- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья по педагогике Инновации и менеджмент
Статья по педагогике Инновации и менеджмент
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заборская О.А. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Заборская О.А.
Инновация и менеджмент.
Мониторинг разноуровневого обучения
Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Википедия.
Инновация принесла в школу новую технологию. Разделить детей на группы А, В, С несложно. Можно и материал разложить по глубине и сложности. Но действительно ли это обеспечивает учащимся овладение материалом «на разных уровнях», «но не ниже базового»? И что за разница возникает между уровнями и, главное, почему? Что и в какую сторону меняется при этом в работе учителя? Каким образом оценивать эти изменения?
В соответствии с требованиями модернизации российского образования оценка процесса и результатов образовательной деятельности учреждения должна вытекать из данных мониторинга как составной части педагогического менеджмента. Практическую реализацию такого подхода затрудняют отсутствие единой общепринятой оценки качества образования, разноголосица в отборе оценочных параметров и явный дефицит описаний соответствующего практического опыта в педагогической печати.
Что же касается мониторинга результативности освоения педагогических инноваций, то эта проблема, как показал анализ литературы, находится в лучшем случае на стадии постановки вопроса. Общепринятых критериев такой оценки нет. Нет и общепринятой методики мониторинга.
Поэтому в рамках поисково-исследовательской работы по созданию модели управляемой (плановой и контролируемой) передачи-освоения педагогических инноваций от разработчиков к потребителям, проводимой в МБОУ СОШ № 35, пришлось создавать свой вариант для оценки эффективности разноуровневого обучения в начальной школе.
Технологически мониторинг представляет собой процесс сбора, обработки, хранения, оценки и распространения информации о состоянии образовательной системы школы и/или отдельных ее элементов. Его данные должны позволять оценивать состояние выделенного объекта в любой момент времени и обеспечивать необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений.
В данном случае перенос инновационного опыта происходит внутри одного учреждения: опыт разноуровневого обучения (базового и повышенных уровней), наработанный в начальных классах, организованно, планово передается сначала в звено основной школы, затем - средней.
По объектам и субъектам внимания мы выделяем при этом четыре основных направления мониторинга.
Первое направление связано с отслеживанием изменений, происходящих под влиянием вводимой инновации в знаниях, умениях и навыках учащихся. Мониторинг осуществляется учителями-экспериментаторами, осваивающими инновацию.
Второе - это мониторинг процесса освоения инновации педагогами, составляющий часть общешкольного менеджмента, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации, ее систематизацией и накоплением в медиатеке школы.
Третье направление охватывает психолого-педагогическое сопровождение процесса переноса инновации.
Четвертое призвано фиксировать изменения, происходящие на уровне школы (коллектива). Эти направления являются предметом административного менеджмента и оценки экспертной группой (творческими объединениями учителей-экспериментаторов).1
Так обеспечивается возможность попытки ответить на вопросы об эффективности освоения технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти взаимосвязь квалификации педагога с результатами переноса инновации.
Учитель, работающий по технологии разноуровневого обучения, сам вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях, принципах преподавания и имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, позволяющих ученикам усваивать конкретные понятия, навыки и сведения в процессе каждого урока. Урок - не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащегося.
На уроке, организованном в соответствии с технологией разноуровневого обучения, учитель выступает координатором работы всего класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей в целях создания максимально благоприятных условий для проявления этих особенностей, для актуализации личностного потенциала учащихся.
Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. В соответствии с этим конечный результат урока - явление сложное, многоаспектное, и его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на данном уроке. Кроме того, важен не только конечный результат урока, но и пути его достижения. Важно оценить не только знания, умения, навыки как таковые, но и то, как они получены - путем передачи учителем учебной информации и последующим ее усвоением учениками или на основе обучения разным способам деятельности по овладению содержанием учебного предмета и развития у учащихся самостоятельности, самоорганизации, ответственности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.
Для изучения результатов обучения по каждой теме учебного курса мы используем методику «Учебный мониторинг», которая позволяет учителю:
-
Анализировать результаты одного, нескольких или всех учеников выбранного класса (группы).
-
Просматривать и сравнивать усредненные результаты по классу и ученику данного класса.
