• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Сопровождение презентации педагогическогосовета на тему: «Проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся и профессионального развития педагогов»

Сопровождение презентации педагогическогосовета на тему: «Проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся и профессионального развития педагогов»

  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические ср...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет на тему: «Проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся и профессионального развития педагогов».



Учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения, убивает в ученике охоту

к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению

гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Д.Э.В., заместитиель директора:

СЛАЙД 1:

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. И сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы.

СЛЙД 2:

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя - дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.

СЛЙД 3:

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями

СЛАЙД 4:

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества

  • Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.

  • Для этого необходим личностно - ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

СЛАЙД 4:

СХЕМА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе.

Результаты успеваемости учащихся: ПРИЛОЖЕНИЕ№1

СЛАЙД 5:

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

· пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;

· пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков;

· недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;

· ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.

СЛАЙД 6:

Цитата Сухомлинского: «Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».

СЛАЙД 7:

Причинами недостаточной успешности учения у каждого ребенка свои. Выявление этих причин - дело трудоемкое. Среди основных способов обнаружения отставаний учащихся можно назвать:

· наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

·вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

·обучающие самостоятельные работы в классе.

При их проведении учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

СЛАЙД 8:

Большую помощь по выявлению мотивированных детей и развитию творческих способностей у учащихся оказывает психологическая служба школы.

Психологическое сопровождение осуществляется следующим образом:

·тестирование учащихся по выявлению имеющихся знаний, умений, навыков (мониторинг);

· диагностика мотивации достижения и наличия творческого потенциала у учащихся;

· диагностика индивидуальных способностей учащихся;

· тестирование самооценки своих способностей.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА:

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся.

Задача учителя - создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть "позицию неуспевающего"; повысить самооценку.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.

СЛАЙД 9:

Работу по изучению возможностей ребенка и созданию условий для его оптимального развития следует проводить поэтапно:

1-й этап - сбор предварительных данных об ученике (наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

2-й этап - диагностика;

3-й этап - сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

4-й этап - выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

Также для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся, родителей и учителей к учебной деятельности. Для этого воспользовались анкетами для определения мотивации

Слайд 10 и 11:

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов:

Причины снижения успеваемости (мнение родителей, учителей)

  • Глобальные социально-экономические;

  • Нет престижа образования в целом;

  • Перегрузка информацией, много предметов в среднем звене;

  • Информация стала доступной, потеряла свою ценность, учитель перестал быть основным носителем информации;

  • Учеба перестала быть основной целью современных подростков;

  • Отсутствие ответственности обучающейся стороны, отсутствие реальных форм наказания к неуспевающим;

  • Авторитарный и опекунский стиль руководства в учебном процессе перестал быть действенным;

  • Потребительское отношение родителей к школе;

  • Воспитание сводится к «содержанию»;

  • Надежда на репетитора, который быстро всё исправит;

  • Усталость и перегрузка учителей (предметная нагрузка, классное руководство, возраст, репетиторство, вторая работа)

  • Стали хуже учить, часто идет натаскивание учеников;

  • Неинтересные однообразные уроки;

  • Изменилась мотивация учителей - «мне за это не платят».

Слайд 12:

Причины снижения успеваемости (мнение учащихся 9 классов):

  • Лень;

  • Много домашних заданий, не успеваешь сделать;

  • Перегрузка, сильная усталость, недосып, слабое здоровье;

  • Проблемы в семье;

  • Невоспитанные люди, срывающие урок;

  • Слабая дисциплина на уроке;

  • Хочется проводить время не за домашними заданиями, а на улице, за компьютером и другими подобными занятиями;

  • Внешкольная жизнь;

  • Некоторые учителя своим отношением к ученикам отвергают интерес к предмету;

  • Плохие отношения с учителями;

  • Незаинтересованность в обучении, непонимание цели обучения;

  • Отсутствие самомотивации, собственные учебные принципы;

  • Неинтересные уроки, неинтересная программа по некоторым предметам;


Слайд 13:


Педагогические факторы, влияющие на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности у учащихся начальной и средней школы.

1. Содержание учебного материала.

2.Организация учебной деятельности.

3.Стиль педагогической деятельности учителя.

4.Коллективные, групповые формы учебной деятельности.

5.Оценка учебной деятельности школьника в безличной форме, в сравнительной динамике.

Слайд 14:

Отрицательное отношение к учению у учащихся вызвано рядом причин.

