Методический материал Обобщение опыта работы с молодыми педагогами

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы с молодыми педагогами.


Работа с молодыми педагогами - одно из приоритетных направлений в деятельности гимназии. Показателем эффективности работы с молодыми специалистами является раскрытие их профессионального потенциала, привлечение к участию в общественной жизни коллектива, развитие творческих способностей, наличие потребности в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Работа с молодыми педагогами в гимназии ведется по четырем направлениям:

-адаптация молодого педагога в образовательном пространстве;

-развитие профессиональной компетентности молодого педагога;

-формирование единого молодежного педагогического сообщества;

-организация наставничества.


  • Для развития профессиональной компетентности молодых педагогов используются различные по формам и целям мероприятия. К таковым относятся: форумы молодых специалистов; участие молодых педагогов в конкурсах профессионального мастерства; создание и реализация педагогических проектов; курсы повышения квалификации, семинары-практикумы районного и городского уровня.

Посещение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов, проводимых не только в гимназии, но в районе и городе позволяет молодому педагогу наметить свою индивидуальную траекторию в образовательной среде.


  • В гимназии работает «Школа молодого педагога».

Школа работает для молодых и начинающих учителей и рассчитана на три года обучения. Программа деятельности направлена на повышение педагогической компетентности молодых и начинающих учителей. В «Школе молодого педагога» совместно с наставником разрабатываются программы сопровождения деятельности начинающего учителя, оказывается помощь молодым педагогам в развитии мотивации, направленной на профессиональное самосовершенствование (участие в конкурсах, проектах, курсах повышения квалификации и др.). Учитель - наставник совместно с молодым учителем создают портфолио молодого учителя, где отражены педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами о проведенных уроках и т.д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности. Школа молодого педагога проводится в форме теоретических и практических занятий. Основной принцип работы - принцип диалога, межличностной коммуникации. В работе с молодыми педагогами применяются наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые игры, диспуты, конкурсы, работа в «малых группах», презентация творческих проектов, анализ ситуаций, развивающий деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать обдуманные решения, умение аргументировано формулировать образовательные цели и задачи, изучение передового педагогического опыта. Именно такие формы работы ускоряют процесс вхождения молодого учителя в образовательную педагогическую среду. Заседания Школы проводятся 1 раз в четверть. В течение всего года, наставники, педагоги высшей и первой квалификационной категории проводят консультации с молодыми педагогами.

Наставничество рассматривается в качестве одной из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации молодого специалиста. Важная особенность наставничества - сохранение и передача опыта и традиций.

Задача наставника - помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он нуждается в поддержке, поэтому наставник обращает внимание молодого учителя на:

  • требования к организации учебного процесса;

  • требования к ведению школьной документации;

  • формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • возможность использования полученных знаний в практической деятельности;

  • освоение основ педагогической деятельности (подготовка и проведение уроков, анализ урока; формы, методы и приёмы обучения и др.)

Между молодыми педагогами и учителями-стажистами сложилась система взаимообогащения, наставничества. С введением нового стандарта она получилась двусторонней: оказалось, что молодые учителя лучше владеют новыми информационными технологиями, лучше адаптируются в быстро меняющихся современных условиях организации образовательного процесса. Многие из них приходят с хорошей теоретической подготовкой, но не имеют опыта практической деятельности, поэтому молодому педагогу есть чему поучиться у состоявшихся профессионалов: работе с родителями, слабоуспевающими, решению конфликтных ситуаций.

В конце каждого года работы с молодыми специалистами проводится итоговое заседание, где молодые учителя совместно с наставниками знакомят коллектив с результатами работы. Молодые педагоги отмечают, что у них сформировалось уверенное поведение в школе, они нашли свое место среди учителей, получили доверие от родителей и детей, нашли свой личный стиль педагогической работы, научились адекватно оценивать результаты проделанной работы и планировать свою деятельность.

Результатом методической работы в системе «Наставник - молодой учитель» явилось создание молодыми педагогами авторских образовательных продуктов - от разработки открытых уроков, выступлений на методических объединениях до участия в профессиональных конкурсах, в которых участники заявили личную концепцию образовательного процесса.




© 2010-2022