция ученика - активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя. Одна из возможностей достижения вышеуказанных требований к ученику - организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Научные исследования показывают, что ученики сохраняют в памяти примерно: 10 % из того, что читали, 20 % из того, что слушали, 30 % из того, что наблюдали, 50 % из того, что видели и слышали, 70 % из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически выполняли. Наиболее эффективным видом деятельности школьников является исследовательская деятельность.
Обществу нужны специалисты, которые умеют ставить и формулировать цели работы, её этапы, принимать самостоятельно решения, оценивать специфику конкретной деятельности (учебной, исследовательской, творческой), имеют развитое исследовательское мышление.
В исследовательской деятельности находится источник творческой самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.
Учебно-исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:
-
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
-
внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности
Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности включает в себя прежде всего урок и все его этапы: объяснение нового материала, повторение, закрепление, фронтальный, демонстрационный и лабораторный эксперимент.
Такого рода деятельность формирует адекватную самооценку, воспитывает стремление к сохранению собственной позиции и умению доказательно отстаивать ее.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Основные этапы организации исследовательской и работы.
-
Знакомство с основами исследовательской деятельности:
-
понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
-
методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);
-
требованиями, предъявляемыми к оформлению работы.
-
Выбор и определение темы исследования.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.
Работа с литературными источниками.
На этом этапе учащиеся составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.
-
Исследование.
Здесь учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.
-
Защита (анализ деятельности).
Целью исследовательской работы учащихся является создание условий для:
- развития творческой личности;
- самореализации;
- развития авторской позиции юного исследователя.
Задачи исследовательской деятельности:
-развитие познавательных интересов и исследовательской деятельности учащихся через включение в проектную деятельность;
- развитие информационно-технологических навыков учащихся, научить работать учащихся с информацией (отбор, классификация, систематизация);
- развитие осознания значимости своей работы для получения результата.
В результате исследовательской деятельности учащиеся должны научиться:
-
выявлять и ставить проблемы;
-
уточнять неясные вопросы;
-
планировать и разрабатывать исследовательские действия;
-
собирать данные (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
-
анализировать собранные данные;
-
готовить и писать сообщения;
-
выступать с подготовленным сообщением;
-
строить обобщения и выводы.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер.
Литература.
-
Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. - Народное образование. 1999. № 10.
-
Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
-
Мазяркина Т.В., Первак С.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ
-
Рябова Лилия Геннадьевна. Исследовательская деятельность учащихся