• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Статья Социальный мониторинг как необходимое условие программы воспитательной деятельности казачьих кадетских классов МКОУ «СОШ№1

Статья Социальный мониторинг как необходимое условие программы воспитательной деятельности казачьих кадетских классов МКОУ «СОШ№1

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Социальный мониторинг как необходимое условие

программы воспитательной деятельности

казачьих кадетских классов МКОУ «СОШ№1»


Пылаева Татьяна Леонидовна,

заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ№1»

с казачьими кадетскими классами,

ГО Ревда Свердловской области


«Воспитатели, учителя должны знать,

кого им нужно воспитывать или выучить,

знать не только тот педагогический материал,

который сидит или бегает под их руководством,

но и тот умственный и нравственный идеал,

к которому они обязаны приближать эти вверенные

им маленькие живые будущности».

В.О.Ключевский



В настоящее время государством принимаются меры по возрождению системы гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. Государственный заказ на воспитание личности, формирование её гражданственности определён в основополагающих законодательных актах Российской Федерации.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению военной службы, выполнению священного долга по защите нашей Родины.

Если театр начинается с вешалки, то взаимодействие семьи и школы с выбора образовательного учреждения и направления, которое школа реализует. Уникальная модель общеобразовательного учреждения, в котором разрабатывается новое содержание воспитания. Осваиваются новые технологии обучения, создано пространство мужского воспитания и обучения, раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого кадета. Основной целью деятельности школы №1 является интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоение профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку к служению Отечеству на гражданском и военном поприще с учетом культурно-исторических традиций казачества.

Основными критериями, свидетельствующими об эффективности воспитательной системы, педагогический коллектив выбрал следующие:

- сформированность у кадетов мотивов и интереса к обучению в казачьих кадетских классах;

- наличие у кадетов практического опыта социальных действий;

- удовлетворенность кадетов пребыванием в школе.

Для выявления результатов используется комплект диагностических методик:

- педагогическое наблюдение, интервьюирование;

- анализ «продуктов» деятельности.

В муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Ревда действуют кадетские казачьи классы. Количество желающих стать кадетами, обучаться в специализированных классах с каждым годом увеличивается.

Кадетские классы в МКОУ «СОШ№1» были открыты 01.09.2006 года на основании постановления № 1282 главы городского округа Ревда А.Д. Каблиновой. Первый набор кадет-казачат состоялся в 2006 году, который представлял один класс в количестве 13 человек. Сейчас в школе 205 кадет, из них 100 учащихся в прокадетских 1-4 классах и 105 кадет в 5-11 классах. Школа не является кадетской школой, т.к. среди контингента школы обучаются общеобразовательные не кадетские классы.

В городе Ревда исконных казаков нет. Происходит искусственное воспроизведение станичного устройства принадлежностью к Оренбургскому войску. Для работы педагогический коллектив опирается на историю и традиции оренбургских, уральских казаков и российского казачества в целом.

Школа имеет закрепленный микрорайон и осуществляет набор детей согласно границам микрорайона, но при наличии свободных мест в кадетские классы принимаются дети из других образовательных учреждений на основании желания получать кадетское образование. Специальных условий для поступления в кадетские классы не представлено. Причиной этому служит отсутствие государственного обеспечения и финансирования. Все расходы осуществляют родители кадет. На сегодняшний день, проводить вступительные испытания не имеем полномочий.

Изучая социальный состав кадетских классов, мы получили неутешительные результаты (по данным социального паспорта класса)(приложение 1). 61% детей-кадет не имеют одного из родителей, являются опекаемыми детьми, детьми из многодетных семей, малоимущих семей. Следовательно, дети уже изначально, испытывающие социальное неравенство, социальные проблемы.

После полученных данных было проведено исследование мотивов родителей и законных представителей: что является основным мотивом выбора кадетского образования для ребёнка. Большинство родителей указали: дисциплина, мужское влияние, военная подготовка, школа полного дня. Основной контингент обучающихся - социально незащищенные слои населения. Часто возникает проблема подмены реальных мотивов поступления в кадетские классы. Имеются случаи выбора родителей кадетских классов либо для исправления девиантного поведения, либо для получения строгого мужского воспитания, не имея нацеливание на получения качественного образования с предпрофилизацией военно-спортивной направленности. Для изучения принципов воспитания каждой семьи использую карту семьи учащегося (приложение 2).

Исходя из выявленных мотивов, были сделаны следующие выводы:

  1. Неполные семьи пытаются восполнить утраченное мужское влияние, либо родительское.

  2. Родители, уставшие от постоянных жизненных проблем, компенсируют недостатки семейного воспитания кадетским (всесторонняя занятость, школа полного дня).

