• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Партнерские взаимоотношения детей и взрослых в образовательном пространстве Лингвистической гимназии как основа существования единого школьного сообщества

Партнерские взаимоотношения детей и взрослых в образовательном пространстве Лингвистической гимназии как основа существования единого школьного сообщества

В научно-методической статье обобщен опыт работы по созданию в школе единого сообщества детей и взрослых. Рассмотрены аспекты воспитательной работы школы по формированию такой особой общности, как единое сообщество детей и взрослых, что предопределеноличностно ориентированной парадигмой современного этапа развития образования. Обозначены противоречия, возникающие в воспитательной работе современных обра­зова­тельных учреждений различного типа. Определяется такое понятие, как школьное сообщество,...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Партнерские взаимоотношения детей и взрослых в образовательном пространстве Лингвистической гимназии как основа существования единого школьного сообщества

Волошина Э.М., Мельникова М.О., Модникова Е.О., Плешакова Н.Ю.


МАОУ «Лингвистическая гимназия» г. Ульяновска, Россия (432000, Ульяновск, ул. Александра Матросова, 11), e-mail: [email protected]

В научно-методической статье обобщен опыт работы по созданию в школе единого сообщества детей и взрослых. Рассмотрены аспекты воспитательной работы школы по формированию такой особой общности, как единое сообщество детей и взрослых, что предопределено личностно ориентированной парадигмой современного этапа развития образования. Обозначены противоречия, возникающие в воспитательной работе современных образовательных учреждений различного типа. Определяется такое понятие, как школьное сообщество, являющееся промежуточным состоянием в развитии школьной общности от группы до коллектива.

Ключевые слова: единое школьное сообщество, детские общности, гуманизации межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды школы, опыт позитивной интеграции, воспитывающий потенциал, педагогическая целесообразность, личностно значимые цели и интересы, сплоченность, устойчивые позитивные взаимоотношения, благоприятный нравственно-психологический климат, отношения ответственной зависимости.

Становление коллектива можно считать наивысшим уровнем развития любой человеческой общности, объединенной целью и одним видом деятельности. Известно, что в коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в других типах групп. Так, например, с увеличением коллектива не уменьшается вклад, вносимый его членами в общее дело, не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации и др. Однако многие из таких эффектов обладают амбивалентной природой проявления и привносят как положительные социально-педагогические эффекты, так и отрицательные [1].

В практике воспитательной работы школ этот негативный процесс проявляется в разных ситуациях. Например, известны случаи, когда сложившийся классный коллектив не принимает «новичка», так как тот уже «лишний» и не находит «своего места» в сложившейся иерархии взаимоотношений, а перевод в другой класс с менее развитым коллективом, позволяет процесс «вхождения» нового ребенка провести более безболезненно.

Таким образом, личностно ориентированная парадигма современного этапа развития образования, утверждающая ценность индивидуального своеобразия и развития, приходит в противоречие с традиционным принципом «воспитание в коллективе, воспитание через коллектив» (А.С. Макаренко) и формируемыми при этом доминирующими элементами коллективистского сознания, влияющими на характер межличностного взаимодействия.

Возникающие противоречия в воспитательной работе современных образовательных учреждений различного типа, связанных с изменением характера отношений в детских общностях и отсутствием адекватных теоретических и прикладных разработок, позволяющих эффективно влиять на социальное развитие ребенка в детско-взрослом сообществе школы, сделало необходимым выявление иных путей гуманизации межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды школы.

На наш взгляд, в развитии школьной общности от группы до коллектива имеется промежуточное состояние, которое характеризует образование школьного сообщества.

В российской социологической энциклопедии рассматриваемое понятие «сообщество» трактуется как «объединение индивидов, имеющих общие цели» [2].

С точки зрения психологической науки [4] «сообщество» рассматривается как «поселение людей, собранных в одной географической области». При этом выделяются следующие психологические детерминанты: 1) понимание каждым членом того, что группа является социальной единицей; 2) общая групповая идентификация.

