Оценочные средства для итоговой аттестации студентов

Оценочные средства для итоговой аттестации студентов по специальности "Корреционная педагогика в начальном образовании" составлены с учетом требований. Содержат тестовые задания, практические задачи. Тест составлен с учетом теоретического материала и практических заданий, а также внеаудиторной самостоятельной работы студентов в процессе изучения курса "Педагогика". Педагогические задачи помогут преподавателю проверить умения студентов применять теоретические знания, адаптировать знания с учетом ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОАОУ СПО Астраханский социально-педагогический колледж

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

_________Мидонова Н.В.

_______2014г.

Оценочные средства

для проведения промежуточной аттестации

по учебной дисциплине «Педагогика»

по специальности 050715

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Форма проведения оценочной процедуры

экзамен




Рассмотрены на заседании ПЦК педагогики и психологии

Протокол №___от ___________

Председатель ПЦК ______________Терентьева Т.Е.














Астрахань, 2014




















Разработчик:

ОАОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»,

преподаватель педагогики Т.Н. Канаева


I.Паспорт комплекта оценочных средств

Таблица 1

Предмет оценивания

Объект оценивания

Показатели оценки

У. 1 Оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Отбор методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами.

У. 2 Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления

Описание анализа педагогической деятельности, педагогических фактов и явлений

У. 3 Находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

Отбор и анализ информации, компиляция необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

У. 4 Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Ориентация в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

З.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Понимание особенностей педагогики как науки

Знание функций педагогической науки

Выявление связей педагогической науки и практикой

Определение структуры педагогической науки.

З.2 Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Понимание сущности, значения цели и целеполагания.

Знание методологических требований к определению целей образования.

Выбор источников педагогического целеполагания.

Определение этапов и методики целеполагания.

Приведение примеров из практики

З. 3Принципы обучения и воспитания

Описание отличительных особенностей понятий

Понимание закономерностей обучения и воспитания в современных концепциях обучения и воспитания.

Изложение выводов о способах реализации принципов обучения и воспитания

Приведение примеров из практики.

З.4 Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

Понимание педагогического процесс как системы.

Знание закономерностей и принципов педагогического процесса.

Перечисление основных компонентов целостного педагогического процесса.

Распознавание этапов педагогического процесса.

Описание видов и типов образовательных учреждений.

Выявление особенностей организации педагогического процесса в разных типах ОУ

Изложение вариативности учебно-методического обеспечения в начальной школе, знание содержательных линий и особенностей построения.

Приведение примеров из практики.

З.5 Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Знание форм организации урочной и внеурочной деятельности.

Раскрытие сущности методов и приемов обучения и воспитания.

Перечисление типов уроков и внеурочных форм занятий.

Объяснение структуры форм организации урочной и внеурочной деятельности в различных видах обучения.

Изложение современных требований к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Выявление особенностей подготовки учителя к проведению урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе и специальных коррекционных классах.

Понимание особенностей использования современных информационных средств в обучении и воспитании школьников.

З.6 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Выявление особенностей мотивов учения школьников, их изучения, формирования и развития.

Определение роли познавательного интереса в обучении.

Описание развития познавательной активности и самостоятельности в обучении.

Объяснение сущности принципов развивающего обучения.

Изложение основных концепций развивающего обучения.

Знание психолого-педагогических основ и критериев дифференцированного обучения

З.7 Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Понимание сущности готовности и адаптации к школе.

Описание периодов адаптации, понятий «школьная и социальная дезадаптация»

Распознавание факторов и механизмов развития дезадаптационных нарушений в младшем школьном возрасте.

Выявление основных видов депривации.

З.8 Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Знание источников и механизмов развития личности ребенка.

Определение влияния средовых факторов на развитие личности.

Описание кризисов развития детей школьного возраста.

Выявление критериев явления «норма - аномалия».

Перечисление видов отклонений в развитии детей и подростков.

Понимание существенных типичных особенностей детей с ЗПР.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с ЗПР

З.9 Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Определение понятия «одаренность».

Перечисление форм проявления одаренности. Описание организации обучения и развития детской одаренности.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Объяснение понятия «девиантное поведение», его видов.

Перечисление социально-педагогических причины отклоняющегося поведения.

Выявление особенностей коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением

З. 10 Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

Изложение уровней деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания.

Понимание приемов привлечения учащихся к целеполаганию».

Объяснение сущности рефлексивных умений обучающихся в процессе организации и анализа процесса и результатов обучения..

З.11 Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Изложение понятия диагностики, ее значения и функций.

Определение понятия обучаемости и обученности.

Выявление взаимосвязи темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Перечисление видов, форм и методов контроля. Описание педагогических условий эффективности контроля.

Объяснение критериев и норм оценивания.

Изложение педагогических основ оценочной деятельности педагога в специальных (коррекционных) классах.


Описание правил оформления результатов оценивания


«отлично» - выставляется обучающемуся, показавшему результаты тестирования в пределах 85-100%, обнаружившему умение свободно выполнять практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой учебной дисциплины, усвоившему взаимосвязь основных понятий в их значении для приобретаемой специальности, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании программного материала.

«хорошо» - выставляется студенту, показавшему результаты тестирования в пределах 70-84 %, успешно выполнившему практические задания, максимально приближенные к будущей профессиональной деятельности в стандартных ситуациях, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по учебной дисциплине, способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности. Содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.

«удовлетворительно» - выставляется обучающемуся, показавшему результаты тестирования в пределах 50-69%, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой учебной дисциплины, обладающему необходимыми знаниями, но допустившему неточности в определении понятий, в применении знаний для решения профессиональных задач, в неумении обосновывать свои суждения.

«неудовлетворительно» - выставляется студенту, показавшему результаты тестирования менее 50%, не справившемуся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой учебной дисциплине.

II. Комплект оценочных средств.


Задание 1 Теоретические вопросы

(компьютерное тестирование)

  1. Педагогика-это наука о

Выберите один из 5 вариантов ответа:

воспитании человека в современном обществе

способах научного познания

психологических особенностях личности

физиологических закономерностях развития личности

подготовке учителя к работе в школе

  1. Объектом педагогики является

Выберите один из 5 вариантов ответа:

  1. воспитании человека в современном обществе

2) способах научного познания

3) психологических особенностях личности

4) физиологических закономерностях развития личности

5) подготовке учителя к работе в школе


  1. Предметом педагогики является

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) теории воспитания

2) методы воспитания

3) психологические особенности личности

4) закономерности воспитания

5) отношения между воспитателем и воспитанником

  1. Цель - это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) предвосхищаемый результат деятельности

2) предметная проекция будущего

3) конечный продукт деятельности

4) образовательный продукт, который должен быть создан за определенный промежуток времени

5) все ответы верны

  1. Целеполагание - это

Выберите один из 6 вариантов ответа:

1) личностная функция, обеспечивающая процесс построения мысленного образа будущего результата деятельности, осознание и субъективное принятие этого образа, а также регуляцию собственной деятельности субъекта, направленной на достижение цели

2) умение участника деятельности ставить цели и планировать их достижение

3) возможность субъекта деятельности предвидеть конечный результат и регулировать процесс его достижения

4) интерес педагога и учащихся как субъектов деятельности в получении конечного продукта и сознательная регуляция собственной деятельности, направленной на получение его

5) возникновение целей, их выявление, определение, осознание

6) все ответы верны

  1. Основными признаками проявления целеполагания являются

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) ориентация на результат

2) освоение общего способа действия

3) доминирующие мотивы

4) умения моделировать и планировать действия

5) все ответы верны

7.Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к его содержанию, методам и организации. Соотнесите содержание принципов:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, признание ценности его личности

2) исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения

3) формирование отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностям, основам жизни - добру, истине, красоте.


