Психологическая разгрузка выпускника школы перед ЕНТ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ

Р.Ч.Акшабаева, учитель русского языка и литературы Курчумской сш№4


Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно, самостоятельных и свободных людей.

М.Монтессори

Сегодня современному обществу нужны люди деятельные, креативные, неординарно мыслящие, ответственные и принципиальные. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности каждого члена общества, в том числе и школьника. Школа должна поддержать и развить способности ребенка так, чтобы во взрослой жизни он смог их реализовать. Только тогда сегодняшний школьник может ответить нам, своим учителям, словами Мильора: «Я еще не научился достигать конца пути, но я уже научился не топтаться на месте». Выпускник средней школы становится перед серьезным выбором: во-первых, это выбор профессии и построение дальнейших образовательных планов; во-вторых, подготовка и сдача Единого Национального Тестирования. Таким образом, сдача ЕНТ на сегодняшний день становится серьезной проблемой как для самого выпускника, так для родителей и учителей, особенно в последние месяцы учебного года. В 2012 году ужесточились правила проведения ЕНТ, поэтому считаю, что данная проблема и на сегодняшний день является актуальнейшей. В связи с этим возникает необходимость психологической разгрузки выпускника в период сдачи ЕНТ.

Объект исследования - выпускник 11 класса средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования - психоэмоциональное состояние выпускника в период подготовки к ЕНТ.

Цель исследования - снятие психоэмоционального напряжения выпускника средней школы в период подготовки к ЕНТ. Исходя из поставленной цели в программе определены следующие задачи:

  1. Проведение социологического исследования выпускников школы.

  2. Разработка программы по снятию психоэмоциональной напряженности учащихся 11 классов при подготовке к ЕНТ.

В одиннадцатом классе значимой проблемой выпускников становятся две проблемы: сдача ЕНТ и выбор будущей профессии. Сдача ЕНТ включает в себя не только знание пяти предметов школьного цикла, но и психоэмоциональную напряженность учащихся перед подготовкой и сдачей ЕНТ.

Психоэмоциональное состояние перед ЕНТ включает в себя три основных этапа: стрессовое состояние перед ЕНТ (большой объем школьной программы, учебного материала, который необходимо запомнить, выбор 5 предмета), поведение накануне ЕНТ, поведение собственно во время ЕНТ. По наблюдениям за учащимися 11 классов эти три вида поведения существенно отличаются между собой. Если в течение учебного года они надеются на то, что в запасе еще есть время и можно успеть как подготовиться, так и выбрать пятый предмет, то их поведение в последующие два этапа становится непонятым: ребенок постоянно суетлив, раздражен, не уверен в собственных силах и знаниях, ему катастрофически не хватает времени на подготовку. Родители выпускников в большинстве своем тоже в панике: вместо поддержки они начинают упрекать ребенка в его незнании, неуверенности в своих силах, что, в свою очередь, только усугубляет положение. Поэтому эта неопределенность и неуверенность в себе с каждым днем раздражают выпускника все больше и больше. С другой стороны, наиболее важной как для учащихся, так и для родителей становится следующая проблема - выбор будущей профессии. Ведь именно от результатов ЕНТ зависит как выбор профессии, так и выбор будущего учебного заведения, в котором выпускник средней школы хотел бы продолжить образование.

Программа «Стань собой, самым лучшим собой» направлена на оказание психологической помощи учащимся 11 классов, находящихся на пороге вступления в самостоятельную жизнь, так как перед каждым из них встают задачи социального и личностного самоопределения. Вместе со сдачей ЕНТ школьников этого возраста волнует желание понять себя, свои возможности, свои взаимоотношения с близкими и друзьями, быть принятыми в обществе. С одной стороны, это почти состоявшиеся взрослые люди, с другой - очень ранимые и неуверенные. Создавшаяся ситуация высоко эмоциональна, т.к. собственное самоутверждение и положительная оценка окружающих для них имеют огромное значение. Таким образом, создается Я-концепция личности. Как утверждает педагог Т.А.Фалькович: «Самоутверждающая Я-концепция способствует положительным проявлениям личности, успеху, а отрицательная - самоуничтожающая - мешает успеху, может способствовать изменению личности в худшую сторону».