Естественно, что данные определения не указывают нам специфический смысл понятия «школьного сообщества», но позволяют провести некую аналогию.

Под школьным сообществом мы понимаем все школьное социальное окружение индивида, обеспечивающее его интеграцию в совместную, личностно значимую для него деятельность на основе вариативности форм и видов совместной деятельности и общения, осознании выбора роли и места в структуре данного сообщества; содействие позитивному социальному становлению личности с учетом ее интересов и потребностей, опорой на межличностные отношения, складывающиеся в данном школьном сообществе.

Постановка задачи формирования в образовательном учреждении единого сообщества детей и взрослых означает конструирование совершенно иных - внутригрупповых, а главное, внегрупповых и межгрупповых - с точки зрения психологии уровней анализа социально-педагогических процессов. В этой связи следует специально подчеркнуть, что, выходя на уровень межгруппового анализа проектируемых социально-педагогических процессов, мы, безусловно, будем рассматривать и опираться и на процессы межличностного уровня.

Жизнедеятельность - это совместное проживание в определенном отрезке пространства и времени, направленное на реализацию социально и личностно значимых целей каждым участником - субъектом через объединяющие всех виды деятельности. Успешное становление и развитие личности (как ребёнка, так и взрослого) напрямую зависит от качества этой жизнедеятельности, а именно:

  • от её полноты, содержательного, духовного наполнения и эмоциональной насыщенности;

  • от поливариативности, дающей возможность каждому проявить себя;

  • от личностной ориентации, т.е. соответствия интересам и потребностям каждого участника.

Именно такая жизнедеятельность с одной стороны, отражает социально-значимые реалии сегодняшнего дня, с другой стороны, окультуривает их, придает им образовательный вектор и воспитывающий потенциал.

Именно такая жизнедеятельность предоставляет каждому её субъекту (и взрослому и ребенку) возможности для самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения - другими словами, для приобретения опыта позитивной интеграции.

Развитие жизнедеятельности начинается с появления какой-то увлекательной идеи, как правило, носителем такой идеи на начальных этапах является педагог, поэтому живучесть и значимость идеи обусловлена её педагогической целесообразностью. Затем появившаяся идея находит своих сторонников, выводит их на поиск путей и вариантов её реализации, т.е. определение, организационное и содержательное наполнение деятельности. Этот поиск завершается оформлением определенного варианта деятельности, его осуществления, отработки. Затем этот вариант усовершенствуется, творчески преобразуется, либо конструируется заново, вовлекает новых участников, расширяет своё пространство. Нужно отметить, что здесь возможен и другой ход - идея реализуется через какую-то деятельность, и на этом всё заканчивается (причем временной промежуток этого процесса может быть различным).

Если же отработанный вариант деятельности остается интересным, а идея не теряет своей привлекательности, то число её сторонников и участников увеличивается, они совершенствуют и обогащают этот вариант деятельности, а также собственный опыт взаимодействия и общения, эта деятельность становится неотъемлемой частью их жизни.

Но совершенствуется не только деятельность, происходит и развитие самих её субъектов, их сближение, сотрудничество, сотворчество, совместное проживание: или иначе, происходит рождение, становление и развитие сообщества детей и взрослых, педагогов и родителей, объединенных и увлеченных этой деятельностью [3].

Таким образом, школьное сообщество есть общность детей, педагогов, родителей, просто взрослых людей, характерными чертами которого являются:

  • наличие общих и при этом личностно значимых целей и интересов;

  • совместная жизнедеятельность, т.е. жизнь - яркая, насыщенная событиями и впечатлениями, и деятельность - активная, осознаваемая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение;

  • сплоченность, устойчивые позитивные взаимоотношения, благоприятный нравственно-психологический климат, отношения ответственной зависимости;

  • равенство прав и обязанностей при разделении ролей и полномочий, способность к самоуправлению;

  • идентификация членов сообщества, т.е. процесс неосознаваемого отождествления себя с коллективом, его целями и ценностями, рождение и обладание «Мы» - чувством.

