Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Пензенский государственный технологический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки








ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по программе подготовки

«Профессиональное обучение (Педагогическая деятельность) 506»

на тему

«Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе»









Выполнил: Иволгина Инна Валерьевна















Пенза, 2015

содержаниЕ работы

  1. Введение

  2. Применение элементов игрового моделирования в образовательном процессе

  3. Разработка методического семинара «Использование игровых технологий обучения на уроках»

  4. Заключение

  5. Список используемой литературы











ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего специалиста на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу педагогов достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ПОО, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы со студентами в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.

Использование метода игрового моделирования как элемент деловой игры, позволяет сочетать методы и приемы активизации деятельности студентов с целью оказания помощи педагогам в организации педагогического процесса, обучения и знакомства с новыми методами работы. Благодаря игровому моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность по индивидуализации этой работы, с одной стороны, и созданию сплоченного коллектива - с другой.

Цель работы:

Эффективность использования метода игрового моделирования как элемента деловой игры.

Задачи:

  • Изучить научно-теоретические основы методов активного обучения.

  • Раскрыть метод игрового моделирования.

  • Практическое изучение метода игрового моделирования на эффективность методической работы с педагогами.

Применение элементов игрового моделирования

в образовательном процессе

Общая характеристика методов активного обучения

Методы активного обучения - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Крутиков).

Особенности методов состоят в их направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества.

Мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 - 30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%).

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название «активные методы обучения».

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности как обучающих, так и обучаемых. Возможности разных методов обучения в плане активизации учебной и профессиональной деятельности различны и зависят от природы и содержания соответствующих методов, способов их использования, мастерства педагога, подготовленности воспитанников. Использование активных методов обучения, по мнению М.М. Бирштейн, расширяет кругозор, формирует умения и навыки профессиональной деятельности, при этом развиваются и вырабатываются техника перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо, умение формулировать вопросы.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится и к методической работе с педагогами.

Классификация методов активного обучения

Специалисты предлагают разные классификации активных методов обучения. Н.Н. Козленко к активным методам обучения относит деловые игры, метод анализа конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей. В.Я. Платов выделяет две группы активных методов обучения: анализ конкретных ситуаций и игры, которые разделяет на виды.

При использовании метода анализа конкретных ситуаций обучаемым предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной системы. Особенность этого метода состоит в отсутствии ролей. К таким методам относится решение педагогических ситуаций, ситуационных задач, включающих анализ высказываний детей и родителей, детского поведения, творчества и т.д.

В ролевых играх игровой комплекс является динамичной системой, в которой есть ролевое общение. При этом под воздействием решений могут измениться структура и параметры игрового комплекса. Для ролевой игры принципиально важно наличие именно модели управляющей системы. Примером такой игры может служить «разыгрывание» педагогом организации занятия с детьми, роли которых выполняют воспитатели. Руководитель игры может изменять «возраст» детей, от чего зависит изменение методических приемов педагога. В имитационных играх часто имеется только одна тиражируемая роль, не моделируется деятельность руководства, остается лишь модель среды. Примером может быть имитация действий воспитателей в чрезвычайных обстоятельствах, при пожаре и др.

Организационно - деятельностные игры применяют для решения сложных социально-производственных задач, требующих объединения усилий различных специалистов (например, для разработки программы развития ПОО, организации праздника и т.д.).

В деловых играх сочетаются признаки метода анализа конкретных ситуаций и ролевых игр, т.е. в основе деловой игры лежит цельная модель, включающая и объект управления, и управляющую систему.

Классификацию активных методов обучения дают в своей работе «Деловые игры» Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн. Все активные методы обучения авторы делят на два типа: имитационные методы, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные. (рис.1)

Имитационные методы в свою очередь подразделяют на и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций (АКС), разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т.д. Игровые методы подразделяют на:

  • деловые игры;

  • дидактические или учебные игры;

  • игровые ситуации;

  • игровые приемы и процедуры.