__ принцип ориентации на ценностные отношения

__ принятие ребенка как данности

__ принцип субъекности


  1. Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Педагогические процессы имеют циклический характер. Заключительный этап завершает цикл педагогического процесса. Определите его содержание.

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности

2) прогнозирование хода и результатов педагогического процесса

3) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников

4) исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств протекания педагогического процесса

5) анализ достигнутых результатов

6) создание благоприятных условий

7) определение причин неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу

8) планирование действий коррекции

  1. Дидактика как наука решает следующие задачи

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) определяет педагогические основы содержания образования

2) изучает проблемы обучения на родном языке

3) исследует сущность, закономерности, принципы обучения, пути его развивающего и воспитательного воспитательного влияния на учащихся

4) изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения

5) опирается на принципы обучения

6) разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения

7) исследует проблемы успеваемости учащихся

8) определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях

  1. Обучение - это

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) важный и надежный способ получения систематического образования

2) специфический процесс познания

3) управляемый педагогом процесс овладения умениями

4) двусторонний процесс

5) двусторонний, познавательный, целенаправленный, планомерный, управляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками

  1. Логика учебного процесса - это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала. В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы ...

Выберите несколько из 10 вариантов ответа:

1) как увлечь учеников

2) как поставить познавательную задачу перед учащимися

3) как организовать общение

4) какой фактический материал подать

5) в каком плане и в каком объеме нужно подать материал

6) как помочь слабым

7) какие вопросы поставить

8) как понравиться ученикам

как понравиться ученикам

9) какие самостоятельные работы предложить

10) какие задания для наблюдения и продумывания организовать

  1. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на группы:

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии

3) уроки общеметодологической направленности

4) уроки развивающего контроля

5) урок постановки учебной задачи

6) урок решения частных задач с применением открытого способа

7) урок моделирования и преобразования модели

8) урок контроля и оценки

9) уроки решения учебной задачи

  1. Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. На методы обучения наибольшее влияние оказывают те источники, из которых черпают знания учащиеся. Соотнесите источник знаний и методы:

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков

2) наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия;

3) устное или печатное слово


__ наглядные

__ словесные

__ практические

  1. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований:

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1) должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

2) содержать только достоверные и научно проверенные факты;

3) включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений

4) иметь четкую логику изложения

5) быть эмоциональным

6) соответствовать логике построения науки

7) излагаться простым и доступным языком

8) отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

9) увлекать необычностью содержания

  1. В нравственном развитии личности различают следующие уровни:

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) смыкание образа и слова

2) синкретический

3) автономной морали

4) нормы и правила становятся личными убеждениями

5) соглашение о том, что и как будут делать

6) конвенциональный

  1. Поощрение - это…

Выберите один из 7 вариантов ответа:

1) возбуждение положительных эмоций

2) создание приятного настроя создание приятного настроя

3) положительная оценка поведения

4) доверие в виде поручения

5) внимательном отношении к успехам и неудачам

6) положительная оценка действий воспитанников, закрепляющая их навыки и привычки.

7) чувство собственного достоинства

  1. Наказание - это

Выберите один из 10 вариантов ответа:

1) метод педагогического воздействия

2) предупреждение нежелательных поступков, торможение их

3) чувство вины воспитанника перед собой и другими людьми

4) наложение дополнительных обязанностей

5) выражение морального порицания

6) лишение или ограничение определенных прав

7) неодобрение

8) замечание

9) порицание

10) предупреждение

  1. Под средствами обучения понимают материальные или идеальные объекты, которые используются учителем или учениками для усвоения знаний. Существуют следующие виды технических средств обучения:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) визуальные

2) аудиальные

3) информационные.

4) контроля знаний.

5) программированного обучения.

6) комбинированные.

7) тренажеры

8) вербальные

  1. Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Различают следующие виды:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) оздоровительная

2) трудовая

3) досуговая

4) танцевальная

5) познавательная

6) оздоровительно-спортивная

7) художественная

8) соревновательная

20. Лица с мотивом стремления к успеху:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход

2) ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

3) выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку

4) не стремятся получить информацию или игнорируют ее

5) стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее

6) самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

7) умеренное, реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее

8) чаще, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

21. Лица с мотивом избегания неудач:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) активно ищут ситуации соревнования, риска с личной ответственностью за исход

2) ставят либо очень легкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку

3) выбирают цели несколько выше средней степени трудности, успех в которых позволяет подтвердить самооценку

4) не стремятся получить информацию или игнорируют ее

5) стремятся к получению обратной связи и реагируют на нее

6) самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств

7) умеренное, реалистичное планирование, при высоком уровне достижений включается ориентация на отдаленное будущее

8) чаще, заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей

22. Для развития социальных мотивов учения используют установки учителя по отношению к учащимся:

Выберите один из 6 вариантов ответа:

1) активно-положительная

2) ситуативная

3) нейтральная, безразличная

4) скрыто отрицательная

5) функциональная

6) все ответы верны

23. Процесс сопровождения каждого ребенка в классах коррекционно-развивающего обучения проходит несколько этапов:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) диагностический этап

2) изучение медико - психолого - педагогических особенностей конкретного ребёнка.

3) поисковый этап

4) разработка и уточнение индивидуального образовательно - коррекционного маршрута каждого ребёнка

5) деятельностный этап

6) скоординированная деятельность специалистов разного профиля согласно избранной стратегии работы с ребёнком

7) рефлексивный этап

8) анализ деятельности и результатов динамической диагностики

24. Перечислите принципы развивающего обучения

Выберите несколько из 9 вариантов ответа:

1) принцип ведущей роли теоретических знаний

2) принцип творческого характера развития

3) принцип совместной деятельности и общения

4) принцип осознания процесса учения

5) принцип ведущей деятельности

6) принцип учета сензитивных периодов развития

7) принцип определения зоны ближайшего развития

8) принцип амплификации детского развития

9) принцип единства аффекта и интеллекта

25. Важнейшим научным основанием организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения является теория формирования учебной деятельности. В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят:

Выберите несколько из 6 вариантов ответа:

1) учебные ситуации (или задачи);

2) учебная цель

3) характер эмоциональной окрашенности

4) учебные действия

5) актуализация наличного теоретико-познавательного интереса

6) действия контроля и оценки

26. В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре УД выделяются:

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) потребность;

2) учебные ситуации

3) учебная задача;

4) мотивы учебной деятельности

5) учебные действия и операции.

