Доклад на тему Проблемы современного образования

Данный доклад использовался на педсовете " Проблемы современного образования". В нем представлены основные проблемы школы, урока, взаимодействий учителя и ученика. На педсовете прводилась дидактическая игра, использовалась групповая форма работы. Представлена форма проведения рефлексии на педсовете. Педсовет сопровождался презентациями выступающих, использовалось слайд-шоу "Будни нашей школы", видеоролик "Это все МЫ", поэтому прошел живо и продуктивно. Данная разработка заинтересует заместителей...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педсовет

"Современная школа: обучение + ?»

(Проблемы современного образования)



План проведения педсовета


  1. Предисловие «Почему я стал учителем?»

  2. Технология «Фруктовое дерево»

  3. Выступление зам. директора по УВР « Профессионализм учителя»

  4. Анализ анкет «Профессионализм учителя»

  5. «От общеучебных умений и навыков - к универсальным учебным действиям» - руководитель ШМО учителей начальных классов

  6. «Управление процессом формирования качества знаний учащихся» -руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла

  7. Обсуждения: «Какими навыками овладевают учащиеся в процессе обучения в профильных классах?» - руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла

«Что такое сегодня моральные ценности? Есть ли они у выпускников нашей школы?» - кл. руководитель 11 класса

  1. Слайд-шоу «Будни школьной жизни»

  2. Составление кластера (кисть винограда). Назовите ключевые слова сегодняшнего педсовета.

  3. Деловая игра «Ассоциация»

10. Подведение итогов педсовета

11. Решение педсовета

12. Презентация « Индейцы Дракулы»

Цель :

  • Осознание основных проблем современного образования и определение путей решения

  • повышение интереса педагогов к современным технологиям

  • осознание необходимости повышения уровня самообразования

Задачи:

  • выявить положительные и отрицательные факторы, влияющие на процесс обучения, развития и воспитания, на качество образования обучающихся;

  • разработать систему мер, направленных на улучшение качества школьной жизни;


Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости.

В.А. Сухомлинский



1.Предисловие.

Почему я стал учителем? Зачем я стал учителем? Наверное, каждый из нас не раз задавал этот вопрос. Помнится, поступая в пединститут, мы отвечали что-то наивно- абстрактное: «Потому что люблю математику», «Потому что обожаю детей» и т.д. Вряд ли мы тогда осознавали ту меру ответственности перед детьми, родителями и человечеством, которую добровольно принимали на себя. Это понимание приходит с годами. Первоклассник с огромным букетом робко протягивает ладошки З.Ф. или Н.В., И.Е. или Т.В. и оглядывается на маму. Он доверяет свою жизнь учителям и теперь учитель начальных классов -его вторая мама. Выпускница, повзрослевшая и похорошевшая, плачет, прощаясь со школой. Она унесет в большую жизнь не только те знания, которые мы ей дали, но и наши ошибки и сомнения, нашу интонацию голоса, привычку поправлять волосы и манеру одеваться. А были ведь моменты, когда хотелось все это бросить, эти бесконечные отчеты, тетради, привередливые родители, нехватка денег, лишенные внимания собственные дети…Но какая-то сила вновь и вновь вела нас в класс «Здравствуйте, ребята». В праздник вы получали открытку или смс «Дорогая, Т.В., В,В,», и у вас опять вырастали крылья…

Мы понимает, что гл. действующее лицо, гл. фигура образования- учитель. Каким же должен быть учитель , чтобы оправдать доверие детей, родителей, чтобы выполнить все задачи обучения и образования, которые ставит перед нами современное общество, условия жизни.

Тема сегодняшнего педсовета: « Современная школа: обучение + ?» + что?(Проблемы современного образования, удачи, радости?) Я, как всегда, с призывами и лозунгами. Хотелось бы, чтобы сегодня состоялся разговор, разговор о проблемах и удачах, о путях решения и зарисовках из опыта своей работы. А чтобы разговор состоялся, необходимо обозначить проблемы и удачные моменты школьной жизни. Предлагаю это выполнить с помощью технологии «Фруктовый сад». Лимонное дерево- дерево проблем. Как вы считаете: какие рабочие проблемы существуют у нас в коллективе, которые требуют безотлагательного решения. (Лимон с проблемой). Что вы считаете удачно, отработано и можно делиться опытом внедрения или обобщать (Яблоко). Проблему надо написать сейчас, в течение педсовета вы можете её озвучить или прокомментировать. Также и с рекомендациями, но яблоню вы можете заполнить в течение педсовета.

