Профессиональная компетентность педагогов как объект управления

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная компетентность педагогов как объект управления

Заместитель директора по учебной работе

Новакович Наталья Александровна

Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.

Поэтому основным направлением работы в школе считаем развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Коллектив - социальная общность, объединяющая людей совместной целью и совместной деятельностью, предусматривающей индивидуальное участие в реализации общего дела и личную ответственность за него. Цели коллектива определяют его организационную структуру. В качестве основных средств достижения целей образования выступают его содержание, технологии, а также профессиональная компетентность педагога. Четкое понимание этой педагогической категории позволяет организовать адекватные целям формирования новой профессиональной компетентности формы методической и управленческой деятельности в школе, организовать реализацию системы мер по формированию и стимулированию развития профессиональной компетентности.

В процессе своего профессионального становления любой человек, в том числе и учитель, проходит несколько уровней. В идеале от подготовки - запаса знаний, первоначально полученных при обучении и в дальнейшем пополняющегося за счет самообразования, до мастерства. По словарю Сергея Ивановича Ожегова мастерство - умение, владение профессией, трудовыми навыками; высокое искусство в какой-нибудь области. Педагогическое мастерство правомерно рассматривать и как высочайшее умение учителя, и как искусство, и как совокупность его личностных качеств, и как уровень его педагогического творчества. Педагогическое мастерство присутствует там, где учитель достигает качественных показателей при наименьших затратах своего труда и труда своих учащихся, а также где педагог и его воспитанники испытывают удовлетворенность и радость успеха в совместной деятельности.

Компетенция - доказанная способность применять на практике (в жизненных ситуациях) знания, умения.

Профессиональная компетентность - способность к профессиональной деятельности «со знанием дела», т.е. способность работника а) принимать ответственные решения и б) действовать адекватно требованиям, ситуации.

Хуторской Андрей Викторович указывает, что «Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.»

Хуторской А.В. предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:

- ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

- общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

- предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Не следует отождествлять понятие «профессиональная компетентность» с понятиями «профессионализм» и «мастерство».

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности. Рассмотрим несколько определений профессиональной компетентности учителя:

- осведомленный, авторитетный в какой-то области

( О. И. Ожегов)

- способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей

(В. Ю. Кричевский)

- совокупность профессионально-педагогических компетенций

(Е. Н. Соловова)

- сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса

(В. А. Адольф)

Анализируя представленные определения, можно сделать вывод,

профессиональная компетентность учителя - интегральная профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.

Группы компетенций:

  1. Предметные.

  2. Общепедагогические.

  3. Профессионально-коммуникативные.

  4. Управленческие.

  5. В сфере инновационной деятельности.

  6. Рефлексивные.

  7. Информационно-коммуникативные.

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

Перед Вами схема Компетентностной модели современного учителя

Основание модели - социальная компетентность учителя, которая служит основой для предметной и педагогической компетентностей.

Верхняя граница предметной компетентности современного учителя определяется нормативно-правовыми документами по данному предмету. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно-исследовательской компетенции. В модели появляется творческий уровень.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и городского уровней);

  2. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

  3. Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.

  4. Использование ИКТ.

  5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

  6. Различные формы педагогической поддержки.

  7. Аттестация педагогов, повышение квалификации.

  8. Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;

  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, администрация нашей школы определяет основные пути развития его профессиональной компетентности и ставит следующие основные задачи:

  • выделить ключевые компетенции педагогов;

  • апробировать управленческий цикл профессионального развития учителей, состоящий из шести этапов: анализ, прогнозирование и планирование развития, определение показателей и критериев профессионального роста, организация самостоятельной деятельности, контроль эффективности профессиональной деятельности, коррекция результатов профессиональной деятельности;

  • разработать методику диагностики затруднений учителей для определения комплекса мер по развитию профессиональной компетентности;

  • осуществить контроль уровня развития профессиональной компетентности педагогов и качества знаний учащихся;

  • определить условия развития профессиональной компетентности педагогов, разработать материалы и механизмы психологического и методического сопровождения педагогической деятельности.

Данные направления реализует методическая служба школы.

(Анатолий Александрович Глинский, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления и экономики образования.)

Предназначение методической службы - организация методической работы с кадрами, которая:

  • направлена на обучение и развитие педагогических кадров;

  • призвана обеспечивать беспрерывность последипломного образования,

  • взаимосвязь и преемственность самообразования, курсовой подготовки и межкурсовой работы.

Т.е. управление профессиональным ростом - создание условий для вовлечения педагогов в процессы непрерывного профессионального образования

В состав службы в нашей школе входит: педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения, проблемные группы, служба информационного обеспечения школы, социально-психологическая служба.

