Бренд школы Дети Грозы

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ  ГОРОДА  ПЕРМИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 136»  ГОРОДА  ПЕРМИ               ПРОЕКТ           «ДЕТИ «ГРОЗЫ» как путь будущего служения РОССИИ»                                                                          Выполнила:  Энглези Л.И.                                                                                                    ПЕРМЬ 2014 РАЗДЕЛ I - ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕК... Наименование проекта   «ДЕТИ «ГРОЗЫ» Основания для разработки проекта Продвижение бренда, обеспечивающего имидж и уникальность образовательного учреждения. Разработчик проекта Директор школы Удников А.Н. Военно – спортивный отряд «ГРОЗА» (далее ВСК) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 136» Индустриального района города Перми Руководитель проекта Заместитель директора по ВР Энглези Людмила Ивановна       Партнеры МОУ ДОД ДЮЦФП «Здоровье». спортивно- патриотический Клуб «Витязь».  ДОД «Станция детского и юношеского туризма». ДЮЦ «Рифей». Совет территориального общественного самоуправления «Космос». Депутат городской Думы Солодников Андрей Юрьевич. АНО «Организация учащейся молодежи и детей Пермского края «Вектор Дружбы». «СОБР» г. Перми.     Цель проекта Формирование активной гражданской позиции обучающихся в процессе физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития через  приобщение к военному делу в ходе изучения дисциплин, необходимых для службы в армии, органах МВД и войсках специального назначения РФ.     Задачи проекта ·                   дать представление о службе в армии, органах МВД и войсках специального назначения; ·                   дать знания в области военной истории России, Уставов Вооруженных Сил, строевой, огневой, парашютной и других видов военной подготовки; ·                   научить приемам рукопашного боя, дать навыки туристической подготовки, оказания первой доврачебной помощи, защиты от оружия массового поражения; ·                   развить познавательную активность; ·   развить двигате...   Этапы  и сроки реализации Подготовительный – 2010г. -2011г. Реализация проекта –  Количество часов в каждый год обучения составляет 216 часов из расчета 3 занятия в неделю по два учебных часа (всего 6 часов) по ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВСК «ГРОЗА» на  2010-2012, 2013-2016 гг. Рефлексивный – 2013г., 2016г.   Аннотация проекта В ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВСК «ГРОЗА»  включены следующие предметы обучения: общая и специальная физическая подготовка, основы армейского рукопашного боя, туристская подготовка (начальная туристская подготовка, выживание в экстремальных условиях); основы первой доврачебной помощи; воздушно-десантная подготовка; огневая подготовка; военная топография; основы военных знаний (история Вооруженных Сил Российской Федерации,  общевоинские Уставы ВС РФ, строевая подготовка, защита от оружия ма...         Ожидаемые результаты Широкий спектр разноплановых предметов и мероприятий обуславливает разнообразие применяемых методов, технологий и форм обучения. В их основе лежат следующие базовые идеи: -      гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков; -      приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; -      непрерывности образования и воспитания; -      воспитывающего обучен... Финансирование проекта Источниками формирования материально-технической базы ВСК являются: - финансирование из средств местного и федерального бюджета, добровольные взносы, вклады и пожертвования, как членов ВСК, так и посторонних лиц; - имущество и снаряжение, выделяемые заинтересованными организациями для выполнения социальной программы патриотического воспитания молодежи; - спонсорская помощь от коммерческих структур. Механизм реализации проекта Проект реализуется через деятельность военно-спортивного клуба «ГРОЗА»          РАЗДЕЛ II – СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА     Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников,                                                                                                                                       и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов,                                                                                                                          вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это                 ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 136» ГОРОДА ПЕРМИ







ПРОЕКТ






«ДЕТИ «ГРОЗЫ»

как путь будущего служения РОССИИ»








Выполнила: Энглези Л.И.





ПЕРМЬ 2014

РАЗДЕЛ I - ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА



ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Наименование проекта

«ДЕТИ «ГРОЗЫ»

Основания

для разработки проекта

Продвижение бренда, обеспечивающего имидж и уникальность образовательного учреждения.

Разработчик

проекта

Директор школы Удников А.Н.

Военно - спортивный отряд «ГРОЗА» (далее ВСК)

муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 136» Индустриального района города Перми

Руководитель проекта

Заместитель директора по ВР Энглези Людмила Ивановна




Партнеры

МОУ ДОД ДЮЦФП «Здоровье».

спортивно- патриотический Клуб «Витязь».

