Педсовет «Образовательный процесс: роль внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся в рамках ФГОС»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет

« Образовательный процесс: роль внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся в рамках ФГОС»

"Дело стоит рядом со стоящим,

идет за идущим, творит с творящим»

Древнеиндийский афоризм

Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках… Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!

1. Сегодня важно правильно понимать - что есть Стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт - это, с одной стороны, гарантированное предоставление ученику, семье качественных образовательных услуг, а с другой - гарантий работнику сферы образования.

Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата.

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты дополняются стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА.

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. АКТУАЛЬНОСТЬ данного проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Вместе с тем, в ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

  • расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

  • плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

  • резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

  • ограниченности общения со сверстниками;

  • неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

  • разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих от реальности.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит ПРОБЛЕМА организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

НОО:

Первое.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому Стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя внешкольную занятость ребёнка в других учреждениях (дополнительного образования детей, культуры, спорта и др.). Личный маршрут занятости каждого ребенка должен быть зафиксирован документально в рамках общественного договора между родителями и школой, и договором о сотрудничестве школы с другими учреждениями.

Министерством образования области рекомендована недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет не менее 5 часов: в том числе обязательные 3 часа, предполагающие участие ребенка в проектной деятельности, классных тематических часах (часах общения) и 2 часа внеурочной занятости, которые определяются уже интересами самого ребёнка и запросом родителей в рамках направлений: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного.

Кроме того, следует учитывать, что кружковая (секционная) деятельность школьника должна осуществляться не более чем по двум направлениям внеурочной деятельности и регламентироваться дополнительными образовательными программами Согласно требованиям ФГОС программы должны быть ориентированы на достижение предметных, метапредметных, личностных результатов, в проектировании которых принимают участие педагоги, реализующие дополнительную образовательную программу.

Второе.

В качестве наиболее эффективных форм организации внеурочной деятельности Министерством образования области рекомендованы: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, выставки, фестивали и др.

В качестве примера можно привести следующее. Поскольку проект выделен, как основная форма организации внеурочной деятельности, то вполне можно рекомендовать реализацию таких дополнительных образовательных программ, как: «Мир вокруг нас», «Юный интеллектуал», «Почемучка», «Хочу все знать», «Я-исследователь», «Умники и умницы», «Школа общения», «Информашка», «Заниматика». В рамках тематических часов общения можно предложить реализацию дополнительных образовательных программ: «Школа внимания», «Азбука самоконтроля», «Учение с увлечением», «Академия мышления», «Азбука общения», «Планета моего класса», «Мозаика успеха» и других.

В рамках предложенных выше дополнительных образовательных программ, проектная деятельность является наиболее эффективной формой организации практической части внеурочных занятий. Проект - буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы.

Третье.

Эффективность внеурочной деятельности определяется индивидуальными образовательными достижениями ребёнка в избранном виде деятельности и фиксируется согласно требованиям Стандарта в портфеле достижений, который отражает уровень освоения образовательной программы, особенности развития познавательных процессов, личностные характеристики (мотивация, ценностные ориентации, самооценка), результаты участия в фестивалях, смотрах, конкурсах. В наполнении портфолио принимают участие воспитанники, педагоги, родители.

Четвертое.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Она позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Выступление Сосновцевой В.Н. и Каримовой А.Н.

IV. СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 и 5 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации ВУД в школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

  2. Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  3. Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

V1. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1-2 класс)

Школьник ценит общественную жизнь

(3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

(4-5 классы)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

VII. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.

Данный проект может послужить инструментом организации и координации системы образования в ОУ, стать ориентиром развития внеурочной деятельности, критерием оценки адекватности ее новым целям и ценностям образования.

Выполнение данных условий возможно, если внеурочная деятельность ОУ:

  • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.

  • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.

  • Расширяет тематику изучаемого материала.

  • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.

  • Увеличивает спектр учебных предметов.

  • Повышает роль самостоятельной работы.

  • Реализует лучшие личностные качества.

Слово для выступления представляется Пастуховой И.А. и Дергачевой О.А.















Приложение 1



Педсовет « Образовательный процесс: роль внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся в рамках ФГОС»











Фрагмент урока-проекта по ИЗО

Жили-были два брата. Младший брат - жизнерадостный и трудолюбивый, старший - ленивый и завистливый.

Младший построил себе дом с резными наличниками, да такой красивый, что все, кто мимо проходил, обязательно останавливались и любовались.

Старший позавидовал такому успеху и сжёг дом младшего. Пришлось младшему в сарайчике жить. Отыскал он там старые краски и стал картины рисовать, да такие красивые, что люди со всех деревень и городов к нему приходили и покупали их.

Забрался старший в сарайчик и украл краски, а младшему всё нипочём, отыскал он глину в овраге и стал фигурки лепить большие и маленькие, люди опять к нему толпами ходить стали. Кто игрушки детям закажет, кто рельефную лепнину на потолок.

А старшему всё неймётся, взял да и закопал овраг с глиной. Да и младший не сдаётся, нажёг он берёзовых веточек, наделал угольков и стал углём такие рисунки создавать, что залюбуешься. Накопил денег и новый дом построил, лучше прежнего.


  1. - Почему старшему брату не удалось навредить младшему? Что помогало младшему брату выходить из сложных ситуаций? Чем он владел? - Можете ли вы перечислить, какими видами изобразительной деятельности владел младший брат? Чем они отличаются друг от друга?

  2. Можете ли вы перечислить все существующие виды искусства? НЕТ. Почему? Знаний недостаточно. Будем их пополнять?

  3. На доске некоторые из видов искусства:…….. У вас примеры на парте, распределите их по группам. /Работа по группам/

  4. Найдите соответствие : *Живопись - краской, цветом…..


  1. Актуализация: Придумать эпитеты к виду искусства: Архитектура: Польза, прочность, красота


  1. Синквейн ИСКУССТВО- украшает, развивает- красивое, вечное, разнообразное-мастерство-творчество.


  1. Для следующего занятия найдите примеры и материал /минипроект/ других видов искусства.



© 2010-2022