Например, я обозначаю проблему- Саморазвитие, личностный рост учителя- лимон

Что удается, чем можем поделиться из опыта работы- Организация исследовательской работы в школе- яблоко


  • 3 мин

Время,

начинаю про проблемы школы свой

рассказ.

Время,

потому что дела нету боле.

Время, потому что нововведения для нас

Стали острой потребностью

И, в то же время, болью.

Время,

новые стандарты,технологии внедрять.

Нам ли растекаться слезной лужею?

Деятельный подход для нас сейчас-

Наша сила, знанье и оружие.

  • Озвучиваю проблемы с «лимонного дерева».

Коллектив наш- это десятков плечи

Друг к другу прижатые туго.

С инновацией успеваемость в небо взмечем,

Держа и вздымая друг друга.

Инновации - спинной хребет нашей школы

Бессмертие нашего дела,

Единственное , чему мы не изменим

Мозг школы,

Дело школы,

Сила школы

Слава школы-

Вот , что для нас инновация.


Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к обучению, к системе контроля и проверки знаний .Специфика обучения заставляет менять методику преподавания, состоящую в том, чтобы усваивались не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживались условия происхождения данного знания». При этом ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения, т.е. прослеживается деятельный подход в обучении.

На сегодняшний день ясно: переход на новую ступень нельзя осуществить путем «скоропостижных» административных действий. Нам предстоит глубокая разведка и модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри школы в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления у наших педагогов

2.УРОК ОСТАЕТСЯ!
Начну с урока! Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок -имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова

Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Откуда пошло слово - урок?

Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) - ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» - испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

Отсюда же и уроки - это болезни, в особенности - детские. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями - в 1,5 - 2 раза. В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «дидактогения», «школофобия».
В школах сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции - сердце, дыхание, пищеварение - в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются, и будут накапливаться дальше.

В одном из последних выступлений по телевидению министра здравоохранения прозвучало: за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%. По данным социологических исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел. У учащихся все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности. В последнее десятилетие появился специальный термин, обозначающий это явление: виктимизация, т.е. превращение человека в жертву объективных условий жизни.
Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?
Однозначного ответа нет, так как

  • Традиционный урок - основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

  • Традиционный урок - это известные ученые и менее известные учителя- практики.

  • Традиционный урок - это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.
    И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок - как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке - все знакомо, привычно, понятно, это - традиционно. Так может и не стоит ничего менять?


Чтобы этот вопрос не остался риторическим, вспомним одну известную мудрость:

очень умный человек учится на ошибках других,

просто умный - на своих,

а дурак не учится ни на чьих.

Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше.

Но лучше человечество становится только тогда, когда качество ума оценивается не по увеличению количества владеющих знаниями, а по качеству их отношений.


Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности.

Практические педагоги не только много и успешно работают, но они хотят и многое изменить в своей деятельности, потому что прекрасно видят все ее недочеты. Испытывая колоссальную потребность в знаниях, судорожно пытаются разобраться в происходящем, зачастую изменяя то, что в изменении не нуждается. Методика проведения урока нарушается включением в его ткань огромного количества методов, приемов, о которых кто-то где-то слышал.
Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников.

Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции - учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается. Так что же для нас современный урок ?

Ответы:

это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих - объяснение, для четвертых - опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том , каким должен быть урок .

Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

«Ассоциация»

Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

«комфорт» -это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

( Работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)

Результат работы групп.

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача , оптимально

Открытие

О

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

Критерии эффективности современного урока

• Обучение через открытие

• Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

• Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

• Развитие личности

• Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

• Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

• Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

• Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.

• Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно - поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Вы видите , что есть над чем подумать. Все ли мы делаем ,чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно.