27. Определите содержание понятий УД:

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) цель по овладению обобщенными способами действий

2) направлены на выделение всеобщих отношений, ведущих принципов, ключевых идей данной области знаний, на моделирование этих отношений, на овладение способами перехода от всеобщих отношений к их конкретизации и обратно

3) стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области

4) общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения

__ потребность УД

__ учебная задача

__ мотивы учебной деятельности

__ учебные действия

28. Перечислите основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности

2) принцип ведущей роли теоретических знаний

3) принцип быстрого темпа прохождения учебного материала

4) принцип осознания процесса учения

5) принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

6) принцип ведущей деятельности

7) принцип учета сензитивных периодов развития

29. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования. Адаптацию связывают в основном с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о…

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) физиологической адаптации

2) неустойчивом приспособлении

3) острой адаптации

4) психологической адаптации

5) резких перепадах настроения

6) социальной адаптации

7) желании и умении ребенка принять новую роль

8) развитии умения налаживать контакт

30. Технология коррекционно-развивающего обучения включает

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) развивающий компонент

2) информационный компонент

3) воспитательный компонент

4) управленческий компонент

5) развивающий компонент

31. Одаренность - это:

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) стремление к максимальному успеху

2) значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей

3) способность выполнять творческие задания

4) психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определенного вида деятельности

5) исключительные способности

32. Существуют различные виды одарённости. Общая интеллектуальная и академическая одаренность - это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности

2) способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или блестяще исполнять, использовать то, что уже создано

3) исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми

4) быстрое овладение основополагающими понятиями, легкое запоминание и сохранение информации

33. Под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.

Одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. Различает следующие виды неблагополучных семей:

Выберите несколько из 7 вариантов ответа:

1) конфликтная

2) аморальная

3) педагогически некомпетентная

4) асоциальная

5) семьи с недостатком воспитательных ресурсов

6) нравственно неблагополучные семьи

7) все ответы верны

34. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций, определите их содержание:

Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа:

1) возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса

2) определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным

3) выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю

4) помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса

5) соответствие достигнутых учащимися знаний - умений - навыков установленным государством эталоном (стандартам)

6) любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика

__ социальная функция

__ воспитательная функция

__ эмоциональная функция

__ образовательная функция

__ управленческая функция

__ информационная функция

35. При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

Выберите несколько из 8 вариантов ответа:

1) результатов промежуточной аттестации обучающихся

2) системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии

3) обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

4) коммуникативных и информационных умений;

5) результатов итоговых работ

6) системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни

7) ценностных ориентаций обучающегося;

8) индивидуальных личностных характеристик

Задание 2 Практические задания

(устное решение педагогических задач и ситуаций)

Задача 1 К. Д. Ушинский разрабатывал основы педагогики как науки, но вместе с тем утверждал, что педагогическая наука является искусством. Он писал: «Воспитатель есть художник; школа - мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества».

Отечественный педагог П. П. Блонский говорил: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Проанализируйте мысли К. Д. Ушинского и П. П. Блонского:

1. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству?

2. Противоречит ли этому высказывание П. П. Блонского?

3. Чем же является педагогика: наукой или искусством?

Задача 2 Являются ли способности человека врожденными? Из предложенных ответов выберите правильный, доказав ошибочность одного-двух ответов.

1. Несомненно. Человек рождается с различными способностями. В генетической структуре зафиксировано проявление способностей каждого человека.

2. Человек рождается с набором определенных способностей, которые были характерны для родителей.

3. Способности представляют собой психические свойства личности, сформированные после рождения. Человек рождается с набором потенциальных возможностей формирования способностей. В их становлении, развитии ведущую роль играют среда, воспитание и деятельность личности.

4. Способности человека нельзя отнести к врожденным свойствам. Они образуются исключительно в ходе пожизненного формирования. Качества способностей всецело зависят от социальных условий жизни личности.

Задача 3 Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен Знаменитый древнегреческий оратор Демосфен имел шепелявый выговор. Над ним смеялись, не слушали его речей. К. С. Станиславский в детстве отличался исключительной неловкостью, был неуклюж и косноязычен; он даже и не помышлял быть актером. Исаак Ньютон в детстве был слабоуспевающим учеником.

Проанализируйте альтернативные суждения об этих явлениях.

1. У названных лиц никаких особых способностей не было. Счастливые случайности, стечение благоприятных обстоятельств жизни помогли им прославиться.

2. Очевидно, у них были задатки к определенным видам деятельности, но они не могли проявиться в детстве в силу отсутствия социальных условий, воспитания.

3. У названных людей не было каких-то определенных задатков к деятельности, с которой была связана их жизнь. Их успех - это исключительно результат труда и самовоспитания.

4. Бессмысленно говорить о каких-то показателях способностей людей к определенному виду деятельности.

Задача 4 Дагестанская поэтесса Фазу Алиева в стихотворении «Разговор с сыном» пишет:

Ты, сын мой, должен помнить:

От того ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской - во много раз трудней.

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут...

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись по праву,

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе - злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту,

Живи, других любя.

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье - корень наших многих бед,

Убийства всех достоинств в человеке -

Безделье.

И позорнее вовеки

Порока не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл ...

И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

1. Проанализируйте содержание стихотворения с позиций задач и закономерностей воспитательного процесса.

2. Какие качества личности поэтесса выделяет как ведущие?

Задача 5 Приближались зимние каникулы. В педагогическом коллективе обсуждался план воспитательной работы с учащимися. Учительница III класса, молодая выпускница пединститута, делилась с коллегами, какие мероприятия она предполагает провести с ребятами:

- Во-первых, мои дети любят кататься на лыжах. Организую с ними лыжный поход в районный центр. Во-вторых, будем читать книгу «Возвращение резидента». Они смотрели кинофильм, а это - продолжение событий. В-третьих ...

-- Подождите, Нина Ивановна,- перебила ее другая учительница.- Вы что же думаете? Что ваши дети такие уж акселераты, что и в десятикилометровый поход в районный центр махнут запросто? И будут следить за логической коллизией похождений героев повести «Возвращение резидента»? Это смело.

- Но мои дети развиты,- пыталась отстаивать свою позицию Нина Ивановна.

1. Как вы относитесь к планам воспитательной работы Нины Ивановны?