При руководстве данного утверждения, индивидуальными беседами и личными наблюдениями за поведением выпускников школы во время подготовки к ЕНТ, психоэмоциональным состоянием во время его сдачи стала разрабатываться программа «Согрей своим теплом». В процессе работы с выпускниками 2008, 2010 годов стало понятным, что «человек может стать Человеком только своими усилиями». В связи с этим были подобраны ролевые игры, ориентированные на умение находить выход из создавшихся ситуаций и при этом оставаться самим собой. Таким образом, программа по психологической разгрузке выпускников получила название «Стань собой, самым лучшим собой». В ее основе лежат психологическая устойчивость выпускника, его отношения с родителями, порой принимающие сложный оборот, взаимоотношения со сверстниками, учителями, нелегко осваиваемый процесс обучения, неудовлетворение материальными потребностями, бедный духовный мир, размытость моральных ценностей.

Данная программа была апробирована с выпускниками 2010 и 2011 годов на уроках русского языка. На проведение одного упражнения требовалось 10-15 минут урока. Во время проведения тренинга параллельно повторялся или объяснялся программный материал. В сентябре 2010 года психолог школы Рамазанова Г.С. провела в 11 классе диагностика уровня тревожности Спилберга-Ханина, которая определяет личностную и реактивную тревожность. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Из 23 учащихся 11 класса высокая реактивная тревожность была у 14 учащихся, средняя - 6, низкая - у 3 выпускников. В течение учебного года в урочное и внеурочное время проводились занятия по психологической разгрузке выпускников, главной целью которых было снижение уровня тревожности. В апреле 2011 года 7 из 14 учащихся были положительно настроены на сдачу ЕНТ, настроив себя на то, что это очередной этап в жизни, который необходимо преодолеть, сохранив хладнокровие и положительный настрой (см.диаграмма №1). В принципе, цель была достигнута, но следует уточнить, что тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность личности, которая дает определенный толчок к успеху.

Психологическая разгрузка выпускника школы перед ЕНТ

Далее психолог провела анкетирование среди выпускников «Мое отношение к предмету», в котором приняли участие 19 человек. На вопрос: «Чем интересен вам предмет?» 7 выпускников ответили, что он необходим при сдаче ЕНТ, 12 - интерес к проблемам, поднимаемыми на уроках. При ответе на вопрос «Помогает ли урок русского языка формировать ваше мировоззрение» было получено 19 положительных ответов. В ходе анкетирования также выяснилось, что только один из учащихся предпочел бы самостоятельно готовиться к ЕНТ и не считает проведение тренинговых занятий по психологической разгрузке необходимостью.

В ходе проведения данных диагностических исследований встала задача: объединить тренинги по психологической разгрузке в единую программу, которая направлена на снятие стресса и психологическую подготовку учащихся к процессу ЕНТ. Перед составлением программы была проделана следующая работа:

  1. Выявление проблемы (беседы как с учащимися, так и с родителями, учителями, наблюдения, диагностика, анализ имеющихся данных).

  2. Проведение тренинговых занятий в урочное и во внеурочное время с целью снятия психоэмоциональной напряженности.

  3. Рефлексия после проведенных занятий и после сдачи ЕНТ.

Темы для тренинговых занятий обозначались по выработанным проблемам диагностики: умение объективного анализа своих потребностей и возможностей, снятие напряженности и тревожности, умение правильно определить свои цели и путь, по которому нужно двигаться для ее достижения.

Организация тренинговых занятий:

  1. Количество участников группы - до 15 человек.

  2. Продолжительность одного занятия - 50-60 минут.

  3. Место проведения - кабинет самопознания.

  4. Время проведения - весенние каникулы, май.

Структура занятия:

  1. Оргмомент. Приветствие - 10минут.

  2. Основная часть (актуализация темы, тренинговые упражнения) - 30-35 минут.

  3. Рефлексия - 10-15 минут.

  4. Прощание - 5 минут.

Используемые педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационная технология, личностно-ориентированная технология.

Ожидаемый результат: личностное самоопределение, имеющее личностную и смысловую природу, активное определение жизненной позиции, стремление к познанию самого себя как личности, позитивное отношение к окружающему миру.

