• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Статья Воспитательный потенциал культурно-исторических традиций казачества в условиях дополнительного образования кадетской школы

Статья Воспитательный потенциал культурно-исторических традиций казачества в условиях дополнительного образования кадетской школы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пылаева Татьяна Леонидовна,

заместитель директора по УВР МКОУ «СОШ№1» ГО Ревда

«Воспитательный потенциал культурно-исторических традиций казачества в условиях дополнительного образования кадетской школы»

В последнее время в российском обществе произошли изменения, серьёзно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется не как чин, звание, а состояние души, воспитанной и взращённой на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

Количество желающих стать кадетами, обучаться в специализированных классах с каждым годом в Свердловской области увеличивается. Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители задумываются о будущем своих детей. В МКОУ «СОШ№1» кадетские казачьи классы существуют 7 лет.

Кадетское образование реализует идеи:

  • возвращения воспитания в школу - ведущий институт взросления человека,

  • приоритетности воспитания в интегративном процессе образования,

  • возрождения ценностей и традиций в сфере образования в сочетании с современными образовательными и социально-культурными реалиями,

  • создание системы инновационных учреждений для комплексной реализации общего и дополнительного образования воспитанников.

Цель кадетского образования: воспитание государственного мужа, патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края, инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией, труженика, готового к высоко профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще, просвещённого, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию.

Модель кадетского образования объединяет историческую и современную практику кадетского образования, адекватна особенностям взросления мальчика - подростка - юноши, воспроизводится в практике, предусматривает вариативность практических воплощений в зависимости от имеющихся условий.

Особенностью кадетских классов МКОУ «СОШ№1» является их принадлежность казачеству. Воспитательные программы построены на основе принципа: воспитать кадета- казака. Главной особенностью образовательной системы школы является формирование самобытной системы военно-патриотического казачьего православного воспитания.

Современный казачий воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный и социально активный гражданин России, готовящийся для службы Отечеству на военном и гражданском поприщах, укорененный в Православной Вере, казачьей культуре, традициях казачьего воинского, трудового и общественного служения.

Педагогическое сообщество понимает, что воспитательный потенциал казачества огромен, но у возникает вопрос каким образом его можно реализовать при том, что исторически, например в городе Ревда, казачества не существовало.

В современных условиях осуществление воспитательного идеала казачества встречается с рядом трудностей. Во - первых, изменилось воспитательное пространство. Происходит воспроизведение станичного или хуторского устройства в городе. Во -вторых, в условиях доминирования массовой культуры ребёнок должен сохранить преданность казачеству, которое сталкивается за пределами образовательного учреждения с деформированными ценностями. А Школе №1 нет корпусной системы, кадеты занимаются в режиме полного дня, а вечером уходят домой. И уже трудно нести ответственность за его убеждения за пределами образовательного учреждения. В - третьих, проблема педагогов. Педагог должен быть наглядным примером, а не теоретическим образцом, призывающим к должному поведению. Воспитанием мальчика-казака всегда занимались мужчины, женщина была лишь в помощь. В школе 80 % педагогического состава - это женщины. Педагогический состав не является членами казачьего общества. А ребёнок должен понимать, что он в казачестве, а не в школе.

Анализируя данные трудности, мы пытаемся их минимизировать, хотя некоторые факторы имеют гораздо большие объёмы воздействия.

Кадетам и их родителям дается возможность выбирать виды и формы занятий в соответствии с интересами, потребностями, дальнейшими жизненными планами.

Воспитательная система кадетских казачьих классов школы №1 базируется на едином воспитательном пространстве, охватывающем и учебные занятия, и внеурочную жизнь детей, и разнообразную деятельность в дополнительном образовании, общении. Кадетские классы реализуют общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего (полного) образования, определяемые государственными образовательными стандартами, и дополнительные образовательные программы, имеющие целью расширение этнокультурного поля и военную подготовку учащихся по следующим направлениям:

  • Интеллектуально-краеведческое.

  • Героико-патриотическое.

  • Творческо-краеведческое.

  • Гражданско - патриотическое.

  • Военно-спортивное

Составляющими казачьего образовательного компонента, по мнению Погорелова С.Т., являются духовно-нравственный, военно-физический и этнокультурный блоки. На каждой возрастной ступени данные блоки должны быть целостными и усложняться, обеспечивая непрерывность личностного развития обучающихся, а также духовно-нравственное развитие должно преобладать над другими блоками в целях избежания доминирования узкой специализации военного или этнокультурного направления.

