- Преподавателю
- Директору, завучу
- Целевая программа воспитательной работы
Целевая программа воспитательной работы
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заборьева О.В. |
Дата | 01.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждаю:
Директор МОУ «СОШ №5»
Программа по реализации новых задач воспитательной деятельности в рамках программы по патриотическому воспитанию:
«Толерантность - путь к культуре мира»
О.В. Заборьева
заместитель директора
по воспитательной работе
г. Братск - 2009 г.
Пояснительная записка.
I. Обоснование необходимости внедрения программы.
На протяжении пяти лет в нашей школе реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Основной целью программы является формирование и укрепление условий для гражданского становления, чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся.
2008-2009 учебный год - третий этап реализации программы - аналитический. На этом этапе был проведен мониторинг результатов по программе ГПВ личности.
Одна из диагностик позволила выяснить уровень сформированности у обучающихся гражданско-патриотических качеств.
44 % старшеклассников гордятся историей и культурой своей страны и стараются увидеть свою роль в создании будущего своей страны, 51 % - интересуются историей и культурой своей страны и только 5 % выпускников 9 и 11 классов ответили, что их совершенно не интересует история, традиции Отечества.
Почти все старшеклассники интересуются политическими событиями, происходящими в стране и в мире в той или иной степени, лишь 16 % выпускников 9, 11 классов указали, что их не интересует политика.
Большинство обучающихся старших классов знают свои права и обязанности и стараются их соблюдать. Но около 9 % старшеклассников сознались в том, что они нарушают дисциплину и порядок.
Отрадно отметить, что все выпускники основной и полной школы достаточно социализированы и адаптированы в обществе.
Но все же вызывает опасение тот факт, что часть наших учеников нетерпимы к некоторым социальным и политическим проявлениям, которые прежде всего связаны с деструктивными процессами в обществе.
Так тест толерантность показал, что 30 % обучающихся часто проявляют нетерпимость, раздражение и даже признаки агрессии по отношению к людям другой веры, национальности, социального статуса и т. д.
И только у 45 % обучающихся более менее сформировано такое качество как толерантность.
В связи с этим назрела необходимость совершенствования внутришкольной воспитательной работы в направлении формирования толерантного сознания обучающихся.
Толерантность - одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли, акты насилия и запугивания в отношении отдельных лиц - распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданско-патриотического воспитания.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания участников образовательного процесса, и предназначена для обучающихся 1-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Братска.
II. Цели и задачи программы.
Основной целью программы является формирование и внедрение в практику межличностного общения норм толерантного поведения, призванных обеспечить устойчивость поведения в обществе, как отдельных личностей, так и отдельных групп обучающихся в различных социальных ситуациях.
Задачи:
-
Внедрить в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения.
-
Подготовить обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде.
-
Создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников.
III. Основные направления реализации программы.
I направление: Создание информационной системы по пропаганде межличностной и
этнокультурной толерантности.
II направление: Проведение творческих конкурсов по различным направлениям
воспитания толерантной социокультурной среды в школе.
III направление: Разработка авторских методических рекомендаций и сценариев по
аспектам воспитания толерантности для организации досуга.
IV направление: Разработка авторских программ элективных курсов по аспектам
нравственного становления личности в поликультурном
пространстве.
IV. Основополагающие принципы.
-
Гуманизм во взаимоотношениях «учитель- ученик», «ученик - учитель»;
-
Демократизм, взаимное уважение участников образовательного процесса;
-
Индивидуальный подход;
-
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников;
-
Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;
-
Принцип целостности и системности;
-
Многовариативность и альтернативность.
V. Прогнозируемые результаты реализации программы:
Толерантное мышление следует формировать у всех участников образовательного процесса. Один из способов формирования такого мышления - взгляд на все процессы, происходящие в школе, с точки зрения наличия или отсутствия дискриминации и толерантности.
Есть такие формы дискриминации обучающихся, которые можно выявить и преодолеть на уровне отдельно взятой школы:
-
Широко распространено и укоренено отношение к ребенку в зависимости от его учебной успешности («отличник», «хорошист», «двоечник», «сильный», «слабый», «средний» ученик);
-
Педагоги не знают, не принимают детскую и молодежную субкультуру, вообще отрицают ее как таковую;
-
Нередко отношение к учащемуся определяется социальным статусом его родителей;
-
Встречаются факты дискриминации детей по национальному признаку.
Реализуя программу воспитательной деятельности по формированию толерантных отношений, предполагаются достижение следующих результатов:
-
Создание необходимых форм и методов воспитательной работы, которые позволят целенаправленно осуществить работу с коллективом учащихся в рамках программы «Толерантность - путь к культуре мира»
-
Использование обучающимися и выпускниками школы приобретенных знаний и умений толерантного поведения в повседневной жизни:
- для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- для ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- для выработки собственной гражданской позиции;
- для нравственной оценки социального поведения людей.
3. Владение педагогами школы способами конструктивного выхода из конфликтных
ситуаций, а также умение распознавать стереотипы и предрассудки в собственном
поведении и поведении других людей.
VI. Механизм реализации программы.
Для решения поставленных задач используется:
-
сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ №5»;
-
сотрудничество с музеями;
-
сотрудничество с городскими библиотеками;
-
сотрудничество с другими ОУ;
-
сотрудничество с ДТДиМ,
-
сотрудничество с общественными организациями.