Методический совет школы - коллективный общественный орган, координирующий деятельность различных служб и подразделений школы, школьных методических объединений, проблемных групп, направленную на развитие и совершенствование образовательного пространства в школе. Функции, которые выполняет методический совет, это:

  • Аналитическая (состоит в изучении профессиональной культуры педагога, его умений работать с классом, отдельными учащимися, его владение профессиональным языком, методикой организации и проведения урока, диагностике результатов деятельности педагога)

  • Консультативная (состоит в оказании аналитической, практической, консультативной и иной помощи структурным подразделениям в разработке и внедрении инновационных форм работы; в обобщении опыта работы педагогов школы)

  • Организационная (состоит в организации и проведение методических, предметных недель, в организации работы творческих и проблемных групп педагогов, в организации работы с молодыми педагогами)

Среди приоритетных направлений деятельности методической службы выделяем организацию работы педагогического коллектива над единой методической темой.

С 2008 года школа работала над методической темой: «Создание образовательного пространства, ориентированного на самореализацию участников образовательного процесса». В текущем учебном году педагогический коллектив начал работу над новой темой «Профессиональные компетенции педагога как условие повышения качества образовании». Методическая тема школы и вытекающие из нее темы работы школьных методических объединений соответствуют основным задачам функционирования и развития школы. Цель работы над единой методической темой: совершенствование системы управления образовательным процессом и обеспечение стабильных результатов учебной деятельности на основе совершенствования профессиональной компетентности учителя.

Каждое предметное методическое объединение также строит свою работу в соответствии с единой методической темой школы. В школе создано 7 предметных МО, приоритетными направлениями, работы которых являются:

- совершенствование методического и профессионального мастерства учителей, развитие их творческого потенциала;

- создание системы обучения, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;

- организация взаимопомощи для обеспечения современных требований к образованию учеников;

- освоение современных методик и технологий обучения.

В последнее время школьные методические объединения уделяют большое внимание рассмотрению вопросов, связанных с формированием у учащихся навыков творческой научно-исследовательской деятельности.

Позволяют повысить качество проведения современного учебного занятия и такие формы работы с педагогами, как:

  • тематические педсоветы: «Одаренные дети и особенности работы с ними», «Пути повышения эффективности урока на основе компетентностного подхода», «Контрольно-оценочная деятельность как фактор эффективности образовательного процесса», «Формирование внутришкольной культуры и оптимальной системы отношений в коллективе учителей и учащихся», «Факультативное занятие как системное явление в новой образовательной ситуации» и другие.

  • инструктивно-методические семинары по методической теме: «Развитие предметных компетенций учащихся на уроке», «Интегрированный урок. Виды интеграции», «Основные этапы исследовательского поиска», «Как сделать презентацию к уроку» и другие. Они проводятся не реже одного раза в учебную четверть. На этих семинарах рассматриваются вопросы внедрения психолого-педагогической теории в учебную деятельность, заслушиваются выступления участников семинара, происходит обмен мнениями по проблемам современной педагогической науки и передового педагогического опыта, а также путей внедрения педагогических идей.

  • Актуальной формой повышения квалификации педагогических кадров также являются психолого-педагогические консилиумы. Речь идет о коллективном обсуждении результатов обучения и воспитания учащихся, выявлении причин отставания в развитии ребенка и выработке рекомендаций по преодолению недостатков. Могут обсуждаться вопросы: 1) обученность, обучаемость, реальные учебные возможности каждого ученика в процессе его развития; 2) адаптация ребенка детского сада при переходе в первый класс; 3) адаптация учащихся 4 класса при переходе в среднее звено (5 класс) и др. Они позволяют перенести достижения педагогической науки в практику решения задач управления учебно-воспитательным процессом.

  • Стимулом на пути к самообразованию, росту профессионального мастерства учителя являются теоретические конференции, на которых обсуждается научная литература по проблемам деятельности школы.

В любом педагогическом коллективе выделяются три группы учителей: творчески работающие; работающие добросовестно и ориентированные на творчество, но испытывающие определенные затруднения в достижении первого уровня; молодые специалисты. Необходимая организация работы с тремя группами предполагает работу «Школы высшего педагогического мастерства», «Школы совершенствования педагогического мастерства», «Школы становления молодого учителя». Содержание деятельности групп заключаются в:

1 группа:

- реализации научно-исследовательского подхода к обучению, воспитанию и развитию ученика;

- освоении новых для учителей областей научных знаний (педология, аксиология, акмеология и др.);

- создании нового содержания образования и соответствующих ему технологий обучения, новых способов диагностики развития личностных качеств ребенка, пособий, учебников и т. п.

2 группа:

- анализ педагогических затруднений - постановка проблемы - самообразование - моделирование - создание собственного опыта - анализ - прогнозирование

- доведение опыта до совершенства.