Имитационные (воспроизведение существующей модели деятельности)

Неимитационные (там, где нет и не может быть модели предполагаемой деятельности)

неигровые

игровые

Стажировка без выполнения должностной роли

Анализ конкретных (живых) ситуаций, анализ классических ситуаций

Деловые игры

Программированное обучение

Организационно-деятельностная игра

Разбор деловой почты руководителя, документов

Дидактические или учебные игры

Мозговой штурм

Инновационная игра

Действия по инструкции

Игровые ситуации

Выпускная работа

Стажировка с выполнением должностной роли

Тренинг

Разыгрывание ролей

Диалог, полилог, дискуссия

Инцидент

Игровые приемы и процедуры

Методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод)

Игры-проектирование

Рисунок 1. Методы активного обучения

При этом к игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов, в первую очередь различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Сюда относят лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации, осуществляемой преподавателем, лекцию с запланированными ошибками, лекцию вдвоем, проблемную лекцию, творческую задачу - реализующие принцип проблемности; лекцию-пресс-конференцию, лекцию - дискуссию, лекцию - беседу - реализующие принцип диалогового общения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающих с деловой игрой (по количеству) составом элементов и не имеющих формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении, а также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов. Если же игровая ситуация используется в качестве основы, но деятельность участников формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий, регламент, то можно считать, что мы имеем дело с дидактической игрой.

К деловым играм, соответственно, относятся методы, реализующие всю совокупность элементов, а следовательно, и весь комплекс принципов активизации, характерных для методов активного обучения.

Под неимитационными методами понимают стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную работу. По назначению выделяют мотивацию познавательной деятельности, сообщение учебной информации, формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков, освоение передового опыта, контроль результатов обучения (А. М. Смолкин, В. Н. Кругликов).

По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задач; демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумке, оригинальности, быстроты мышления и другие.

По численности участвующих выделяют индивидуальные, групповые, коллективные методы, а также методы, предполагающие работу участников в диадах и триадах.

По месту проведения различают аудиторные и внеаудиторные, выездные, экскурсионные. По принципу использования вычислительной техники выделяют ручные (без использования ВТ); компьютерные игры на ЭВМ и игры с компьютерным обеспечением.

Деловая игра в педагогической системе

После рассмотрения всего комплекса активных методов обучения становятся понятными особенности и место деловых игр. Сегодня термин «деловая игра» часто используется в методической работе ДОУ, однако употребление его не всегда отражает сущность организуемого процесса.

Теоретические основы и практическое применение деловых игр изложены в работах Г.С. Абрамовой, Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, В.Н. Буркова, Ю.В. Геронимуса, Н.Н. Козленке, В.Ф.Комарова, Л.Н. Матросовой, С.Н. Павлова, В.Я. Платова, В.А. Степановича, В.А. Трайнева и др.

Сам термин «игра» у большинства людей ассоциируется с детством, со спортом, профессией актера, в разных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь с положительными эмоциями. Вспоминаются развлекательные игры типа КВН или «Поля чудес».

И действительно, игры нас окружают постоянно. Ю.В. Геронимус называет следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса: удовольствие от контактов с партнерами по игре, от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока, азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций, удовлетворение от успеха, корыстный интерес к денежному выигрышу и др. Поэтому использование игрового подхода в обучении вполне закономерно. Именно на игровые мотивы, по мнению Д.Н. Кавтарадзе, во многом опираются активные методы обучения.

Что же такое деловая игра? Определений понятия «деловая игра» в литературе много. Я.М. Бельчиков и М.М. Бирштейн предлагают следующую трактовку: деловая игр в широко распространенном, обычном понимании - это метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека с ЭВМ в диалоговом режиме.

Другой разработчик деловой игры - Ю.С. Арутюнов - считает, что деловую игру можно рассматривать как новую область деятельности и научно-технического знания, как имитационный эксперимент, как форму ролевого общения, как метод обучения, исследования и решения производственных задач.

В.Н. Бурков и его последователи называют деловой игрой имитацию на модели производственной, хозяйственной и организационной деятельности в учебных и исследовательских целях.

Деловая игра - это имитация реальных производственно-экономических процессов на игровой модели с целью формирования у обучаемых экономического мышления, такое определение дает Н.Н. Козленко. Деловая игра, подчеркивает С.Н. Павлов, активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемого объекта для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.

Эти определения различаются выделением каких-либо особенностей деловых игр. В первом подчеркнута роль компьютера, во втором - не только учебная, но и исследовательская цель, в третьем - развитие экономического мышления, в четвертом - ролевая особенность деловой игры и отнесение ее к активным методам обучения.