VII. Формы, методы и приемы воспитательной работы.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, пробуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:
-
дискуссия, диспут;
-
ролевые, деловые игры;
-
экскурсии, походы;
-
«круглые столы», ток-шоу, брей-ринги;
-
соревнования;
-
викторины;
-
встречи;
-
тренинги;
-
заочные путешествия;
-
театры-экспромты;
-
уроки в музее;
-
КВН;
-
акции милосердия.
Возрастные модификации программы:
1-4 классы.
Акцентирование внимания на расширении представлений о природе; ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, театре и т. д.;
Развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, общественной.
5-7 классы
Акцентирование на расширении представлений о человеке;
Изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности; физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой.
Обучение способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.
8-9 классы.
Акцентирование на формирование представлений об образе социальной жизни как продукте культуры и способе существования человека.
Развитие способности человека строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в сфере межличностных отношений, семейно-бытовой, учебно-образовательной, в профессионально-трудовой деятельности.
10-11 классы
Акцентирование на формировании представлений и понятий о Добре, Истине, Красоте как основах достойной человека жизни.
Развитие способности осмысливать общие вопросы жизни, единые для всех сфер, такие как «жизнь и смерть», «совесть» и т.д.; реализация себя в качестве человека морального.
Развитие способности к самооценке, к планированию собственной активности, к рефлексии во всех видах деятельности.
VIII. Этапы реализации программы
I этап: проектный 2008-2009 учебный год.
-
Разработать, обсудить и утвердить программу по формированию толерантности участников образовательного процесса.
-
Проанализировать педагогические условия реализации программы.
II этап: практический 2009-2011 учебные годы.
-
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
-
Развивать ученическое самоуправление.
-
Разработать методические рекомендации по формированию толерантного поведения.
-
Вовлекать в систему формирования толерантного поведения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
-
Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический 2011-2012 учебный год.
-
Обобщить результаты работы по программе.
-
Провести мониторинг результатов по программе.
-
Провести коррекцию в реализации программы.
-
Оценка эффективности программы.
Нравственно-духовные параметры:
-
Готовность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации.
-
Проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества.
-
Умение понимать и уважать друг друга;
-
Умение использовать технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
-
Умение критически относится к социальной информации, распространяемой СМИ;
-
Готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.
Количественные параметры:
-
Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.
-
Снижение уровня преступности.
-
Деятельность ученического самоуправления и ДОО.
Основные мероприятия программы.
№
Мероприятия
Возрастная группа
Сроки
Ответственный
1
Создание «этнокалендаря» (календарь памятных и юбилейных дат, событий, праздников представителей различных национальностей, содержащий информацию о выдающихся писателях, ученых, общественных деятелях, а также обычаях, традициях, языках)
5-11 классы.
Сентябрь-май
Зам.дир. по ВВР, классные руководители, руководитель ИЗО-студии, зав. библиотекой.
2
«Осенняя неделя добра»
(благотворительные концерты, помощь детям - инвалидам и детям из малообеспеченных и социально-незащищенных семей, экологические акции по уборке пришкольной территории, изготовление кормушек для птиц и т. д.)
1-11 классы
Октябрь
Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители.
3
«День пожилого человека»
(благотворительные концерты в доме - интернате для престарелых и инвалидов, при КТОСе микрорайона, изготовление поздравительных открыток, помощь в быту)
1-11 классы
Октябрь
Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
4
«Литературная гостиная»
(творчество писателей, поэтов, музыкантов, художников - представителей разных национальностей)
5-7
классы
Ноябрь
Зам.дир. по ВВР, учителя литературы, педагоги дополнительного образования.
5
Конкурс стенгазет «Кто как празднует Новый год», в рамках «Новогоднего марафона»
1-11 классы
Декабрь
Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
6
Конкурс мультимедийных презентаций «Учи язык и путешествуй» в рамках декады иностранных языков.
8 -11
классы
Февраль
Зам.дир. по ВВР, классные руководители, учителя иностранных языков
7
Фестиваль национальных культур (знакомство с культурой и обычаями представителей разных национальностей)
1-11 классы
Март
Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования.
8
«Весенняя неделя добра»
(благотворительные концерты, помощь детям - инвалидам и детям из малообеспеченных и социально-незащищенных семей, помощь ветеранам в быту, экологические акции по уборке пришкольной территории, изготовление кормушек для птиц и т. д.)
1-11 классы
Апрель
Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители.
9
Фотовыставка «Слава героям» в рамках «Вахты памяти»
(фотографии родственников и близких, прошедших годы ВОВ в боях и тылу)
1-11 классы
Май
Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор,
заведующий школьным музеем.
В течение года:
1. Тематические классные часы, беседы, диалоги, диспуты по проблемам толерантности.
2. Еженедельные 10 минутки «События в стране и мире»
3. Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях и конкурсах.
Работа с родителями.
-
Тематические родительские собрания.
-
Совместные внеклассные, общешкольные мероприятия.
Работа с педагогическим коллективом.
-
Обобщение опыта работы на ШМО классных руководителей.
-
Консультации.
-
Педагогические советы, семинары.
-
Разработка индивидуальных программ.
Теоретические основы реализации программы:
-
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. - 2001. - № 24.
-
Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М. - 2003.
-
Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2008гг)». Приказ Министерства образования 01.10 .01. № 3250. // Вестник образования. - 2001. - № 20
-
Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса. Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону - 2002.
-
Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. - 2001.- №№ 11-12.
-
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2001. - № 9.
-
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2002. - № 1.
-
Солдатова Г.У. Шайгерова Л.А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М. - 2000.