Целевая программа воспитательной работы

                     Пояснительная записка.                     I. Обоснование необходимости внедрения программы.           На протяжении пяти лет в нашей школе реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Основной целью программы  является формирование и укрепление условий для гражданского становления, чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся.        2008-2009 учебный год – третий этап реализации программы – аналитический. На этом этапе был проведен м...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №5»



Программа по реализации новых задач воспитательной деятельности в рамках программы по патриотическому воспитанию:



«Толерантность - путь к культуре мира»



О.В. Заборьева

заместитель директора

по воспитательной работе




г. Братск - 2009 г.

Пояснительная записка.

I. Обоснование необходимости внедрения программы.

На протяжении пяти лет в нашей школе реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Основной целью программы является формирование и укрепление условий для гражданского становления, чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся.

2008-2009 учебный год - третий этап реализации программы - аналитический. На этом этапе был проведен мониторинг результатов по программе ГПВ личности.

Одна из диагностик позволила выяснить уровень сформированности у обучающихся гражданско-патриотических качеств.

44 % старшеклассников гордятся историей и культурой своей страны и стараются увидеть свою роль в создании будущего своей страны, 51 % - интересуются историей и культурой своей страны и только 5 % выпускников 9 и 11 классов ответили, что их совершенно не интересует история, традиции Отечества.

Почти все старшеклассники интересуются политическими событиями, происходящими в стране и в мире в той или иной степени, лишь 16 % выпускников 9, 11 классов указали, что их не интересует политика.

Большинство обучающихся старших классов знают свои права и обязанности и стараются их соблюдать. Но около 9 % старшеклассников сознались в том, что они нарушают дисциплину и порядок.

Отрадно отметить, что все выпускники основной и полной школы достаточно социализированы и адаптированы в обществе.

Но все же вызывает опасение тот факт, что часть наших учеников нетерпимы к некоторым социальным и политическим проявлениям, которые прежде всего связаны с деструктивными процессами в обществе.

Так тест толерантность показал, что 30 % обучающихся часто проявляют нетерпимость, раздражение и даже признаки агрессии по отношению к людям другой веры, национальности, социального статуса и т. д.

И только у 45 % обучающихся более менее сформировано такое качество как толерантность.

В связи с этим назрела необходимость совершенствования внутришкольной воспитательной работы в направлении формирования толерантного сознания обучающихся.

Толерантность - одна из базовых гражданских ценностей. Нетерпимое отношение к людям иной национальности, иной веры, иной социальной группы, иного поведения или образа мысли, акты насилия и запугивания в отношении отдельных лиц - распространенное явление в современном мире. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью. Именно поэтому формирование основ толерантного поведения занимает особое место в системе гражданско-патриотического воспитания.

Программа представляет собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в сфере воспитания толерантного сознания участников образовательного процесса, и предназначена для обучающихся 1-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Братска.

II. Цели и задачи программы.

Основной целью программы является формирование и внедрение в практику межличностного общения норм толерантного поведения, призванных обеспечить устойчивость поведения в обществе, как отдельных личностей, так и отдельных групп обучающихся в различных социальных ситуациях.

Задачи:

  • Внедрить в практику поведения школьников стандартов и культуры толерантного поведения.

  • Подготовить обучающихся к жизни в поликультурной и многонациональной среде.

  • Создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами воспитания ценностей толерантности у школьников.


III. Основные направления реализации программы.

I направление: Создание информационной системы по пропаганде межличностной и

этнокультурной толерантности.

II направление: Проведение творческих конкурсов по различным направлениям

воспитания толерантной социокультурной среды в школе.

III направление: Разработка авторских методических рекомендаций и сценариев по

аспектам воспитания толерантности для организации досуга.

IV направление: Разработка авторских программ элективных курсов по аспектам

нравственного становления личности в поликультурном

пространстве.

IV. Основополагающие принципы.


  • Гуманизм во взаимоотношениях «учитель- ученик», «ученик - учитель»;

  • Демократизм, взаимное уважение участников образовательного процесса;

  • Индивидуальный подход;

  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников;

  • Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе;

  • Принцип целостности и системности;

  • Многовариативность и альтернативность.