2. Требования какого принципа воспитания были нарушены при определении воспитательных мероприятий?

Задача 6 На уроке ознакомления с окружающим миром в 1 классе; рассказывая о правилах личной гигиены, учительница подошла к ученику, у которого была немытая шея, и сказала:

- Ты - как тот Славик, который, увидев в зоопарке жирафа, сказал: «Вот хорошо, что я на него не похож».- «А то, что же?» - «Да пришлось бы ежедневно мыть такую длинную шею».

1. Оцените данную ситуацию с позиции требований принципов воспитания.

2. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Задача 7 В IV классе пришел новый учитель. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней.

Нина Г. имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку да еще похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины Г., узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив «не принимали».

Учитель не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина Г. прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее «приняли» к себе. Уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения применения воспитательных методов.

Задача 8 Вот как поступал В. А. Сухомлинский. Когда в школу приходил первоклассник, он сажал яблоньку «за маму», потом - «за папу» и т. д. Ребенок ухаживал за деревцами, а когда они начинали плодоносить, первое яблоко он нес маме...

Проанализируйте воспитательный эффект такой работы.

Задача 9 Ученик часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша». После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.

1. Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации?

2. Требования каких принципов нашли реализацию в предложенной педагогической ситуации?

Задача 10. Петя учился уже в IV классе. Он старательно выполнял все задания, был послушным мальчиком. Но как-то уединенно держался по отношению к своим товарищам.

Классная руководительница Антонина Сергеевна посещала учеников дома. Зашла и к Пете. Он был один, что-то мастерил. Поговорив с Петей, Антонина Сергеевна обратила внимание на большую фарфоровую чашку на столе.

- Это тебе кто-то подарил?

- Нет, это мама давно купила. Копилка.

Учительница попробовала поднять. Тяжело. Видно, много денег туда набросали.

И много уже собрали? Всей семьей?

- Уже много,- с радостью заговорил Петя.- Это мои, с первого класса.

- А ты что же, зарабатываешь уже деньги? - поинтересовалась Антонина Сергеевна.

- Нет. Это папа и мама дают мне за учебу и за поведение.

- Как это?

- Если получаю пятерку, то пять рублей дают, и я бросаю в копилку.

- А за четверку?

- Четыре рубля. Если получу тройку, то только три. За хорошее поведение сразу десять рублей в конце недели.

- Ого! - задумчиво произнесла Антонина Сергеевна.- А куда же ты собираешься истратить эти деньги?

- Еще не знаю. Но мама говорит, что так можно накопить на какую-нибудь вещь...

1. Проанализируйте данную педагогическую ситуацию с точки зрения использования методов воспитания.

2. Какой метод воспитания в данном случае используют родители и как вы относитесь к нему?

3. Что бы вы посоветовали родителям?

Задача 11 В классе первоклассников учитель использует следующий прием. В конце урока он садится за парту и просит детей наблюдать за его действиями по уборке рабочего места. Сначала берет посуду с водой, идет к раковине, выливает воду, моет посуду, ставит на полку. Возвращается к парте, берет кисточку, идет к раковине, моет ее, ставит в стаканчик. Так ходит за каждым отдельным предметом (салфеткой, клеенкой, тряпочкой, красками, подставками для кисточек и т. д.). Затем спрашивает ребят, сколько раз пришлось ходить. Считают. Советуется с ребятами, как можно ускорить эту работу. Некоторые предлагают быстрее бегать. Тогда учитель просит еще раз проследить, как он будет действовать теперь- Он берет s правую руку посуду с водой н кисточку, а в левую - все остальные предметы в определенном порядке. По пути к раковине все раскладывает по местам, моет посуду и кисточку и садится на место. делается вывод, как и почему второй прием работы быстрее, экономичнее. Дети тут же начинают упражняться в выполнении этих действий; хором проговаривают каждое свое действие, проделывают его, добиваются аккуратности, быстроты.

1. Какие общеучебные умения формируются у учащихся?

2. Дайте свои предложения или составьте упражнения по формированию у учащихся I класса организационно-режимных умений: умения по организации рабочего места; умения использовать различные учебные принадлежности.

Задача 12 В начальных классах часто используется обсуждение сказок. Учащимся после прочтения сказок задают вопросы:

- Кого из героев ты бы выбрал в друзья и почему?

- Как ты поступил бы в подобной ситуации? Почему ты считаешь, что так лучше? (Избирается конфликтная ситуация.)

- Есть ли ii этой сказке герой, которому нужна помощь? Ты хочешь ему помочь? Почему? Как бы ты это сделал?

- А есть ли злые, плохие, отрицательные герои сказок, которым ты бы согласился помочь стать добрыми, стать лучше? Как бы ты это сделал?

- Как ты узнаешь главных героев сказки?

1. С какой целью учащимся задают такие вопросы? Какие знания и качества личности предполагается сформировать у учащихся?

2. Выберите известную вам сказку и составьте систему вопросов для учащихся по формированию нравственных представлений.

Задача 13 Два ученика II класса. Олег и Саша, соседи по парте, начали «обмен ударами». «Дуэль» была прекращена учителем, который тут же пересадил Сашу за другую парту... Во время «разведения вражеских сил» слышались взаимные обвинения в драчливости. Рассмотрение конфликта показало, что первым толкнул соседа Олег (он и не возражал против этого). Выяснилось также: столкновение не произошло неожиданно для его участников - ему предшествовал достаточно длительный период напряженности в их отношениях.

За два месяца до описанного события Сашу как слабого ученика, к тому же со сварливым характером. посадили рядом с Олегом на «перевоспитание». Этот прием использовался и ранее и всегда приводил к положительным последствиям. Почему же на этот раз испытанный механизм перевоспитания не сработал?

Дело в том, что подопечный вел себя очень бесцеремонно. В частности, он почти каждую минуту склонял голову над тетрадью «шефа», что само по себе мешало нормальной работе. Но с этим неудобством Олег мирился, Его возмущало другое - то, что Саша, заглядывая ему в тетрадь, пытался сделать в ней необходимые, по его мнению, исправления, поскольку, несмотря на скромные успехи в учебе, был очень самонадеянным мальчиком.

И вот нервы Олега не выдержали - он оттолкнул руку Саши, которая в очередной раз протянулась к его тетради. Ответ не заставил себя ждать». (Гильбух Ю. 3., Картышева Е. И., Митько Г. П., Якушева Я. С. Этические знания - путь к формированию товарищеских взаимоотношений//Початкова школа. -1988.-№ 1,-С. 59 -60.)

1. Оцените эффективность такой формы оказания помощи учащимся,

2. Как бы вы поступили в этой ситуации, будучи на месте учителя?

Задача 14. По инициативе Детского фонда в нашей стране стали создаваться семейные детские дома. Предполагается, что обыкновенная семья берет на воспитание 10-12 сирот, которые воспитываются вместе с родными детьми. Сироты обретают свою семью, а государство дает этой семье дом, деньги, иную помощь.

