ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ И ОДАРЕННОСТИ. ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добив...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

проблема способностей и одаренности.
Выявление одаренных детей
и особенности работы с ними.

Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Первоначальные представления о высоком коэффициенте интеллектуальности как единственном критерии выдающихся достижений в наши дни обоснованно подвергается сомнению. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности.

Понимание сути одаренности исключительно важно. От этого зави­сит, кого и на основании каких критериев школа будет отбирать в специа­лизированные школы, как будет обучать; зависит выбор методик, которы­ми психологи будут пользоваться для того, чтобы подтвердить предполо­жения об одаренности ребенка.

Кроме понятия «одаренность», часто используются понятия «дар», «та­лант», «гений», «способность», «дети с особыми возможностями», или «дети с признаками одаренности» (Н. С. Лейтес). Все вышеприведенные понятия подразумевают различные подходы к одаренности, различные ее степени .

Одаренность - стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

В настоящее время существует более ста определений одаренности.

Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности. Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:

1) высокий интеллект - высокая креативность;

2) высокий интеллект - низкий уровень креативности;

3) низкий интеллект - высокая креативность;

4) низкий интеллект - низкий уровень креативности.

Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.

Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка.

На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренно­сти) относятся: личностные характеристики, характеристики окружения, мотивация достижения, ожидание успеха, готовность к напряжению, стрем­ление к знаниям, критические события жизни, способность к преодоле­нию стресса, ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности, успешный и неуспешный опыт, образование родителей, микроклимат в семье, микроклимат в классе и на уроке.

В отечественной и зарубежной литературе одаренность выступает как сложное, интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные аспекты. Кроме того, явление одаренности - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет воз­можность достижения человеком более высоких (необычных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людь­ми. Поэтому наиболее важными способностями и умениями, подлежащими развитию у одаренных детей, являются: познавательные способности и на­выки; творческие способности; особенности эмоциональной сферы, среди которых указываются: представления о самом себе, доброжелательное отно­шение к людям, настойчивость в выполнении заданий, чувство юмора и др.

Дифференциация видов одаренности определяется тем или иным критерием, положенным в основу классификации. В одаренности мож­но выделить как качественный, так и количественный аспекты. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение сво­еобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятель­ности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следу­ющие: многообразие видов деятельности; вид деятельности и обеспечи­вающие ее сферы психики; степень сформированности одаренности; осо­бенности возрастного развития; степень выраженности. Я остановлюсь подробнее на типах одаренности. Типология одаренно­сти неоднозначна.

Попытаемся систематизировать типы одаренности в зависимости от классификационных признаков:

  1. По многообразию видов деятельности: общая, специальная.

  2. По особенностям возрастного развития: ускоренное развитие; раз­витие, согласно возрасту; замедленное развитие.

  3. По степени сформированности: скрытая, наличная (явная).

  4. По степени выраженности (по уровню): яркая (особая), средняя (вы­сокая норма).

  5. По уровню достижений (обучаемости): академическая одаренность.

  6. По видам деятельности: интеллектуальная, академическая (к ус­воению), художественная (в сфере искусства), творческая, психомотор­ная, социальная (лидеры-организаторы, эмоциональные лидеры), духов­ная одаренность.

Дети с общей одаренностью овладевают основополагающими поня­тиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Более совер­шенные способы переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Специальная одаренность проявляется в ярко выраженной способности к какому-либо виду деятельности.

Важно дифференцировать раннюю и позднюю одаренность. Реша­ющими показателями здесь выступают темп психического развития ре­бенка и те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в яв­ном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований далеко не всегда предопределяют высо­кие достижения в старшем возрасте. Вместе с тем их отсутствие в дет­ском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспек­тив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней ода­ренности являются дети-«вундеркинды».

Одаренность ребенка может проявляться ярко или быть среднего уров­ня. Так, способности некоторых детей превышают средний уровень спо­собностей их сверстников, но в незначительной мере. Их одаренность не всегда бросается в глаза. Однако и эти дети должны соответственно оце­ниваться учителями и психологами.