V. Прогнозируемые результаты реализации программы:

Толерантное мышление следует формировать у всех участников образовательного процесса. Один из способов формирования такого мышления - взгляд на все процессы, происходящие в школе, с точки зрения наличия или отсутствия дискриминации и толерантности.

Есть такие формы дискриминации обучающихся, которые можно выявить и преодолеть на уровне отдельно взятой школы:

  • Широко распространено и укоренено отношение к ребенку в зависимости от его учебной успешности («отличник», «хорошист», «двоечник», «сильный», «слабый», «средний» ученик);

  • Педагоги не знают, не принимают детскую и молодежную субкультуру, вообще отрицают ее как таковую;

  • Нередко отношение к учащемуся определяется социальным статусом его родителей;

  • Встречаются факты дискриминации детей по национальному признаку.

Реализуя программу воспитательной деятельности по формированию толерантных отношений, предполагаются достижение следующих результатов:

  1. Создание необходимых форм и методов воспитательной работы, которые позволят целенаправленно осуществить работу с коллективом учащихся в рамках программы «Толерантность - путь к культуре мира»

  2. Использование обучающимися и выпускниками школы приобретенных знаний и умений толерантного поведения в повседневной жизни:

- для осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- для ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- для выработки собственной гражданской позиции;

- для нравственной оценки социального поведения людей.

3. Владение педагогами школы способами конструктивного выхода из конфликтных

ситуаций, а также умение распознавать стереотипы и предрассудки в собственном

поведении и поведении других людей.

VI. Механизм реализации программы.

Для решения поставленных задач используется:

  • сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ №5»;

  • сотрудничество с музеями;

  • сотрудничество с городскими библиотеками;

  • сотрудничество с другими ОУ;

  • сотрудничество с ДТДиМ,

  • сотрудничество с общественными организациями.

VII. Формы, методы и приемы воспитательной работы.

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, пробуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности:

  • дискуссия, диспут;

  • ролевые, деловые игры;

  • экскурсии, походы;

  • «круглые столы», ток-шоу, брей-ринги;

  • соревнования;

  • викторины;

  • встречи;

  • тренинги;

  • заочные путешествия;

  • театры-экспромты;

  • уроки в музее;

  • КВН;

  • акции милосердия.


Возрастные модификации программы:

1-4 классы.

Акцентирование внимания на расширении представлений о природе; ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, театре и т. д.;

Развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, общественной.

5-7 классы

Акцентирование на расширении представлений о человеке;

Изучение себя как человека во всех сферах жизнедеятельности; физические, психические, социальные качества и особенности отношений к разным явлениям жизни в семье, школе, кругу друзей, среди незнакомых, в путешествиях, наедине с собой.

Обучение способам саморегуляции (самообразование, самовоспитание, самодеятельность) во всех видах деятельности: общении, познавательной, трудовой, художественной, спортивной и других.

8-9 классы.

Акцентирование на формирование представлений об образе социальной жизни как продукте культуры и способе существования человека.

Развитие способности человека строить собственную жизнь, изменяя обстоятельства и самого себя в сфере межличностных отношений, семейно-бытовой, учебно-образовательной, в профессионально-трудовой деятельности.

10-11 классы

Акцентирование на формировании представлений и понятий о Добре, Истине, Красоте как основах достойной человека жизни.

Развитие способности осмысливать общие вопросы жизни, единые для всех сфер, такие как «жизнь и смерть», «совесть» и т.д.; реализация себя в качестве человека морального.

Развитие способности к самооценке, к планированию собственной активности, к рефлексии во всех видах деятельности.


VIII. Этапы реализации программы

I этап: проектный 2008-2009 учебный год.

  1. Разработать, обсудить и утвердить программу по формированию толерантности участников образовательного процесса.

  2. Проанализировать педагогические условия реализации программы.

II этап: практический 2009-2011 учебные годы.

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

  2. Развивать ученическое самоуправление.

  3. Разработать методические рекомендации по формированию толерантного поведения.