Для проведения тренинговых занятий были использованы притчи, ролевые игры, тесты, упражнения. Все они взяты не случайно. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие. По утверждению педагога-новатора Ш.Амонашвили: «Притчи - воплощение добра, искренности, необыкновенной мудрости, истинного знания человеческой души». Во время ролевых игр учащиеся учатся находить выход из создавшегося положения, переосмысливать ситуацию, в дальнейшем придумывать новые сюжеты, тем самым обогащая свой небольшой жизненный опыт. Считаю, что навыки, приобретенные в игре, - это подготовка к взрослой жизни. Тесты и упражнения помогают учащимся больше и глубже узнать о себе и понять себя, свои возможности, переосмыслить жизненные ценности, развивает навыки правильной самооценки.

Таким образом, использование притч, ролевых игр было направлено на снятие психоэмоциональной напряженности учащегося 11 класса перед подготовкой к сдаче ЕНТ, помочь им лучше понять себя, развить навыки к самовыражению, умению отстоять свою точку зрения. При подборе и составлении занятий важным был и следующий фактор - развитие духовно-нравственной сферы выпускника школы, позволяющее находиться в гармонии не только самим собой, но и с окружающим миром, развитие позитивного настроя, стремление к самосовершенствованию.

В качестве оборудования использовались интерактивная доска, персональный компьютер, проектор.

Данная программа приняла участие в конкурсе «Лучшая коррекционная программа», организованного Казахским Национальным педагогическим университетом им.Абая, в котором получила свидетельство.

Предлагаемые темы программы «Стань собой, самым лучшим собой»:

Тема

Цель занятия

1

Давайте познакомимся

Знакомство и создание доверительной атмосферы. Снятие напряженности и тревожности учащегося, связанной с участием в работе группы.

2

Стань собой

Развитие умений объективного анализа своих способностей, возможностей, умению принятий мнений участников группы.

3

Согрей своим теплом

Формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

4

Все в твоих руках

Формирование навыков видеть свои цели и желания достичь их.

5

Путь к себе

Формирование положительной «Я-концепции», позитивного отношения к самому себе.

Развитие навыков принятия себя, нахождения выхода из критической ситуации.

Результаты ЕНТ после применения занятий по психологической разгрузке по предмету русский язык были следующими: в 2010 году из 13 учащихся оценку «3» получил один выпускник, «4» - 7, «5» - 5. Таким образом, качество знаний по предмету на ЕНТ составило 92,3%, по итогам учебного года - 77%. В 2011 году из 22 учащихся, принимавших участие в сдаче ЕНТ, оценку «3» получил один выпускник, «4» - 14, «5» - 7. Качество знаний по предмету составило 95,4%, по итогам учебного года - 72% (см.диаграмма №2).

Психологическая разгрузка выпускника школы перед ЕНТ

Считаю, что применение программы по психологической разгрузке при подготовке учащихся 11 классов к ЕНТ поможет им в определении активной жизненной позиции, личностном самоопределении, воспитании положительного отношения к окружающему миру. Думаю, что на вопросы, затронутые на этих занятиях, учащиеся будут искать ответы в своем ближайшем будущем, потому что по утверждению Ш.Амонашвили «урок не имеет точку, он заполнен: восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом, мыслью - и заканчивается многоточием». Эти занятия должны доказать выпускникам, что они находятся в начале своего жизненного пути, а ЕНТ - это первое испытание, которое нужно достойно преодолеть.

Успешность реализации программы сможет подтвердить только дальнейшая жизнь выпускника.





Используемая литература:


1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча 5-11 классы. Москва «Вако», 2006

2. Программа воспитания в организациях образования Восточного Казах-стана. Усть-Каменогорск, 2006
3. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. Подростки ХХІ века. Психолого-педаго-гическая работа в кризисных ситуациях. Москва «Вако», 2007
4. http//nsportal.ru/shkola/






Приложение к программе «Стань собой, самым лучшим собой»

Занятие 1 «Давайте познакомимся»

Цель:

  • снятие напряженности и тревожности учащегося, связанной с участием в работе группы;

  • формирование умений коммуникативной культуры.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход:

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас на занятиях нашей группы по программе «Согрей своим теплом». С этого дня мы постараемся познакомиться поближе, узнать много нового о себе и своих друзьях, постараемся изменить свой взгляд на мир, понять наших родителей, будем учиться находить выход из ситуации, одним словом, будем учиться не унывать! Мне хотелось бы прочитать вам стихотворение А.Дементьева, которое адресовано каждому из нас:

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось,
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

- Существуют несколько общеизвестных правил работы в группах. Мне бы хотелось напомнить вам о них:

1. Общение по принципу: «Здесь и сейчас».