Как вы относитесь к подобной форме нравственного оздоровления общества и духовного спасения детей-сирот? Из предложенных альтернативных суждений остановите свой выбор на тех, в которых более полно выражена ваша точка зрения на проблему-

1. Инициатива Детского фонда весьма ценная. Хорошо, что она получила поддержку правительства. Но трудно поверить, что, собрав 10-12 детей с различными генотипами, удастся создать дух семейных отношений.

2. Такой подход к преодолению трагедии сиротства можно лишь приветствовать- Родители с багажом духовных ценностей смогут создать прекрасные условия для нравственного возрождения детей-сирот, для их полноценного развития.

3. Подобная затея - это лишь попытка переложить государственные заботы на плечи отдельных лиц. А не получится так, что это будет детский дом с казенным уставом в миниатюре?

4. Несомненно, что необходимо искать оптимальные пути оказания нравственной помощи детям-сиротам. И семейные дома при разумном подходе к их организации, комплектовании разновозрастными детьми, мальчиками и девочками - важный путь духовного оздоровления, свидетельство истинного милосердия. Но это временная мера. Необходимо в каждом юноше и девушке формировать с детства дух материнства, отцовства- А если уж отказались от ребенка, то такие граждане должны по закону выплачивать определенные суммы денег, затрачиваемые на воспитание детей до их совершеннолетия.

5. Правильного ответа нет.

Задача 15. Отец в свободное от службы на железной дороге время строил погреб. Жена была на работе в колхозе, старшие дети (а в семье росло 8 сыновей) были в школе. Дома оставался лишь шестилетний Ваня. Отец сам не управлялся с раствором, который быстро остывал в корыте.

- Ваня, - обратился отец к сыну, - ты мне помоги, а то не успеваю. Бери лопатку и, как сможешь, шевели ею в корыте.

Ваня сделал серьезное выражение лица, потянул носом и ответил отцу:

Если надо, то надо. Почему бы не помочь,

И принялся шевелить лопатой в корыте, не давая остывать раствору.

Сосед, увидев, как трудится Ваня, начал ругать отца Вани: «Что ты шестилетнего впряг? Калекой сделать его хочешь? Это же эксплуатация. Беречь детей надо».

Отец лишь ответил: «Главное-лишь бы не был нравственным калекой. А вообще Ванюша у меня молодец!»

Так работали часа два до обеда. А в обед, когда собралась вся семья, отец хвалил Ваню. Малыш готов был и после обеда трудиться с отцом, но уже были старшие помощники. Однако Ваня вертелся тут же, подставляя ведра, маленьким ведерочком носил песок,

1. Как вы оцениваете действия отца?

2. Не кажется ли вам, что отец слишком рано привлекает сына к работе и что это похоже на эксплуатацию детского труда?

Задача 16. Проходил областной семинар на базе сельской школы. Группа учителей присутствовала на уроке «Тема природы в литературе и изобразительном искусстве». Молодая учительница провела его блестяще. Было заметно, как увлечены ребята, как возвышенно горят их глаза,

Обсуждение урока прошло интересно. Однако один из присутствующих высказался несколько категорично:

- Вот здесь говорили о красоте природы, о формировании эстетических чувств. Все это внешне будто и хорошо. Но какой выход в практику? Я вот шел по парку, который окружает школу, и видел обломанные ветки, на дорожках мусор. Вот куда нужно направить воспитательные усилия.

Завязалась дискуссия.

1. Выскажите свою точку зрения по этому вопросу.

2. Как вы понимаете связь эстетического воспитания с практикой?

Задача 17. На уроке изобразительного искусства в I классе учитель предлагает для рассмотрения репродукции картин художников (К. Коровина - «Розы», М. Врубеля - «Сирень», И. Репина - «Осенний букет». И. Грабаря - «Дельфиниум», К. Моне - «Уголок сада в Монжероне»).

По предложению учителя дети «входят» в сад К- Моне. Сначала они определяют «настроение» растений. Для этого создается ситуация, в которой они должны «ощутить» дыхание цветив; педагог помогает им понять, что природа не бывает застывшей: ветер, воздух, взаимосвязь деревьев, цветов, насекомых и др. В таком саду живет волшебник, который придумывает цветы необычных форм, цветов. По одному из них (который заранее подготовил учитель, а теперь показывает) предлагает ученикам определить настроение волшебника, когда он создавал вот такой цветок.

Учитель на стенде выставляет растения и спрашивает у детей, какому из сказочных персонажей можно их подарить. Вот у цветка острые уголки, он хмурого цвета. Кому из названных персонажей - Бабе Яге, Злому Волшебнику, Василисе Прекрасной, Дюймовочке и др. - он больше всего подходит? А этот цветок закрутил лепестки спиралью. Зачем?

Педагог мазками наносит краску на белый лист и предлагает ученикам определить «характер» цвета: «добрый», «нежный» он или «злой», «ядовитый»? А когда добавили к фиолетовой краске красную, какое «настроение» стало у цветка? Обеспокоенность или же радость вызывает девочка в сирени (М. Врубель - «Сирень»)? Из какого сада взял художник эти растения - из волшебного или из обычного? Почему? Кто видел «волшебные» цветы? Кто держал их в руках? А как художник может показать (с помощью чего?), какие у него цветы?

Учитель высыпает на стол горку разноцветных лепестков и предлагает кому-нибудь из детей собрать цветок из «волшебного» сада. Ученик показывает каждый лепесток, поднимая его вверх, а ему помогает класс. После этого учитель дает задание всем детям - нарисовать «волшебный букет» так, чтобы можно было увидеть, какому волшебнику он принадлежит - доброму или злому? (Или же: добрый или злой волшебник его собирал?)» (Олейник Т. Ф. Оценивание художественных работ учащихся // Початкова школа. - 1988.-№ 2 - С. 27-28.)

1. Оцените целесообразность включения детей в такую работу. Формированию каких качеств будет способствовать выполнение учащимися подобного задания?

2. Проанализируйте беседу учителя с учащимися.

Задача 18. В начальных классах школ Японии большое внимание уделяется своеобразной каллиграфии - выписыванию иероглифов- Ежегодно устраиваются общешкольные, межшкольные, окружные конкурсы каллиграфистов. Пристальное внимание к такому виду работы детей учителя, руководители народного образования Японии объясняют тем. что это способствует эстетическому воспитанию детей.

Выскажите свое отношение к такому подходу. Из приведенных суждений выберите те, которые вас удовлетворяют,

1. Школьная каллиграфия, какое бы внимание ей ни уделяли, не имеет никакого отношения к решению задач эстетического воспитания.

2. В эпоху научно-технического прогресса, компьютеризации убеждение в необходимости заниматься каллиграфией свидетельствует о примитивизме в подходе к решению воспитательных задач.

