• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание: инструментарий критериального оценивания

Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание: инструментарий критериального оценивания

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет

«Презентация проектов инструментария критериального оценивания»

Цель: включение учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций формирующего оценивания, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов.

Задачи.

  • Организовать практикум по разработке инструментов оценивания.

  • Определить дальнейшие направления деятельности педагогического коллектива по внедрению в практику преподавания формирующего оценивания

План педсовета

  • Вступительная часть - теоретический обзор

  • Педагогические тренинги

  • Практикум «Презентация проектов инструментария критериального оценивания» (групповая работа)

  • Заключительная часть - рефлексия.

Ход педсовета

Орг.момент(ролик .будущая школа). Итак,тема нашего педсовета сегодня не просто оценивание, о оценка,опирающаяся на определённые критерии, чтобы точно определить «кто отличник,кто чудак» оценивание:инструментарий критериального оценивания»

Позвольте начать с того, на чём мы остановились с вами в прошлый педсовет. (презентация)

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее» Л. Кэролл «Алиса в Зазеркалье»

Мы живем в такое время, когда слова Л. Кэролла становятся очень актуальными. Меняются дети, меняемся мы. Как вы думаете , а всё ли «современное» в образовании абсолютно новое. Нет! Например, некоторые современные технологии были известны в нашей стране достаточно давно. Ролик «Расписание на послезавтра» Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель
проектов.
«Введение новых стандартов обязывает нас смотреть на свою педагогическую деятельность по-другому- использовать деятельностные подходы в преподавании, современные технологии, ориентироваться на личность ученика, также ставит особые задачи по созданию современных внутришкольных систем оценивания. Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания».

Что же такое - формирующее оценивание? Что мы о нём знаем?

Из итогового эссе участника тренинга «Оценивание в образовании»: «Для меня это было действительно ново, необычно, хотя интуитивно понятно. Стала задумываться, как мне применить это в моей работе? И поняла, что некоторые-то приемы и инструменты я уже применяю! Вот только не зная, что они так называются. Но применяю я это все как-то не системно, вразброс, а, следовательно, не получаю желаемого результата».

Значит все-таки что-то знаем?! Кое-что напомню из предыдущего педсовета.

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося .Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Чем этот тип оценивания отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе и, во всяком случае, в отечественной школе является общим? (слайд отличия)

Проведём небольшую разминку в группах.

Задание. Что надо изменить, для того чтобы успешно перейти к новой системе оценивания? Дополните схему.

Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание:инструментарий критериального оценивания

Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание:инструментарий критериального оценивания

Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание:инструментарий критериального оценивания

Разработка практико-ориентированного педагогического совета Формирующее оценивание:инструментарий критериального оценивания

Для справок: оценивание при участии учащихся; проекты, творческие работы, исследовательские работы,

тесты; значимость учения; развивающее оценивание; позитивное оценивание; оценивание

понимания, интерпретации, анализа, синтеза; оценивание навыков и умений; оценивание

процесса; чёткие и прозрачные критерии оценивания; сотрудничество, сотворчество.

Технология формирующего оценивания -это продвижение ученика путем сравнения его новых результатов с предыдущими, связывания оценки с индивидуальным приращением образовательных результатов (умений, компетентностей и т.п.) учащегося; предоставление учащемуся адекватной информации о его собственных достижениях.

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».(Фишман И.С., Голуб Г.Б. )

Как же правильно организовать «подкормку и полив» наших учеников? Что это - очередное «модное» слово в лексиконе сегодняшнего педагога или насущная необходимость? Попробуем в этом убедиться сами.

Практикум-тренинг1.Ведущий просит участников сделать снежинку, затем оценивает то, что сделали участники, таким образом, что они остаются в недоумении, от поставленной им оценки и задает им вопрос. Сделайте снежинку.

-Довольны ли Вы полученной вами оценкой? Почему?»

Рефлексия Как вы считаете, почему у Вас была такая реакция, после того как вам продиктовали оценки за работу? Вывод: многие не довольны той отметкой, которую получили, потому что посчитали, что необъективно поставили оценку, и нет комментариев, за что им поставили такую оценку. Во время оценивания вы увидели себя со стороны, и это вероятно помогло понять, что что-то необходимо поменять в системе оценивания, так как мы часто сталкиваемся с такой ситуацией.