2. Все принимают участие в обсуждении.

3. Все говорят только о том, что волнует вас именно сегодня, сейчас.

4. Мы должны проявлять уважение к говорящему, быть искренними.

5. Обсуждение не выносится за стены этого кабинета.

  1. Приветствие участников группы.

Упражнение «Здравствуйте!»

Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека.

Cодержание упражнения.

Участники тренинга приветствуют друг друга по кругу, выражая свои положительные эмоции от встречи друг с другом. В своем выступлении предлагается использовать следующие алгоритмы: «Я рад нашей сегодняшней встрече, потому что...», «Я испытываю удовольствие от общения с вами, потому что ...», «Мне нравится встречаться и работать с вами, потому что ...», «Я встречаю всех с хорошим настроением, потому что ...», «Я хочу с вами общаться, потому что...» и т.д.

2. Знакомство с эпиграфом.

Человек, который смог сдвинуть гору, начинал с того, что перетаскивал с места на место мелкие камешки. Чтобы изменить мир мы

должны сначала изменить себя.

Сократ

3. Упражнение «Кто Я?»

Микроцель: развитие умения анализа своих положительных качеств, воспитание «положительной Я-концепции».

Содержание упражнения

Участники садятся в круг по часовой стрелке и знакомятся друг с другом в произвольной форме (имя, круг интересов, увлечения, мечта). Желательно, чтобы каждый из присутствующих придумал себе имя-образ, имя-ассоциацию. Можно предложить нарисовать свой портрет-образ.

4. Упражнение «Глаза в глаза»

Микроцель: развитие умения видеть других людей, умения сопереживать.

Содержание упражнения

- Глаза - это зеркало нашей души. От нашего взгляда зависит отношение окружающих к нам. Глаза каждого человека должны излучать свет и тепло, нежность и ласку.

Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой...
Глаза способны отражать любое чувство,

Они всегда честны с тобой.
Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.
И если на вопросы ищешь ты ответы,
Взгляни в глаза - в них зеркало души...

Поэтому сейчас мы будем учиться смотреть на мир и на друг друга влюбленными глазами. Наша с вами задача: по кругу передать добрый взгляд, высказать добрые пожелания.

Рефлексия.

  1. Что особенно запомнилось из сегодняшнего занятия?

  2. Что было сделать труднее: рассказать о себе или же общаться с участниками группы?

5. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги занятия, благодарит участников группы за работу.

Спасибо тебе за знакомство,

Спасибо тебе за тепло,

Спасибо тебе за внимание,

За смех, за улыбку - за все!

Занятие 2 «Стань собой»

Цель:

  • развитие умений объективного анализа своих способностей, умению принятий мнений участников группы;

  • формирование умений коммуникативной культуры.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход:

  1. Приветствие участников группы.

Упражнение «Здравствуйте!»

Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека.

2. Актуализация темы «Стань собой, самым лучшим собой».

3. Знакомство с эпиграфом.

Ни при каких обстоятельствах не следует отчаиваться и восклицать: «У меня все в жизни плохо!» Пройдет совсем немного времени, и ситуация изменится, взойдет солнце, черное станет белым. Когда одна дверь, ведущая к счастью, захлопывается, непременно открывается другая. Надо лишь перестать тупо смотреть на закрытую створку, и тогда увидишь другой, совершенно свободный вход. А еще надо иметь терпение, потому что все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.

Дарья Донцова

4. Упражнение «Банка»

Микроцель: осознание своего жизненного опыта, собственной значимости, воспитание «положительной Я-концепции».

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Содержание упражнения (упражнение выполняется по часовой стрелке):

1. Что вы можете сказать об этой банке?

(участники по кругу высказываются о банке, изображенной на слайде)

2. Попробуйте наполнить банку следующими предметами: пиво, камни, песок, горох. Подумайте над тем, какие символические значения они могут иметь для каждого из вас?