  3. Родители связывают с кадетством перспективы дальнейшей военной службы своих детей.

Эта тенденция вызывает необходимость выработки четкой нормативно-правовой базы, регулирующей прием воспитанников в казачьи кадетские классы школы.

Особое внимание уделяем выявлению принадлежности выбора получения кадетского образования: родителям или ребёнку. Выявлены ситуации, когда выбор делали родители, а не ребёнок. Очень важно, чтобы выбор был совместный или это был выбор ребёнка. Для обозначения ведущих причин выбора проводим собеседование, акцентируем внимание на ведущих направлениях деятельности кадетских классов, сводим ситуацию к минимальному риску («разрушение надежд», выбытие из кадетского класса, школы). Важной составляющей является мотив ребёнка обучения в кадетском классе. Часто звучит: красивая форма, быть непохожим на других учащихся, получать награды, т.е. превалируют внешние мотивы. Здесь мы используем анкетирование «Гражданско-патриотическое воспитание», диагностику «Отношение школьников к жизненным ценностям» №1, №2 (приложение 3,4,5,6). Данные исследования помогают выявить отношение школьников к жизненным ценностям и понимания целей и задач гражданско-патриотического воспитания на начальном этапе обучения в кадетских классах. Опыт показывает, что у обучающихся недостаточно сформировано гражданско-патриотическое сознание, чувство сопричастности к судьбе Родины, нравственная позиция, отсутствует умение отстаивать свою точку зрения, недостаточно развиты познавательные интересы, потребности в познании культурно-исторических ценностей, творческая активность.

Весомой проблемой среди контингента родителей, является неотождествление кадетских классов с принадлежностью их к казачеству. Родителям понятна идея кадетства и вызывает сомнение идея казачества, включающая в себя ментально-ценностные основы казачьей жизни: свободы-воли, вероутверждающего православия, активно-действенного патриотизма, демократии-народовластия. При этом возникает ряд трудностей с проведением воспитательных мероприятий, введением предметов казачьего кадетского компонента, православного компонента в учебный план и план внеурочной деятельности. Известно, что возвращение к истокам, к традициям, к казачьей культуре немыслимо без тесного соотнесения личности воспитуемого с православной культурой. По закону «Об образовании» родители должны дать согласие на изучение предмета «Основы православной культуры» и на участие в мероприятиях совместно с епархией и представителями церкви. В МКОУ «СОШ№1» заключён договор о сотрудничестве с храмом Архистратига Михаила и духовно-просветительским центром «Светоч». Представители духовенства проводят встречи с родителями и доносят основные цели и задачи своей деятельности, восполняя информационные «пустоты» у родителей. В школе практикуется форма родительского приобщения к истокам казачества - открытые музейные уроки для родителей в школьном музее «Истории казачества». Родителям необходимо понимать ценность казачьего воспитательного потенциала.

Анализ «продуктов» деятельности кадет отражён в «мониторинге успеха»( приложение 7). Любой успех ребёнка фиксируется: от участия в конкурсе до больших побед. Данный мониторинг позволяет отслеживать успешность учащихся из года в год не только общие результаты по школе, а самое главное индивидуальную динамику успешности каждого учащегося.

Необходимым условием является выявление обратной связи, которая выражается в получении мнения родителей и учащихся об удовлетворённости деятельностью школы в данном направлении. Система анкетирования направлена для получения постоянно изменяющейся информации об отношении кадет и родителей к школе, об удовлетворенности (неудовлетворенности) процессом обучения, воспитания и развития детей, условиях обучения и проводимых мероприятиях (приложение 8). Анализ анкет позволяет взглянуть на процесс обучения с другой стороны, корректировать направления воспитательной деятельности.

Анализируя данные трудности, мы пытаемся их минимизировать, хотя некоторые факторы имеют гораздо большие объёмы воздействия.

Учёт результатов социального мониторинга позволяет определить ведущие принципы программы воспитательной деятельности и неуклонно им следовать:

- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- информационная компетентность участников образовательного процесса;

- открытость и вариативность, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития кадетских казачьих классов;

- включение в решение задач программы всех субъектов образовательного про­странства.

Настало время понять, что сегодняшние кадеты - это завтрашние защитники нашего Отечества, ученые, строители, юристы, экономисты, предприниматели, врачи и учителя. Кадетское воспитание приходит на помощь населению России в становлении мужского поколения, которое многие кризисные годы утрачивало свои качества.


Приложение 1

Социальный паспорт класса

(200___/___ учебный год)


Класс _______

Классный руководитель________

Количество учащихся __________________ чел.

Количество:

  • девочек _________ чел.

  • мальчиков _________ чел.

