Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся

Реализация проекта «Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) обучающихся»  позволит наиболее полно учесть интересы каждого обучающегося, так как предполагает возможность не только формировать индивидуальную образовательную траекторию путем создания ИУП, но и проводить обучение в малых группах, что создает реальную возможность для личностно-ориентированной педагогики. В работе по организации профильного обучения на основе ИУП мы выделили 3 этапа: подготовительный,  ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация профильного обучения

на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.


МБОУ Песчанокопская СОШ № 1 имени Г.В. Алисова

Заместитель директора по УР

Александрова Ольга Александровна


Происходящие изменения в обществе не могут не затрагивать школу. Она тоже вынуждена и должна меняться, чтобы удовлетворять новым требованиям, предъявляемые ей обществом и государством.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению (образование «длиною в жизнь»). Введение профильного обучения - одно из направлений модернизации российской школы. Основная идея профильного обучения состоит в ориентации образования на индивидуализацию обучения, предоставления обучающимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

Индивидуальность, если она находится в центре образовательного процесса, требует изменения содержания, форм, методов обучения, изменения в организации образовательного процесса. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора содержания вариативной части учебного плана, степени сложности учебных задач, темпа освоения учебного материала. Учитель должен иметь свободу в выборе средств, форм и методов обучения, способа экспертизы знаний учащихся.

Возможным механизмом формирования школьником индивидуальной образовательной программы обучения является технология индивидуального учебного плана обучающегося.Под ИУП понимается совокупность учебных предметов (курсов) на профильном или базовом уровне, выбранных для освоения обучающимися из учебного плана образовательного учреждения, составленного на основе Федерального Базисного учебного плана.

Нормативно-правовой основой для внедрения в образовательный процесс ИУП послужили:

- ФЗ «Об образовании», который указывает, что … обучающие всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам…»;

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, по которойпереход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

- Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования;

- Устав ОУ.

Практическая значимость и актуальность данной проблемы определили выбор темы инновационной деятельности школы над проектом «Организация профильного обучения на основе ИУП обучающихся».

Педагогическим советом, Советом школы было принято решение о переводе старшеклассников на профильное обучение на основе ИУП. Проект был одобрен центром модернизации ИПК и ПРО. Нашему образовательному учреждению присвоен статус областной инновационной площадки по реализации проекта «Организация профильного обучения на основе ИУП обучающихся».

Реализация этого проекта позволит наиболее полно учесть интересы каждого обучающегося, так как предполагает возможность не только формировать индивидуальную образовательную траекторию путем создания ИУП, но и проводить обучение в малых группах, что создает реальную возможность для личностно-ориентированной педагогики.

В работе по организации профильного обучения на основе ИУП мы выделили 3 этапа: подготовительный, практический,аналитико-обобщающий.

Были определены цели, содержание деятельности каждого из них.

Цель подготовительного этапа - создание условий, необходимых для организации профильного обучения на основе ИУП.

Основными направлениями деятельностями подготовительного этапа являются:

  • Подбор, изучение федеральных и региональных документов;

  • Анализ педагогических, программно-методических, материально-технических ресурсов школы;

  • Разработка и утверждение программы деятельности

  • Формирование нормативно-правовой базы по организации профильного обучения на основе ИУП;

  • Проведение информационной работы среди педколлектива, учащихся и их родителей, мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения;

  • Изучение образовательных запросов учащихся и их родителей;

  • Разработка формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению, составление ИУП;

  • Планирование контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП.

Деятельность по введению профильного обучения на основе ИУП обучающихся начали с изучения имеющихся по данному вопросу нормативных документов федерального, регионального уровней. Рассмотрели имеющиеся материалы на педагогическом совете. На подготовительном этапе нами было разработано Положение об организации профильного обучения на основе ИУП обучающихся, в котором регламентирована деятельность в данном направлении.