(Обсуждение в группе, участники высказываются)

3.Значение этих предметов в жизни каждого:

- Банка - это наша с вами жизнь. И от того, каким содержимым мы ее наполняем, зависит наша жизнь, наше настоящее и будущее. Обратите внимание на то, в каком порядке вы наполнили банку:

Камни - это значимые вещи в нашей жизни: дом, семья, родители, дети, работа, т.е. то, без чего жизнь невозможна. Песок - это менее значимые для нас вещи: предметы быта, машина, дорогая одежда, украшения. Горох - жизненные проблемы, которые нужно уметь решать, не откладывая дело в долгий ящик. Пиво - это символ приятного времяпровождения: общение с друзьями, чтение любимой книги, занятия своими любимыми делами.

5. Упражнение «Волшебный магазин»

Микроцель: развитие умения слушать и слышать участников группы, умения осмысливать свои способности.

Содержание упражнения

- Я предлагаю пойти сегодня в волшебный магазин. Этот магазин особенный, потому что мы выставляем на продажу свои лучшие способности и качества. Задумайтесь над тем, какие способности вы смогли бы продать.

(Участники группы высказываются)

- Если мы находимся в волшебном магазине, значит, мы можем купить те способности, которые хотели бы иметь у себя. Объясните, что и у кого вы бы хотели купить и почему.

Рефлексия.

  1. Что испытали вы, когда продавали свои лучшие способности и качества?

  2. Трудно ли было демонстрировать себя с лучшей стороны?

6. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги занятия, благодарит участников группы за работу.

Никогда не теряй,

Не теряй своей мечты.

Твердо знай, твердо верь:

Все на свете можешь ты!

Занятие 3 «Согрей своим теплом»

Цель:

  • Формирование у членов группы установки на взаимопонимание;

  • Развитие умения общаться с другими участниками группы, видеть в них положительные качества;

  • Формирование умений коммуникативной культуры.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход:

  1. Приветствие участников группы.

Упражнение «Здравствуйте!»

Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека.

2. Актуализация темы «Согрей своим теплом».

3. Знакомство с эпиграфом.

Знаешь, я скажу тебе удивитель-ное, что ты - необыкновенный человек, ты - солнце. Ведь от тебя зависит, каким будет мир вокруг. Как солнце необходимо земле своей теплотой, так и ты нужен людям своей добротой, честностью, верностью…

Стань солнцем, солнышком, солнечным лучиком…

4. Упражнение «А вы сегодня улыбались?»

- Всем нам известна детская песенка «От улыбки». Давайте споем ее вместе, а после этого постараемся подарить друг другу свою улыбку и прекрасное настроение.

5. Упражнение «Подарок»

- Все мы знаем, как бывает приятно получать подарки, и не только потому, что у тебя сегодня день рождения, а просто потому, что ты есть. Не нужно забывать о том, что мы для кого-то целый мир, и от нашего тепла зависит жизнь этих людей. Среди них наши родители, друзья, учителя, любимые. Кому из них и какой подарок вы бы хотели подарить?

(участники по кругу высказываются)

- За эти дни, что мы были вместе, смогли получше узнать друг друга, подружиться. Поэтому сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа, а сосед должен догадаться, что же такое интересное ему подарили.

6. Упражнение «Пингвины»

(передвижение участников по кругу)

- Давайте представим, что мы находимся в Антарктиде и что мы пингвины. Для этого нам нужно прижать руки к телу, ладони отвести в сторону, передвигаться по снегу семенящими шагами. Сегодня очень холодно, а скорость передвижения пингвинов 1км/ч. А нам так хочется согреться, но нужно идти дальше и дальше.

(имитация движений пингвинов под музыку)

- И вот наконец-то мы находим теплое место в лице того пингвина, возле которого хотели согреться. Для вас он самый теплый, добрый, настоящий…

(далее участники определяют свой выбор)

Всегда есть тот, кому ты нужен,
Кто так в тебя наивно верит.
Кто доверяет смело душу,
Кто ждать готов, любя, у двери.
Но в час любой, когда невзгоды
В свои тиски сжимают сердце,
Всегда есть тот, кто в непогоду
Тепло отдаст тебе - согреться.

- Давайте поаплодируем тем, возле которых нам так тепло.

7. Упражнение «Друзья».