Это субъективные причины, связанные с особенностями самих учащихся:

  • отсутствие соответствующей положительной мотивации ученика (отсутствие учебных, интересов, отсутствие убежденности в необходимости широкого образования, обедненные идеалы, преобладание узколичных материальных потребностей и пр.);

  • затруднение в реализации положительного мотива (у учащегося проявляется интерес и желание действовать, но нет возможности действовать, отсутствует успех в деятельности. Это может быть связано с низким уровнем знаний, умений);

  • низким уровнем умственной деятельности;

  • отсутствием соответствующих волевых качеств.

Слайд 15:

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, имеют место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя:

1) учебный материал, используемый на уроке, не способствует поддержанию любознательности, пробуждению интереса, не соответствует уровню их умственного развития, уровню наличных знаний (или слишком оторван от этих знаний, или во многом их повторяет);

2) приемы и методы работы на уроке не соответствуют пробуждению активности и самостоятельности детей (однообразные упражнения на уроке, вопросы, рассчитанные только на запоминание);

3) выбранные педагогом средства побуждения не соответствуют причинам отрицательного отношения к учению (учитель пытается побудить ученика угрозой, двойками, в то время как причиной отрицательного отношения является отсутствие нужного уровня знаний, и в этом случае надо было организовать восполнение пробела в знаниях и поощрять каждый шаг продвижения вперед).

Все это требуется знать учителю для того, чтобы формирование положительной мотивации в учебной деятельности было успешным.

Слайд 16 и 17:

Для повышения мотивации учеников необходимо:

  1. Обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;

  2. Использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;

  3. Организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;

  4. Самому правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованным в их успехах;

  5. Видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

Слайд 18:

Для формирования положительной мотивации к обучению необходимо наличие:

  • индивидуальной программы обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения;

  • серии тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе;

  • условий развития мотива, которые можно создать в процессе обучения;

  • задач, сложность которых соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача;

  • возможности у ученика самостоятельного выбора заданий.

Слайд 19:

Установки педагога и методы обучения

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

  • Нестандартные формы проведения уроков

  • Создание ситуации успеха

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

  • Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

  • Эмоциональная речь учителя

  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

  • Применение поощрения и порицания

  • Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Формы мотивации на различных этапах урока (выступление учителей: С.О.В. -руководитель МО начальных классов, А.А.В. - учитель математики, Б.В.А. - учитель географии, Е.Т.А. - учитель технологии, М.Н.А- учитель химии).

Слайд 20:

Как поднять интерес обучающихся к познавательной деятельности и ее результатам?

«Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным образованием и воспитанием» (Дистерверг)

Слайд 21 и 22:

Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности

Анализ изучение мотивационной готовности педагогов показал, что на первом месте находится, по мнению педагогов, фактор « Желание создать хорошую, эффективную школу для детей», на втором месте «Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить», на третьем месте - «Потребность в контактах с интересными, творческими людьми».

Значительное место занимает и фактор, который напрямую должен работать на качество образования: «Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов».

А вот фактор, который в прямой зависимости от участия в инновационной деятельности «Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины» лишь на 5 месте, а также фактор «Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе» -на 6 месте. Иерархия факторов мотвации к усовершенствованию учебного процесса в школе, остается прежней с незначительным изменением % в 2014-2015 учебном году в сравнение с прошлым 2013-2014 учебным годом.



Мотивационный фактор педагогов

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

« Желание создать хорошую, эффективную школу для детей»

65%

65,8%

«Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить»

47,5%

48%

«Потребность в контактах с интересными, творческими людьми»

35%

40%

«Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов».

27,5%

30%

«Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины»

25%

25,6

«Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе»

20%

25%

Но при этом анализ анкет, которые были проведены в целях выяснения насколько Вы владеете теоретическими знаниями, т.к., чтобы быть готовыми надо знать, истинную картину деятельности учителя на уроке:

Слайд 23:

Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты:

  • соответствие материала по сложности и типу класса;

  • оптимальный темп урока;

  • общая эрудиция учителей;

  • культура и выразительность речи учителей;

  • сотрудничество с учащимися.

Слайд 24:

Но вместе с тем есть и негативные моменты:

  • недостаточная мотивировка учащихся;

  • стандартность форм работы на уроке;

  • недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.

Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.

Слайд 25 и 26:

Программа формирования мотивации

  • Предоставление свободы выбора (ориентирует учащихся на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач).

  • Совместное планирование урока (можно предложить учащимся самим составить план урока, особенно если он не связан с изучением нового материала. Здесь участвует в работе важный критерий - степень освоения учебного материала.).