3. В школе прошлого века имело смысл уделять внимание каллиграфии и чистописанию, так как не было пишущих машинок, компьютеров, дисплеев. А для некоторой части выпускников школ умение красиво писать было важным фактором получить хорошую работу делопроизводителя, писца. В наше время об этом даже смешно говорить-

4. Каллиграфия - важный способ формирования у учащихся чувства красоты букв, знаков, красоты выполненной в тетради работы. Одновременно дети овладевают умениями творить прекрасное в жизни,

5. Правильного ответа нет.

Задача 19. В начальных классах проводятся физкультминутки следующего содержания.

На лужайке тихо сели (присели).

Посидели, посидели, потом встали (встали)

И быстро, быстро побежали (бег на месте).


Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть-за парты тихо сесть,

Семь, восемь-лень отбросим.


Ча-ча-ча (руки вперед, три хлопка в ладони),

Наша печка горяча (приседания),

Чи-чи-чи (руки над головой, три хлопка),

В нашей печке калачи (четыре прыжка),

Чу-чу-чу (руки назад, три хлопка),

Будет всем по калачу (четыре прыжка или приседании),

Чо-чо-чо (руки вверх, над головой три хлопка),

Осторожно! Горячо! (шаг на месте).


Лебеди летят да крыльями машут

И, качан головой, пролетели над водой.

Прямо, гордо умеют держаться

И тихо, спокойно на воду садятся.


1. Проанализируйте содержание физкультминуток.

2. Предложите предметы, темы уроков, на которых целесообразно использовать эти физкультминутки.

Задача 20 Родители Саши Т. тщательно заботились о всестороннем развитии сына- Занятия в школе он сочетал с посещением художественной школы, спортивной секции при заводском Дворце культуры. Вечерами мать учила сына музыке. Все внушали Саше Т., что он одаренный. что у него прекрасное будущее, И действительно, он первые две четверти учился на отлично, в двенадцать лет имел неплохие спортивные успехи, свободно играл музыкальные пьесы. Но началось второе полугодие, и Саша начал «хандрить», как выражалась мама. Появились тройки, начал пропускать занятия в художественной школе, резко упали показатели в спортивной гимнастике. Появилось какое-то безразличие, нервозность. Мать сердилась, часто выходила из себя. Был даже случай, что в марте Саша на два дня сбежал к тете, которая жила за городом. Отец смотрел, смотрел на все это и сказал жене: «Хватит мучить ребенка- Навалили на него - так и лошадь упадет...» Но мать хотела видеть Сашу «интеллектуалом», не таким, как все.

1. Выскажите свою точку зрения по поводу этой ситуации.

2. Почему Саша оказывал сопротивление родителям в их намерениях?

3. Где, на ваш взгляд, допущена ошибка в физическом воспитании Саши?

Задача 21 Учитель английского языка ведет урок в VII классе. Ученик Т. с самого начала урока не работает, выкрикивает, ходит по классу. На замечания учителя не реагирует. Поведение Т. раздражает даже учеников.

Отдельные тоже делают ему замечания. Наконец учитель требует от Т. оставить классную комнату. Но и это требование не оказывает воздействия на нарушителя.

- В таком случае,- говорит учитель,- проголосуем. Ребята, кто за то, чтобы Т. вышел из класса и не мешал нам работать? Поднимите руки.

Большинство подняло руки. Только два мальчика не поддержали мнение коллектива. Т. посмотрел на поднятые руки товарищей, как-то сразу посерьезнел, даже покраснел и нехотя оставил класс. Учащиеся продолжали спокойно работать.

Требование какого принципа нашло свое выражение в данной ситуации?

Задача 22 В заключительной части урока учитель проводит малоподвижную игра «Слушай и исполняй»: учитель называет вслух пять разных движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в которой они были названы учителем.

Определите, насколько оправдан данный метод обучения.

В чем его дидактическая ценность? Ответ обоснуйте.

Задача 23 Учитель говорит детям, что ему нужно много упражнений для комплекса утренней гимнастики. Составить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок учитель использует на уроках для коллективной и индивидуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение.

Иногда учитель предлагает ребятам провести упражнения, описание которых «спрятано» в конвертах. Он обращается к ребятам: «На моем столе в пакетах лежат более трудные задания. Кто хочет попробовать их выполнить?»

Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат разные задания для самостоятельной работы.

Какие функции обучения реализует учитель, используя эти приемы в своей работе?

Что общего между перечисленными здесь приемами учебной работы?

Чем отличаются варианты одних и тех же приемов?

Задача 24 Сегодня, дети, у Саши большая радость - он занял первое место в очень трудных соревнованиях. Давайте поздравим его, - говорит учительница. Второклассники встают и радостно аплодируют. «А теперь напишем сочинение на тему «Мой друг Саша». Можно к сочинению приложить и рисунки. Надо писать красиво, интересно. Ваши сочинения Саша будет хранить и перечитывать их, когда станет взрослым».

В конце урока в красочный пакет, оформленный самими же детьми, вкладывают все сочинения и торжественно вручают мальчику.

Проанализируйте ситуацию урока.

Какие задачи решает учитель, используя этот прием? Можно ли его перенести в

старшие классы? Почему?

Нужно ли специально выбирать ученика, в адрес которого будет организовано

такое поздравление, или это не имеет значение?

Задача 25 Первоклассникам дается задание: рассмотри рисунки и скажи, что и за чем делал Юра, собираясь в школу.

Оценочные средства для итоговой аттестации студентов

1. Какой метод воспитания используется в данном случае? К какой группе методов воспитания он относится?

2. Какие качества формируются у учащихся?

3. Составьте фрагмент беседы по данным рисункам.

Задача 26 Из общего количества детей примерно два-три процента относят к исключительно одаренным, так называемым «вундеркиндам». До сих пор нет единого подхода к тому, как их обучать.

Выскажите свои взгляды на данную проблему. Из приведенных альтернативных суждений найдите то, в котором наиболее полно, по вашему мнению, выражен правильный подход к разрешению непростого вопроса.

1. Одаренных детей следует выявлять при помощи специальных тестов как можно раньше и уже с четырех-пяти лет обучать в специальных школах, обеспечивая оптимальные условия для их развития, воспитания и образования.

2. Все дети от природы одинаковы- И нет необходимости искусственно выделять особых, избранных. создавать для них тепличные условия для обучения. В результате они могут вырасти умными людьми, но плохими, эгоистичными гражданами своей страны,

3. Особо одаренные дети есть. Нет необходимости выделять их в отдельные школы, создавая особые благоприятные условия для учебы. Пусть учатся вместе со всеми. Гений всегда покажет себя-

4. Пусть такие дети живут в семьях, а не в интернатах. учатся в общеобразовательных школах, но по специальным индивидуальным программам, более ускоренными темпами заканчивают среднюю школу.

5. Правильного ответа нет.

