Семинар «Проблемно-ориентированный анализ»

Материалы к семинару предназначены для администрации школы , а также учителей, которые в повседневной своей работе так или иначе сталкиваются с различными видами отчетов, сводных ведомостей, анализов, написанием программ. Данный семинар поможет изучить различные виды анализов,выявить слабые и сильные стороны своей работы. Теоретическая часть семинара подробно раскрывает тему «проблемно- ориентированного анализа». Практические занятия помогают глубже рассмотреть причины школьных неудач, пути их р...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. В.А.Сухомлинский

Проблемно-ориентированный анализ

Деятельность любой школы подчинена конкретно определенной цели. Значимость проблемно- ориентированного анализа заключается в том , что без его осуществления, цели развития школы определить невозможно.
Какой анализ называется проблемно- ориентированным?

Проблемно - ориентированный анализ - это анализ, ориентированный на определение наиболее значимых проблем в деятельности (системы образования, школы, учителя), их реализация находит свое отражение в принятых управленческих решениях и дает максимально полезный результат.
В результате анализа должно быть ясно, что требуется изменить, чтобы школа в будущем могла лучше, чем в настоящем, выполнять свои функции.
Проблемы, выделенные в результате такого анализа, должны быть полными и рациональными, конкретными и обоснованными, ориентированными на будущее, с учетом тенденций развития общества и школы.

Семинар «Проблемно- ориентированный анализ»

Семинар «Проблемно- ориентированный анализ»

Поэтапно путь «от конца к началу» можно представит так:

  • 1 этап: анализ результатов начинается с выделения требований, заданных в социальном заказе к школе.

  • 2 этап : Результаты соцзаказа сравниваем с тем, что школа дает в действительности. Фиксируем несоответствие между тем, что есть, и тем, что должно быть, т.е. обозначаем проблемы, которые необходимо решить.

  • 3 этап : анализ УВП с целью выявления несоответствия между существующим УВП и требованиями соц. заказа, сужая, таким образом, круг проблем.

  • 4 этап : выявляем, недостатки каких условий являются причинами тех или иных дефектов в УВП, т.е. анализируем кадровое, материально - техническое, научно- методическое, финансовое обеспечение школы.

  • 5 этап : формируем ранжированный перечень проблем, решение которых необходимо для постановки и выполнения целей и задач школы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН И НЕУДАЧ,
5. Мотивационное обеспечение.

Мальчик-первоклассник приходит из школы 1 сентября и говорит своим родителям:

- Всё, в школу больше ни ногой, не пойду и все.

Родители его спрашивают:

- Почему?

Он и отвечает:

- Писать я не умею! Читать тоже не умею! Так еще и разговаривать не разрешают!


Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более? раннее начало систематического обучения привели к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. По данным Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении отмечаются у 15-40 % школьников.


Понятие школьной неудачи и ее причины.

Толковый словарь Ушакова дает следующее? определение неудачи: «Неудача - отсутствие удачи, неуспех». Что такое неуспех для школьника? Как показывают социологические исследования, большинство детей и подростков связывают свои удачи или неудачи с успехами в обучении, поскольку школа - это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, а учеба является основной его деятельностью. И именно успех или неуспех в этой деятельности определяет его социальный статус.

Итак, исследователи считают, что для современного ребенка одной из важнейших неудач является неуспеваемость в школе. Над такими детьми насмехаются одноклассники, их не любят учителя и ругают родители.

Почему же дети так плохо учатся?

Одни отстают, потому что боятся. Боятся сделать ошибку, или боятся выступать с ответами пред классом, не говоря уже о больших аудиториях. Больше всего дети боятся подвести, разочаровать или рассердить окружающих их взрослых, чьи безграничные надежды висят над ними подобно туче; а также боятся показаться глупыми. Другие - потому что испытывают скуку. Детям скучно, потому что школьные предметы преподаются им серо и обыденно. Преподаватели не имеют возможности выйти за рамки ограниченных требований на широкий спектр ума и способностей школьников, найти к каждому индивидуальный подход; Третьи просто сбиты с толку учебными нагрузками. Дети сбиты с толку, потому что в обрушивающихся на них в школе словах мало смысла и практического толка. Высказывания нередко противоречат друг другу, и знания, полученные в школе, вряд ли могут что-то добавить к пониманию окружающей их жизни. Есть еще одна очень важная сторона обучения, где почти все дети терпят неудачу: мало кому удается развить в себе хотя бы крошечную частичку из гигантской способности к обучению, с которой они родились и которую использовали с большим размахом в первые два - три года своей жизни. Проще говоря, современные школьники не умеют учиться, не могут правильно организовать свое время;

