Статья Управленческое сопровождение экспериментальной деятельности образовательного учреждения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой


Цель инновационной управленческой деятельности заключается в определении главных перспективных направлений развития школы, накоплении ресурсов и инновационного потенциала, разработке и внедрении нового содержания и форм образовательного процесса, создание условий для развития нового педагогического мышления.

Управленческая деятельность директора - один из главных аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Четкое, конкретное, целенаправленное планирование является важным условием успешной деятельности школы и создает условия для плодотворной работы педагогов и учащихся.

Сегодня усвоения и воспроизведения знаний учеников уже не отвечает потребностям общества, поэтому перед нами возникла проблема переориентации учебного процесса и внедрение инновационных технологий. Главным стратегическим направлением развития школы стало создание такого образовательного пространства, который давал бы возможность участникам учебно - воспитательного процесса развиваться и самореализовываться.

Усилия менеджмента сегодня направлены на то, чтобы объединить коллектив вокруг главной цели, управлять не людьми, а процессами изменений, утверждать толерантность к тем, кто имеет другие мысли и взгляды. Таким образом, директор должен выполнять функцию инициатора изменений. Главное - сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным, собрать в педагогическом коллективе команду профессионалов, владеющих новыми технологиями обучения, воспитания и менеджмента образования, которые поддерживают инновационный процесс и способны принять участие в творческой деятельности, оказывать им поддержку и реально стимулировать.

Опыт без практики невозможно. Только педагогическая практика как специфическая деятельность, в процессе которой учитель взаимодействует с уникальным субъектом - учеником - и косвенно влияет на формирование его личности, совершенствуя собственные способы воздействия, дает возможность реализовать задуманное.

В основу деятельности нашей школы, которая на протяжении 8 лет являлась экспериментальным образовательным учреждением по художественно-эстетическому образованию и воспитанию учащихся, положена идея всестороннего развития ребенка, социокультурного воспитания, развития творческой одаренности, идея формирования социальной, коммуникативной,

информационной, эстетической компетенций учащихся. Для рационального и успешного решения вышеупомянутых задач творческой группой учителей совместно с администрацией была разработана программа опытно-экспериментальной работы, реализация задач которой вызвала необходимость внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Итак, какими управленческими решениями, какими средствами и при каких условиях можно достичь поставленных целей и получить необходимые результаты, какие основные направления управленческой деятельности нужно отметить?

Управленческая деятельность по организации опытно-экспериментальной работы предусматривает составление плана работы, организацию работы по его выполнению, контроль и эффективное управление, организацию совместной деятельности участников процесса на всех уровнях и направленность на достижение цели.

Планирование предполагает перспективное прогнозирование, определение целей и задач, создание условий для поэтапной и целенаправленной организации труда педагогов и учеников. От того, насколько правильно спланированная работа, зависит ее результативность.

При управлении инновационными процессами главное место отводится контролю. Его назначение и задачи: констатация, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и соответствующие выводы для проведения работы по корректировке процесса образовательной деятельности; оценка деятельности всех участников инновационного процесса, конкретных результатов и соответствующие выводы для коррекции деятельности коллектива; мониторинг управления инновациями согласно программе опытно-экспериментальной работы и соответствующие выводы по результативности управленческих воздействий; формирование каналов прямой и обратной связи для информирования и стимулирования участников инновационного процесса.

Инновации - основа развития школы ... Внедрение тех или иных инноваций инициируется не только директором или учителями, но и родителями, учениками (например, учитывается их мнение в выборе учебных предметов, спецкурсов, факультативов, в организации сети кружков, студий).

Эффективная управленческая деятельность, высокий кадровый потенциал, творческая атмосфера в коллективе, современные образовательные потребности родителей и учеников побудили педагогический коллектив к поиску новой образовательной модели, которая стала для каждого ребенка центром, где он имел бы возможность самореализоваться, найти себя в любимом деле, приобрести жизненных компетенций. В процессе экспериментальной работы такая образовательная модель была создана, традиционная образовательная среда изменилась на инновационные модули:

- Внедрение преподавания интегрированных предметов «Искусство» (1-8 классы), «Художественная культура» (9-11 классы) и «Эстетика» (11 класс) (инвариантная составляющая учебного плана); спецкурсов и факультативов художественно-эстетического направления (вариативная составляющая учебного плана).

- Апробация новых государственных программ и учебников, педагогических программных средств (мультимедийных пособий, педагогических кейсов).

- Изучение инновационных педагогических технологий, перспективного педагогического опыта и внедрения их элементов в учебно-воспитательный процесс.

- Создание учебно-методического комплекса «Кабинет художественной культуры и искусства» с соответствующей материальной базой и оборудованием.

- Создание школы как открытой системы в информационной среде (отчеты перед общественностью, выступления в прессе и т.д.).

- Внедрение проектной деятельности в воспитательный процесс: общешкольный проект художественно-эстетического образования и воспитания «Красота и гармония», совместный исследовательский проект учителя и ученика «Школьная академия наук», проект художественно-творческого развития личности ребенка «Школьная академия искусств».