Подготовка и проведение деловой игры - процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные ее элементы или содержание без изменения модели. Наблюдения позволяют сделать вывод, что часто «не идут» те игры, в которых слабо отработана сама игровая модель действий участников. Необходимо помнить, что они не могут предварять семинары, практические занятия, а должны проводить в конце обучения.

Структура метода игрового моделирования

Выделяют четыре структурные группы элементов игрового моделирования, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм вместо нее могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда,

  1. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается способах формирования команд, определении и распределении ролей,

  2. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.

  3. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двухплановости выполняется при осуществлении всех перечисленных выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы, как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.








МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ПО ТЕМЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ.


«Игра есть подлинно человеческое занятие,

и только тот, кто играет, может быть назван человеком»

(Ф.Шиллер).

Цель: повышение методической и профессиональной компетенции преподавателей по использованию игровых технологий обучения на уроках

Задачи:

1. Оказать методическую помощь преподавателям по использованию элементов игрового обучения на уроках.

2. Выявить наиболее оптимальные игровые технологии для внедрения в учебный процесс.

Работа семинара.

Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

РАБОТА В ГРУППАХ СО СХЕМОЙ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные виды деятельности - игра, учеба, труд.

РАБОТА В ГРУППАХ выполнение задания тестового типа на соответствие терминов и определений.

Игра - вид непродуктивной деятельности, целью которой является развлечение, отдых, а не производство материальных благ.

Характерные черты игры:

  • существование правил

  • условная ситуация

  • использование замещающих предметов

  • цель - удовлетворение интереса

  • развитие личности (обогащение, необходимые навыки)

Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности.

Учение (учеба) - вид человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

Труд - вид человеческой деятельности, направленной на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения потребностей человека.

Ученые выработали учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому

  • что именно она формирует на каждом возрастном этапе важнейшие черты личности.

  • что в ее русле развиваются все другие виды деятельности в течение жизни человека.

РАБОТА В ГРУППАХ заполнение таблицы, обсуждение полученного результата

Возрастной период

Ведущий вид деятельности

Сопутствующий/дополнительный вид деятельности

Студент до поступления в школу

Игра

Постепенное обучение и посильный труд

Школьник

Учение (учеба)

Труд, игра в свободное время

Студент

Общение (так считают многие исследователи)

Учение и новые игры

Взрослый

Труд

Учеба, игра, общение в свободное время

Игра - наиболее доступный для детей, подростков вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения, активность, развивающаяся потребность в общении.

Обучаясь в ходе игры человек, и не подозревает о том, что чему-то учится. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна, прежде всего, цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как игра, как бы, не имеет видимой для игрока цели. На обычном традиционном уроке нетрудно указать источник знаний. Это - преподаватель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога и в форме диалога. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. В процессе игры студент развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра - это практика развития.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ЭЛЕМЕНТА с целью сменить состав групп.

Функции игр.

РАБОТА В ГРУППАХ, определение основных функций игры.

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:

  • Обучающая функция.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она способствует развитию общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

  • Функция самовыражения и самореализации человека.
    Игра дает развитие воображению, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры, и активизирует мыслительную деятельность ученика. В игровой ситуации у обучающегося появляется возможность для самореализации и проявления творческих способностей, для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

  • Коммуникативная функция.
    Игра - это деятельность, в которой студенты вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игры дают возможность моделировать разные ситуации общения, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.

  • Диагностическая функция.
    Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

  • Релаксационная функция.
    Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает студент в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Она уместна во многих случаях: если студенты устали и им нужно отдохнуть, если расшалились и их нужно успокоить. На игровом уроке значительно повышается активность детей и снижается их утомляемость.

  • Функция коррекции.
    Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
    Игра развивает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

  • Развлекательная и мотивирующая функции игры.
    Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии выводящей на развлекательность.
    Игра без получения удовольствия невозможна.

Превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение повышает интерес к изучению определённого предмета, создает у студент положительную мотивацию и стимул к обучению. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это - мощное стимулирующее средство.

Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления приобретённых знаний, третье - на проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать свою значимость в коллективе.

РАБОТА В ГРУППАХ по заполнению таблицы

При организации игр на уроках учителю необходимо учитывать качественные характеристики игровой деятельности:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию обучающихся, позволяет получить удовольствие от самого игрового процесса;

  • активный, творческий характер деятельности, в значительной мере импровизированной, направлен на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации;

  • эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить исключают такое понятие как «поражение», потому что в выигрыше оказываются все;

  • наличие правил, отражающих содержание игры, логическую последовательность её развития.

Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намеренья не обеспечивают полезности применения средств: нужны ещё знания и умение использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно также использование игры на уроке требует соблюдение некоторых правил:

РАБОТА В ГРУППАХ формулирование правил использования игровых элементов на уроке

  • свободное и добровольное включения детей в игру: не навязывания игры, а вовлечения детей в неё;

  • в игре учащиеся должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях;

  • нельзя вовлекать детей в слишком азартные игры, в игры на деньги и вещи, в игры содержащие в своих правилах действия нарушающие общепринятые нормы морали;

  • в игре не должно унижаться достоинство её участников, в том числе и проигравших;

  • игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер её участников;

  • ученики должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;

  • игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имён, правил, формул);

  • учитель должен организовывать и направлять игру, при необходимости сдерживать, но не подавлять, и стараться обеспечивать каждому участнику возможности проявления инициативы;

  • игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.

Естественно, это лишь некоторые, наиболее общие правила, для каждой игры правила разрабатываются свои.

Серьезным препятствием к использованию игры в обучении и воспитании является профессиональная педагогическая подготовка и педагогический опыт.

Во-первых. Очень многие функции в работе педагога можно назвать «инспекторскими»: поддерживать дисциплину, следить за правильным своевременным выполнением заданий и т.п. В игре инспекторские функции практически являются запрещенными: они разрушают сущность игры. Разумеется, организатор игры решает педагогические задачи, но в отличие от «классического» педагога он лишен возможности прямого воздействия на игроков, он не может непосредственно приказать игрокам, наказать нарушителей, объяснить как нужно правильно действовать. Задача организатора игры сделать так, чтобы игрокам «приказала, наказала и объяснила» игра.

Во-вторых. Организатор игры может только влиять на ход игры, но не может определять его. В этом смысле результаты игры, в отличие от других форм педагогической работы непредсказуемы (в смысле жестко заданного результата). Игра продукт коллективного творчества и вклад игроков в ней сравним с вкладом организатора игры. Это связано с различием типов педагогических целей игры и учебного занятия. В игре важно не освоение определенных знаний, умений и навыков (хотя и такое случается), а построение личного отношения и личного понимания прожитых на игре событий. Личное отношение не может быть правильным или не правильным, оно либо возникает, либо нет. И отношение игроков к прошедшей игре может быть совсем не таким, какое предполагали организаторы игры.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав различную методическую литературу, несложно придти к выводу. Что для активизации деятельности педагогического коллектива при подготовки к очередному методическому мероприятию, для привлечения их интереса к тематике предстоящего события педагогу важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Для проведения методический мероприятий я часто включаю элементы деловой игры - такие как - метод игрового моделирования.

Этот метод может быть применен на любом методическом мероприятии. Например, в нашем колледже частью методического семинара на тему: «Использование игровых технологий обучения на уроках» стало игровое моделирование.

Итак, практика показала, что конечный результат любого методического мероприятия будет высок. А отдача максимальна, если при его проведении использовать разнообразные методы включения педагогов в активную работу. Выбор методики должен определяться целями и задачами мероприятия, особенностями его содержания, контингентом педагогов и состоянием воспитательно-образовательного процесса.

Проведение игрового моделирования эффективно в заключительной части методического мероприятия. Творчески организованная методическая работа обеспечит профессиональный рост педагогов, нацелит их на использование своих знаний в конкретных ситуациях и поможет им провести самоанализ деятельности.

Метод игрового моделирования повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.


Список использованной литературы

  1. Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 2014.

  2. Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 2014.

  3. Атутов Н.В. Технология и современное образование. - М.; Педагогика.2006

  4. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. - М.: Издательский центр АПО, 2000.

  5. Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.

  6. Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 2009 г.

  7. Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 2008 г.

  8. ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 2008 г.

11.fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

12.knigi-2004.narod.ru/knigi-rossii-2004/data/index_25243.htm «Педагогическое образование и наука»;

13.charko.narod.ru/tekst/an4/1.html Современные образовательные технологии

1september.ru/ Электронное издание «1 сентября»

14. school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.

15.tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4 непрерывная подготовка учителя технологии.






© 2010-2022