Статья Метод проектов в инновационной деятельности Центра детского творчества

В статье освещается тема внедрения метода проектного обучения в учреждении дополнительного образования, как направления инновационной деятельности. В процессе поэтапного освоения технологии проектного метода педагоги Центра детского творчества убедились в его эффективности. В настоящее время метод проектов успешно внедряется в работу объединений социально-педагогической, художественной, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Метод проектов в инновационной деятельности

Центра детского творчества

Тарасова Елизавета Юрьевна,

МБОДО «Центр детского творчества»,

педагог дополнительного образования

Изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий - одно из направлений инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей [2]. В настоящее время общество диктует определённые требования к образовательному процессу:

- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

-помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

-привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

-обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Всем этим условиям отвечает технология проектного обучения. В отличие от репродуктивного характера обучения в педагогике проектного обучения работа над проектом (проект (от лат. projectus - брошенный вперёд), план, замысел [1, стр.401]) носит личностно-ориентированный характер. Проект понимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Внедрение в практику работы проектного метода в нашем Центре началось с организации работы с педагогическими кадрами. Методистами был подготовлен и организован семинар по теме «Организация проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей как средства социализации обучающихся», определен график консультаций и взаимопосещений занятий, подготовлены методические материалы в помощь педагогам.

Проектная деятельность успешно внедряется в работу объединений социально-педагогической, художественной, эколого-биологической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

В клубе раннего развития для дошкольников «Эврика» реализуется долгосрочный проект «Тула - родина моя», включающий несколько подпроектов: «Район, в котором я живу», «Достопримечательности города Тулы», «В гостях у тульских мастеров». Это исследовательско-творческий, групповой проект, в ходе которого дети оформляют газету по каждой теме. В группе каждый ребенок получает индивидуальную роль: художник-оформитель, фотокорреспондент, историк. Разделение в группе на роли предполагает сокращение трудоемкости задания, и в то же время коллективная работа способствует развитию личности ребенка и его социализации.

Проект «Моя сказка» выполнен дошкольниками с непосредственной помощью родителей в объединении «Радуга чувств». Планируемый результат - творческая работа - сказка. Сначала на занятии дети знакомились с пиктограммами, на которых были изображены эмоции основного ряда (радость, грусть и другие). Затем они учились находить причины и следствия возникшей эмоции. Дальше придумывали маленькие истории с вымышленными героями, связывая сначала два, а потом три эмоциональных состояния. Затем детям предлагалось вместе с родителями по карточке с изображениями эмоций (пиктограммы были розданы родителям) придумать, записать свою сказку и затем рассказать её другим детям. Следует отметить, что дети готовы были несколько раз рассказывать свои истории, и не только рассказывать, но и слушать других! После защиты проектов детьми была проведена ролевая игра, которая показала степень усвоения материала. Дети включились в творческие игры, входили в образ персонажей сказки и по-своему решали поставленные проблемы.

Специфика работы в дополнительном образовании предполагает участие детей в различных выставках и конкурсах, тематика, которых не заложена в образовательные программы. Эта особенность диктует необходимость использования метода проектов для подготовки конкурсных работ. Так, работы, выполненные младшими школьниками в рамках проектов «Бытовые отходы нашей семьи» (объединение «Юный эколог»), «Генеалогическое древо» (объединение «Зёрнышки») отмечены, соответственно, Дипломом за I место на городской выставке экологических проектов «Эта хрупкая планета» и Грамотой за лучшую исследовательскую работу в городском краеведческом конкурсе «Моя родословная».

Проектная деятельность является неотъемлемой частью занятий для детей среднего школьного возраста в объединении «Литературный театр», так как она способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать знания и применять их, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах. Она представлена самыми разнообразными по типологии проектами. Это и проект «Наши любимые писатели», в котором дети «защищают» любимые стихотворения классиков детской литературы, и серия проектов, посвященных Дню Победы: «Дети и война», «Блокадный дневник», «Неизвестный солдат», «Сила слабых» (о женщинах в годы Великой Отечественной войны). Также к проектной деятельности относятся и сценарные разработки объединения: праздники открытия и закрытия сезона, игровые программы «Что за прелесть эти сказки», «В мире слов», конкурсно-игровые программы «Как бы жили мы без книг» (по творчеству С. В. Михалкова») и «У всякого талант есть свой» (по басням И. А. Крылова).

Таким образом, в ходе работы над проектами дети занимаются исследовательской, творческой, поисковой деятельностью, в результате которой им приходится не только учиться обрабатывать информацию, строить графики и диаграммы, рисовать, но и сравнивать, анализировать и делать выводы о результатах деятельности. Работа с информационными ресурсами: литературой, интернетом повышает информационную компетентность участников проекта. А творческая работа над созданием продукта позволяет развивать потенциал личности.

Проектная деятельности в Центре детского творчества помогает связать обучение с жизнью, формирует у обучающихся навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешной социализации детей. В процессе работы над проектами активными участниками стали родители дошкольников. Родители, участвуя в образовательном процессе, начинают больше понимать детей и собственную ответственность за их воспитание.

Библиографические источники:

  1. Словарь иностранных слов.15-изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988. - 608с.

  2. Шмачина О. Л. Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Каталог статей. Центр дополнительного образования детей. - Режим доступа oktcdodd.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovanija_detej_shmachina_o_l/1-1-0-8, свободный.



© 2010-2022