  4. Вовлекать в систему формирования толерантного поведения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  5. Проводить мониторинг реализации программы.

III этап: аналитический 2011-2012 учебный год.

  1. Обобщить результаты работы по программе.

  2. Провести мониторинг результатов по программе.

  3. Провести коррекцию в реализации программы.





  1. Оценка эффективности программы.

Нравственно-духовные параметры:

  1. Готовность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации.

  2. Проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества.

  3. Умение понимать и уважать друг друга;

  4. Умение использовать технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;

  5. Умение критически относится к социальной информации, распространяемой СМИ;

  6. Готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Количественные параметры:

  1. Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации.

  2. Снижение уровня преступности.

  3. Деятельность ученического самоуправления и ДОО.






Основные мероприятия программы.

Мероприятия

Возрастная группа

Сроки

Ответственный

1

Создание «этнокалендаря» (календарь памятных и юбилейных дат, событий, праздников представителей различных национальностей, содержащий информацию о выдающихся писателях, ученых, общественных деятелях, а также обычаях, традициях, языках)

5-11 классы.

Сентябрь-май

Зам.дир. по ВВР, классные руководители, руководитель ИЗО-студии, зав. библиотекой.

2

«Осенняя неделя добра»

(благотворительные концерты, помощь детям - инвалидам и детям из малообеспеченных и социально-незащищенных семей, экологические акции по уборке пришкольной территории, изготовление кормушек для птиц и т. д.)

1-11 классы

Октябрь

Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители.

3

«День пожилого человека»

(благотворительные концерты в доме - интернате для престарелых и инвалидов, при КТОСе микрорайона, изготовление поздравительных открыток, помощь в быту)

1-11 классы

Октябрь

Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования.

4

«Литературная гостиная»

(творчество писателей, поэтов, музыкантов, художников - представителей разных национальностей)

5-7

классы

Ноябрь

Зам.дир. по ВВР, учителя литературы, педагоги дополнительного образования.

5

Конкурс стенгазет «Кто как празднует Новый год», в рамках «Новогоднего марафона»

1-11 классы

Декабрь

Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования.

6

Конкурс мультимедийных презентаций «Учи язык и путешествуй» в рамках декады иностранных языков.

8 -11

классы

Февраль

Зам.дир. по ВВР, классные руководители, учителя иностранных языков

7

Фестиваль национальных культур (знакомство с культурой и обычаями представителей разных национальностей)

1-11 классы

Март

Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители, педагоги дополнительного образования.

8

«Весенняя неделя добра»

(благотворительные концерты, помощь детям - инвалидам и детям из малообеспеченных и социально-незащищенных семей, помощь ветеранам в быту, экологические акции по уборке пришкольной территории, изготовление кормушек для птиц и т. д.)

1-11 классы

Апрель

Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор, классные руководители.

9

Фотовыставка «Слава героям» в рамках «Вахты памяти»

(фотографии родственников и близких, прошедших годы ВОВ в боях и тылу)

1-11 классы

Май

Зам.дир. по ВВР, педагог-организатор,

заведующий школьным музеем.

В течение года:

1. Тематические классные часы, беседы, диалоги, диспуты по проблемам толерантности.

2. Еженедельные 10 минутки «События в стране и мире»

3. Участие в городских, областных, всероссийских мероприятиях и конкурсах.

Работа с родителями.

  1. Тематические родительские собрания.

  2. Совместные внеклассные, общешкольные мероприятия.

Работа с педагогическим коллективом.

  1. Обобщение опыта работы на ШМО классных руководителей.

  2. Консультации.

  3. Педагогические советы, семинары.

  4. Разработка индивидуальных программ.




Теоретические основы реализации программы:


  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. - 2001. - № 24.

  2. Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М. - 2003.

  3. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2008гг)». Приказ Министерства образования 01.10 .01. № 3250. // Вестник образования. - 2001. - № 20

  4. Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса. Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону - 2002.

  5. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. - 2001.- №№ 11-12.

  6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2001. - № 9.

  7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - 2002. - № 1.

  8. Солдатова Г.У. Шайгерова Л.А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М. - 2000.

© 2010-2022