Статья по теме Сотрудничество семьи и школы – фактор формирования общественной активности учащихся

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сотрудничество семьи и школы - фактор формирования общественной активности учащихся.

Д.И.Именалинова КГУ «Силантьевская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района», Алтынсаринский район, Костанайская область Республика Казахстан.

Секция: Роль семьи и школы в формировании общественной активности учащихся.

Семья и школа - два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях школы и семьи, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива, родителей, общественности - единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Еще во времена Советского Союза генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев говорил: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция. Сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения».[2] В 2014 году в послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев обращаясь к молодежи сказал: « Стратегия 2050. Эта Стратегия - для вас. Вам участвовать в её реализации и вам пожинать плоды её успеха. Включайтесь в работу, каждый на своём рабочем месте. Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!», призывая тем самым, молодежь Казахстана к активной общественной жизни.[3] Данные высказывания свидетельствуют о том, что в каком бы обществе мы не жили, общественная активность подрастающего поколения была и остается одним из главных приоритетов в формировании гражданственности и патриотизма. И одной из главных задач современной школы является то, что она должна готовить учащихся к сознательному и активному участию в общественной деятельности, вырабатывать у них активную жизненную позицию. И в данном вопросе сотрудничество семьи и школы является залогом успеха. В своем сотрудничестве семья и школы должна придерживаться следующих принципов сотрудничества: 1)принцип доверительности, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательно-образовательной цели и сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия, 2)принцип доступности, который обеспечивает использование адаптированной и обработанной информации с учетом особенностей восприятия педагогов и родителей, 3) принцип систематичности, реализация которого направлена на последовательное взаимодействие двух субъектов в целостном педагогическим процессе, 4) принцип сопричастности, содействующий договоренности о степени соучастия каждого партнера в создании наилучших условий воспитания ребенка. Взаимная информация о ребенке всегда должна сопровождаться просьбой принять участие в содействии созданию необходимых условий успешной деятельности детей. 5) принцип содеянности, допускающий совместную деятельность со школьниками.[1] Формирование общественной активности в школьном возрасте, особенно у старшеклассников имеет исключительно важное значение, так как в этом возрасте происходит активный процесс формирования личности, становления характера, развивается наиболее осознанное и определенное отношение не только к своим ученическим, но и общественным обязанностям. Появляется чувство долга и личной ответственности за свои поступки и дела перед семьей, школой и конечно же обществом. Но время, увы, вносит свои коррективы в наши планы и действия. И сегодня воспитание на основе идеологии не так эффективно, как это было в советском обществе. И потому, формирование общественной активности личности невозможно без участия двух институтов -семьи и школы. Важным аспектом в формировании общественной активности учащихся, является воспитание на основе подражания. То есть учащиеся в процессе своего обучения и воспитания должны видеть положительный пример взрослых. Так, например, в начале учебного года в нашей школе была проведена детско-родительско-педагогическая конференция «Построим будущее вместе». Целью данной конференции было создание среды взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса на основе взаимного согласия. В ходе конференции учащимся школы была предоставлена возможность принять участие в процессе планирования деятельности школы. Работая за круглым столом совместно с родителями и педагогами, учащиеся чувствовали доверие со стороны взрослых и конечно же ответственность за то, что от его слова зависит будущее школы. И в течении года, учащиеся активно выполняли предложенные ими идей. На мой взгляд, данная форма работы является важным шагом в формировании активной гражданской позиции личности, что является один из признаков общественной активности. Не менее важным аспектом формирования общественной активности учащихся является привлечение их к общественно значимым делам школы. Для этого необходимо перенести идеи государства в воспитательный процесс, делая каждого ученика участником развития своего государства под название школа. Ведь сегодняшний поступки наших учеников в развитии школы, завтра могут оказаться большими делами в развитии государства. И в целях реализации данного направления в нашей школе реализуется проект «Сайлау». Ежегодно в сентябре в школе организовываются выборы «Ұлан басы». В нашей школе эти выборы проводятся ничем ни хуже настоящих выборов. Ученическая избирательная комиссия определяет сроки выдвижения кандидатур и назначает день выборов. Кандидаты и их доверенные лица проводят встречи с учащимися, предлагают свои Программы. В день выборов в актовом зале устанавливаются кабины