Какие бы результаты ни показывали школьные оценки, совершенно очевидно, что ученики усваивают очень мало из того, чему их учат. Они усваивают, запоминают и используют только то, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

Если ребенок терпит неудачи в возрасте от 7 до 12 лет, к пятнадцатилетнему возрасту уверенность пропадает, ребенок свыкается с неудачами. Приходит уверенность в том, что он не в состоянии решать проблемы. Шансы на достижение успеха с каждым годом становятся меньше.

Школьные трудности имеют свойство накапливаться. Ребенок, привыкший быть неуспевающим, автоматически переносит свой неуспех с действительно трудного предмета на все остальные.

Процесс увеличения неудач можно скорректировать, используя прогрессивные методы обучения. Детям можно помочь на любом этапе обучения, главное - не упустить время.


Типы школьных неудач.

Обычно рассматривают 3 основных типа школьных неудач: 1) Знаниевый. Это неуспешность в обучении по школьным программам, то есть хроническая неуспеваемость. При этом типе неудач у школьника отсутствуют прочные знания и учебные навыки.

2) Личностный. Этот тип неудач связан с негативным отношением ребенка к школе в целом, или к отдельным предметам. Большую роль здесь также играют отношения с учителем. Как правило, если ребенку не нравится учитель (или учителю - ребенок), то по этому предмету школьник успевает хуже, чем по остальным, или не успевает вообще.

3) Поведенческий. Этот тип неудачи тесно связан с постоянными нарушениями дисциплины в школе. Вспомним, почти все школьные хулиганы плохо учатся.

Как уже говорилось, школьные неудачи - явление сложное, то есть в чистом виде школьные неудачи встречаются крайне редко. У большинства детей, сталкивающихся со школьными неудачами, довольно часто могут быть все 3 приведенных компонента. Преобладание того или иного компонента зависит, с одной стороны, от возраста и развития ученика, а с другой - от причин, которые вызвали неудачу.


Когда возникают школьные неудачи?

В школе неудачи возникают как в связи с задачами, встающими в процессе обучения, так и в связи с отношениями ученика с учителями и ровесниками.

1. Трудные задания и требования, предъявляемые к ученикам. В процессе школьного обучения дети и подростки должны постоянно выполнять новые задания, что связано с рядом трудностей. В норме, при получении трудного задания, ученик несколько раз прочитывает его, долго анализирует, становится более? внимательным и осторожным. В этом случае решение трудной задачи возможно.

Но когда задачи слишком трудны для данного ученика, и его усилия не приводят к цели, ребенок испытывает отчаяние, следствием которого будет либо агрессия (по отношению к задаче, учителю, себе самому), либо отказ от деятельности и чувство вины.

Несмотря на одинаковые требования, задачи, предлагаемые ученикам, не являются для них одинаково трудными - вряд ли можно найти хотя бы двух детей, у которых абсолютно одинаковые трудности. Это зависит от их способностей, уровня развития и т. д.


Следовательно, при постановке ребенку задач и требований следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали его возможностям. Слишком легкие задания не вызывают интереса, а слишком трудные - ставят в тупик. Часто повторяющийся неуспех вызывает отрицательное отношение к учебным предметам. Как показывают исследования, это часто приводит к понижению уровня умственной деятельности и даже к замедлению развития в данной области. В случае если ученик подвергается еще и многостороннему социальному давлению (со стороны учителя, родителей, товарищей и т. д.), невозможность преодолеть это отставание может стать причиной психического срыва.

2. Наказания, выговоры и конфликты с учителями. В школе используются различные оценки - позитивные (награды, похвалы и т. п.), когда необходимо закрепить необходимое поведение или отношение, и негативные (наказания, упреки, замечания), если нужно устранить нежелательные формы поведения. Эмоциональные реакции учеников на наказания и выговоры существенно различаются. В основе этих различий лежат многие причины, и одной из них может быть индивидуальный уровень чувствительности.

Ситуация наказания - это, как правило, трудная ситуация, на которую ребенок отвечает негативными эмоциями (страхом, стыдом, обидой, гневом). Слишком частое и строгое наказание неизбежно приводит к тому, что школьник перестает верить в свои силы и неудачи появляются снова и снова.


