- Преподавателю
- Директору, завучу
- «МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ»
«МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жиренова А.К. |
Дата | 05.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Мониторинг качества образования в колледже»
Ефимов А.
Студент КГКП «Павлодарский бизнес-колледж», г.Павлодар
преподавателИ жиренова а.к., АГЕЕВА Т.П.
КГКП «Павлодарский бизнес-колледж», г.Павлодар
Ежегодно система образования в Казахстане модернизируется, возрастают требования к колледжу: повышение качества образования, внедрение новых информационных технологий, соответствие новым образовательным стандартам. Перед современной педагогической наукой и практикой поставлена задача перехода от традиционных способов сбора сведений о школе - к педагогическому мониторингу, предполагающему длительное системное слежение за состоянием системы образования.
Как оценить качество образования в колледже? Проблема не только сложная, а сложнейшая в современных условиях. Связано это с тем, что долгие годы система оценки в колледже была отдана в руки самого учителя: он и создавал, и проверял сам. Руководителям оставалось лишь принимать решения по тем цифрам, которые находились в журналах. Вполне понятно, что содержание этой отметки было разное у разных учителей. Поэтому оценить качество математических, гуманитарных знаний приходилось на глаз. Более того, процессы, которые выводились на конкретные результаты, также были отданы на руки самих учителей, а походы на уроки не всегда давали руководителю увидеть и оценить результативность методики. Сегодня руководитель сверх занят. Нужна такая модель управления: не только управлять образовательной деятельностью, а качеством образовательной деятельности, не совершая походы на уроки, а выстроив систему требований, как к проверочным работам и методикам к результатам деятельности, так и к организации процессов, приводящих к результатам. Есть требования государства и общества, выраженные в стандартах, но нет требований к организации процессов. В связи с этим ставится задача создать систему получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования) на уровне образовательного учреждения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения.
В нашем колледже появилась необходимость в постоянном мониторинге обученности каждой учебной группы и каждого студента с целью внесения необходимых корректив. Как администрация, так и преподаватели заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, оценке учебной деятельности преподавателей, колледжа в целом.
Предмет исследования - мониторинг как средство повышения качества знаний студентов и эффективности управления образованием.
Объект исследования - результаты учебно-воспитательного процесса и средства, используемые для их достижения.
Цель исследования - разработать программное обеспечение для мониторинга с целью оперативной коррекции хода усвоения учебного материала.
Задачи мониторинга:
-
Отобрать объективные методы мониторинга и критериев оценки результатов;
-
Разработать документацию для методического сопровождения проведения мониторинга;
-
Опробовать в действии механизм информирования всех участников образовательной системы;
-
Создать базу данных;
-
Получить объективные данные, свидетельствующие об определенном уровне качества образования и воспитания;
-
Изучить ряд сопоставимых показателей по группам и колледжа в целом;
-
Изучить причины неуспеваемости студентов на различных этапах обучения;
-
Изучить профессиональную готовность преподавателей колледжа к применению новых педагогических технологий;
-
Наметить стратегию образовательного процесса.
Диагностический этап мониторинга начинается с опробования оценочных и измерительных средств. Его результаты позволяют убедиться в адекватности и надежности выбранной совокупности методов или внести в нее соответствующие поправки. Если потребность в коррекции диагностического комплекса не возникает, то полученная информация по критериям эффективности нововведения, предваряющая саму инновационную работу, может стать характеристикой исходного состояния изучаемого объекта и, следовательно, основой для сравнения с ней результатов последующих мониторинговых измерений.
Частота мониторинговых замеров зависит от содержания нововведений, но, как правило, не превышает двух раз в год - текущего и рубежного. Более частые срезы могут быть недиагностичными. Если информация собирается не вся сразу, а по частям, то число замеров в год соответственно возрастает. Длительность мониторинга определяется продолжительностью инновационной деятельности, хотя полезно проводить мониторинговые замеры и после ее завершения с целью отслеживания пролонгированных результатов нововведений.
Собранная на диагностическом этапе информация проходит первичную обработку и систематизируется, то есть приводится в определенный порядок.
Рис.1 -Редактирование данных
Сведения представляются в виде таблиц, графиков, профилей (гистограмм и диаграмм), «таблетных» форм и (или) различных классификаций, выполненных на основе четких оснований - сходства, различия, величины, силы выраженности каких-либо свойств и признаков и т.п.
Рис.2 - Вывод результата мониторинга по группе
Упорядоченная подобным образом информация удобна для последующих сопоставления, сравнения, анализа и обобщения, установления причинно-следственных отношений, устойчивых связей и эмпирических зависимостей. Она намного облегчает наиболее сложную и ответственную мониторинговую процедуру - интерпретацию, т.е. объяснение вскрытых фактов, истолкование их смыслов и значений.
По каждому из видов мониторинга составляются аналитические отчеты, включающие графики, диаграммы, сводные таблицы.
Мониторинг каждого объекта осуществляется в три этапа:
1-й этап. Подготовительный - постановка цели, определение задач;
2-й этап. Практический - сбор и обработка информации;
3-й этап. Аналитический - систематизация полученной информации, анализ полученных данных, делаются выводы и разрабатываются рекомендации и предложения для дальнейшей работы.
Достоинства для преподавателя:
Данная программа позволяет систематизировать работу преподавателя и минимизировать затрату времени на анализ успеваемости и качества обучения.
Достоинства для студента:
-
определить его рейтинг в группе и динамику успешности обучения по семестрам и курсам до выпуска;
-
составить долгосрочную индивидуальную карту успешности;
для преподавателя
-
осуществить сопоставление результатов нулевых, входных, обязательных, директорских контрольных работ с итоговыми оценками;
для классного руководителя
-
определить уровень учебной мотивации группы и зоны учебной проблематики группы;
для администрации
-
определить общую успеваемость по колледжу в течение исследуемого периода;
-
индивидуально - дифференцированно диагностировать успешность обучения каждого студента;
Список использованной литературы
1. Даутов О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: учебно-методическое пособие / под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2006.
2. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании М.: Интеллект-Центр, 2005.
3. Шишов С. Е. Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М,2000.