- У каждого из нас есть друзья. Я хочу подарить эти строки каждому из вас:

Я просто рада, что Вы есть!!!
Бывая с Вами, становлюсь счастливей!
Вас у меня так много, что не счесть,
И жизнь моя все ярче и красивей!

- Действительно, мы должны радоваться тому, что мы есть друг у друга. А сейчас посмотрим насколько стойка наша дружба. Нам нужно разделиться на 2 команды. От каждой команды выходит представитель и садится на стул. Задача остальных участников группы: разместиться на стуле своего друга.

(оценка своих действий)

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?
Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце - ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?

8. Рефлексия

Каждый по кругу высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что ты ..."

Занятие 4 «Все в твоих руках»

Цель:

  • Формирование навыков видеть свои цели и желания достичь их;

  • Развитие навыков взаимопонимания, способности представлять себя на месте другого человека.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход:

  1. Приветствие участников группы.

Упражнение «Здравствуйте!»

Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека.

2. Знакомство с притчей «Все в твоих руках».

(на основе притчи можно сделать видеоролик, к которому нужно подобрать красивую музыку)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

3. Актуализация темы «Стань собой, самым лучшим собой».

4. Знакомство с эпиграфом.

Если хотите добиться успеха, задайте себе четыре следующих вопроса: «Почему?», «А почему бы и нет?», «Почему бы и не Я?», «Почему бы и не прямо сейчас?»

Джимми Дин

5. Упражнение "Моя минута"

- Точное чувство времени является свидетельством адекватного восприятия действительности и высокой работоспособности человека.
сейчас я попрошу вас расслабиться, сесть свободно, закрыть глаза. По моему сигналу все начинают отсчитывать про себя одну минуту, т.е считать до 60 секунд. После команды: «Закончили!», вы должны запомнить число, на котором остановились.

(После данной команды каждый из участников называет свое число. Числа от 55 до 60 говорят о готовности к сотрудничеству.)

6. Упражнение «Три желания»

- Перед вами на слайде изображена золотая рыбка, которая обязательно исполнит три желания. Подумайте над тем, что особенно важно для вас сейчас и какие желания вы бы хотели загадать. Почаще вспоминайте о них и все обязательно сбудутся.

7. Упражнение «Автобус»

(В центр комнаты плотно ставятся стулья по 4 стула в 4 ряда. По периметру усаживаются пассажиры, которые едут до конечной остановки. Их задача: создавать препятствия выходящим пассажирам. С каждым вышедшим пассажиром количество стульев уменьшается. Предлагаются названия таких остановок, как: Любовь, Богатство, Дружба, Здоровье, Отдых, Счастье и т.д.)

- Давайте представим, что мы едем домой на автобусе в час пик. Автобус набит до отказа, как говорится, яблоку негде упасть. Вы должны выйти из автобуса на той остановке, которая вам действительно нужна. Пассажиры будут вам мешать, но вам нужно выбраться из круга. А остановки у водителя необычные, волшебные, т.е если вы захотите выйти именно на той, которая вам нужна, то вас ждет чудо.

- Автобус - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели. Выбранные остановки - это наиболее важные ценности.

8. Рефлексия. Упражнение «Прогноз погоды»

- Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте смайлик, который будет соответствовать вашему настроению до начала занятия и после него.

- Какое упражнение смогло поднять ваше настроение, а какое расстроило?

Занятие 5 «Путь к себе»

Цель:

  • Формирование положительной «Я-концепции», позитивного отношения к самому себе.

  • Развитие навыков принятия себя, нахождения выхода из критической ситуации.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Ход:

  1. Приветствие участников группы.

Упражнение «Здравствуйте!»

Микроцель: развитие коммуникативной культуры участников группы, развитие умения слушать другого человека.

2. Знакомство с эпиграфом

Нельзя хлопнуть в ладони одной рукой.

Навои

  1. Знакомство с притчей «Кольцо царя Соломона».