для тайного голосования и урны. На следующий за выборами день избирательная комиссия составляет протокол итогов выборов и вывешивает его на информационном стенде. Данный подход к воспитательной работе позволяет каждому ученику почувствовать себя ответственным за жизнь школы: кандидаты - перед тем как написать программы стараются узнать проблемы учеников и найти пути их решения; избиратели - изучают программы и отдают свой голос за того, кто сделает их жизнь интересной. Но всех их объединяет одно - они одинаково активно принимают участие в развитии своего маленького государства. Самым главным фактором, влияющим на развитие общественной активности, является привлечение учащихся к общественной жизни через организацию культурно-массовых мероприятий. Одним из таких мероприятий является проведение ежегодной акции «Асар». Основная идея данной акции: добровольная, благотворительная деятельность учащихся, направленная на помощь пожилым людям, оставшимися без внимания. В рамках акции, учащиеся оказывают посильную помощь в очистке снега, уборке двора, в посадке и сборе урожая картофеля. Данная акция подразумевает формирование общественной активности не только в рамках школы, но и за ее пределами. Подобными мероприятиями являются и участие учащихся в различных конференциях, социальных проектах, конкурсов и соревнований, где учащиеся защищают не только честь школы, но и села, района и области. В реализации данной формы воспитания, очень важна поддержка учителей и родителей. Так как именно здесь, необходимо им вселить чувства уверенности в собственные силы. Формирование каких-либо компетентностей личности невозможно без диагностики, которая может помочь нам в определении поля проблем. А вот выбор инструментария для проведения диагностики зависит от мастерства педагога. Так вот, одним из инструментариев по определению уровня общественной активности в нашей школе является проект «Ученик года». В рамках проекта учащиеся, родители и педагоги ведут активное наблюдение за деятельностью учащегося в общественной жизни. В ходе реализации проекта учащиеся школы пишут сочинение «Моя судьба в моих руках», в рамках которого описывают свою деятельность. Одна из учениц нашей школы писала: «…Человек может добиться всего, чего он хочет, благодаря силе своего желания, упорства, терпения и главное своей вере. Что касается меня, с малых лет родители приучали меня к терпению, трудолюбию, смелости, любви к делам, которые я делаю, за что я им благодарна. Сейчас, будучи подростком, смирение и страх перед трудностью мне не близки. Я настраиваю себя положительно, веря в то, что все получится, а если не получится сразу, то получится в другой раз. Ведь человек, думающий, что у него ничего не получится, снимает с себя всякую ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу окружающего его общества. Я прочитала много произведений и пересмотрела много фильмов в которых у главных героев не сразу все получалось, но они не сдавались, благодаря своем упорству, умению быть лидером и повести за собой народ помогли им добиться большого успеха. Все это заставляет меня верить в то, что моя судьба и судьба моей страны в моих руках. А если у меня есть возможности, я должна направлять их на благое дело. Уже давно я решила, что после окончания школы, я стану переводчиком иностранных языков. И тогда у меня появится реальная возможность изменить жизнь многих людей в лучшую сторону, помогая в переводе заключении о мирных договоров между странами…»[4] Данный отрывок из сочинения показал не только уровень активной жизненной позиции автора, но и дает увидеть уровень сформированной правовой и общественно-политической грамотности. Хорошо зарекомендовали себя в формировании жизненной позиции и общественной активности учащихся нашей школы круглые столы, диалоговые площадки, встречи с интересными людьми. Которые позволяют ученик совместно со взрослыми обсуждать проблемы мирового масштаба, заставляя их задуматься о роли каждого в развитии современного общества. Все вышеуказанные формы воспитательной работы должны основываться на доверии взрослых, родителей и педагогов, к учащимся. В своем послании 2050 Лидер нации Н. Назарбаев указал: «Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста». [2] Сегодня, мы доверили им спланировать свою деятельность, доверили им право выборы главы ученического самоуправления, доверили им жизнь старшего поколения, которые нуждаются в помощи. Именно через доверие мы воспитываем патриотов страны, ведь сегодняшний поступки наших учеников в развитии школы и села, завтра могут оказаться большими делами в развитии государства. При проведении мероприятий, направленных на формирование общественной активности, мы воспитываем личность, способную реализовать общенациональную идею «Мәнгілік ел» - что является одной из основных задач современного казахстанского образования.







Список использованной литературы

1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-sotsialnoy-aktivnosti-shkolnikov-v-usloviyah-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly#ixzz3sOlwPnxkixzz3sOlarvKW

2. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. История педагогики: Учебник для студентов. Москва «Просвещение» 1982 г
3. Н. Назарбаев. Послании народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Астана 17 января 2014 г. 4. Сборник сочинений участников конкурса « Ученик года». с. Силантьевка 2014 г



© 2010-2022