Аналитическая справка о работе с одаренными детьми

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми.



Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми - одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Кобзева Г.Н. работу с одарёнными детьми ведет по нескольким направлениям.
1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках информатики и ИКТ.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Направления работы с одарёнными детьми отличаются от остальных. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Свою работу Галина Николаевна разбила на несколько этапов:

  • Изучение индивидуальных особенностей учащихся - изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье (использует личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых школьным психологом и классными руководителями).

  • Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.

  • Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

  • Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Чтобы разнообразить учебные будни, Кобзева Г.Н. использует различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяет и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности. Для уроков обобщения изученного материала широко использует такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. Причём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

2. Метод проектов

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого Темирчева А.Р. широко использует на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы.

Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие проекты по предметам, выполняемые под руководством Альбины Руслановны систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается макет и компьютерная презентация.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)

Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать одаренных учащихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется Кобзева Г.Н. во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Спаси компьютер от вируса» предметные викторины. По мере возможности проводит индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.

Кобзева Г.Н. проводит индивидуальные и коллективные занятия с учащимися, сдающими ЕГЭ и ГИА информатике и ИКТ в 11 и 9 классах, оказывает им консультативную помощь. Ею разработана специальная информационно-методическая система подготовки к сдаче ЕГЭ в 11 классе и экзамена в традиционной форме в 9 классе по информатике и ИКТ, не раз продемонстрировавшая свою эффективность, подтвержденную результатами государственной аттестации.

4. Применение инновационных технологий в преподавании информатики и математики

Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков информатики и математики. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, графики, диаграммы и т.д.

План работы учителя информатики с одаренными детьми

Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;

  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Направления работы:

  • диагностика - изучение личности учащихся.

  • работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики;

  • внеклассная работа.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • анализ литературных источников;

  • творческие работы;

  • проективный метод;

  • метод прогнозирования;

  • метод исследования проблемы;

  • синквейн.

Формы работы:

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

  • кружковая работа;

  • организация временных групп;

  • свободное самообразование;

  • проведение предметных недель;

  • научно-практические конференции;

  • олимпиады;

  • интеллектуальный

  • марафон.

Содержание работы с одаренными детьми

1. Диагностика учащихся - методика оценки общей одаренности (методика представлена вПриложении 1).

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики - разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.

Использование системы заданий повышенной сложности:

  • задания на развитие логического мышления;

  • задания на развитие творческого мышления - выполнение творческих работ учащихся;

  • задания на составление проектов - создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

  • задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися - создание постоянных (кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы - принцип "обогащения".

Ресурсное обеспечение работы с одаренными учащимися:

  • наличие учебной аудитории;

  • библиотечный фонд - наличие литературы по проблемам информатики.

Критерии эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.

  3. Увеличение количества учащихся, выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его.

  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад по информатики и лауреатами научно-практических конференций, победителями и участниками в различных Интернет - проектах по информатик


© 2010-2022