Жил-был царь Соломон. Несмотря на то, что он был очень мудрым, его жизнь была очень беспокойной. Однажды решил он обратиться за советом к придворному мудрецу: "Помоги мне - очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я подвержен страстям, и это сильно осложняет мою жизнь!" На что Мудрец ответил: "Я знаю, как тебе помочь. Надень это кольцо - на нем высечена фраза: "ЭТО ПРОЙДЕТ!" Когда к тебе придет сильный гнев или сильная радость, просто посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!" Соломон последовал совету Мудреца и смог обрести спокойствие. Но однажды, во время одного из приступов гнева, он, как обычно, взглянул на кольцо, но это не помогло - наоборот, он еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его подальше в пруд, но вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: "И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ..."

4. Упражнение «Все пройдет»

- Давайте сейчас постараемся вернуться в тот день, когда вы впервые переступили порог школы. Каждый из вас вел себя по-разному: кто-то радовался, что теперь будет учиться в школе, появлению новых друзей, а кто-то боялся, что теперь рядом не будет мамы, боялся школьного звонка, чужих людей, но всем было одинаково страшно. Вы, конечно же, думали: «Каким будет учитель?», «А будут ли учиться со мной мои друзья?», «А будет ли рядом мама?»… Давайте вспомним свой первый день в школе.

- А сейчас, когда вы уже столько лет проучились в школе, как вспоминаете тот первый день?

- Когда-то пройдет время, и об ЕНТ вы тоже будете вспоминать совершенно по-другому. И это для вас не будет казаться таким уж страшным. Поэтому нужно прислушаться к совету мудрого Соломона: «Все пройдет». Мне же хочется подарить вам эти строки и шоколадное настроение:

Улыбайся, слышишь? Не грусти.
Все проходит, все пройдет однажды.
Просто нужно сердце отпустить
По волнам корабликом отважным.


И пускай, пускай оно плывет,
Радости и горести встречая...
Ведь сильнее станет только тот,
Чей корабль от берега отчалил...


Кто решился навсегда порвать
Серой скуки тягостные сети,
Тот свой путь сумеет отыскать,
И тому попутным будет ветер...

  1. Упражнение «Пляж»

- Все мы мечтаем о жарком лете, об отдыхе на берегу моря. Как тут ни вспомнить слова песни:

Море, солнце, белый песок,

Меня качают чайки над головой…

Но вдруг посреди ясного дня разразился гром: пляж закрыт ввиду карантина. И, кажется, что все ваши мечты и планы рушатся, как карточный домик. Но мы с нашим шоколадным настроением должны найти выход.

  1. Упражнение «Путь к себе»

- Перед вами находятся 4 разных предмета: морковь, кофе, деревяшка, яйцо. Ваша задача выбрать для себя понравившийся предмет и объединиться в группы.

(участники объединяются в группы и делятся своими впечатлениями, почему ими выбран данный предмет)

- А теперь закроем глаза и представим, что происходит с этими предметами в кипятке. Изменились ли они? Каким образом?

- Да, многие из вещей изменились как внешне, так и внутренне. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат. С чем можно ассоциировать такое превращение?

- Вода - это наша жизнь. Огонь - это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе - это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

- Человек-морковь. Таких людей большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими. Им кажется, что так трудно найти выход из создавшейся ситуации. А всего лишь нужно успокоиться и просто открыть другую дверь.

Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они хладнокровны, спокойны, цельны. И именно такие люди показывают всем, что и в тяжелых жизненных обстоятельствах за черной полосой всегда наступает белая.

Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни очень «мягкие», а в тяжелые времена вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

Кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств полностью растворился в окружающей среде, сделав из безвкусной воды вкусный и бодрящий напиток. Есть особые люди. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько меняют сами жизненные обстоятельства, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя жизнь всех людей вокруг.

Ищите путь к себе,
Он не всегда просторен,
Но он всегда в цене,
Хоть труден и скалист.
Нелегкий путь к себе,
Он не всегда проторен,
Не каждый в том пути
Упорный оптимист…


  1. Упражнение «Ай да Я!»

- Сегодня мы заканчиваем занятия в нашей группе. За это время, что мы были вместе, мы научились многому: видеть, слышать, понимать… каждый из вас был искренен, честен, общителен, одним словом, есть за что похвалить. Поэтому сейчас каждый из вас скажет самому себе и другим: «Ай да Я!», а мы будем аплодировать.

8. Рефлексия

Каждый по кругу высказывается, начиная со слов: "Мне сегодня понравилось, что я ..."

  1. Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

  2. Чаепитие

16

© 2010-2022