Возраст: год рождения _____________

  • девочки _________

  • мальчики _________

Состав семей:

- многодетные семьи (количество и фамилии) ___________________________________

- неполные семьи ___________________________________________________________

- дети, находящиеся на опеке (количество и фамилии) ____________________________

- единственные дети в семье (количество) ______________________________________

- имеют братьев и сестер (количество) _________________________________________

Жилищные условия:

- проживают в коммунальных квартирах (количество) ___________________________

- в отдельных квартирах _____________________________________________________

- арендуют жилье __________________________________________________________

- в загородных домах _______________________________________________________

Образовательный уровень родителей: мать отец

- имеют высшее образование _______ ________

- среднее специальное _______ ________

- среднее _______ ________

- неполное среднее _______ ________

- имеют ученую степень _______ ________

Количество учащихся, входящих в группу «риска», склонных к правонарушению

(количество и фамилии) _____________________________________________________

Национальный состав класса:


Национальность Количество

Состояние здоровья учащихся:

- находятся на индивидуальном обучении (фамилии) _____________________________

- имеют хронические заболевания _____________________________________________

- нарушено зрение __________________________________________________________

Внешкольная деятельность учащихся в системе дополнительного образования:

  • обучаются в музыкальных школах ___________________________________________

  • в спортивных секциях, клубах _______________________________________________

  • в театральных студиях _____________________________________________________

  • в танцевальных студиях ____________________________________________________

  • в художественных школах, изостудиях _______________________________________

  • другие виды деятельности __________________________________________________

Классный руководитель _______________

Приложение 2

Карта семьи учащегося.

Вопросы

Ответы

1.

Ф.И.О. учащегося

2.

Класс

3.

Возраст

4.

Домашний адрес

5.

Ф.И.О родителей

6.

Возраст родителей

7.

Образование родителей

8.

Род занятий (служащие, рабочие промышленности, преподаватели, домохозяйки, пенсионеры, бизнесмены).

9.

Сколько лет существует семья.

10.

Тип семьи (полная, неполная, материнская, альтернативная, многодетная)

11.

Состав семьи (совместно проживают - мать, отец, бабушка, дедушка, сыновья, дочери, другие члены)

12.

Доход.

13.

Жилищные условия (благоустроенная квартира, собственный дом, неблагоустроенная квартира, комната в общежитии, аренда, комната в коммунальной квартире)

14.

Семейный уклад (позитивный, противоречивый из-за наследственной болезни, конфликтов, вредных привычек, судимости, другое)

15.

Психолого-педагогическая культура родителей (высокая, средняя, низкая)

16.

В какой степени присуще родителям знание интересов детей, умение учитывать возрастные особенности. Объективно анализировать конфликтную ситуацию, мотивы и другое

17.

Состояние здоровья ребёнка.

1. болезненность (сколько раз болел в предыдущем году)

2. наблюдаемые признаки (тревожность, раздражительность, утомляемость, расторможенность, заторможенность, головные боли, невнимательность, плаксивость, драчливость)

18.

Оценка роли ребенка в семье (с ним считаются; ребенок не зарабатывает, значит не имеет голоса, никогда не задумывались)

19.

Уровень нравственной воспитанности ребёнка (высокий, средний, низкий).

20.

Самооценка учащегося (завышенная, заниженная, адекватная)

21.

Увлечение учащегося

22.

Влияние на формирование учащегося (ближайшие родственники, друзья, одноклассники, «тусовка»)

23.

Семья понимает проблемы ребёнка и оказывает помощь

24.

Семья понимает проблемы ребёнка, но не может оказать помощь

25.

Семья не ладит со своим ребёнком

26.

Что мешает в воспитании детей родителям

27.

Какие из недостатков присуще ребёнку (равнодушие, эгоизм, потребительство, жестокость, леность, грубость, жадность, безответственность, несамостоятельность и т.д.).

28.

Стиль семейного воспитания





Приложение 3.

Анкета гражданско-патриотического воспитания (ответы: да, нет, иногда, либо свободный ответ)

1. Я горжусь, что являюсь гражданином своей страны.

2) Я всегда переживаю за неудачи и рад достижениям своей Родины.

3) Перечислите праздничные даты, отмеченные в нашей стране.

4) Вы принимали участие, или хотели бы принять в создании стендов «Они сражались за Родину (участники ВОВ, Афганской и Чеченской войн)?

5) Вы хотели бы поучаствовать в организации шефства и доставки овощей ветеранам ВОВ и труда, организаций концертов в домах престарелых, детских домах?

6) Вы приняли бы участие в день донора: сбор крови для больных госпиталей военнослужащих?

