Статья по педагогике Инновации и менеджмент

Статья будет интересна для организаторов внедрения инноваций в образовательный процесс. По объектам и субъектам внимания мы выделяем при этом четыре основных направления мониторинга. Первое направление связано с отслеживанием изменений, происходящих под влиянием вводимой инновации в знаниях, умениях и навыках учащихся. Мониторинг осуществляется учителями-экспериментаторами, осваивающими инновацию. Второе – это мониторинг процесса освоения инновации педагогами, составляющий часть общешкольного ме... [1] Подробнее см.: Вершинин В.Н., Бадахова Т.Н., Заборская О.А. Освоение инноваций как средство развития образовательного учреждения. Методические рекомендации. Под ред. В.Н. Вершинина. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 56 с.  
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заборская О.А.

Инновация и менеджмент.
Мониторинг разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Википедия.

Инновация принесла в школу новую технологию. Разделить детей на группы А, В, С несложно. Можно и материал разложить по глубине и сложности. Но действительно ли это обеспечивает учащимся овладение материалом «на разных уровнях», «но не ниже базового»? И что за разница возникает между уровнями и, главное, почему? Что и в какую сторону меняется при этом в работе учителя? Каким образом оценивать эти изменения?

В соответствии с требованиями модернизации российского образования оценка процесса и результатов образовательной деятельности учреждения должна вытекать из данных мониторинга как составной части педагогического менеджмента. Практическую реализацию такого подхода затрудняют отсутствие единой общепринятой оценки качества образования, разноголосица в отборе оценочных параметров и явный дефицит описаний соответствующего практического опыта в педагогической печати.

Что же касается мониторинга результативности освоения педагогических инноваций, то эта проблема, как показал анализ литературы, находится в лучшем случае на стадии постановки вопроса. Общепринятых критериев такой оценки нет. Нет и общепринятой методики мониторинга.

Поэтому в рамках поисково-исследовательской работы по созданию модели управляемой (плановой и контролируемой) передачи-освоения педагогических инноваций от разработчиков к потребителям, проводимой в МБОУ СОШ № 35, пришлось создавать свой вариант для оценки эффективности разноуровневого обучения в начальной школе.

Технологически мониторинг представляет собой процесс сбора, обработки, хранения, оценки и распространения информации о состоянии образовательной системы школы и/или отдельных ее элементов. Его данные должны позволять оценивать состояние выделенного объекта в любой момент времени и обеспечивать необходимую информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений.

В данном случае перенос инновационного опыта происходит внутри одного учреждения: опыт разноуровневого обучения (базового и повышенных уровней), наработанный в начальных классах, организованно, планово передается сначала в звено основной школы, затем - средней.

По объектам и субъектам внимания мы выделяем при этом четыре основных направления мониторинга.

Первое направление связано с отслеживанием изменений, происходящих под влиянием вводимой инновации в знаниях, умениях и навыках учащихся. Мониторинг осуществляется учителями-экспериментаторами, осваивающими инновацию.

Второе - это мониторинг процесса освоения инновации педагогами, составляющий часть общешкольного менеджмента, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации, ее систематизацией и накоплением в медиатеке школы.

Третье направление охватывает психолого-педагогическое сопровождение процесса переноса инновации.

Четвертое призвано фиксировать изменения, происходящие на уровне школы (коллектива). Эти направления являются предметом административного менеджмента и оценки экспертной группой (творческими объединениями учителей-экспериментаторов).1

Так обеспечивается возможность попытки ответить на вопросы об эффективности освоения технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти взаимосвязь квалификации педагога с результатами переноса инновации.

Учитель, работающий по технологии разноуровневого обучения, сам вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях, принципах преподавания и имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, позволяющих ученикам усваивать конкретные понятия, навыки и сведения в процессе каждого урока. Урок - не самоцель, а инструмент, средство развития личности учащегося.

На уроке, организованном в соответствии с технологией разноуровневого обучения, учитель выступает координатором работы всего класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей в целях создания максимально благоприятных условий для проявления этих особенностей, для актуализации личностного потенциала учащихся.

Важной теоретической проблемой урока является проектирование и достижение его конечного результата в аспекте личностного развития учащихся. В соответствии с этим конечный результат урока - явление сложное, многоаспектное, и его нельзя сводить только к качеству знаний, умений и навыков, которые учащиеся получают на данном уроке. Кроме того, важен не только конечный результат урока, но и пути его достижения. Важно оценить не только знания, умения, навыки как таковые, но и то, как они получены - путем передачи учителем учебной информации и последующим ее усвоением учениками или на основе обучения разным способам деятельности по овладению содержанием учебного предмета и развития у учащихся самостоятельности, самоорганизации, ответственности, способности к сотрудничеству и взаимодействию.

