Доклад Формы работы с педагогами в образовательных учреждениях

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей в школе является методическая работа. Ее роль значительно возрастает в современных условиях в связи с  модернизацией образования. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать аналитической и рефлексивной к... Задача повышения эффективности профессионального развития педагогов может быть решена как за счет использования традиционных подходов к его организации, так и за счет использования новых подходов, которые включают самих обучаемых в активную познавательную деятельность, обеспечивают их субъектность, повышают ответственность за результаты учебного труда.  
Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы работы с педагогами в образовательном учреждении

Терникова С.В., заместитель директора по учебной работе, муниципальное образовательное учреждение Деяновская основная образовательная школа

Одной из главных задач образовательной политики на современном этапе является достижение нового качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество образования непосредственно зависит от профессионального самосовершенствования учителя, его педагогического мастерства.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей в школе является методическая работа. Ее роль значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать аналитической и рефлексивной культурой.

Задача повышения эффективности профессионального развития педагогов может быть решена как за счет использования традиционных подходов к его организации, так и за счет использования новых подходов, которые включают самих обучаемых в активную познавательную деятельность, обеспечивают их субъектность, повышают ответственность за результаты учебного труда.

Наша школа - сельская малокомплектная школа. Педагогический коллектив небольшой. Методические объединения учителей отсутствуют. Поэтому в своей работе мы используем формы организации методической работы, не являющиеся профессиональными объединениями: работа педагогического коллектива над единой методической темой, педагогические советы, семинары, школа становления молодого учителя, школа совершенствования педагогического мастерства, творческие отчеты учителей, открытые уроки и внеурочные мероприятия.

Одной из самых важных форм методической работы является работа над единой методической темой. Коллектив нашей школы работает над методической темой «Создание условий для успешной самореализации школьника и педагога в контексте личностно-ориентированного образования». Эта тема актуальна для всего коллектива, соответствует уровню его развития; созвучна современным педагогическим идеям, охватывает как учебную, так и воспитательную работу. Работа над данной темой способствует созданию условий для свободного осознанного самоопределения личности на основе фундаментальных знаний, опыта творческой деятельности и прочно освоенных социальных гражданских компетенций. Работа над единой методической темой организует, делает целостным весь комплекс форм методической работы, является своего рода системно образующим фактором.

Центром методической работы является педагогический совет. Давно проверенной и традиционной формой, настоящей школой профессионального мастерства являются в школе заседания педагогических советов. Педагогические советы рассматривают, такие вопросы, как пути совершенствования урока; психолого-педагогическое изучение школьников в классных коллективах; методы обучения и их оптимальный выбор; методика анализа урока; развитие самоуправления как важный фактор школьной жизни и другие. На педагогических советах ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания, заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. Все это усиливает влияние педсоветов на рост мастерства учителей.

Все педсоветы в школе проводятся исходя из поставленной задачи «Педсовет как технология», в связи с чем в их структуру включаются следующие технологии: работа временных проблемных групп учителей по подготовке к педсовету, в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования сделанных выводов, демонстрация фрагментов уроков по теме педсовета с комментариями учителя, анкетирование учащихся, учителей и родителей, составление презентаций по теме педсовета.

Одна из наиболее часто используемых форм организации обучения педагогов - семинар, которая призвана решать проблемы методического и обучающего характера в практической работе педагога в опоре на научные знания, достижения в области педагогики. Это особая форма групповых занятий по какой-либо проблеме при активном участии слушателей. Он предполагает коллективное обсуждение сообщения, доклада, выступления на определенную заданную тематику; предназначается для углубленного изучения темы. В зависимости от поставленных задач различают следующие виды семинаров: семинар-консультация, семинар-практикум, проблемный семинар, методический семинар и другие.

Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, исследовательской деятельности, так как на семинарах-практикумах педагоги знакомят коллег с результатами собственной работы по теоретическим и практическим вопросам.

Семинары-практикумы состоят из двух частей:

- теоретической (обсуждение проблемы, дискуссия, решение вопросов);

- практической (открытые уроки, внеклассные мероприятия).

В нашей школе в течение уже ряда лет работает постоянно действующий семинар «Современные образовательные технологии». В прошлом учебном году в школе интересно прошел семинар-практикум «Современный урок: как организовать образовательный процесс?», раскрывающий необходимость использования деятельностных технологий в процессе обучения.

Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в правильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник станет мастером своего дела, опытным учителем, ему предстоит приложить немало усилий. Время вхождения в педагогическую профессию, когда учитель остро нуждается в поддержке, может быть сокращено, если помощь начинающему учителю будет целенаправленной, а не от случая к случаю. С этой целью в школе действует «Школа становления молодого учителя», где в основном изучается технология современного урока и связанные с этим проблемы (диагностика обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся, целеполагание, способы отбора главного, существенного в содержании учебного материала, выбор и обоснование оптимального сочетания методов обучения, способы дифференциации обучения и т.д.). Эта форма представляет собой длительную, активную, спланированную работу учителя-наставника с молодым специалистом. Она включает в себя и обоюдное посещение уроков друг у друга, их анализ, совместную подготовку уроков и внеурочных мероприятий по предмету, помощь наставника молодому учителю в подготовке выступлений на заседаниях педсоветов, в технологической проработке идей и новшеств, предложенных молодым специалистом, в разрешении сложных ситуаций с какими-то детьми и родителями.

«Школа совершенствования педагогического мастерства» работает для той группы учителей (независимо от преподаваемого предмета), которая работает добросовестно, хочет работать творчески, но пока испытывает затруднения в достижении этого уровня. План работы основан на изучении и диагностике затруднений учителей.

Учитель всегда учится и меняется, всегда в поиске. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения требует определенного уровня профессиональной компетентности учителя. Успешное решение задач обучения и воспитания учащихся во многом зависит от того, как организована методическая работа. Если учителю интересно творить и делиться с коллегами своими находками, открытиями и педагогическим мастерством, то результат такой методической работы будет достаточно высоким.

© 2010-2022