Итак, под школьным сообществом мы понимаем все школьное социальное окружение индивида. Функциями школьного сообщества являются:

  • обеспечение интеграции индивида в совместную, личностно значимую для него деятельность на основе вариативности форм и видов совместной деятельности и общения, осознании выбора роли и места в структуре данного сообщества;

  • содействие позитивному социальному становлению личности с учетом ее интересов и потребностей, опорой на межличностные отношения, складывающиеся в данном школьном сообществе.

Таким образом, проводя опосредованные связи между «смешенными линиями развития» личности (В.А. Вагнер) - адаптацией, индивидуализацией и интеграцией - можно констатировать, что школьное сообщество есть показатель и результат интеграции личности. Тогда как коллектив - есть показатель адаптации (приспособления), а неразвитость межгруппового взаимодействия - результат проявления ярко выраженной индивидуализации (автономизации).

Однако, школьное сообщество - это также интеграция детей со взрослыми, объединение их для совместной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей. Целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых позволяет рассмотреть школьное сообщество и как воспитательную организацию (А.В. Мудрик), и как социально-педагогическую систему.

Таким образом, школьное сообщество - есть открытая социально-педагогическая система, содействующая самоопределению детей в различных формах и видах самоосуществления и обеспечивающая их субъектную интеграцию в социальные отношения.

Исходя из вышеизложенного, можно определить организационно-педагогические условия становления школьного сообщества:

  • обеспечение позитивного самоопределения личности в жизнедеятельности сообщества;

  • обеспечение субъектной интеграции школьника в социальные отношения.

Характерными признаками школьного сообщества являются:

  • наличие и проявление ярко выраженных, поддерживаемых «вертикальных» (внегрупповых и межгрупповых) связей и отношений;

  • знание «каждым каждого» в школьном сообществе.

Итак, главный фактор, формирующий школьное сообщество детей и взрослых, - совместная деятельность.

Совместной (коллективной) считается деятельность, при которой:

  1. ее задачи воспринимаются как групповые, требующие кооперации при решении;

  2. существует взаимная зависимость при выполнении работы, которая требует распределение обязанностей, взаимного контроля и ответственности [5].

Вышеизложенное позволяет определить базовые принципы формирования единого школьного сообщества детей и взрослых:

  1. Принцип равенства: дети и взрослые - совершенно равноправные части школьного сообщества, единые части общего, их достоинства и недостатки гармонично дополняют друг друга;

  2. Принцип позитивного взаимодействия: взаимодействие детей и взрослых строится в диалоговой форме на основе безусловного принятия друг друга;

  3. Принцип сосуществования: мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идей невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов;

  4. Принцип поддержки: взрослые должны ступенчато перейти от позиции «педагогического руководства» через позицию «педагогического сопровождения» к позиции «педагогической поддержки», исключив все виды руководства и контроля над детьми, предоставив им возможность выбора своего собственного пути, обеспечивая при этом условия сохранения жизни и здоровья детей;

  5. Принцип соразвития: развитие детского сообщества - это процесс, параллельный развитию сообщества взрослых;

  6. Принцип единства: дети и взрослые не образуют двух разграниченных миров, но составляют единое сообщество, имеющее общие цели и ценности в совместной жизнедеятельности;

  7. Принцип принятия: особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости и детскости».

Список использованных источников


  1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. /В.С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 144 с.

  2. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур в 2-х томах: пер с англ. - М: Вече, АСТ - 2000, т.1 (А-О), 2000. - 592 с.

  3. Виноградова М.Д. Совместная деятельность школьников как объект педагогических исследований. /М.Д. Виноградова, В.И. Максакова, И.Б. Первин. - М., 1980. - с.52-54.

  4. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. акад. РАН Г.В.Осипова. - М: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1998. - 672 с.

  5. Совместная деятельность: Методика, теория, практика./Под ред. А.Л. Журавлева. - М. Наука, 1988. - 232 с.



© 2010-2022