Для изучения результатов обучения по каждой теме учебного курса мы используем методику «Учебный мониторинг», которая позволяет учителю:

  • Анализировать результаты одного, нескольких или всех учеников выбранного класса (группы).

  • Просматривать и сравнивать усредненные результаты по классу и ученику данного класса.

  • Видеть динамику достижений и выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка.

  • Анализировать степень усвоения конкретных учебных элементов, учебных разделов.

  • Просматривать список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили лучше или хуже всего.

  • Сравнивать результаты выполненных контрольных работ, тестов, зачетов и других видов контроля.

  • Оценивать качество работы учителя.

Степень и результат освоения инновации педагогами определяются:

  • независимым внешним аудитом,

  • результатами авторского надзора,

  • оценкой экспертной группой (методическим объединением, членами ВНИКа и пр.),

  • самонаблюдением педагога и публичной декларацией получаемых результатов (отчетом),

  • показателями мониторинга, периодически фиксирующего изменения в показателях образовательной деятельности учащихся и педагога, происходящих под воздействием реализуемой инновации.

При этом у педагогов отслеживаются следующие показатели переноса инновации в сферу профессиональной деятельности:

  1. динамика введения инновации в образовательный процесс (показатели: пробное использование, пилотаж серии занятий, системное применение);

  2. использование инновации в дополнительном образовании (показатели: кружки, факультативы, элективы);

  3. отражение нарабатываемого опыта использования инновации в портфолио педагога (дидактические материалы для учащихся, методические материалы для педагога, мультимедиа наглядность, отдельные показательные занятия, серия открытых занятий);

  4. авторское и стороннее обобщение и описание опыта использования инновации (выступления, доклады, тезисы НПК, статьи, методические пособия и рекомендации);

  5. экспертные оценки освоения инновации (заключения и мнения школьной экспертной группы, результаты авторского надзора, отзывы коллег, родителей и учащихся) и т.п.;

  6. отдельные показатели успешности образовательной деятельности учащихся и показатели динамики интереса урочной и внеурочной деятельности, связанных с инновацией;

  7. суммарная динамика освоения инновации (уровень пробного применения, уровень системного использования, уровень мастерства, уровень творческого осмысления и применения).

Информация, отслеживаемая администрацией, собираемая школьными кафедрами, предоставляемая в виде отчетов педагогами, обобщается в итоговых таблицах.

Таблица 1.

Динамика введения инновации в образовательный процесс

Наименование инновации: ____________________________________

Показатели освоения: изучение (и), пробное использование (пи), пилотаж серии занятий (сз), системное применение (сп), авторское обобщение и пропаганда опыта (оп).

Фамилия И.О.

Динамика освоения инновации

2011

2012

2013

2014

Общая оценка

1

Имярек А.Б.

и

пи

сз

сп, оп

















СШ-35 г. Ульяновск

Методика обработки

Оценка в баллах: изучение - 1 балл, пробное использование - 2; пилотаж серии занятий - 3, системное применение - 4, авторское обобщение и пропаганда опыта - 5 баллов. Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.

Таблица 2.

Использование инновации в дополнительном образовании

Наименование инновации: ____________________________________

Показатели освоения: 1) кружки (к), факультативы (ф), элективы (э), научное общество учащихся (но), 2) количество участников (у), 3) пропаганда опыта (по).

Фамилия И.О.

Динамика освоения инновации
в сфере дополнительного образования

2011

2012

2013

2014

Общая оценка

1

Имярек А.Б.

нет

к (10)

к, но (20)

ф, по, но (35)





СШ-35 г. Ульяновск

Методика обработки

Оценка в баллах: 1) кружок - 2 балла, факультатив, электив - 3 балла, научное общество - 5 баллов, пропаганда опыта - 5 баллов. 2) Дополнительные баллы за количество участников - 1 балл до 10 учащихся, 2 балла за 20 и более учащихся. Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму использования инноваций.

Таблица 3.

Авторское дидактическое обеспечение процесса

реализации инновации

Наименование инновации: ____________________________________

Показатели освоения: дидактические материалы для учащихся, методические материалы для педагога, мультимедиа наглядность

Фамилия И.О.

Динамика освоения инновации
в сфере дополнительного образования

2011

2012

2013

2014

Общая оценка

1

Имярек А.Б.