Большинство исследователей придерживаются мнения, что в школьных неудачах виновато само общество и существующая система образования, которая неспособна предоставить каждому ребенку возможность развиваться своим собственным путем. Большинство преподавателей не имеют возможности (а зачастую и желания) найти индивидуальный подход к каждому.

Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия жизни отрицательно влияют на рост, развитие и здоровье детей и оказывают влияние на развитие школьных трудностей. Однако изменение этих условий - длительный процесс, не подвластный ни учителю, ни родителям.

Основные определения

1. Школьные трудности

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка при систематическом обучении и приводят к выраженному функциональному напряжению, отклонениям в состоянии здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения.

2. Школьные (педагогические) факторы риска - это как раз те внешние факторы, которые можно изменить, снять или снизить их неблагоприятное влияние.

К числу школьных факторов риска (ШФР) относятся:

· стрессовая тактика педагогических воздействий;

· интенсификация учебного процесса;

· несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей;

· нерациональная организация учебного процесса;

· недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей.

Комплекс школьных факторов риска (педагогических факторов) не только отражает рациональность и эффективность процесса обучения, но и оказывает влияние на рост, развитие и здоровье детей, успешность их обучения.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

В ходе обучения и оценивания знаний учащихся возникает проблема неуспешности, или неудач в учебе. Под нею понимается ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам. Ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспешность ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности.

Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе. Необходима системная педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация контроля обучения, тесный контакт и работа с родителями.

«Проверь себя» - задания для самопроверки.

Прочитайте выдержки из эссе "Для кого (под кого ) устроена школа?" и выполните задания.

Фрагмент 1

Начальная школа, в которую я привела своего ребенка, расположена на втором этаже обычной четырехэтажной средней школы. Кроме учеников 1-4 классов здесь занимаются учащиеся средней и старшей школы, так как кабинеты информатики и биологии расположены тоже на этом этаже. В рекреации, где был кабинет моего ребенка, висело несколько стендов: по правилам дорожного движения и еще какие-то. Они до сих пор висят, по-моему, даже информация не изменилась. Естественно, стенды висят таким образом, чтобы дети не смогли их испортить, то есть, то, что там написано им практически не видно. Хотя по идее информация предназначается именно для детей. В кабинете тоже стандартный набор: шкафы, стенды, цветы.


Проучились мы в этой школе примерно полтора года и поспешили уйти. Причина? Конфликт между ребенком и учителем. Причем учитель этого не видел и не хотел видеть. А ребенок дома завел тетрадь, которую назвал «План уничтожения школы» (и лет ребенку всего-то 8). Причина конфликта - неудобный ребенок, не такой как хотелось учителю. Учителю нужны были дети послушно сидевшие все то время, когда она разговаривала по телефону, когда она занималась собственными внуками, т.к. они не ходили в сад и приходили с ней на уроки. Учителю нужно было, чтобы дети уже умели заполнять дневник с первого класса, сразу писали без ошибок и понимали ее? с первого раза, ходили дружно строем, были дисциплинированны. Любые возражения, замечания гневно отвергались. На родительских собраниях родители детей «назначенных» главными возмутителями спокойствия в классе должны были согласно кивать головами, что да, мол, наши дети невоспитанны, мы ими не занимаемся. Попытки возразить воспринимались в штыки. Родители тоже нужны были послушные, чтоб делали то, что сказал учитель, и не думали спорить. Мы ушли, устав бороться практически в одиночку.


Фрагмент 2


В силу своих профессиональных обязанностей, мне приходится бывать в школе три-четыре раза в год - со студентами разных курсов я хожу на педагогическую практику.


Как-то <...> мы наблюдали случай, когда в 4 классе ученику поставили двойку за то, что он решил задачу другим способом, так как учитель не предполагал. То, что ребенок увидел и предложил вариативный способ решения видимо не укладывалось в заранее спланированный ход урока. Учитель даже не постеснялся посторонних людей на уроке (т.е. нас).