Интеллектуальную одаренность связывают с высокими показателями развития интеллекта. Дети с общей интеллектуальной одаренностью быс­тро овладевают понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию, преуспевают во многих областях знаний. Однако интеллект ограничивает верхний уровень достижений в любой деятельности, но не детерминиру­ет ее результат. С ростом общего интеллекта растет и круг достижений.

Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Этот вид одаренности выявляется стандартными тестами достижений. Ака­демически одаренные дети могут обладать обычным уровнем интеллекта и повышенными способностями по какому-то отдельному предмету или ко всем школьным наукам. Они хорошо усваивают материал, им легко

учиться. Особенности познавательной сферы академически одаренных де­тей таковы, что делают учение для них достаточно легким. Для академиче­ской одаренности особенно важны мотивационно-личностные ориентиры.

Разница между интеллектуально и академически одаренными детьми заключается в том, что интеллектуалы самостоятельны в мышлении - кри­тичны, обладают потребностью в понимании и осмыслении мира. А акаде­мическая одаренность более адаптативна: интеллект детей служит им для приспособления и соответствия требованиям среды.

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре; актерские способности.

Говорить о творческой одаренности или творческом, продуктивном мышлении можно с нескольких позиций. Одни ученые считают, что вся­кая одаренность творческая, другие настаивают на существовании твор­ческой одаренности как самостоятельного вида. Творческая одаренность .порождается способностью выдвигать новые идеи, изобретать.

Психомоторная одаренность связана со скоростью, точностью, ловко­стью движений и координацией. Проявляется в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде.

Социальная одаренность рассматривается как сложное явление, кото­рое определяет успешность в общении, развивается до 17-18 лет. Она пред­полагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими людьми.

Лидерство предполагает наличие таких черт как самоуважение, высо­кие нравственные качества, зрелое эмоциональное развитие, чувство от­ветственности, гибкость в сочетании с настойчивостью. Можно выделить два типа лидерской одаренности. Первый тип - это лидеры-организато­ры. Они энергичные, занятые в различных общественных делах. Второй тип - эмоциональные лидеры. Они открытые, с чувством юмора, при­влекательные, терпимые и терпеливые, способны на длительные взаимо­отношения с людьми.

Духовная одаренность связана с высокими моральными качествами, альтруизмом. В настоящее время данный тип мало разработан.

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:

- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.

Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;

- работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей;

- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей.

Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию, предупреждать конфликты, неврозы. При необходимости проводить психотерапевтическую и психокоррекционную работу как с детьми, так и с педагогами и родителями.

Работа с такими школьниками диктует определенные требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одаренных детей;

- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих психологических исследований сделаны выводы: развитие креативности учащихся происходит при обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества, - создавать ситуации незавершенности, поднимать вопросы, использовать различные виды мышления, использовать оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения, обеспечивать атмосферу понимания, стимулировать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время необходимо уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности - актуальная проблема для педагогов, работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно характеризоваться созданием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного стимула к учению.

Здесь уместна работа психолога по ознакомлению учителей с условиями, стимулирующими развитие творческого мышления детей.

В работе с одаренными детьми нужно использовать следующие концептуальные положения: опережающее обучение через стимуляцию индивидуально-исследовательского интереса, стимуляция группового творчества, приобщение к продуктивной творческой деятельности.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Креативность возможна в любых видах творчества - технического, научного, художественного, при условии сформированности у ребенка самостоятельности выбора решения.

На уроках регулярно возникает вопрос о том, как занять отдельных учащихся, имеющих повышенный уровень способностей, увлеченных исследованиями в определенной области, обладающих наклонностями к самообразованию и самообучению.

Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметной недели, в конкурсах научно-исследовательских работ. Для реализации и развития способностей учащихся можно использовать дополнительную систему образования в форме клубов, студий, секций и т. п.


© 2010-2022