ДОД «Станция детского и юношеского туризма». ДЮЦ «Рифей».

Совет территориального общественного самоуправления «Космос».

Депутат городской Думы Солодников Андрей Юрьевич.

АНО «Организация учащейся молодежи и детей Пермского края «Вектор Дружбы».

«СОБР» г. Перми.


Цель проекта

Формирование активной гражданской позиции обучающихся в процессе физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития через приобщение к военному делу в ходе изучения дисциплин, необходимых для службы в армии, органах МВД и войсках специального назначения РФ.


Задачи

проекта

  • дать представление о службе в армии, органах МВД и войсках специального назначения;

  • дать знания в области военной истории России, Уставов Вооруженных Сил, строевой, огневой, парашютной и других видов военной подготовки;

  • научить приемам рукопашного боя, дать навыки туристической подготовки, оказания первой доврачебной помощи, защиты от оружия массового поражения;

  • развить познавательную активность;

  • развить двигательные навыки, координацию движений;

  • развить дисциплинированность, ответственность, стремление к лидерству;

  • развить чувство товарищества и взаимовыручки.

  • воспитать целеустремленность, активность в достижении намеченных целей;

  • воспитать патриотизм, осознание неразрывной личной связи с Родиной;

  • воспитать уважение к ратному труду;

  • сформировать потребность в здоровом образе жизни.

Этапы и

сроки

реализации

Подготовительный - 2010г. -2011г.

Реализация проекта -

Количество часов в каждый год обучения составляет 216 часов из расчета 3 занятия в неделю по два учебных часа (всего 6 часов) по ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВСК «ГРОЗА» на 2010-2012, 2013-2016 гг.

Рефлексивный - 2013г., 2016г.


Аннотация проекта

В ПРОГРАММУ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВСК «ГРОЗА» включены следующие предметы обучения: общая и специальная физическая подготовка, основы армейского рукопашного боя, туристская подготовка (начальная туристская подготовка, выживание в экстремальных условиях); основы первой доврачебной помощи; воздушно-десантная подготовка; огневая подготовка; военная топография; основы военных знаний (история Вооруженных Сил Российской Федерации, общевоинские Уставы ВС РФ, строевая подготовка, защита от оружия массового поражения).



Ожидаемые

результаты

Широкий спектр разноплановых предметов и мероприятий обуславливает разнообразие применяемых методов, технологий и форм обучения.

В их основе лежат следующие базовые идеи:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;

  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;

  • непрерывности образования и воспитания;

  • воспитывающего обучения;

  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;

  • содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

ВСК «ГРОЗА» явится брендом ОУ, обеспечит имидж и уникальность учреждения

Финансирование проекта

Источниками формирования материально-технической базы ВСК являются:

- финансирование из средств местного и федерального бюджета, добровольные взносы, вклады и пожертвования, как членов ВСК, так и посторонних лиц;

- имущество и снаряжение, выделяемые заинтересованными организациями для выполнения социальной программы патриотического воспитания молодежи;

- спонсорская помощь от коммерческих структур.

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через деятельность военно-спортивного клуба «ГРОЗА»

РАЗДЕЛ II - СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может - защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

1. Общие положения.

Проблемно-ориентировочный анализ (вычленение проблем).

Для каждого учащегося сегодня школа должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности. Главным результатом воспитания следует считать личность, способную строить жизнь, достойную человека. В настоящее время особенно важно и необходимо воспитывать у молодежи такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, окружающей природе - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в новом Законе «Об образовании» РФ. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи сегодня, от того, насколько молодые люди будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого молодого человека.

В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Реальная возможность придать воспитательному процессу целостность и оптимальность связана не только с ее совершенствованием, но и с применением принципиально новой системы. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов воспитания, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами учащиеся и их родители.

Концептуальное обоснование идеи проекта.


Важной особенностью воспитательной деятельности школы, где на учете в СОП состоит 23 семьи, на учете в ОДН - 27 человек, малоимущих детей - 113, опекаемых -51, стало создание историко- патриотического клуба военно- спортивной направленности.

Историко-патриотический клуб военно-спортивной направленности «ГРОЗА» (в дальнейшем по тексту ВСК) создан при МАОУ «СОШ № 136» Индустриального района г. Перми и является добровольным объединением школьников, действующих на основании настоящего Устава ВСК и имеющих программу деятельности. Полное название клуба: Историко - патриотический клуб военно-спортивной направленности «ГРОЗА» муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №136. Сокращённое название клуба: ВСК «ГРОЗА» МАОУ «СОШ №136».