7) Вы хотели бы принять участие в экскурсиях по местам боевой славы, краеведческих экскурсиях по городам области?

8) Моя роль как гражданина России.

9) Что в ваших силах изменить в судьбе России?

10) Считаете ли вы Себя патриотом?

11) Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

Приложение 4

Диагностика: «Отношение школьников к жизненным ценностям» для 5-7 классов.

Необходимо проранжировать (расставить по местам) жизненные ценности по значимости для вас.

Позиция

Место

Любить Родину

Готовность защищать Родину

Вести здоровый образ жизни

Активная жизненная позиция

Быть физически здоровым

Быть психически здоровым

Любить природу

Любить животных

Любить людей

Приложение 5

Методика для изучения социализированности личности учащегося.

Шкала: 4 - всегда, 3 - почти всегда, 2 - иногда, 1 - очень редко, 0 - никогда

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

  3. За что бы я не взялся - добиваюсь успеха.

  4. Я умею прощать людей.

  5. Я стремлюсь поступать так же, как и мои товарищи.

  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.

  8. Считаю, что делать добро - это главное в жизни.

  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

  12. Мне нравится помогать другим.

  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

  16. Переживаю неприятности других, как свои.

  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

  18. Стараюсь доказать свою правоту.

  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Приложение 6

Методика: диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и спи­сок из 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5».

Список желаний:

Желание

Отметка ответа

(+ или -)

1.

Быть человеком, которого любят

2.

Иметь много денег

3.

Иметь самый современный компьютер

4.

Иметь верного друга

5.

Мне важно здоровье родителей

6.

Иметь возможность многими командовать

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.

Иметь доброе сердце

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет





























Приложение 7

Мониторинг успеха (фрагмент).

Сводная таблица участия учащихся МКОУ «СОШ№1» в мероприятиях городского областного, федерального уровней в 2013--2014 уч.году.

Ф.И. кадета

класс

Мероприятия городского, областного, федерального уровней

Пылаев Владислав

Областные соревнования по казачьи шермициям

2 место (О)

3 место (Л)

Городской конкурс чтецов

«Спорт - это здорово!»

Областной конкурс казачьей культуры «Юный атаманец»

1 место

Всероссийский конкурс творческих детских работ «Моя семья»

Областная НПК «Каменный пояс» среди кадет Свердловской области

Областные соревнования «Кадетская слава»

2 место (личное)

2 место (общеком)

Городские полномасштабные учения по отработке тактических знаний

Окружной финал юнармейской игры «Зарница» (ВПК)

2 место (О)


    Мялькина Кристина

    Городской конкурс чтецов

    «Спорт - это здорово!»

    2 место

    Областной конкурс казачьей культуры «Юная казачка»

    2 место

    I Всероссийский творческий конкурс «Патриотический слог»


      Машинистов Алексей

      Городской смотр-конкурс по физической подготовленности

      Областные соревнования «Кадетская слава»

      2 место (общеком)

      Окружной финал юнармейской игры «Зарница» (ВПК)

      2 место (О)


        Ковязина Екатерина

        Областная НПК «Каменный пояс» среди кадет Свердловской области


          Козина Анастасия

          I Всероссийский творческий конкурс «Патриотический слог»


            Баринов Георгий

            Городская спартакиада школьников по лыжным гонкам

            3 место (общеком)

            Областные соревнования «Кадетская слава»

            2 место (общеком)

            Городские полномасштабные учения по отработке тактических знаний среди патриотических классов и клубов, посвящённый Дню народного единства

            Окружной финал юнармейской игры «Зарница» (ВПК)

            2 место (О)


              Ходунай Карина

              Городская спартакиада школьников по лыжным гонкам

              Окружной финал юнармейской игры «Зарница» (ВПК)

              2 место (О)


                Серебряков Кирилл

                Областные соревнования «Кадетская слава»

                2 место (общеком)

                Городские полномасштабные учения по отработке тактических знаний


                  Петров Егор

                  Городские полномасштабные учения по отработке тактических знаний среди патриотических классов и клубов, посвящённый Дню народного единства

                  Окружной финал юнармейской игры «Зарница» (ВПК)

                  2 место (О)


                    Гугленко Кристина

                    Окружной финал юнармейской игры «Зарница» (ВПК)

                    2 место (О)


                    Приложение 8

                    Анкетирование родителей.

                    Хотите ли Вы продолжать обучение своего ребенка по программам кадетского образования?

                    Считаете ли Вы, что кадетское образование актуально для вашего ребёнка в настоящее время? Почему?

                    Удовлетворяет ли Вас уровень открытости информации об учебно-воспитательном процессе в МКОУ «СОШ№1»? Если нет, то почему?


                    13

                    © 2010-2022