- Преподавателю
- Директору, завучу
- Применение мультимедиа в процессе формирования общих компетенций студентов
Применение мультимедиа в процессе формирования общих компетенций студентов
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грицан Н.В. |
Дата | 18.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Применение мультимедиа в процессе формирования общих компетенций студентов. Преподаватель: Грицан Н.В.
Критерием качества подготовки студентов к профессиональной деятельности становится их общая и профессиональная компетентность, подразумевающая владение компетенциями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности.
Подготовка студентов требует формирования компетенций на основе развития познавательного интереса, новых педагогических подходов, позволяющих использовать информационные технологии для повышения индивидуализации и интерактивности обучения.
Очевидно, что общие компетенции будут являться необходимыми элементами, которые могут быть использованы для решения множества жизненно значимых проблем. При освоении программного материала с применением информационных технологий формируются такие навыки, как сотрудничество, умение решать проблемные ситуации, регулировать уровень активности, умение взаимодействовать с педагогом и учащимися, вести диалог, находить компромисс.
На основании такого обобщенного подхода к компетенциям в Федеральном государственном образовательном стандарте СПО по специальности 101101 ГОСТИНИЧНЫЙ СЕРВИС определены общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Каким образом формируются и развиваются те или иные компетенции? Очевидно, что традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием.
В связи с этим возрастает роль и значение использования в учебном процессе информационных компьютерных технологий.
Мультимедиа является приоритетной областью информационных технологий и обладает большими возможностями в образовании.
Преподавателем разрабатываются и используются на занятиях такая продукция, как:
-
мультимедийные презентации;
-
фотоматериалы;
-
сканированные из литературы графические схемы и виды оборудования;
-
Интернет - ресурсы.
Что дает использование мультимедиа на занятиях?
Для студентов
Для преподавателя
-
Активизируется зрительная память и эмоциональное восприятие.
-
Повышается интерес и степень мотивации.
-
Постоянно вовлекаются учащиеся в процесс освоения материала.
-
Применяется индивидуальный и дифференцированный подход.
-
Развивается умение работать с потоком информации.
-
Вырабатывается самостоятельность принятия решений.
-
Совершенствуется рефлексивная самоорганизация деятельности студента и преподавателя в совместной работе.
-
Снижается психоэмоциональное
напряжение и физическая нагрузка.
-
Систематизируется и сжатие учебного материала.
-
Совершенствуется дифференцированное обучение.
-
Взаимодействуют учащиеся и преподаватель в процессе диалогической формы организации урока
-
Своевременно (по мере необходимости) изменяется содержание учебного материала.
-
Экономится время преподавателя.
-
Формируются навыки использования компьютера.
-
Повышается уровень обучения учащихся за счет использования оперативной информации.
-
Появляется возможность:
-
отслеживать индивидуальный процесс формирования умений и навыков и своевременная корректировка.
-
Объективная оценка успехов учащихся.
-
оперативное получение нужной информации.
Использование мультимедийной технологии в процессе формирования общих компетенций дает весомые дидактические преимущества по сравнению с традиционной формой обучения:
-
в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для студентов, позволяет активизировать их познавательную деятельность;
-
осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
-
гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и предоставляет возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
-
с помощью тестов становится возможным отслеживание обучения каждого учащегося и осуществление обратной связи.
Использование в работе активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует развитию следующих компетенций :
-
продуктивное общение в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям;
-
аргументация своей точки зрения, формулировка и изложение своих мыслей;
-
способность анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения;
-
воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими;
-
совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.