СШ-35 г. Ульяновск

Методика обработки

Оценка в баллах: раздаточные (или экранные) материалы для учащихся - 0,5-1 балл за материалы к одному уроку; авторские методические материалы для учителя - 2-5 баллов за материал к одному уроку; мультимедиа наглядность - 5-10 баллов (авторская презентация к теме).

Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.

Таблица 4.

Авторское обобщение опыта освоения инновации

Наименование инновации: ____________________________________

Показатели освоения: 1) выступления, доклады, тезисы НПК, статьи, методические пособия и рекомендации; 2) отдельные показательные занятия, серия открытых занятий, роль тьютора.

Фамилия И.О.

Динамика освоения инновации
в сфере дополнительного образования

2011

2012

2013

2014

Общая оценка

1

Имярек А.Б.





СШ-35 г. Ульяновск

Методика обработки

Оценка в баллах: 1) Показательное занятие - 2 балла; серия занятий - 4-6 баллов; тьюторство - 10 баллов; 2) выступление на МО, педсовете - 1 балл; 3) публикации: тезисы НПК - 5 баллов, статья в журнале или сборнике - 6-7 баллов, подготовка методического пособия - 10 баллов за печатный лист.

Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.

Таблица 5.

Экспертные оценки освоения инновации

Наименование инновации: ____________________________________

Показатели освоения: заключения и мнения школьной экспертной группы, результаты авторского надзора, отзывы учащихся.

Фамилия И.О.

Внешняя оценка освоения инновации

2011

2012

2013

2014

Общая оценка

1

Имярек А.Б.







СШ-35 г. Ульяновск

Методика обработки

Оценка: каждый эксперт дает оценку по пятибалльной системе. Для оценки инновации учащимися разрабатывается специальный опросный лист. Суммарная оценка учащимися также выставляется по пятибалльной системе.

Баллы суммируются. Результаты по годам учитываются и выстраиваются в личностную диаграмму освоения инновации.

Таблица 6 (6-А)

Суммарная динамика показателей освоения инновации

Наименование инновации: ____________________________________

Показатели освоения: суммарная оценка может быть произведена двумя способами:

1) суммированием показателей из Таблиц №№ 1 - 5;

2) заполнением таблицы № 6-А по обобщающим итоговым показателям на конец срока проекта (эксперимента по передаче-освоению инновации): уровень пробного применения, системное использование, уровень мастерства, творческое осмысление и применение.

Фамилия И.О.

Внешняя оценка освоения инновации

2011

2012

2013

2014

Общая оценка

1

Имярек А.Б.







СШ-35 г. Ульяновск

Методика обработки

Оценка: пробное применение - 50 баллов; системное использование - 100 баллов; мастерство - 150 баллов; уровень творчества - 200 баллов.

Примечание.

1. Все материалы и данные, на основе которых заполняются таблицы 1 - 5, вносятся в портфолио учителя, и/или хранятся в методическом кабинете и/или на школьном сайте.

2. В обобщенном виде материалы освоения инновации входят в периодические и итоговые отчетные материалы экспериментального учреждения для областного экспертного совета УИПКПРО.

3. При высоких показателях освоения инновации администрацией школы может быть принято решение о рекомендации педагога к аттестации на соответствующую категорию и/или к материальному поощрению за счет стимулирующей части оплаты труда.

Осуществление мониторинга разноуровневого обучения позволило решить комплекс задач:

  • расширение и обогащение психолого-педагогических и методических знаний и умений учителей;

  • профессиональное совершенствование молодых учителей, пришедших в школу;

  • изучение и обобщение учителями собственного педагогического опыта;

  • изучение и распространение передового педагогического опыта учителей;

  • отслеживание результативности учебно-воспитательного процесса.

Итоги мониторинга используются администрацией для принятия управляющих решений, для систематического пополнения медиатеки школы. Педагоги пополняют свои портфолио, нарабатывают материалы для издательской деятельности. В целом мониторинг позволяет создать условия для саморефлексии и творческой самореализации каждого педагога.

Научно-исследовательская работа, осуществляемая методически грамотно, фиксируемая в формах мониторинга, - это прекрасная возможность для самореализации педагога, развития его творческого потенциала, одна из форм сотрудничества педагогов и школьников и важнейший путь повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

1 Подробнее см.: Вершинин В.Н., Бадахова Т.Н., Заборская О.А. Освоение инноваций как средство развития образовательного учреждения. Методические рекомендации. Под ред. В.Н. Вершинина. Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 56 с.


© 2010-2022