3 группа учителей:

- изучение технологии современного урока;

- овладение методами диагностики обучения, обучаемости и учета реальных учебных возможностей учащихся;

- обоснование оптимального сочетания методов обучения, способов дифференциации, индивидуализации и т. д.

  • Открытые уроки школьного и городского уровня.

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. Средством получения такой информации может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи которого определяются характер и сущность изучаемого процесса.

Для осуществления качественной работы над методической темой с педагогами школы было проведено анкетирование: «Изучение степени затруднений при подготовке к уроку», «Трудности организации школьного урока», позволяющее выявить затруднения педагогов в вопросах проектирования отдельных этапов уроков, развития коммуникативных умений учащихся, использования активных форм проведения уроков. Выявленные затруднения педагогов помогли качественно спланировать и осуществить коррекцию в работе учителей над структурой современного учебного занятия.

Посещение уроков администрацией, руководителями ШМО, взаимопосещение, анализ диагностических анкет показывают, что рекомендации педагогических советов и МС используются учителями в практике своей работы. Вместе с тем еще остаются проблемы с организацией этапов целеполагания и рефлексии, рациональным распределением времени работы учащихся на уроке. Низка доля посещения уроков у своих коллег молодыми специалистами.

Самообразование - главный и наиболее доступный источник знаний. Педагоги разрабатывают индивидуальный план профессионального развития. Выбор темы основывается на оценке деятельности педагога, видении каждым своих личностных и профессиональных проблем, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность.

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. В ноябре 2010 года проведено анкетирование с целью определения уровня готовности коллектива к инновационной деятельности. Данный вопрос является актуальным, т.к. коллектив активно работал над использованием информационных технологий. Целью анкетирования стало определение уровня готовности педагогов к освоению нового, желание осваивать те или иные новации, а управленческой команде анкетирование позволило правильно выстроить серию методических учеб, практикумов, педсоветов, которые помогли бы учителям совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Тем не менее, сегодня управленческая команда должна успешно решить и следующие задачи:

- создать систему мотивации и стимулирования участников инновационных процессов;

- обеспечить эффективное методическое сопровождение деятельности педагогов, внедряющих инновации.

Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в конкурсах профессионального мастерства:

Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. За два последних года 21 педагог школы (30%) транслировали опыт на педагогических конференциях различного уровня, и в школе в форме творческих отчетов.

Показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования является аттестация педагогических работников. В связи с изменением порядка аттестации проведена серия инструктивно-методических совещаний по ознакомлению педагогов школы с нормативно-правовой базой, регламентирующей новый порядок аттестации.

Сравнительная характеристика квалификационных категорий педагогов.

Высшая

Первая

Вторая

Без категории

2011/2012

31

25

18

4

2012/2013

33

25

17

9

2013/2014

32

21

8

7

Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации по приоритетным направлениям. Ежегодно обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в научно-практических семинарах и конференциях до 21% педагогов.

Результаты эффективности работы педагога определяются на основе самоанализа деятельности. Администрация имеет возможность отследить уровень методической активности педагога и рост его профессионального мастерства. Самоанализ помогает учителю спланировать работу по развитию своей профессиональной компетентности уже в новом качестве и на более высоком уровне.

Управляя развитием профессиональной компетентности педагога, мы не останавливается только на традиционных формах работы. К новым формам работы с педагогами можно отнести:

  • методическую неделю, включающую в себя проведение панорамы открытых уроков, педагогические чтения по теме самообразования педагогов;

  • школьные конкурсов профессионального мастерства, проведение которых дает педагогу возможность распространения опыта среди коллег, способствуют профессиональному самоопределению молодых педагогов.

  • активные формы при проведении инструктивно-методических совещаний, педагогических советов: методический ринг, мозговой штурм, организованный диалог, проблемная ситуация, работа в малых творческих группах.

Главная задача администрации школы создание условий благоприятных для мотивации педагогов и их педагогического роста. Диагностика, проведенная в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития для различных категорий педагогов нашего образовательного учреждения, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

- формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);

- психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;

- обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;

- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.

От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов.

Учащиеся школы лет показывают стабильные результаты учебной деятельности.

Количество победителей  этапа республиканской олимпиады

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

2

3

2

5

10

Результаты поступления учащихся  классов

2008/2009

2009/2010

2010/2011

2011/2012

2012/2013

ВУЗы

36,5%

43,4%

45,5%

54,5%

66,1%

Ср./спец.

29,7%

22,9%

38,2%

27,3%

17,9%

ПТУ

23%

25,3%

12,7%

13,6%

10,7%

В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся - право на качественное образование.

10


© 2010-2022