  • Проведение самостоятельной работы, используя дифференцированный подход (особенно подход внутренней дифференциации детей).

  • Максимально возможное снятие внешнего контроля (оценка должна не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности).

Слайд 27:

Федеральный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

Требования:

  • к содержанию,

  • к условиям,

  • к результатам.

Результаты:

  • Предметные

  • Метапредметные

  • Личностные

Слайд 28:

Содержание должностных обязанностей учителя пополнилось функциями, связанными с:

  • разработкой рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;

  • поддержкой разнообразных видов деятельности обучающихся, развитием их познавательных интересов, способностей, организацией их самостоятельной деятельности, в т. ч. исследовательской;

  • реализацией проблемного обучения, осуществлением связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой;

  • использованием разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в т. ч. по индивидуальным учебным планам, современных образовательных технологий, включая информационные,

  • а также цифровые образовательные ресурсы;

Слайд 29:

Вывод по итогам педсовета:

Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни

Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи.

Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя и учащихся. Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся - из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Слайд 30:

Учитывая актуальность данной темы для повышения качества образования, систематизировав теоретические основы по проблеме мотивации учения, педагогический совет выносит следующий

Проект решения:

  1. ДЭ.В.,МЮ.Г.,Ф Е.В., КЛ.А., заместителям директора, руководителям МО, СИ.А., СО.В., ВЕ.С., МН.А., ВН.Н., в рамках внутри школьного контроля посетить учебные занятия и внеклассные мероприятия, изучить работу учителей предметников, классных руководителей по формированию положительной мотивации обучающихся. Представить результаты (аналитическая справка) в срок до 28 февраля 2015г. Представить план работы по исправлению выявленных замечаний (до 01.03.2015г)

  2. М.Ю.Г., заместителю директора, включить в план ежегодной «недели Науки» открытые методические мероприятия (учебные занятия, мастер-классы, внеклассные мероприятия), представляющие опыт педагогического коллектива по формированию мотивации к различным видам учебной деятельности.

  3. Руководителям методических объединений (С.И.А., С.О.В., В.Е.С., М.Н.А., В.Н.Н.) включить в планы заседаний МО (№4 - март) обсуждение результатов работы учителей по формированию мотивации обучающихся, а также результаты работы над темами самообразования, как одного из факторов внутренней мотивации педагогов к повышению квалификации. Представить результаты в форме обобщения педагогического опыта работы членов методического объединения в срок до 10.04.2015

  4. Педагогу - психологу, П.Т.Н. провести совместно с классными руководителями (М.А.Н., В.Н.Н., В.Н.Я., С.И.А.) изучить мотивационные факторы влияющие на организацию всех видов деятельности учащихся в 5В, 7А, 8Б, 8В. (до 31.05.2015)

  5. Учителям предметникам предоставить результаты педагогического мониторинга по предметам в срок до 15.05.2015г. Классным руководителям предоставить результаты личностных особенностей учащихся в срок до 25.05.15г. Контроль возложить на Д.Э.В., Ф.Е.В., М.Ю.Г., К.Л.А., заместителей директора

Рефлексия педсовета:

Заполнение анкеты:

1. Я сегодня был недоволен тем, что…

2. Мне понравилось, что…

3. Я получил бы большую пользу, если бы…

4. Самое важное для меня сегодня…

Желаем всем больше методических находок!

Будьте активными и успешными педагогами!



ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Информационная справка

МАОУ СОШ №5 г. Челябинска


Динамика показателей успеваемости обучающихся.

1. Начальная школа:

Показатели

2013-3014 учебный год

1 четверть 2014-2015 учебного года

2 четверть 2014-2015 учебного года

Абсолютный показатель




Качественный показатель




Не освоили программу




С одной «3»




2. Основная школа (5-9 классы):

Показатели

2013-3014 учебный год

1 четверть 2014-2015 учебного года

2 четверть 2014-2015 учебного года

Абсолютный показатель




Качественный показатель




Не освоили программу




С одной «3»




3. Средняя школа (10-11 классы):

Показатели

2013-3014 учебный год

1 четверть 2014-2015 учебного года

2 четверть 2014-2015 учебного года

Абсолютный показатель




Качественный показатель




Не освоили программу




С одной «3»




СВОДНАЯ:

Показатели

2013-3014 учебный год

1 четверть 2014-2015 учебного года

2 четверть 2014-2015 учебного года

Абсолютный показатель




Качественный показатель




Не освоили программу




С одной «3»






© 2010-2022