ПРОЕКТ «Красота и гармония» имеет целью формирование у учащихся личностно-ценностного отношения к искусству, развитие общих и специальных способностей, художественно-образного мышления, стимулирование творческого потенциала личности ученика, воспитание потребности в художественно-творческой самореализации и духовном самосовершенствовании.

Основными задачами проекта является личностное художественно-эстетическое развитие учащихся, формирование у них мировоззренческих ориентаций и компетенций, воспитание потребности в творческой самореализации и духовного самосовершенствования. Проект призван обогатить эмоционально-эстетический опыт учащихся, сформировать культуру чувств и личностно-положительное отношение к художественных ценностей, развить способность анализировать, аргументировать, доказывать собственное мнение, воспитывать культуру общения, ценностные ориентации личности, художественные интересы, вкусы и потребности.

Перспективные аспекты проекта:

1) формирование ключевых компетентностей (общий уровень эрудиции, наличие эстетических вкусов и взглядов, умение чувствовать и воспроизводить прекрасное в повседневной жизни, умение самостоятельно приумножать культурно-художественное достояние народа, освоение художественно-практическими умениями и навыками);

2) усвоение культурного наследия (адекватное восприятие культурных достижений, произведений искусства и достижений науки, понимание «языка» искусства, умение отличать истинно художественные произведения от суррогатов и подделок, осознание себя как поликультурной личности).

ПРОЕКТ «Школьная академия наук» привлекает учащихся 7-11 классов в учебно-исследовательской деятельностью, знакомит их с методами и приемами простых исследований, прививает любовь к работе с научной литературой, дает возможность овладевать внепрограммным материалом воспитывая активную жизненную позицию, обогащая свой собственный опыт.

Основными задачами Школьной академии наук является обеспечение надлежащей общеорганизационной подготовки учащихся, проявляющих интерес к научной деятельности; создание условий для работы учащихся, воспитание их целеустремленности и сознательного отношения к умственному труду; привлечение детей к заинтересованному участию в научно-исследовательской работе в рамках проблематики одного из отделений школьного научного общества (физико-математического, химико-биологического, историко-географического, технико-технологического или отделение искусствоведения и филологии).

ПРОЕКТ «Школьная академия искусств» - это центр развития одаренных и талантливых учащихся, целью которого является развитие и формирование комплекса художественно-эстетических компетенций, качеств личности, обогащения художественно-эстетического опыта, формирование мировоззренческих представлений и ценностных художественных ориентаций, воспитание художественных интересов, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и художественно-эстетическом самосовершенствовании.

Художественное образование и воспитание личности ребенка должны базироваться на принципе взаимодействия различных видов искусства, и происходит во время занятий в школьных студиях Школьной академии искусств, где каждый ребенок непринужденно, свободно творит, где с ним работают как с одаренной личностью и при этом он проявляет даже глубоко скрытые личностные возможности.

Вокальная студия «Золотые струны». Во время занятий музыкой происходит гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни - важные условия для формирования целостной личности. На музыкальных занятиях активизируется познавательная и умственная деятельность детей.

Музыкальное искусство воспитывает любовь и интерес к музыке, имеет большое воспитательное воздействие на развитие эмоциональной чувственности; обогащает детские впечатления; привлекает детей к различным видам музыкальной деятельности; формирует простые исполнительные навыки; знакомит учащихся с элементами музыкальной грамоты; развивает общую музыкальность школьников; формирует певческий голос и выразительность движения; способствует первичному развитию музыкального вкуса, развивает творческое отношение к музыке.

Студия изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Палитра». Предметная сфера изобразительного искусства охватывает живопись, декоративно-прикладное искусство, художественно-творческую деятельность. Оно способствует воспитанию эстетического отношения к быту, труду, других сфер человеческой жизнедеятельности, вызывает потребность в эстетически-художественном наполнении окружающей среды, желание продолжать народные традиции, дает понимание единства материальной и духовной культуры, порождает интерес к истории, этнографии и фольклору. На занятиях учащиеся овладевают различными художественными техниками, приобретают практические навыки, развивают свои способности, представляют свои произведения на различных выставках, конкурсах.

Хореографическая студия «Парадиз». Важную роль профильного эстетического воспитания в школе играет хореография. Искусство хореографии имеет значительные возможности в воспитании школьников поскольку танец в сочетании с игрой, движениями и пением развивает умственные и физические способности детей, их чувства и творческую фантазию. Хореографическое искусство - наиболее массовая и доступная форма художественного воспитания учащихся, один из основных средств формирования ходы, пластики, грации и ловкости. Основной целью работы студии является воспитание у детей вкуса, художественного восприятия, выявления их природных наклонностей. Происходит тесная связь с музыкой, литературой, драматическим и изобразительным искусством. В репертуаре юных танцоров - народные, классические бальные, современные эстрадные танцы.

Театральная студия «Премьера». Важная роль в социальном становлении личности, достижении социальной компетентности принадлежит театральному искусству как своеобразной социальной технологии, в основе которой - игра как универсальный способ социализации личности. Театр по своей природе - это некий аналог, художественный слепок общества, он является средством самопознания и самоутверждения, он развивает социальную коммуникативность, помогает ощутить на себе те или иные моменты жизни.