Одновременно был проведен анализ ресурсов школы: кадровых, программно-методических, материально-технических. После определения модели администрация разработала программу деятельности по данному направлению. Программа была рассмотрена педагогическим советом школы и утверждена директором.

Одновременно с созданием нормативно - правовой базы школы по проекту проводилась информационная работа среди педагогического коллектива, учащихся и их родителей (законных представителей). Цель данных мероприятий - не только ознакомление с новой формой обучения, но и мотивация на апробацию новой модели организации профильного обучения. В коллективе учителей вопрос о введении профильного обучения на основе ИУП обучающихся рассматривался на методическом совете, на заседаниях школьных методических объединений учителей, был проведен педагогический совет по теме «Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся». Для учащихся и их родителей (законных представителей) организованы классные и родительские собрания, индивидуальные консультации, специальные занятия по обучению составления ИУП.

Важное направление в рамках подготовительного этапа - формирование учебного плана школы на основе индивидуального учебного плана каждого из обучающихся. Нужно сказать, что организация обучения на основе ИУП меняет принципы формирования учебного плана для этой параллели. Сначала на основе образовательных запросов учащихся определяется общий набор учебных предметов базового и профильного уровня, а также элективных учебных предметов, т.е. составляется предварительный вариант учебного плана для параллели. Затем формируются индивидуальные учебные планы обучающихся на основе выбора каждого ученика, а их совокупность определяет учебный план параллели. При составлении учебного плана необходимо проанализировать его программно-методическое сопровождение.

Для составления предварительного варианта учебного плана для параллели десятых классов (определение перечня востребованных учебных и элективных предметов) психологом школы была проведена входная диагностика с целью изучения образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Результаты этой диагностики помогли в разработке предварительного варианта учебного плана для параллели, формы индивидуального учебного плана, памятки по его составлению.

Были определены приоритетные направления контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся:

- состояние преподавания учебных предметов на базовом и профильном уровнях;

- состояние УУД обучающихся в 10 классах;

- ведение документации.

Таким образом, в целом подготовительный этап мы прошли.

Но не все родители на «Ура» приняли инновацию, поэтому образовались два 10 класса: 10-А класс - с двумя профильный группами, 10-Б класс - универсальный (не профильный). Это позволило сформировать 2 варианта ИУП для учащихся 10-А:

вариант №1 - русский язык, алгебра и начала анализа, физика;

вариант №2 - русский язык, алгебра и начала анализа, обществознание, экономика, право.

Кроме профильных предметов каждый вариант ИУП имеет набор элективных учебных предметов,таких как основы правовой культуры, от слова к тексту, решение задач повышенной сложности из курса информатики, функция: просто, сложно, интересно, занимательная информатика.

С 1 сентября 2011 года начал реализовываться второй этап -практический, цель которого апробация новой модели профильного обучения на основе ИУП.

Основные направления:

- заключение соглашения о сотрудничестве ОУ и родителей;

- утверждение ИУП учащихся;

- составление расписания учебных занятий,

- обеспечения контроля за организацией профильного обучения на основе ИУП обучающихся;

- организация психолого-педагогического сопровождения проекта.

Для того, чтобы все заинтересованные стороны соблюдали свои обязанности во время обучения на основе ИУП, с каждым из родителей и администрацией школы былозаключено соглашение, определяющее права и обязанности ученика, родителей, администрации и педколлектива школы.

При составлении ИУП внимание было обращено на то, чтобы обучающие и их родители понимали, что имеют место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при выполнении определенных условий (в начале сентября и в при получении соответствующих отметок на промежуточной аттестации)

Главной фигурной профильной модели обучения по ИУП становится ученик. Ведь профильное обучение - средство индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, учитывающих интересы и способности личности. И направленооно реализацию личносто-ориентированного учебного процесса.