Клуб - самостоятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. ВСК «ГРОЗА» МАОУ СОШ №136 создан приказом директора по МАОУ «СОШ №136» без образования юридического лица, но как общественная организация школы. Основанием создания ВСК «ГРОЗА» МАОУ СОШ №136 являются:

Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ;

Закон Российской Федерации «О внесении, изменении и дополнении в закон Российской Федерации "Об образовании"»;

«Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551.

ВСК объединяет молодежь в возрасте от 12 до 18 лет, разделяющую цели и задачи ВСК согласно настоящему Уставу и утвержденному Положению.

В своей деятельности ВСК руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом, Положением, определяющим статус ВСК.

ВСК имеет свою эмблему, знамя и девиз. Внешний вид и содержание эмблемы, знамени и девиза разрабатываются общим собранием ВСК и утверждаются штабом ВСК.

ВСК является некоммерческой организацией. Средства, полученные из любых источников, направляются на достижение уставной цели.

Миссия ВСК «ГРОЗА» - непрерывное движение в сторону улучшения каждого и всех.





2. Цель и задачи .

2.1 Цель.

Формирование активной гражданской позиции обучающихся в процессе физического, духовно-нравственного и интеллектуального развития через приобщение к военному делу в ходе изучения дисциплин, необходимых для службы в армии, органах МВД и войсках специального назначения РФ.

2.2 Задачи:

- воспитание законопослушного молодого поколения граждан России;

- профилактика совершения правонарушений и преступлений среди подростков;

- гражданское становление несовершеннолетних и молодёжи;

- пропаганда и популяризация среди молодежи здорового и безопасного образа жизни;

- содействие развитию у молодежи понимания ими патриотического, интеллектуального, экологического, общественного и духовного потенциала, как ответственных граждан России;

- воспитание молодежи в духе патриотизма и готовности к защите Родины;

- предварительное изучение молодежью основ воинских специальностей;

- формирование высоких нравственных качеств и активной жизненной позиции у молодежи;

- культурное и интернациональное воспитание молодежи;

- совершенствование морально-психологического состояния и физического развития подрастающего поколения;

- подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитания уважения к Российской Армии и Флоту;

- воспитание любви к Родине, к ее истории.










РАЗДЕЛ III - МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.



Участники проекта.

3.1 Участниками образовательно-тренировочного процесса в историко-патриотическом клубе военно-спортивной направленности являются воспитанники клуба, педагогические и медицинские работники, родители (законные представители) воспитанников клуба.

3.2. Все курсанты клуба подразделяются на взвода и отделения в соответствии со специализацией обучения.

3.3. Каждое отделение имеет командира отделения из числа курсантов.

3.4. Каждый взвод имеет командира взвода из числа курсантов.

3.5. Командирами взводов и командирами отделений назначаются наиболее авторитетные и сознательные курсанты.

3.6. Командиры взводов составляют штаб клуба во главе с начальником штаба.

3.7. Штаб возглавляет заместитель руководителя клуба - один из инструкторов клуба, назначенный руководителем клуба.

3.8. Возглавляет клуб руководитель клуба, утвержденный приказом директора МАОУ «СОШ № 136».

Обязанности членов клуба.

Общие обязанности членов клуба.

Каждый член историко-патриотического клуба военно-спортивной направленности «Гроза» обязан:

- глубоко осознать свой долг члена историко-патриотического клуба как юного гражданина, защитника своего Отечества;

- быть честным, дисциплинированным членом клуба, строго соблюдать Устав клуба, выполнять приказы и распоряжения начальников и старших;

- знать должности, фамилии, имена и отчества своих преподавателей и начальников;

- иметь аккуратный внешний вид;

- бережно относиться к имуществу школы и клуба, оборудованию и обмундированию;

- настойчиво овладевать знаниями по предметам школьной программы и программы клуба, помогать в этом своим товарищам;

- оказывать уважение старшим, уважать честь и достоинство своих товарищей и сверстников;

- везде - в учебном заведении, дома и на улице - соблюдать правила вежливости и достойного поведения;

- посещать все занятия согласно составленного для него расписания. При необходимости пропустить одно или несколько занятий в виду отъезда или болезни докладывать об этом командиру отделения или заместителю командира взвода.

Правила зачисления в клуб.