Фрагмент 3


Однажды, придя на урок во 2 класс, я увидела такую картину. Был урок технологии, девочка 8-ми лет в силу особенностей её возраста решила изучать окружающий мир с помощью рецепторов, а в частности при помощи вкусового - она попробовала клей. Вреда для здоровья этот клейстер не нес, так как состоял из муки и воды. Увидев, что делает девочка, учитель начала, во-первых, повышая голос, унижать ребенка, указывать на ее? глупость и, во-вторых, тут же определила ее? в ряды будущих наркоманов. Все это происходило в присутствии всего класса. Трудно представить себе, состояние семилетнего ребёнка, который недавно пришёл в новый мир - мир школы, где тот класс, в который он попал, является отдельным государством со своими законами, ценностями и моральными устоями. Его мировоззрение пока не совпадает с мировоззрением главы государства - учителем. И самое удивительное, что его понимание мира, не соответствует тем нормам поведения и считается аномальным, его не воспринимают должным образом, не считаются с его мнением, над ним смеются ученики, его одноклассники.


Как чувствовал себя в этот момент ребенок? Она, опустив голову, слушала «справедливую учительницу». Учитель, который, по своей сути, должен корректировать поведение ребенка и помогать ему адаптироваться в коллективе, делает все с точностью, до наоборот….

Фрагмент 4


…хотела бы привести пример случая из школьной жизни моего брата. Мой брат учился во втором классе, когда пришла новая учительница, только что закончившая ВУЗ. И тут начались проблемы. Но не с учебой конкретно, учился брат очень хорошо. Но через некоторое время ребенок стал замыкаться, было видно, что посещение школы вызывает негативные эмоции и сильные переживания. Дневник ребенка пестрел замечаниями: «Бегал на перемене!», «Вертелся на уроке!». Учитель не жалел красной пасты, и замечания появлялись с регулярной периодичностью. Родители, которые считали, что учитель всегда прав, проводили с ребенком «воспитательную» работу. Но дневник краснел и краснел. Все закончилось тем, что в один из дней родители были вызваны в школу. Ребенок совершил вопиющий поступок: в очередной раз на требование дать дневник, швырнул его в лицо учителя со словами: «На - подавись!» И это сделал ребенок во втором классе, воспитанный ребенок, с которым никогда не было проблем ни у воспитателей в детском саду, ни у учителя первого класса. Родители, хоть и отличались строгим воспитанием, встали на защиту ребенка. Ребенок просто был загнан в угол, ему было 8 лет, учитель писал замечания за то, что ребенок двигается, и ребенок кинул дневник в знак протеста от бессилия и безысходности. Как выяснилось, к сожалению, спустя несколько лет, учитель ломал у детей ручки и рвал тетради за любое неповиновение, неправильно написанную букву или нерешенный пример. Вышвыривал поломанные и разорванные письменные принадлежности в форточку во время урока, унижал и высмеивал детей перед всем классом. А вертелся ребенок на уроке часто из-за того, что его колол ручкой в спину, сидящий за ним одноклассник. Школьная рубашка на спине была вся изрисована


Сейчас брату 30 лет и он до сих пор не любит вспоминать годы учебы в начальной школе и всегда уходит от разговоров о своей первой учительнице.

Фрагмент 5


Несколько выдержек из опроса учеников 8 класса.


«С недавних пор моим любимым предметом стал русский язык, потому что учительница у меня - ангел. С ее? слов я всегда все понимаю. Она с такой уверенностью говорит о том, что мы молодцы и все знаем, что нам не за чем беспокоится, что у нас все получится, и мы все сдадим хорошо ЕГЭ. Она настолько уверенно об этом говорит, что мы сами в это верим и стараемся все для этого делать». «Очень много домашних заданий, в субботу учимся. А на секции времени совсем не остается» «К сожалению, есть такие случаи, когда хочется написать челобитную, но знаешь, что без толку. Учитель всегда прав» «Наталья Викторовна нас унижает, говорит такие вещи, что хочется встать и уйти, чтобы пореветь» «Учителя не видят наших стараний, способностей и требуют невозможного» «При одноклассниках доводят до слез» «Иногда на нее страшно смотреть. Когда она орет, ее? морщины на лице сжимаются, губы краснеют от злости, нос удлиняется. Такое ощущение, что с ее? глаз колышется пламя жаркого огня» «Ходит она на работу не работать, а получать деньги, пенсия же маленькая» «Я считаю, что неуместно со стороны учителя - это метод запугивания. Иногда создается впечатление, что мы на допросе в милиции».


Задания:


1. Выберите из представленных фрагментов, те в которых, по вашему мнению, выражены школьные факторы риска. Обоснуйте свой выбор.

2.Напишите советы для родителей тех учеников, которых постигли неудачи в учёбе. Используйте предложенные фрагменты или на основании своего примера.

3. Игра "Шляпы". Разбейтесь на шесть групп. Используйте метод Э. де Боно. Необходимо обсудить тему "Значение школьных неудач трудно переоценить" с тех позиций, которой придерживается каждая шляпа.