Ключевой фигурой в реализации целей и задач профильного обучения является педагог. Все согласны с мнением, что это должен быть педагог высокого класса, соответствующий выбранному профилю. Педагог, работающий в профильном классе, так же оказывается в ситуации принятия решения, которое проявляется в желании реализовывать идеи профильного обучения. Необходимости творческого подхода в определении содержания профильных предметов.

Происходит перестройка самого учителя. От него требуются глубокие знания предмета, владение современными педагогическими технологиями, работать с учеником, а не над ним.

Поэтому важное направление нашей работы - развитие кадрового потенциала через курсовую переподготовка с целью повышения профессионального уровня педагогов. В прошедшем учебном году мы использовали новую для нас форму работы в этом направлении: курсы в размере 72 часов по теме «Проектирование образовательной среды сельской школы в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которые проводили ведущие преподаватели ИПК и ПРО, были организованы на базе самой школы. Обучение прошли одновременно 25 педагогов. Причём программа курсов была сформирована так, чтобы содержание было интересно и полезно всем педагогам, независимо от профиля преподаваемого предмета: современные педагогические технологии, новые подходы к аттестации педагогических кадров, требования к современному уроку, введение федеральных государственных образовательных стандартов, психологические аспекты деятельности педагога в современных условиях. В этом учебном году мы организовали проведение ещё одних курсов на базе школы по теме «Обеспечение качества педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС». К участию в курсах мы максимально привлекли педагогов, работающих в инновационном режиме, т.е. занимающихся предпрофильной подготовкой и профильным обучением. Педагоги школы активные участники Общероссийского проекта «Школа цифрового века».

Так как преподавать в профильных классах имеют право учителя с первой и высшей квалификационной категорией, мы уделяем большое внимание повышению аттестации своих педагогов. Только в течение этого учебного года 5 педагогам присвоена высшая категория, 4 - первая.

Анализ посещенных уроков, первые результаты промежуточной аттестации говорят о том, что учащиеся мотивированны на изучение таких предметов как физика и обществознание, так как все-таки связывают изучение этих предметов с будущей профессией.А предметы русский язык и алгебра и начала анализа, выбраны учащимися на профильном уровне для реализации более близкой цели - ЕГЭ, поэтому результаты хуже.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся 10-А класса на зачетной неделе и годовой промежуточной аттестации.

предмет

Итоги зачетной недели

Годовая промежуточная аттестация

КО (%)

УО (%)

КО (%)

УО (%)

Обществознание

50%

100%

83%

100%

Физика

62,5%

87,5%

62,5%

100%

Русский язык

42%

79%

45%

100%

Алгебра и начала анализа

42%

68%

45%

100%

И как мы видим, индивидуализация процесса обучения привела к росту его качества. Как показывает практика заинтересованный, мотивированный учащийся демонстрирует более высокие результаты не только по профильным, но и по общеобразовательным предметам.

В 2012-2013 учебном году в 11-А классе продолжается обучение по ИУП.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся 11-А класса на зачетной неделе.

предмет

Итоги зачетной недели

Годовая промежуточная аттестация

КО (%)

УО (%)

КО (%)

УО (%)

Обществознание

88%

91%

91%

100%

Физика

57%

100%

60%

100%

Русский язык

61%

100%

75%

100%

Алгебра и начала анализа

74%

100%

75%

100%

Ещё одним показателем важности и значимости изучения предметов на профильном уровне является и количество выпускников выбирающих профильные предметы на государственную (итоговую) аттестацию: профильные предметы выбраливсе выпускники профильных групп.

В 2013 году выпускники 11-А класса поступили в следующие учебные заведения: РГУПС - 1, ЮРГТУ - 1, ДГТУ - 2, РГСУ - 2, ЮФУ - 5, СПБГУ - 1, РГМУ - 1, РИНХ - 1, ДВФУ - 1, СКС МТУСИ - 2, ТГПИ - 1, ж/д колледж - 2.

