Улучшение деятельности образовательной организации при внедрении СМК

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Улучшение деятельности образовательной организации при внедрении системы менеджмента качества


Боровлева Анна Сергеевна,

учитель иностранного языка, представитель руководства по качеству

МБОУ СОШ №1 г. Бердска Новосибирской области


Данная тема актуальна в настоящее время, поскольку в современной системе образования большое внимание уделяется качеству, обеспечивающему конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг за счет подготовки квалифицированных специалистов, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.

Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, Государственная программа «Развитие образования» до 2020 года обращают внимание на то, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Следуя концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, в основу развития системы образования должны быть положены такие принципы как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса самореализации граждан в течение всей жизни.

Согласно Федеральному закону №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», для обеспечения модернизации системы образования образовательные учреждения страны осуществляют экспериментальную и инновационную деятельность. «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».

Состояние большинства школьных образовательных систем не позволяет в полной мере обеспечить качество образования, отвечающее требованиям инновационного социально-ориентированного развития региона, запросам участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг Новосибирской области. Одним из способов решения данной проблемы министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области считает реализацию регионального проекта «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области».

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1575-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г. Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Для успешного функционирования образовательная организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности.

Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в образовательной организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход". Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

Желаемый результат (цель) достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Работу всей образовательной организации можно представить как совокупность различных видов деятельности по преобразованию ожиданий и требований потребителей в нужную им услугу.

Системный подход определяется как выявление, понимание и менеджмент взаимодействующих процессов как системы и вносят вклад в эффективность образовательной организации, ее результативность при достижении ее целей.

Для реализации данного принципа необходимо определить элементы системы в целом, для чего идентифицировать имеющиеся и дополнительно разработать необходимые процессы, которые влияют на достижение целей организации;

• Формализовать систему, чтобы достичь цели наиболее эффективным способом;

• Понять взаимозависимости между процессами системы;

• Непрерывно улучшать систему через измерение и оценку.

В ГОСТе Р 52614.2- 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования» описано каким образом руководитель образовательной организации может построить систему менеджмента качества: даны разъяснения по описанию процессов, сравнительный анализ на основе бенчмаркинга, процесс повышения квалификации учителей, пересмотр и проведение корректировок учебных планов.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» отличается от ГОСТа Р 52614.2- 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования».

Новый стандарт содержит методику самооценки организации для достижения определенного результата деятельности, которую может использовать любая организация.

Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий.

Образовательной организации следует использовать самооценку для выявления возможностей для совершенствования и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха. Результаты самооценки показывают сильные и слабые стороны, уровень зрелости организации и, в случае повторного проведения, достижения организации за определенный период времени. Результаты самооценки организации могут представлять собой ценную информацию для анализов со стороны руководства. Помимо этого самооценка может стать средством обучения, способным дать более правильное представление об организации и стимулировать вовлечение заинтересованных сторон.

В данном ГОСТе представлена базовая модель элементов и критериев самооценки, соотносимых с уровнями зрелости. Зрелая образовательная организация функционирует результативно и эффективно и добивается устойчивого успеха. Это во многом зависит от руководителя.

Что же побуждает руководство образовательной организации улучшать свою деятельность? Школы к созданию и сертификации систем менеджмента качества побуждают «внешние причины»: повышение конкурентоспособности; наиболее полное удовлетворение требований потребителя; возможность получения грантов и победы в конкурсах, выход на российский образовательный рынок.

Но немаловажны и «внутренние» причины. Разработка политики, целей и задач в области качества, создание стратегических и оперативных планов образовательной организации; повышение качества образовательных услуг; улучшение результативности образовательного процесса; высокий уровень учебной документации; чёткое распределение ответственности и полномочий; постоянное развитие материальной базы и научно-методического обеспечения; повышение профессионализма персонала; большая осведомленность персонала о качестве образования; повышение личной ответственности за качество своего труда; позитивные культурные изменения; корпоративная культура, социальная работа.

Главным условием успешной разработки и функционирования СМК является осознание руководителем необходимости системы качества и его лидерство в этом процессе. Реализация требований СМК приводит:

  • к повышению рейтинга и имиджа образовательной организации;

  • к упрощению процедуры Государственного контроля и надзора;

  • к переходу на процессный подход;

  • к повышению дисциплины трудового коллектива и финансовой дисциплины;

  • к повышению удовлетворенности участников образовательного процесса;

  • к поступлению выпускников данной образовательной организации в ВУЗы города и страны.