Я не просто так завела разговор в начале доклада об учителе. Каким же он должен быть? Конечно, мастером ! В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается следующее содержание:

  • Умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их связи;

  • Умение заинтересовать учащихся изучаемым предметом;

  • Умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, обеспечить индивидуальный и дифференцируемый подход;

  • Умение строить свои взаимоотношения на демократической основе;

  • Умение сочетать теорию и практику;

  • Умение грамотно использовать новинки педтехнологий;

  • Умение владеть речью, словом;

  • Умение критически мыслить;

  • Умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности и т.д.


Профессия учителя опасна в плане личностного развития, мы быстро «консервируемся», поведение становится « ритуальным»…чтобы этого не произошло, необходим постоянный личностный рост учителя.

Какие характеристики являются наиболее значимыми для учащихся нашей школы?

11 класс отдает предпочтение таким качествам, как

  1. Личное обаяние

  2. Способность понимать и чувствовать другого человека

  3. Признание своих ошибок

  4. Знание своего предмета и умение сделать его доступным

  5. Склонность к юмору, доброй шутке

10 класс

  1. Использование интересной информации на уроке и вне его

  2. Проявление собственной точки зрения, понимание предмета

  3. Склонность к юмору, доброй шутке

  4. Знание своего предмета и умение сделать его доступным

  5. Объективная оценка знаний

9 класс

  1. Склонность к юмору, доброй шутке

  2. Личное обаяние

  3. Использование интересной информации на уроке и вне его

  4. Умение заметить и поддержать любой успех ученика

  5. Объективная оценка знаний

8 класс

  1. Знание своего предмета и умение сделать его доступным

  2. Использование интересной информации на уроке и вне его

  3. Умение заметить и поддержать любой успех ученика

  4. Склонность к юмору, доброй шутке

  5. Терпеливость и терпимость

7 класс

  1. Умение уважать чужое мнение

  2. Знание своего предмета и умение сделать его доступным

  3. Склонность к юмору, доброй шутке

  4. Предъявление единых требований ко всем учащимся на всех этапах урока

  5. Проявление тактичности и корректности по отношению к другим

6 класс

  1. Умение заметить и поддержать любой успех ученика

  2. Использование интересной информации на уроке и вне его

  3. Знание своего предмета и умение сделать его доступным

  4. Поддержание дисциплины

  5. Личное обаяние

Следовательно, мы видим , что учащиеся предпочитают учителя с высокоразвитыми профессиональными и личностными качествами. Результаты анкетирования учителей подтверждают, что это

  1. Знание своего предмета и умение сделать его доступным

  2. Умение заметить и поддержать любой успех ученика

  3. Тактичность и корректность

  4. Единые требования ко всем учащимся

  5. Признание своих ошибок, объективная оценка знаний

Итак, мы можем утверждать, что достижение цели пед.процесса невозможно без личностного роста педагога. Обучая учеников, учитель и сам развивается в профессиональном и личностном плане. Но не следует думать, что, проработав несколько лет в школе, не работая над собой, можно стать мастером своего дела.

Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. Бурно растет поток информации и кругозор учащихся. Чтобы стать хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому., повышать свою квалификацию. В практике мы можем назвать курсы повышения, МО,семинары, конференции. Однако, самообразование-основная форма повышения квалификации.

К.Д.Ушинский утверждал, что учитель живет до тех пор, пока учится. Давайте разберемся, что же такое самообразование? Самообразование- самообучение (самонаучение) в узком смысле и самосозидание (создание себя) в широком смысле. Итак, самообразование-необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. С точки зрения деятельного подхода оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.

Школа не может развиваться никакими иными способами, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, т.е. в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса- процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно новому, объективно необходимому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к творчеству. Современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, но и реализацию потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребность в самореализации.

«Творчество-это всякая деятельность человека, который создает нечто новое,все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке»(Л.С.Выготский)

Стандарты второго поколения обозначили явный отход от ориентации на предметные знания и умения как результаты образования и выход в сферу надпредметных умений, компетентностей в различных областях жизнедеятельности школьников или УУД, как мы их называем. Чем это вызвано?