Мы пошли дальше и в 2012-2013 учебном году на базе 10-х классов создали межклассные группы по изучению русского языка и алгебры и начала анализа на профильном уровне, и внутри классные профильные группы по изучению физики, истории, обществознания.

В результате сформировались 8 индивидуальных учебных планов обучающихся:

Вариант № 1 - русский язык, алгебра и начала анализа;

Вариант № 2 - русский язык, алгебра и начала анализа, физика;

Вариант № 3 - русский язык, история, обществознание;

Вариант № 4 - история, обществознание;

Вариант № 5 - алгебра и начала анализа, физика;

Вариант № 6 - русский язык, обществознание;

Вариант № 7 - алгебра и начала анализа,обществознание;

Вариант № 8 -русский язык, история.

В 2013-2014 учебном году на базе 10-х классов созданы 3 межклассные профильные группы: физико-математическая и 2 социально-гуманитарных группы. На профильном уровне изучаются русский язык, математика, физика, обществознание, экономика, право, английский язык.

В 2014-2015 учебном году созданы на базе 10-х классов 3 профильные группы: физико-математическая, социально-гуманитарная и химико-биологическая группы.

Если говорить о дальнейших перспективах профильного обучения, то педколлектив намерен сделать его основным и системным инструментом расширения возможностей образования по выбору, его индивидуализации, учитывая перспективы потребности рынка труда, повышения качества подготовки выпускников школы. Уже сейчас предлагаемая модель профильного обучения обеспечивает учащимся реализацию личной образовательной траектории, имеет более высокую эффективность проблемным вопросам практики:

- произошла оптимизация и снижение общей учебной нагрузки на учащихся при сохранении общего уровня качества персонального образования;

- обеспечение мотивированности учащихся и подготовка к сознательному профессиональному жизненному выбору;

- повышение заинтересованности и творческой включенности в учебный процесс учителей-предметников.

Третий этап - аналитико-обобщающий.

Цель - анализ и обобщение полученных результатов, их соотнесение с поставленными целями.

Основные направления деятельности в рамках данного этапа:

- оформление и описание хода и результатов освоения новой модели организации профильного обучения на основе ИУП, обобщение и распространение инновационного опыта.

  1. Создана нормативно-правовая база школы по обучению на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

  2. Разработана определенная технология составления ИУП.

  3. Ведется работа по предпрофильной подготовке обучающихся 9-х классов, как важной предпосылки организации профильного обучения на старшей ступени.

Таким образом, использование индивидуального учебного плана на профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся, их семей, учреждений профессионального образования.

В ходе реализации проекта на старшей ступени школа перешла к ИУП и четко определились цели, содерджание образования, технологии обучения, сформировалась система управления, позволяющая реализовать цели школы и получить социально-ценные результаты, выражающиеся в :

 социализации личности учащихся;

 повышении качества знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся;

 улучшении показателей личностного развития;

 повышении профессиональной компетентности учителя;

 росте конкурентоспособности учреждения.

Но входе реализации проекта педагоги столкнулись с рядом проблем:

  1. Большинство учащихся 8 - 9-х классов испытывают затруднения в выборе дальнейшего профиля обучения

  2. Большинство родителей девятиклассников испытывают трудности в оказании помощи своим детям в выборе профиля

  3. Учащиеся испытывают психологический дискомфорт от смены коллектива и процесс адаптации к новым условиям обучения затягивается

  4. Недостаточный методический инструментарий на начало эксперимента

Педколлективом школы разработаны механизмы преодоления данных проблем:

  1. Совершенствование системы предпрофильной подготовки с учащимися 8-9 классов и их родителями

  2. Систематическая работа педагога-психолога по изучению психологической атмосферы классных коллективов 10-х классов и оказание своевременной индивидуальной помощи

  3. Создание банка данных методик по изучению психологических особенностей учащихся, направленности личности и т.д.

  4. Изучение современных технологий, способствующих повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих в профильных классах.



7


© 2010-2022