Задача 27 В конце обучения в начальных классах проводятся торжественные собрания по случаю окончания учебного года. Одну из частей собрания учительница провела совместно с детьми и родителями. Она обратилась к папам и мамам:

- Наш класс очень любит читать книги. Но в книгах мы не всегда находим ответы на все вопросы. Не согласились бы вы, уважаемые родители, ответить на некоторые из них?

- Постараемся, - обещают родители. Вопросов очень много, и не на каждый взрослый находит ответ. Им приходится честно признаваться:

- Не знаем!

Ребята хохочут и кричат в ответ:

- Не расстраивайтесь! Мы тоже не знаем! Вот некоторые вопросы:

- Почему когда шарик надувают, он висит два дня, а потом сам сдувается? Как это происходит?

- Почему есть люди добрые, а есть злые?

- В театре я отдала деньги за бинокль. После спектакля я вернула бинокль, а деньги мне не вернули. Почему?

- Почему свинья с пятачком, а не с простым носом?

1- Оцените целесообразность такой формы работы в решении задач умственного воспитания.

2. При каких условиях такая форма работы содействует развитию познавательной самостоятельности учащихся?

Задача 28 А. С. Макаренко писал: «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет, и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет» (Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4.-С. 215). аково ваше отношение к этому высказыванию А. С. Макаренко? Из приведенных ответов выберите наиболее приемлемый (с вашей точки зрения)-

1. А. С. Макаренко не учитывает особенностей анатомо-физиологического и социально-психического развития детей различных возрастных групп. Поэтому в каждом возрасте есть свои «основы» морали, свое содержание воспитания, которое и необходимо усваивать, Задача воспитателей и заключается в том, чтобы установить, что является главным в каждом возрасте, этому учить и воспитывать.

2. А. С. Макаренко несомненно прав. Ведь до пяти лет ребенок овладевает значительным пластом социального опыта: языком, нравственными правилами поведения и т. п. В этот период закладываются такие важные качества, как доброта, чувства, привычки, уважение к людям, бережное обращение с вещами, трудолюбие. аккуратность и др. А это и составляет прочный фундамент нравственного богатства личности.

3. А. С. Макаренко прав: для воспитания возраст до пяти лет имеет первостепенное значение. Но он рассматривает этот вопрос односторонне. Сомнительно, что до пяти лет закладываются ведущие элементы воспитанности. Думается, что главное в другом. Важно сформировать в этом возрасте волю, чувства ребенка. Это и будет важнейшей предпосылкой формирования нравственного богатства личности.

4. А. С. Макаренко не прав, Нельзя искусственно делить жизнь воспитанников на два периода: до пяти и после пяти лет. Ведь второй период составляет 10 -12 лет, а на него он отводит лишь 10 процентов воспитательных воздействий, А основные качества формируются во втором периоде: мировоззрение, чувства дружбы, любви, патриотизма, интернационализма и др.

5. Воспитывая ребенка до пяти лет, необходимо обратить внимание на главное - здоровье. Поэтому родители и должны позаботиться, чтобы в эти первые годы ребенок рос физически здоровым, владел гигиеническими навыками. В эти годы ребенок еще ничего не понимает о нравственных нормах, правилах. Все эти качества будут сформированы позже, когда ребенок пойдет в школу. Нет оснований соглашаться с мнением А. С. Макаренко.



Таблица 2

Предмет оценивания

Объект оценивания

Показатели оценки

Критерии оценки

У. 1 Оценивать постановку цели и задач уроков, внеурочных мероприятий и занятий, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач

Отбор методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами.

Приведение примеров из практики.

Отбор методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания в процессе конструирования уроков и внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами в соответствии с ФГОС НОО, продемонстрирована обоснованность ответа.

У. 2 Анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления

Описание анализа педагогической деятельности, педагогических фактов и явлений.

Приведение примеров из практики.

Описан анализ педагогической деятельности в соответствии с алгоритмом.

Педагогические факты и явления описаны в соответствии с алгоритмом решения педагогических задач.

У. 3 Находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

Отбор и анализ информации, компиляция необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития

Обоснованность отбора и анализ информации, компиляция необходимой для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития.

У. 4 Ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

Ориентация в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования.

З.1 Взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития

Понимание особенностей педагогики как науки

Знание функций педагогической науки

Выявление связей педагогической науки и практикой

Определение структуры педагогической науки.

Названы все особенности педагогики как науки, продемонстрирована обоснованность ответа

Раскрыты функции педагогической науки в полном объеме.

Связь педагогической науки с практикой описана полно и точно

Определена структура педагогической науки.

З.2 Значение и логика целеполагания в обучении и педагогической деятельности

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач

Понимание сущности, значения цели и целеполагания.

Знание методологических требований к определению целей образования.

Выбор источников педагогического целеполагания.

Определение этапов и методики целеполагания.

Приведение примеров из практики

Сущность, значение цели и целеполагания воспроизведены полно и точно.

Методологические требования к определению целей образования названы верно.

Выбор источников педагогического целеполагания раскрыт в соответствии с алгоритмом.

Определены этапы и методика целеполагания в полном объеме.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З. 3Принципы обучения и воспитания

Описание отличительных особенностей понятий

Понимание закономерностей обучения и воспитания в современных концепциях обучения и воспитания.

Изложение выводов о способах реализации принципов обучения и воспитания

Приведение примеров из практики.

Описаны отличительные особенности понятий в соответствии с классификацией.

Закономерности обучения и воспитания в современных концепциях обучения и воспитания раскрыты в полном объеме.

Верно изложены выводы о способах реализации принципов обучения и воспитания.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.4 Особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов и видов ОУ на различных ступенях образования

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач

Понимание педагогического процесс как системы.

Знание закономерностей и принципов педагогического процесса.

Перечисление основных компонентов целостного педагогического процесса.

Распознавание этапов педагогического процесса.

Описание видов и типов образовательных учреждений.

Выявление особенностей организации педагогического процесса в разных типах ОУ

Изложение вариативности учебно-методического обеспечения в начальной школе, знание содержательных линий и особенностей построения.

Приведение примеров из практики.

Полно и точно раскрыта сущность педагогического процесс как системы.

Верно изложены закономерности и принципы педагогического процесса.

Перечислены верно основные компоненты и этапы целостного педагогического процесса.

Описаны все виды и типы образовательных учреждений .

Выявлены полно и точно особенности организации педагогического процесса в разных типах ОУ

Изложена в полном объеме вариативность учебно-методического обеспечения в начальной школе, содержательные линии и особенности построения УМК.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.5 Формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач

Знание форм организации урочной и внеурочной деятельности.

Раскрытие сущности методов и приемов обучения и воспитания.

Перечисление типов уроков и внеурочных форм занятий.

Объяснение структуры форм организации урочной и внеурочной деятельности в различных видах обучения.

