Статья по проблеме обучения школьников Создание подростковой успешности*

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ ПОДРОСТКОВОЙ УСПЕШНОСТИ



Ласточкина О.Г.


ЗАТО Северск МАОУ «СОШ № 80»,

Среди заснеженных, величавых, вечнозеленых, стройных сосен, а весной среди цветущих черемух и яблонь находиться учебно-воспитательный комплекс «Средняя общеобразовательная школа № 80», которая является культурно - образовательным центром микрорайона «Северный», обеспечивающая любым категориям учащихся возможность получения общего и дополнительного образования, разнообразных педагогических, психологических услуг.

В школе созданы необходимые условия для проведения эксперимента «Стимулирование достижения успеха учащимися в культурно-образовательном пространстве школы в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в дальнейшей учебной и трудовой деятельности».

Эксперимент по введению профильного обучения учащихся в школе проводится для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах общеобразовательной школы, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечение сознательного выбора учащимися будущей профессии.

Школа имеет право разрабатывать собственный учебный план на основе базисного.

Педагоги активно работают над созданием учебных программ по отдельным предметам.

Старшеклассники имеют право выбора предметов по своему усмотрению (экономика, география, психология, творческое самовыражение, химия, математика, физика) для углубления и расширения знаний и дальнейшего профессионального самоопределения.

Стимулируем подростка к раннему самоопределению относительно выбора жизненного пути.

Создаются предпосылки свободной самореализации учащихся через организацию цикло-блочной системы обучения в старших классах. Учащиеся сами выбирают свой будущий профиль, ориентируясь по своим наклонностям на будущую профессию. Дорогу осилит идущий, идущий и неравнодушный.

Взгляд на жизнь через большое окно - особый взгляд, меняющий жизненные позиции даже взрослого человека. Что же говорить о ребенке? Дать мотив школьнику для желания учиться, больше познать, больше общаться с учителем, больше самому работать с книгой - задача педагога.

Природа заложила в каждом ребенке жажду жизни, движения, познания И хорошо, когда дети в школе действительно задумываются: кто я? Для чего?

Обычный вопрос выпускников: «Я сейчас учусь в 11-ом классе и подходит время, для того чтобы определиться с будущей профессией. Я никак не могу выбрать, чем в дальнейшем мне заниматься. Помогите мне, пожалуйста, сделать этот непростой выбор».

Психологическая служба дает советы: «Выбор профессии можно представить в виде равнобедренного треугольника, стороны которого - такие понятия как "я могу", "я хочу" и "надо".

Хочу - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте.

Могу - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

Человек будет удовлетворен, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Жизненная геометрия . Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда».

Школа - живой организм, очень сложный, неоднозначный и противоречивый.

Беседуя с учениками, встречаясь с их родителями, педагоги выделили приоритетные виды деятельности. В школе успешно работают элективные курсы и спецкурсы по выбору художественно-эстетического направления, спортивного, декоративно-прикладного, интегрированного. Учителя - новаторы дают ребятам профессиональное образование по двум направлениям: социально-экономическому и информационно-технологическому.

Профильное обучение систематизирует, углубляет подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам, направлениям: оно основательно готовит к Единому госэкзамену, дает возможность «разгрузиться» по непрофильным предметам.

Основные мотивы выбора, которые учитываются педагогами при разработке и реализации элективных курсов - это подготовка к ЕГЭ; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практически- жизненных задач; возможность успешной карьеры, поддержка изучения базовых предметов; профессиональная ориентация. Методики индивидуального обучения дают возможность ученикам 11-х классов подготовиться не только к итоговой аттестации в школе, но и к вступительным экзаменам в вуз. Программа составляется индивидуально для каждого ученика, учитывая имеющийся уровень знаний по выбранным предметам.

Сегодня наше образовательное учреждение - это школа успешного обучения и воспитания. Здесь комфортно всем - и детям, и взрослым. Наши ребята активные, энергичные, любознательные, а педагоги знающие, многим интересующиеся.