В школе №1 казачий компонент представлен в виде образовательных и воспитательных программ.

Духовно-нравственный блок

Военно-физический блок

Этнокультурный блок

История казачества

Традиции российского казачества

Основы православной культуры

Классные часы «Уроки нравственности»

Строевая подготовка

Огневая подготовка

Казачьи спортивные игры

Общая физическая подготовка «Школьник-допризывник»,

Рукопашный бой

Казачьи песни - вокальный ансамбль «Удалые молодцы»,

Казачьи танцы - танцевальный ансамбль «Казачок»

Лекторская группа «Школа юного экскурсовода»

Общеобразовательные предметы с использованием

материала и средств казачьей культуры

Музей истории казачества

Музейная педагогика

Отдельную страницу в воспитательной деятельности казачьих кадетских классов занимает музей. В школе перспективно работает единственный в Свердловской области музей «Истории казачества». Музей паспортизирован и имеет свидетельство о присвоении звания «Школьный музей». Музей «Истории казачества» - центр патриотического воспитания. Он хранит важные для кадетов-казачат исторические события и предметы. Музей - площадка для исследовательских открытий. Современная ситуация требует, чтобы фонды музея были доступны для учащихся, а музейные ресурсы - практически-значимы. Музейные ресурсы адаптированы для учащихся через создание ситуации прикладного значения. Этими ситуациями выступают экскурсии и музейные уроки. Музей объединяет кадетов и учащихся образовательных классов всех возрастов в лекторской группе «Школа юного экскурсовода». Юные лекторы достойно несут историю казачества в сообщество. Музейная педагогика - это научная дисциплина, рассматривающая музей как образовательную систему. Тематика музейных уроков обширна. Музейные уроки представлены в широком предметном диапазоне: история, литература, химия, биология, физика, математика, русский язык. Трудно переоценить потенциал музея истории казачества в воспитании кадета-казака, поскольку он позволяет в процессе сформировать и развить содержательные компоненты патриотизма: эмоциональный, интеллектуальный, деятельностный, потребностно -мотивационный, волевой.

Патриотизм - это система отношений человека к:

-истории страны;

-национальной культуре;

-стране на карте мира;

- государству.

Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Кроме содержания патриотизма как нравственного понятия, педагоги должны знать о его психолого-педагогических компонентах. Здесь большую роль играет эмоциональное воздействие. От мотивированного компонента необходимо перейти к потребностному, который означает необходимость не только испытывать какую-то эмоцию, но и предпринять какие-либо действия. Подростку уже недостаточно простого знакомства с фольклором определённого народа, он уже сам хочет принимать участие в подготовке фольклорных программ, узнать больше о традициях и нести их другим людям. Углубление знаний о том или ином проекте патриотического содержания и составляет потребностный компонент.

Воспитание в кадетских казачьих классах бинарное: это комбинация авторитарного и демократического методов. Авторитарный метод особенно практикуется на первых ступенях - организация военизированная, кадеты должны уметь подчиняться приказам. На этом этапе идёт и передача им определённых норм и требования в готовом виде. Став чуть постарше, ребята начинают осмыслять правила, осознавать их ценности и смысл. Здесь начинаем комбинировать. На старшей ступени доминируют демократические подходы. Старшие кадеты начинают реализовывать моменты самоуправления в отношениях с младшими кадетами. В школе действует Совет кадет, работает «Школа молодого командира».

Наряду с предметными умениями идёт формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. Знания, полученные кадетами при изучении предметов кадетского казачьего компонента, проявляются в сложной комбинации действий при участии в комплексных мероприятиях различного уровня, где кадеты демонстрируют высокие показатели и их положительную динамику.

Результат воспитания будет достигнут в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребёнка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребёнка привлекает новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важна гибкая форма и богатое разнообразное содержание, не стандартные варианты. Для успешной реализации проекта исключительно важна поддержка администрации, педагогов и классных руководителей. Коллегиально принимаются решения на заседаниях ШМО классных руководителей кадетских классов.

Конечно же, сформированное чувство патриотизма проявляется на поведенческом уровне. Когда сильные эмоции, хорошие знания подкреплены конкретными делами. Все ли наши ребята пройдут проверку действием, смогут показать себя настоящими патриотами, покажет время.

© 2010-2022