-
Видеть динамику достижений и выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка.
-
Анализировать степень усвоения конкретных учебных элементов, учебных разделов.
-
Просматривать список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили лучше или хуже всего.
-
Сравнивать результаты выполненных контрольных работ, тестов, зачетов и других видов контроля.
-
Оценивать качество работы учителя.
Степень и результат освоения инновации педагогами определяются:
-
независимым внешним аудитом,
-
результатами авторского надзора,
-
оценкой экспертной группой (методическим объединением, членами ВНИКа и пр.),
-
самонаблюдением педагога и публичной декларацией получаемых результатов (отчетом),
-
показателями мониторинга, периодически фиксирующего изменения в показателях образовательной деятельности учащихся и педагога, происходящих под воздействием реализуемой инновации.
При этом у педагогов отслеживаются следующие показатели переноса инновации в сферу профессиональной деятельности:
-
динамика введения инновации в образовательный процесс (показатели: пробное использование, пилотаж серии занятий, системное применение);
-
использование инновации в дополнительном образовании (показатели: кружки, факультативы, элективы);
-
отражение нарабатываемого опыта использования инновации в портфолио педагога (дидактические материалы для учащихся, методические материалы для педагога, мультимедиа наглядность, отдельные показательные занятия, серия открытых занятий);
-
авторское и стороннее обобщение и описание опыта использования инновации (выступления, доклады, тезисы НПК, статьи, методические пособия и рекомендации);
-
экспертные оценки освоения инновации (заключения и мнения школьной экспертной группы, результаты авторского надзора, отзывы коллег, родителей и учащихся) и т.п.;
-
отдельные показатели успешности образовательной деятельности учащихся и показатели динамики интереса урочной и внеурочной деятельности, связанных с инновацией;
-
суммарная динамика освоения инновации (уровень пробного применения, уровень системного использования, уровень мастерства, уровень творческого осмысления и применения).
Информация, отслеживаемая администрацией, собираемая школьными кафедрами, предоставляемая в виде отчетов педагогами, обобщается в итоговых таблицах.
Таблица 1.
Динамика введения инновации в образовательный процесс
Наименование инновации: ____________________________________
Показатели освоения: изучение (и), пробное использование (пи), пилотаж серии занятий (сз), системное применение (сп), авторское обобщение и пропаганда опыта (оп).
№
Фамилия И.О.
Динамика освоения инновации
2011
2012
2013
2014
Общая оценка
1
Имярек А.Б.
и
пи
сз
сп, оп
СШ-35 г. Ульяновск
Методика обработки
Оценка в баллах: изучение - 1 балл, пробное использование - 2; пилотаж серии занятий - 3, системное применение - 4, авторское обобщение и пропаганда опыта - 5 баллов. Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.
Таблица 2.
Использование инновации в дополнительном образовании
Наименование инновации: ____________________________________
Показатели освоения: 1) кружки (к), факультативы (ф), элективы (э), научное общество учащихся (но), 2) количество участников (у), 3) пропаганда опыта (по).
№
Фамилия И.О.
Динамика освоения инновации
в сфере дополнительного образования
2011
2012
2013
2014
Общая оценка
1
Имярек А.Б.
нет
к (10)
к, но (20)
ф, по, но (35)
СШ-35 г. Ульяновск
Методика обработки
Оценка в баллах: 1) кружок - 2 балла, факультатив, электив - 3 балла, научное общество - 5 баллов, пропаганда опыта - 5 баллов. 2) Дополнительные баллы за количество участников - 1 балл до 10 учащихся, 2 балла за 20 и более учащихся. Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму использования инноваций.
Таблица 3.
Авторское дидактическое обеспечение процесса
реализации инновации
Наименование инновации: ____________________________________
Показатели освоения: дидактические материалы для учащихся, методические материалы для педагога, мультимедиа наглядность
№
Фамилия И.О.
Динамика освоения инновации
в сфере дополнительного образования
2011
2012
2013
2014
Общая оценка
1
Имярек А.Б.
СШ-35 г. Ульяновск
Методика обработки
Оценка в баллах: раздаточные (или экранные) материалы для учащихся - 0,5-1 балл за материалы к одному уроку; авторские методические материалы для учителя - 2-5 баллов за материал к одному уроку; мультимедиа наглядность - 5-10 баллов (авторская презентация к теме).
Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.
Таблица 4.
Авторское обобщение опыта освоения инновации
Наименование инновации: ____________________________________
Показатели освоения: 1) выступления, доклады, тезисы НПК, статьи, методические пособия и рекомендации; 2) отдельные показательные занятия, серия открытых занятий, роль тьютора.
№
Фамилия И.О.
Динамика освоения инновации
в сфере дополнительного образования
2011
2012
2013
2014
Общая оценка
1
Имярек А.Б.
СШ-35 г. Ульяновск
Методика обработки
Оценка в баллах: 1) Показательное занятие - 2 балла; серия занятий - 4-6 баллов; тьюторство - 10 баллов; 2) выступление на МО, педсовете - 1 балл; 3) публикации: тезисы НПК - 5 баллов, статья в журнале или сборнике - 6-7 баллов, подготовка методического пособия - 10 баллов за печатный лист.
Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.
Таблица 5.
Экспертные оценки освоения инновации
Наименование инновации: ____________________________________
Показатели освоения: заключения и мнения школьной экспертной группы, результаты авторского надзора, отзывы учащихся.
№
Фамилия И.О.
Внешняя оценка освоения инновации
2011
2012
2013
2014
Общая оценка
1
Имярек А.Б.
СШ-35 г. Ульяновск
Методика обработки
Оценка: каждый эксперт дает оценку по пятибалльной системе. Для оценки инновации учащимися разрабатывается специальный опросный лист. Суммарная оценка учащимися также выставляется по пятибалльной системе.
Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.
Таблица 6 (6-А)
Суммарная динамика показателей освоения инновации
Наименование инновации: ____________________________________
Показатели освоения: суммарная оценка может быть произведена двумя способами:
1) суммированием показателей из Таблиц №№ 1 - 5;
2) заполнением таблицы № 6-А по обобщающим итоговым показателям на конец срока проекта (эксперимента по передаче-освоению инновации): уровень пробного применения, системное использование, уровень мастерства, творческое осмысление и применение.
№
Фамилия И.О.
Внешняя оценка освоения инновации
2011
2012
2013
2014
Общая оценка
1
Имярек А.Б.
СШ-35 г. Ульяновск
Методика обработки
Оценка: пробное применение - 50 баллов; системное использование - 100 баллов; мастерство - 150 баллов; уровень творчества - 200 баллов.
Примечание.
1. Все материалы и данные, на основе которых заполняются таблицы 1 - 5, вносятся в портфолио учителя, и/или хранятся в методическом кабинете и/или на школьном сайте.
2. В обобщенном виде материалы освоения инновации входят в периодические и итоговые отчетные материалы экспериментального учреждения для областного экспертного совета УИПКПРО.
3. При высоких показателях освоения инновации администрацией школы может быть принято решение о рекомендации педагога к аттестации на соответствующую категорию и/или к материальному поощрению за счет стимулирующей части оплаты труда.
Осуществление мониторинга разноуровневого обучения позволило решить комплекс задач:
-
расширение и обогащение психолого-педагогических и методических знаний и умений учителей;
-
профессиональное совершенствование молодых учителей, пришедших в школу;
-
изучение и обобщение учителями собственного педагогического опыта;
-
изучение и распространение передового педагогического опыта учителей;
-
отслеживание результативности учебно-воспитательного процесса.
Итоги мониторинга используются администрацией для принятия управляющих решений, для систематического пополнения медиатеки школы. Педагоги пополняют свои портфолио, нарабатывают материалы для издательской деятельности. В целом мониторинг позволяет создать условия для саморефлексии и творческой самореализации каждого педагога.
Научно-исследовательская работа, осуществляемая методически грамотно, фиксируемая в формах мониторинга, - это прекрасная возможность для самореализации педагога, развития его творческого потенциала, одна из форм сотрудничества педагогов и школьников и важнейший путь повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.
1 Подробнее см.: Вершинин В.Н., Бадахова Т.Н., Заборская О.А. Освоение инноваций как средство развития образовательного учреждения. Методические рекомендации. Под ред. В.Н. Вершинина. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 56 с.