В предисловии к книге Годдона Драйдена «Революция в обучении» написано: «21 век- это начало новой земной цивилизации, возникающейиз процессов глобализации, информатизации, автоматизации, инновационной экономики, в корне меняющих роль человека в производстве, а вместе с тем меняющих роль образовательной и научной сферы в жизни общества».Содержание этого нового образования и методы должны активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся во всех областях их взаимодействия с миром, в ходе которого они овладевают навыками продуктивной деятельности. Главной целью такого образования является формирование ключевых компетенций, в рамках которых традиционные ЗУНы являются лишь составляющими более общих продуктивных способностей ученика. Это новый результат образования, для достижения которого необходимы соответствующие образовательные технологии и новые инструменты оценивания, базирующиеся на наблюдении и изучении динамики разнообразных видов деятельности ученика. Фундаментальныь ядром содержания общего образования являются УУД. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД,которые выступают инвариантной основой ОП. В широком смысле УУД означают умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование у школьников УУД на базе общеучебных умений и навыков является основной целью работы педколлектива на ближайшее будущее.


Ключевые характеристики

Системно-деятельностный подход

Традиционный "знаниевый" подход

Основная задача данной системы образования

Обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности

обеспечение высокого уровня знаний; совершенствование структуры образования

Цели школьного образования

научить учиться: определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать, научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь; научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных)

сформировать основные знания, умения, навыки; формировать у учащихся сознательную дисциплину; повышать ответственность учащихся за качество учебы

за счет приобретения основ знаний по предметам, увеличения объема изучаемого материала, издания новых учебников и учебных пособий, введения новых предметов в учебные планы

Все это достигается

за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблемы

за счет приобретения основ знаний по предметам, увеличения объема изучаемого материала, издания новых учебников и учебных пособий, введения новых предметов в учебные планы

Ожидаемые результаты

Модель выпускника; освоение видов деятельности, затребованных любыми жизненными ситуациями; личностный рост обучающихся

формирование знаний, умений, навыков


  • Справка по проверке методов формирования ОУУН на уроках учителями

  • Результаты самооценки

Самооценка деятельности учителя по формированию организационных умений и навыков.

Перечень действий учителя

Использую систематически

Формирую частично

Не использую

1.Определяет цель урока

90%

10%

0%

2.Определяет дидактическую задачу каждого этапа урока

45%

30%

25%

3.Четко формулирует конечный результат

70%

30%

0%

4.Разрабатывает алгоритм выполнения задания

70%

30%

0%

5.Учит составлять алгоритм

40%

45%

15%

6.Учит находить рациональные способы работы

50%

50%

0%

7.Учит способам самопроверки

45%

55%

0%

8.Учат способам взаимопроверки

25%

75%

0%

Самооценка деятельности учителя по формированию информационных умений и навыков

Перечень действий учителя

Использую систематически

Формирую частично

Не использую

1.Уделяет внимание технике чтения

55%

30%

15%

2.Обучает различным видам чтения

25%

45%

30%

3.Обучает продуктивным методам работы с учебником

45%

50%

5%

4.Учит писать план,конспект

25%

50%

25%

5.Учит читать и составлять графики,схемы, таблицы, карты

60%

35%

5%

6.Учит работать с дополнительной литературой

15%

75%

10%

7.Проводит библиотечные уроки

5%

40%

55%

Самоанализ деятельности учителя по формированию коммуникативных умений и навыков

Перечень действий учителя

Использую систематически

Формирую частично

Не использую

1.Развивает внимание

85%

10%

5%

2.Обучает разным видам конспектирования

20%

50%

30%

3.Создает ситуации для полемики

25%

70%

5%

4.Использует метод беседы

90%

10%

0%

5.Учит пересказывать

60%

30%

10%

6.Учит списывать текст

40%

20%

40%

-выписывать цитаты

15%

20%

65%

-писать изложения

30%

5%

65%

-писать сочинения

25%

35%

40%

-писать рефераты

20%

35%

45%

-писать рецензию

10%

5%

85%

-писать статью

10%

30%

60%

-писать заявление, автобиографию, протокол

5%

20%

75%

Самооценка деятельности учителя по формированию интеллектуальных умений и навыков