Метод шести шляп Э.де Боно


БЕЛАЯ ШЛЯПА

Факты. Информация. Без эмоций, без субъективных оценок! Только факты! Какая нам нужна информация?

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА

Позитивное мышление. Преимущества. Выделение позитивных сторон, их аргументирование. Почему это стоит сделать? Почему это сработает?

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА

Критическое мышление. Осторожность. Выявление противоречий, недостатков, их причин. Правда ли это? В Чём недостатки? Что здесь неправильно?

КРАСНАЯ ШЛЯПА

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА

Творчество. Новые идеи. Поиск новых граней в изученном материале. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

СИНЯЯ ШЛЯПА

Философия. Мышление о мышлении. Поиск обобщающих параллелей, общие выводы. Чего мы достигли? Что нужно сделать лучше?

4.Разбейтесь на группы (на 2, 4 или 6). Каждая группа должна выбрать себе пару. Первая группа из пары выбирает любой фрагмент, иллюстрирующий не грамотные действия педагога по отношению к ученикам, готовит инсценировку данного случая и показывает для другой группы студентов. Другая группа смотрит и комментирует разыгранный случай. Затем предлагает свой вариант этого же случая, только с позиции грамотных педагогических действий.

2. Научно- методическое

ДЕЛОВАЯ ИГРА ''ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК''

Урок - та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются
личностные особенности учащихся. Объединению этих двух задач и служит личностно-ориентированный урок. 2 - деловая игра по формированию программы личностно-ориентированного мониторинга учащихся школы.


Цель игры: разработать программу личностно-ориентированного обучения школьников. Педагоги школы работали по группам: 1 группа объединяла педагогов начальной школы, 2 - педагогов, работающих в 5-7 классах, 3 - педагогов, работающих в 8-9 классах и 4 - педагогов, работающих в 10-11 классах.

Каждой группе выдавался лист ватмана, маркер и задание :
1) Охарактеризовать одного из самых "проблемных" учеников: назвать его отрицательные и положительные качества. Подобрать для него 5 качеств, черт личности, характеризующих его положительно.
2) Назвать, приемы и формы работы, применяемые в личностно-ориентированном подходе.
3) Назвать методы, с помощью которых можно составить для данного ученика программу индивидуальной работы.

Программы каждой группы предъявлялись на обозрение всех, обсуждались.

Положительные и отрицательные результаты.

Главной задачей учителя является воспитание мотивации учения. Дело это сложное , нельзя быстро и однозначна воспитать и перевоспитать мотивационные сферы у всех учащихся. Анализируя современную методическую литературу, можно сказать, что задача формирования мотивации вполне реальна, она подготовлена современным состоянием психологической и методической науки

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую она должна быть направлена. Мотив учения - это направленность ученика на какую-либо работу. Мотивация больше мотива. Мотивация - мотив + стимул .

Существуют следующие виды мотивов:

· Познавательные (учебная деятельность и процесс её выполнения)

· Социальные (взаимодействие школьника с другими людьми)

· Творческие (20-30% детей не только усваивает, но и творит).

Но наличие мотивов это мало, нужно ставить цели на отдельных этапах своей работы. А это уже включение волевых компонентов.

Большую роль в мотивации играет эмоциональный климат. Отрицательный и положительные эмоции должны непременно сменять друг друга.

Особенности эмоционального климата:

· Положительные эмоции - атмосфера эмоционального комфорта

- Связанные со школой в целом;

- Хорошие отношения с учителем и учениками; «Самое трудное в воспитании - учить чувствовать. Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как и мышление» (Сухомлинский)

- Эмоции от положительного результата своего труда. «Ученик должен учиться победно!» (Шаталов);

- От столкновения с новым учебным материалом - от эмоций любопытства до устойчивого интереса.

- При самостоятельном добывании знаний.

Но нужно помнить, что закаливание учеников, удовлетворенность своей работой может привести к застою. Т.о. в процессе обучения должны быть и отрицательные эмоции.

· Отрицательные эмоции.

- неудовлетворенность - постоянные новые поиски;

- чувство преодоления трудности.

Сухомлинский: «Если оценка балует ученик, то у него складывается легкомысленное отношение к учению». Поэтому должен быть уровень трудности, но не должно быть перегрузок. Но отрицательные эмоции не должны переходить в эмоциональные стрессы.

8

© 2010-2022