В процессе игры ребенок «примеряет» к себе роли других людей, чувствует их внутреннее состояние, оценивает поступки и действия, усваивает соответствующие образцы поведения. Театральная деятельность развивает навыки общения, формирует коммуникативную культуру, учит понимать и оценивать образ, который раскрывается в процессе театральной игры, развивает способность к эффективному диалогу. В процессе театральной деятельности формируются многогранные отношения школьников с социальной средой, углубляется понимание детьми жизни в социуме, осуществляется овладение социальными ролями, происходит развитие коммуникативных способностей. Переживая много образов, ситуаций, отношений и поступков, ребенок укрепляет свою душевную жизнь. Театральное искусство помогает преодолеть взаимное отчуждение и одиночество.

Литературная студия «Вдохновение». Существует в школе более 10 лет. Искусство слова предполагает свободу личности, ее уверенность, смелость. Во время занятий для учащихся раскрываются возможности для развития языковой культуры личности, без которой невозможна надлежащая самореализация в социуме, расширяется словарный запас человека, происходит улучшение произношения, совершенствуются навыки владения поэтическим словом, развивается творческое воображение, ученики знакомятся с искусством создания стихотворений, создают собственные поэтические произведения.

Основными задачами литературной студии является воспитание любви к родному языку, развитие речи, мышления и творческих способностей, умение общаться, воспитание активной жизненной позиции. К занятиям привлекаются ученики, которые имеют литературные способности и проявляют интерес к журналистской профессии.

Инновационная деятельность требует творчества. Вдохновлять людей на созидательный труд - главнейшая обязанность руководства, а обязанность учителей создавать условия для получения учащимися жизненных компетентностей, для формирования в них целостного взгляда на мир, умения видеть и понимать глобальные проблемы современности и способы их решения. У нас много примеров, когда ученики, увлеченные любимым делом, проявляют настойчивость, силу воли в овладении тех знаний и умений, которые далеко опережают программные требования, но крайне необходимые им уже сегодня для реализации творческих задач, поиска нестандартных способов их решения. Творчество детей способствует формированию их морально-этических и волевых качеств. При проведении занятий ученики привлекаются к различным дидактическим и развивающим играм. Главная цель этих упражнений - формировать у детей умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, развязыванием сложных проблемных ситуаций.

Суть инновационной деятельности не только в том, чтобы развивались дети. Не менее нужна она и для того, чтобы профессионализм учителя имел высокий инновационно-творческий потенциал. В учреждении проводится значительная работа по повышению эффективности деятельности, профессионального совершенствования педагогов (педагогические советы, круглые столы, недели педагогического мастерства, методические недели, фестивали творческих идей, презентации и обобщения собственного опыта и т.д.). Инициатива подчиненных относительно тех или иных нововведений всегда принимается во внимание, а в случае ее целесообразности создаются условия для воплощения. Как следствие, 89,4% от общего количества опрошенных учителей довольны реализацией своего творческого потенциала.

«Успех приходит к тому, кто делает то, что больше всего любит» - за таким девизом работают учителя-экспериментаторы. Сейчас они ищут новые, собственные подходы и методы, наиболее соответствующие решению задач экспериментальной работы, овладевают на практике инновационными образовательными технологиями, работают по индивидуальным планам-программам, имеют собственное портфолио опыта работы, делают уверенные шаги к ведению публичной деятельности. Наработанные идеи и результаты начинают выходить за пределы школы, что, безусловно, влияет на положительный имидж учебного учреждения в городе, его привлекательность для учеников, родителей и учителей. Так опыт инновационной деятельности школы в рамках эксперимента художественно-эстетического образования и воспитания были обобщены на страницах сборника «Шаги к образованию будущего» (2008 год), рассмотрены в ходе областного инструктивно-методического семинара по вопросам внедрения обновленного содержания художественно-эстетического образования и воспитание (2011 год, ЛОИППО), представлен на Международной научно-практической конференции «Художественное образование в контексте глобализации и поликультурности» (2012 год, г. Луганск),

Лучшая награда для школы - это достижение учащихся в обучении, жизненный успех ее выпускников. Среди выпускников нашей школы нет таких, которые бы не знали к чему приложить усилия и чем заниматься после ее окончания. Это порождает в нас уверенность в том, что мы на правильном пути и надежду, что именно за этой молодежью будущее нашей державы.

Вполне уверена, что творчество, сотворчество, уровень взаимодействия, общения между учителями, учениками, родителями зависят от стиля управления. Итак, чтобы достичь успехов в управлении, надо, чтобы администрация имела единый взгляд на пути решения проблем современного образования. Только так можно стимулировать коллектив к творческой деятельности. Успех приходит к тем, кто движется вперед!

Автор: Давидюк Ольга Николаевна,

директор ГБОУ ЛНР

« Зимогорьевская ООШ I-III ступеней»,

специалист высшей квалификационной

категории, учитель - методист

© 2010-2022