Методические рекомендации Организация работы с неуспевающими студентами

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

«Организация работы с неуспевающими студентами»


Неуспеваемость - отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Причины неуспеваемости

1. Внешние:

  • Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы;

  • Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.);

  • Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность).

2. Внутренние:

  • Отсутствие мотивации;

  • Слабое развитие волевой организации;

  • Дефекты здоровья студентов;

  • Низкое развитие интеллекта.

Основные признаки неуспеваемости обучающихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.


Основные способы обнаружения отставаний обучающихся

1. Наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.

2. Вопросы педагога и его требования сформулировать то или иное положение.

3. Обучающие самостоятельные работы в кабинете. При проведении самостоятельных работ педагог получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдает за работой студентов, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Работа с неуспевающими студентами

1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.

2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).

4. Воспитательное воздействие - с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.

Типы неуспевающих студентов

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Работа с обучающимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Основная помощь обучающимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Эти обучающиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться. Для того чтобы заинтересовать обучающихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

  • создавать проблемные ситуации;

  • активизировать самостоятельное мышление;

  • организовывать сотрудничество обучающихся на уроке;

  • выстраивать позитивные отношения с группой;

  • проявлять искреннюю заинтересованность в успехах студентов.

Этой группе неуспевающих студентов рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.

Работа с обучающимися, не желающими учиться

Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. Задача педагога в этом случае:

  • помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;

  • развивать ответственность;

  • поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.

Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

  • решение проблемных ситуаций;

  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

  • организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может.

Меры предупреждения неуспеваемости обучающихся

1. Всестороннее повышение эффективности каждого занятия.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к обучающемуся.

4. Дифференцированная система домашних заданий.

5. Закрепление за неуспевающими обучающимися более сильных студентов.

Работа с неуспевающими студентами может осуществляться как на учебном занятии, так и вне занятия (дополнительные занятия).

Оказание помощи неуспевающему студенту на учебном занятии

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;

  • Предложение обучающимся примерного плана ответа;

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

2. При изложении нового материала

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.;

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.

3. При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий;

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;

  • Напоминание приема и способа выполнения задания;

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

4. В ходе самостоятельной работы на занятии

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Виды работ со слабоуспевающими студентами

  • Карточки для индивидуальной работы;

  • Задания с выбором ответа;

  • Карточки - тренажеры;

  • Творческие задания;

  • "Карточки - информаторы";

  • "Карточки с образцами решения";

  • "Карточки-конспекты".

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:

  • специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;

  • карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;

  • карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

  • карточек - инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;

  • трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся);

  • общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;

  • индивидуальные дифференцированные задания;

  • групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет педагог);

  • равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;

  • общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;

  • индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

Необходимо создать на занятии ситуацию успеха:

  • помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

  • слабому - выполнить посильный объем работы.

Профилактика неуспеваемости

1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся.

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявлять причины отставания.

2. При изложении нового материала.

Обязательно проверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем студентам активно усваивать материал.

3. В ходе самостоятельной работы.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. При организации самостоятельной работы вне кабинета.

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими студентами.



© 2010-2022