Порядок разработки и внедрения СМК приведён на рис.1

1.ФАЗА ОБЗОРА И АНАЛИЗА

Анализ «слабых мест». Разработка предложений по решению проблем

Анализ соответствия существующей системы качества требованиям ИСО 9000 с помощью вопросника


Разработка перечня мероприятия по исправлению обнаруженных недостатков

2. ФАЗА РЕШЕНИЯ

Решение руководства предприятия о разработке и внедрении системы качества

Приказ руководителя предприятия о разработке системы качества

Назначение главного специалиста по вопросам качества и создание Советов по качеству

Разработка плана мероприятий по созданию системы обеспечения качества

Оценка затрат на создание системы качества



Определение политики в области качества целей и задач для обеспечения качества


Повышение квалификации персонала, Обучение внутренних аудиторов


3. ФA3A РЕАЛИЗАЦИИ

Разработка документации СМК


Разработка СТО, ДП по процессам, методологических инструкций


.



Разработка руководства по качеству

.

Актуализация учебной документации

Разработка положений об отделах и должностных инструкций

Составление плана по качеству

программы качества

4. ФАЗА ВНЕДРЕНИЯ

Внедрение документации СМК и проведение аудитов.


Внедрение документации СМК

Проведение аудиторских проверок результативности системы качества


Выполнение корректирующих мероприятий

Подача заявления в Орган по сертификации на сертификацию СМК





















Рис.1 Порядок разработки и внедрения СМК

Персонал, выполняющий цели и задачи Политики в области качества, должен знать свои задачи в положениях об отделе и должностных инструкциях. Управление процессами происходит посредством выполнения методических инструкций (МИ) и с помощью документированных процедур (ДП) СМК. Записи по качеству - это документы, регистрирующие результаты выполнения процессов. Количество документированных процедур определяется числом выделенных образовательной организацией минимально необходимых процессов.

В СМК школы должно быть 6 обязательных документированных процедур: Управление документацией, Управление записями, Внутренние аудиты, Управление несоответствующей услугой, Корректирующие действия и Предупреждающие действия.

Главный документ СМК - это Руководство по качеству, в котором описано, как выполняются в организации Политика и требования ГОСТ Р ИСО 9001:2001 по все разделам ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

При разработке СМК, как показывает опыт МБОУ СОШ №1 г.Бердска Новосибирской области, происходят существенные улучшения деятельности организации.

Достигнуты практические результаты:

1.Проведена разработка Политики и целей в области качества, создан стратегический план.

2.Проведены аудиты системы менеджмента качества на соответствие требованиями Международного Стандарта ISO 9001-2011, проанализированы результаты, составлен план корректирующих действий.

3.Проведена реструктуризация: назначен представитель руководства по качеству, создан Совет по качеству, распределена ответственность и полномочия по качеству, для чего в должностные инструкции и положения об отделах добавлены требования по качеству.

4.Разработана документация СМК (Рис.2), информационные системы документооборота. Разработаны и актуализированы внутренние документы.

5.Разработана модель и методы оценки качества процессов школ на основе:

  • показателей качества образовательных услуг,

  • показателей удовлетворенности потребителей,

  • показателей ресурсного обеспечения.

6.Проведена сертификация СМК независимым Органом по сертификации.

На рис.2. показана документация СМК.

Миссия

Стратегия

Политика в области качества

Цели и задачи предприятия

Система менеджмента качества

Руководство по качеству

Документированные процедуры

(6 обязательных)

Организационная структура предприятия

Матрица ответственности и полномочий

Положение о подразделениях

персонал

процесс

Управление процессами

СТО, МИ, РИ

Должностные инструкции

Записи по качеству



Рис.2.Документация СМК

Документально оформленные процессы и результаты обеспечения качества, а так же сертификация СМК является доказательством, что образовательная организация предоставляет образовательные услуги высокого качества. СМК поднимает творческий потенциал учителей и объединяет коллектив для решения поставленных задач. Благодаря внутренним аудитам проводится непрерывный контроль за выполнением требований всеми структурами образовательной организации, после чего выполняются корректирующие действия по устранению недостатков. Этот процесс постоянного улучшения проводится непрерывно.

Анализируя процесс формирования системы управления качеством в МБОУ СОШ № 1, мы доказываем, что результативность и эффективность деятельности образовательной организации является ключевым аспектом в повышении качества образования.

Литература

  1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ //Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Опубликован 31 декабря 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5976.

  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

  3. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы //Утверждена распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р.

  4. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования» //Введен в действие Приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.12.2011 № 1575-ст.

  5. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Основные положения и словарь» // Введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст.

  6. ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования» // Введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2006 г. № 309-ст.

  7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» // Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2010 г. № 501-ст.

  8. И.А.Соболева, Е.И. Филатов, И.В.Якимова Краткий курс по управлению качеством. Новосибирск, ООО Изд. «Сибпринт», 2008- 88 с.


© 2010-2022