Перечень действий учителя

Использую систематически

Формирую частично

Не использую

1.Учит анализировать

70%

10%

20%

-сравнивать

90%

10%

0%

-классифицировать

65%

25%

10%

-обобщать

75%

25%

-абстрагировать

30%

35%

35%

-синтезировать

50%

15%

35%

-выделять главную мысль

75%

25%

- синтезировать

75%

25%

-отвечать на вопросы

95%

5%

2.Развивает логику речи

80%

20%

3.Проводит уроки в интерактивном режиме

5%

45%

50%

4.Предусматривает задания творческого характера

30%

70%

5.Формирует вычислительные навыки

55%

15%

30%

Самооценка деятельности учителей по формированию общеучебных умений и навыков

Виды ОУУН

Использую систематически

Формирую частично

1.Организационные умения и навыки

80%

20%

2.Информационные умения и навыки

40%

60%

3.Коммуникативные умения и навыки

75%

25%

4.Интеллектуальные умения и навыки

80%

20%


  • Учителя начальных классов как первопроходцы, им первыми на себе пришлось ощутить «прелесть» новых ФГОС. Н.В,Мельникова расскажет, как они постепенно переходят от ОУУН к УУД .Ведь в наших руках возможность формировать личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Сколькими лозунгами и пристрастиями руководствуется человек в своей жизни:

Жить, чтобы помнили, любить, чтобы верили, мечтать, чтобы быть счастливым.Когда же наши бывшие выпускники переступают порог школы в качестве учителя, становится все ясно: вот оно- начало, все начинается со школы А если это сельская школа, такая как наша? В условиях которой учителю предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам , увлечь их любимым делом, помогая обрести настоящее счастье. Конечно, мы хотим, чтобы знания наших сельских детей были не хуже городских, вызывает беспокойство их качество,состояние учебно-матертальной бады школы,профессиональная подготовка и миатериально-правовое положение учителя. Современная школа- это не только учреждение, где получают образование, но и учреждение,формирующее и развивающее личность человека, учреждение,которое выпускает детей с прочными теоретическими знаниями и устойчивыми практическими умениями и навыками. В настоящее время, когда деятельность каждого оценивается по конечному результату , особую значимость приобретает достижение учащимися высокого уровня овладения знаниями, что находит свое выражение в системе качеств знаний.Это и есть результат,на который должна быть нацелена деятельность всего педагогического коллектива, администрации, учащихся, родителей.

Качество- это тот нормальный уровень, которому должна соответствовать продукция отрасли просвещения, т.е. сформтрованность у учащихся знаний, требуемых качеств. В образовании качество знанмй трактуется как количество учащихся, обучающихся на «4» и «5».В школе не решена еще проблема вооружения учащихся знаниями в совокупности их качеств. Наш педколлектив самостоятельно планирует изучение материала с учетом возможностей и потребностей учащихся.Однако, наблюдая за деятельностью учителей и учащихся на уроках, анализируя контрольные и самостоятельные работы учащихся, призодишь к выводу, что необходимо более серьезно заняться проблемой качеств знаний . Многие учащиеся школы не умеют применять свои знания на практике, затрудняются при обобщении и систематизациизнаний. Знания не отличаются прочностью, быстро забывается изученный материал.Не умеют выделить главного в изученном материале, определить суть изучаемого. Анализируя успеваемость школы за 1 четверть…..

Многие учителя не удовлетворены качеством знаний учащихся по своему предмету, особенно естественно- математического направления.Основными причинами низкого и нестабильного качества знаний учителя считают отсутствие у учащихся интереса к предмету, несформированность ОУУН, отсутствие контроля со стороны родителей, несформированность учебно-познавательной деятельности. Итак, в деятельности педколлектива по повышению качества знаний определяются следующие проблемы:

  • Недостаточный уровень качества знаний, умений и навыков учащихся, особенно естественно- математического направления

  • Снижение уровня качества знаний в 6-8 классах

  • Низкое качество формтрования ОУУН

  • Тенденция сниженгия познавательного интереса к предмету

  • Недостаточный уровень методической работы с кадрами

  • О необходимости управления процессом формирования системы качеств знаний учащихся Пархоменко С.Н.

Введение в старших классах профильного обучения является одним из важнейших направлений обновления шк. Образования. Проф. Обучение становится средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в содержанити, организации ОП более полно учитывать интересы, склонности, способности и возможности обучающихся. Проведенный анализ сложившегося состояния профилизации школы позволил обозначить ряд проблемных зон. Так, учителя школы на основе своего опыта констатируют несформированность образовательных интересов и потребностей у отдельных учащихся, которая тормозит их самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности .

  • О том, какими навыками овладевают учащиеся в прцессе обучения в профильных классах, с каким багажом мы выпускаем их в самостоятельную жизнь , я попросила прокоментировать Краснову В.В.. Прошу всех включаться в обсуждение, дополнять, высказывать свою точку зрения

  • Н.Ф.Дорогову как кл.руководителя 11 класса я попросила прокоментировать, что такое моральные ценности сегодня? Есть ли они у выпускников нашей школы? Какие.

Насколько же оправдано введение инновации в учебно-воспитательный процесс школы:

• в настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопрос, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни;

• возрос поток информации, поэтому необходимо научить ученика выбирать необходимую информацию;

• 21 век - век новейших технологий, больших требований, поэтому по - старому учить невозможно. Задача школы - научить учиться, а не просто дать готовую информацию.

Какова роль каждого из нас:

• научить детей учиться;

• переход от ЗУНовской системы к системе деятельностной;

• сформировать ключевые компетенции;

• каждый из нас должен владеть современными педагогическими технологиями;

• научить детей брать на себя ответственность в принятии решений;

• совершенствование самого учителя.

Школа- это маленькая жизнь. «Здесь я открыл свой внутренний мир . Это не только моя родная школа, мой дом, это ещё и моя маленькая жизнь»- так написал в своем сочинении ученик 4 класса . А ведь с этим нельзя не согласиться. Не только для детей, но и для многих из нас - это жизнь! Наша.Со всеми её прелестями.

  • Слайд-шоу «Будни нашей школы»

  • Что же хорошо? (яблоня)

  • Решение педсовета :

  1. Администрации школы принять меры для качественной реализации плана школы, отражающего инновационные процессы школы.

  2. Учителям школы

  • в образовательной деятельности сместить акцент на практическое применение знаний,

  • включать учащихся в активную поисковую творческую деятельность

  • применять деятельный подход в обучении

  • создавать условия для подготовки старшеклассников к продолжению образования

  • активнее внедрять ИКТ-технологии

  • повысить воспитательный потенциал уроков

  • продолжать систематическую целенаправленную работу по формированию ОУУН , обеспечивая постепенный переход к формированию УУД

  1. Зам.директора по УВР систематизировать опыт учителей начальной школы с целью создания банка идей и единого образовательного пространства по формированию УУД.

  2. Педагогам школы пересмотреть свои темы самообразования и выбрать тему с учетом методической темы школы.

  3. Для создания эффективной методической работы развивать обмен опытом учителей школы в рамках декад методического мастерства, методических объединений, педсоветов, семинаров, круглых столов.Зам.директора по УВР организовать проведение единой методической недели.

  4. Заместителю директора по ВР осуществлять сопровождение образовательной программы по социализации и индивидуализации личности учащихся

  5. Методическому совету разработать и утвердить положение о Портфолио учителя.

Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец -это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой -для меня это было важно и интересно …

  • указательный- я получил конкретные рекомендации и информацию по данному вопросу…

  • средний- мне было трудно ( не понравилось)…

  • безымянный -моя оценка психологической атмосферы…

  • мизинец- для меня было недостаточно…

Ответы:

- Важным и интересным было «… узнать, что такое деятельный подход в обучении,УУД образования, работа в группах.»

- Получила конкретную информации «… о ключевых компетенциях Российского образования, что такое компетентность, компетенция»

- Было трудно «… трудно воспринимать теорию, но с презентацией воспринимается теория легче, трудно понять содержание компетентностного подхода, но определенную установку на дальнейшую работу мы получили»

- Оценка психологической атмосферы «… рабочая, доброжелательная, включает в дальнейшую деятельность»

- Недостаточно «… знаний по практическому применению, необходимо продолжать работать над этой темой, рассмотреть вопрос об уроке с точки зрения компетентностного подхода, о профессиональной компетентности педагога, об оценивании с точки зрения компетентности и т.д.»




Литература

1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.

Современный урок. Часть III. Проблемные уроки: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. - 288с.

2.Компетентность педагогов - страховка от профессионального застоя

И. Щербо, директор школы № 1071 г. Москвы, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации,

Журнал «Директор школы», № 2, 2003

3. Материалы Интернет с сайтов «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей»

14

© 2010-2022