Школа на вираже своей деятельности. Центральным звеном перехода является предпрофильная подготовка учащихся основной школы через организацию курсов по выбору, которые способствуют: расширению знаний по той или иной образовательной области, самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе, формированию интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю.

Образовательное учреждение имеет пакет учебных программ и хорошую материально-техническую базу. Школа вошла в систему муниципальной образовательной сети.

Педагоги разработали и написали более 20 программ элективных курсов для учащихся 9-х классов, которые помогут ребятам в профессиональном самоопределении. При этом обязательно учитывались интересы учащихся, их выбор видов и форм занятий.

Важно создать благоприятную, доброжелательную обстановку на уроке, заставить ребенка поверить, что он интересная личность, что его жизнью судьбой заинтересованы, что в него верят.

Учащимся предлагается набор авторских и модифицированных спецкурсов, а именно: «Армейский магазин», «Театральное дефиле», «Мой путь к карьере», «Физика и человек», «Web-дизайнер», «Сокровища моего Я», «Современная экономика», «Необыкновенная обыкновенная химия», «Конструкторское бюро природы», «Комплексный курс математики», «Геометрическое черчение», «Школьная гигиена», руководителями которых являются ведущие педагоги школы по следующим направлениям: информационно-технологическое, социально-экономическое, естественнонаучное, художественно-эстетическое и оборонно-спортивное. Оптимальная продолжительность курса-17 часов. Основная функция курсов - профориентационная.

Презентация программ на школьной образовательной ярмарке «Твой профессиональный выбор» вызвала живой интерес среди девятиклассников и их родителей. Они отметили большую подготовку учителей, заботу о детях, высказали слова благодарности в адрес педагогов.

Условие такого успеха - сознательная установка самого педагога на новое, нестандартное построение учебной программы, его уверенность в собственных силах и готовность к сложному, более напряженному, интенсивному, ответственному труду. Педагогическое мастерство, такт, доброта, заинтересованность, простота являются определяющими в работе педагога с детьми. Между тем практически ежедневно происходит что-то заслуживающее пристального внимания. Создавая стимульные ситуации, помогает учащимся в достижении им успеха в школе и в жизненном самоопределении.

Педагоги школы определили приоритетные стимулы в своей образовательной деятельности:

  • Перспектива ближняя, средняя, дальняя

  • Познавательного интереса

  • Жизненно-практических значений знаний

  • Новизны

  • Стимул самостоятельной деятельности

  • Общения и сотрудничества

  • Мотив успеха

Творческий учитель, помимо прекрасного знания своего предмета, владения методикой и технологией обучения, обладает еще и педагогическим артистизмом. Он, увлекая детей за собой в своих рассуждениях, заставляет учащихся сопереживать. Может он рассказывает на уроке то, что написано в учебнике? Но в учебнике скучно, непонятно и чуждо, а у учителя интересно, весело, а главное - понятно и жизненно. Это происходит потому, что учитель умело включает эмоциональную сферу ребенка. Тогда дети говорят: «Вы так интересно рассказываете!»

Педагоги мотивированы на творческие формы работы с учащимися. Они успешно участвуют в школьных, городских, региональных научно-практических конференциях, проводят учебно-исследовательскую практику, руководят проектно- исследовательской деятельностью учащихся, готовят их к участию в олимпиадах, конкурсах, форумах.

Конечно, развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения, учащихся невозможно без психологической службы, во внимании которой педагоги, учащиеся, родители.

Психологическая служба организует с ними: совместную деятельность, индивидуальные консультации, психолого-педагогическую поддержку, психолого-профилактическую работу, «всеобуч».

Творчество педагогов рождает детские таланты.. Учителя и учащиеся - лауреаты многих городских и Всероссийских конкурсов, участники научно- практических конференций городов России.

Юность - время мечты, мечты высокой. И если наши ребята научатся строить планы, их реализовывать, добиваться поставленной цели, не пасовать перед трудностями, профессионально самоопределяться, то их мечты обязательно осуществятся. А мы должны сделать всё возможное, чтобы из школы они вышли с чувством самоуважения и достоинства.

3

© 2010-2022