Практикум-тренинг 2. А теперь нарисуйте зайца. Оцените его сами, поменяйтесь с соседями,оцените их работу, а затем по критериям.:

Наполненность листа

Полный лист-3 балла

Заполнен на половину листа- 2 балла

Заполнен на треть листа- 1 балл

Цветовая гамма

Использование более 4 цветов- 3 балла

Использование 2-3 цвета-2 балла

Использование 1 цвета- 1 балл

Количество частей тела

Нарисовано более 5 частей тела-3 балла

Нарисовано 3-4 части тела-2 балла

Нарисовано 1-2 части тела- 1 балл

Рефлексия Какие виды оценивания были применены?

Насколько отличались оценки и почему?

Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

Какой из оценок вы остались довольны и почему?

Вывод: Сначала вы самооценили себя, взаимооценили друг друга, а потом оценили свои работы по критериям, вы увидели, что оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании были самокритичны и поставили низкую оценку, легче всего было оценить по критериям. И наиболее объективной оценкой, на ваш взгляд была та, что по критериям.

Итак, современная школа является средой, которая готова взрастить новые подходы к оценке, применить новый инструментарий. Объективность оценивания должны гарантировать устойчивые критерии оценивания разных видов работ.

Оцениваться могут:

•разнообразные работы учащихся (проекты, домашние задания, отчёты о наблюдениях, дневники наблюдений, презентации и др. творческие работы, подборки информационных материалов);
•деятельность учащихся, как таковая;
•результаты тестов, письменных и устных проверочных работ;
•данные целенаправленных наблюдений, мини-исследований, проводимых соответствие с поставленными учебными целями.

Выставляя своему ученику отметку за работу на уроке или в четверти, Вы оцениваете его работу по определенным критериям, если Ваш ученик знаком с теми критериями, по которым его оценивают (причем они доступны для его понимания), если в процессе работы он сам пытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая Ваши комментарии, если он видит, где конкретно он пока не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность, ища пути компенсировать выявленные недостатки, то такой процесс можно назвать формирующим оцениванием.

Итак, дом.задание для методических кафедр было таково - разработать проект инструментария, содержащего критерии оценивания различных видов работ.

Напомню, что критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Презентация проектов «Инструментарий критериального оценивания»

Работа в группах.

Задания для групп

Группа 1

Разработать критерии оценки презентаций . (МО эстетического цикла и трудового обучения, физического воспитания, ОБЖ)

Группа 2

Разработать критерии оценки представления устного ответа по теме урока (МО иностранных языков).

Группа 3

Разработать критерии оценки результатов исследовательской работы (МО гуманитарного цикла)

Группа 4

Разработать критерии оценки опорной схемы (МО естественнонаучного цикла)

Группа 5

Разработать критерии оценивания творческих работ (МО начальных классов).

Группа 6 Разработать критерии оценивания доклада. (МО истории)

Группа 7

Разработать критерии оценки проекта (МО точных наук)

Итак, нами успешно разработаны проекты инструментария критериального оценивания как одного из условий реализации формирующего оценивания.

Формирующее оценивание - это систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.

Памятка по применению формирующего оценивания

  • Оцениваем процесс!

  • Выставление отметки и оценивание - разные вещи!

  • Выставляя своему ученику отметку за работу на уроке или в четверти:

  • оцениваем его работу по определенным критериям,

  • ученик знаком с теми критериями, по которым его оценивают (причем они доступны для его понимания),

  • ученик в процессе работы сам пытается оценить качество своей работы, сверяясь с этими критериями и получая комментарии учителя,

  • ученик видит, где конкретно он пока не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность, ища пути компенсировать выявленные недостатки,

  • такой процесс можно назвать формирующим оцениванием.

(скрайб)

Методика формирующего оценивания доказала свою эффективность в западной педагогике. Учитель и ученик в процессе обучения помогают друг другу в персональной деятельности, гарантированно получают более успешный результат на итоговых работах. При этом у учащихся развивается умение самооценки, сокращение разрыва в знаниях между эталоном и действительностью становится внутренним посылом учащегося.



© 2010-2022