Изложение современных требований к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Выявление особенностей подготовки учителя к проведению урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе и специальных коррекционных классах.

Понимание особенностей использования современных информационных средств в обучении и воспитании школьников.

Приведение примеров из практики.

Названы верно все формы организации урочной и внеурочной деятельности.

Раскрыта сущность методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с классификацией.

Перечислены все типы уроков и внеурочных форм занятий в полном объеме.

Структура форм организации урочной и внеурочной деятельности в различных видах обучения воспроизведена верно.

Изложены полно и точно современные требования к организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Выявлены все особенности подготовки учителя к проведению урочной и внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе и специальных коррекционных классах.

Особенности использования современных информационных средств в обучении и воспитании школьников раскрыты в полном объеме.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.6 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач

Выявление особенностей мотивов учения школьников, их изучения, формирования и развития.

Определение роли познавательного интереса в обучении.

Описание развития познавательной активности и самостоятельности в обучении.

Объяснение сущности принципов развивающего обучения.

Изложение основных концепций развивающего обучения.

Знание психолого-педагогических основ и критериев дифференцированного обучения.

Приведение примеров из практики.

Выявлены верно и точно особенности мотивов учения школьников, их изучения, формирования и развития.

Верно описан алгоритм развития познавательной активности и самостоятельности в обучении.

Перечислены все принципы развивающего обучения, верно раскрыта их сущность.

В полном объеме изложены основные концепции развивающего обучения.

Воспроизведены верно и полно психолого-педагогические основы и критериев дифференцированного обучения.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.7 Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации

Понимание сущности готовности и адаптации к школе.

Описание периодов адаптации, понятий «школьная и социальная дезадаптация»

Распознавание факторов и механизмов развития дезадаптационных нарушений в младшем школьном возрасте.

Выявление основных видов депривации.

Приведение примеров из практики.

Раскрыта верно сущность готовности и адаптации к школе.

Описаны верно и полно периоды адаптации, понятия «школьная и социальная дезадаптация»

Установлено соответствие факторов и механизмов развития дезадаптационных нарушений в младшем школьном возрасте верно.

Выявлены в соответствии с классификацией основные виды депривации

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.8 Понятие нормы и отклонения, нарушения в соматическом, психическом, интеллектуальном, речевом, сенсорном развитии человека (ребенка), их систематику и статистику

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Знание источников и механизмов развития личности ребенка.

Определение влияния средовых факторов на развитие личности.

Описание кризисов развития детей школьного возраста.

Выявление критериев явления «норма - аномалия».

Перечисление видов отклонений в развитии детей и подростков.

Понимание существенных типичных особенностей детей с ЗПР.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Приведение примеров из практики.

Верно и полно раскрыты источники и механизмы развития личности ребенка.

Определены в полном объеме влияния средовых факторов на развитие личности.

Описаны верно кризисы развития детей школьного возраста.

Выявлены верно критерии явления «норма - аномалия».

Перечислены все виды отклонений в развитии детей и подростков в соответствии с классификацией.

Названы верно существенные типичные особенности детей с ЗПР.

Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР изложена полно и точно.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.9 Особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением

Определение понятия «одаренность».

Перечисление форм проявления одаренности. Описание организации обучения и развития детской одаренности.

Изложение специфики коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Объяснение понятия «девиантное поведение», его видов.

Перечисление социально-педагогических причины отклоняющегося поведения.

Выявление особенностей коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением

Верно определено понятие «одаренность».

Перечислены все формы проявления одаренности. Полно и точно описана организация обучения и развития детской одаренности.

Верно изложена специфика коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Точно дано объяснение понятия «девиантное поведение», его видов.

Перечислены в полном объеме социально-педагогические причины отклоняющегося поведения.

Выявлены все особенности коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением

З. 10 Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач

Изложение уровней деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания.

Понимание приемов привлечения учащихся к целеполаганию.

Объяснение сущности рефлексивных умений обучающихся в процессе организации и анализа процесса и результатов обучения.

Приведение примеров из практики.

Изложены верно и точно уровни деятельности учителя и учащихся в процедуре целеполагания.

Приемы привлечения учащихся к целеполаганию воспроизведены в полном объеме.

Полно и точно раскрыта сущность рефлексивных умений обучающихся в процессе организации и анализа процесса и результатов обучения.

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач

З.11 Средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога

Компьютерное тестирование

Решение педагогических задач.

Изложение понятия диагностики, ее значения и функций.

Определение понятия обучаемости и обученности.

Выявление взаимосвязи темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Перечисление видов, форм и методов контроля. Описание педагогических условий эффективности контроля.

Объяснение критериев и норм оценивания.

Изложение педагогических основ оценочной деятельности педагога в специальных (коррекционных) классах.

Приведение примеров из практики.

Верно изложено понятие диагностики, ее значение и функции.

Определены понятия обучаемости и обученности полно и точно.

Установлена взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка.

Перечислены полно и точно виды, формы и методы контроля.

Описаны все педагогические условия эффективности контроля.

Критерии и нормы оценивания изложены в соответствии с ФГОС НОО.

Изложены в полном объеме педагогические основы оценочной деятельности педагога в специальных (коррекционных) классах

Продемонстрировано владение алгоритмом анализа практических задач




Условия выполнения задания

  1. Место выполнения задания: кабинет №418

  2. Время выполнения задания: 25мин.х 17=5 часов

  3. Персональные компьютеры - 9, программное обеспечение общего и профессионального назначения.

  4. При подготовке к экзамену Вы можете использовать следующие информационные источники:

  • Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.

  • Зайцева А.И. Коррекционная педагогика./ Под ред. B.C. Куку шина- Ростов н/Д, 2002

  • Гафиатулина Н.Х., Роженко А.В. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов. Психологические подсказки. - Ростов-на-Дону, 2009. - 534 с.

  • Коджаспирова Г.М. Педагогика. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003. - 512 с.

  • Кукушин В.С. Коррекционная педагогика. Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МАРТ», 2010. -468 с.

  • Кукушин В.С. Педагогика начального образования. Москва-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МАРТ», 2009. -592 с.

Интернет-источники

  • Педагогика.ру [Электронный ресурс] URL:pedagogi.ru

  • Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] URL: pedlib.ru/Books/katalog.php?id=1

  • Методическая Лаборатория Педагогики и Методики Начального Образования МИОО [Электронный ресурс] URL:nachobr.metodist.ru/

  • Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа childpsy.ru›Библиотека›books/id/8271.php

  • Программа «Одаренный ребенок» childpsy.ru›Библиотека›books/id/8267.php

  • Программа воспитания и обучения в детском саду childpsy.ru›Библиотека›books/id/9186.php

  • edweek.org - Education Week on the Wed,, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки

  1. Комплект тестовых заданий.

  2. Комплект практических задач

1


© 2010-2022