5.1 В историко-патриотический клуб военно-спортивной направленности «Гроза» принимается молодежь не младше 12 лет, успевающая в общеобразовательном учебном заведении, обладающая стремлением к изучению военно-специальной и физической подготовки, исторических традиций России, признающая Устав клуба и не имеющая ограничений по здоровью для занятий физкультурой .

5.2 Желающие поступить в клуб подают заявление, заверенное родителями, и проходят собеседование.

5.3 При зачислении в историко-патриотический клуб военно-спортивной направленности «Гроза» все кандидаты дают торжественную клятву членов клуба.

Проект реализуется через запланированные мероприятия.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ.


№ п/п


мероприятия


срок


ответственные


1этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Сентябрь-

декабрь

2010г

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.

1.1.

Школьный конкурс на лучший проект эмблемы и формы клуба.

Сентябрь-декабрь 2010г.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.

1.2.

Публичная защита проектов. Дизайнерская доработка проекта.

Январь

2010г.

Курсанты ВСК и учащиеся школы.

1.3

Разработка Устава ВСК.

Октябрь-ноябрь 2010г.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

1.4

Разработка Программы ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВСК «ГРОЗА» НА 2013-2016 год.

Сентябрь - декабрь

2010г.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

1.5

Набор курсантов. Создание рекламной продукции (листовки, видеоролики).

Подпорка кадров.

С декабря 2010г.

круглогодично

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.

1.6

Торжественное открытие ВСК «ГРОЗА».

23 февраля 2011г.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.

2этап.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

в соответствии с Уставом ВСК и Программой.

2011г.-1016гг.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН


Предметы обучения

Количество часов

по годам обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Общая и специальная физическая подготовка

108

117

126

Воздушно-десантная подготовка

27

9

9

Основы первой доврачебной помощи

18

9

9

Огневая подготовка

18

9

9

Военная топография

-

18

9

Туристская подготовка

18

18

36

Основы военных знаний

27

36

18

Всего часов

216

216

216


3 этап.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ.


3.1.

Создание странички школьного сайта: «Дети «Грозы».

2014г.

Чепкасова А.О.

Курсанты ВСК «ГРОЗА»

3.2.

Создание видеороликов о деятельности клуба.

2011-2016гг.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

3.3.

Установление связи с военно- спортивными отрядами других школ района и города.

2011г.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.

3.4.

Выявление результативности реализуемой программы посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.

2013г.

2016г.

Директор МАОУ «СОШ №136» Удников А.Н.

Заместитель директора по ВР Энглези Л.И.

Руководитель кафедры физической культуры Слищенко Г.М.



РАЗДЕЛ IV ­- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Образ конечного результата, критерии его оценки.


Образ конечного результата - ШКОЛА с военно - спортивным уклоном.

Критерии оценки:

1) организация приема, обучения и быта курсантов в соответствии с требованиями Общевоинских Уставов;

2) разработка системы занятий по военным, историческим, туристическим, спортивным, психологическим и всем другим дисциплинам, которые способствуют достижению цели ВСК;

3) привлечение специалистов и педагогов, необходимых для проведения в жизнь данной системы занятий;

4) создание и ведение информационных ресурсов ВСК для установления связи между курсантами и командирами, формирования содружества военных клубов и обмена опытом;

6) организация межклубных и междугородних мероприятий и соревнований, поддержка начинающих коллективов;

7) организация внеклубного общения и сплочения коллектива.


ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ


Цель проекта может быть частично не достигнута под влиянием следующих рисков

№ п/п

Риски

Меры по преодолению

1

Трудность в подборе кадрового состава, в его умении работать с учащимися.

Обратиться за помощью к «СОБР» г. Перми

Оказывать систематическую психолого-педагогическую поддержку в общении командиров с курсантами.

2

Отсутствие материально-технических ресурсов у школы в оплате труда командиров, в приобретении имущества ВСК.

  • Привлечение спонсоров и родителей курсантов.

3

Отсутствие интереса учащихся школы к данному проекту

  • Мотивация учащихся школы к повышению имиджа школы через ВСК.

  • Создание рекламных роликов.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА


- стабилизация и увеличение контингента учащихся школы;

- снижение количества правонарушений;

- результативность профориентационной работы;

- создание школы с военно- спортивным уклоном.





























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года № 118-рп «О создании общеобразовательных учреждений - кадетских школ;

Закон Российской Федерации «О внесении, изменении и дополнении в закон Российской Федерации "Об образовании"»;

«Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 551.


100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и контракту/ Сборник. - М., 2006

Бас А. К. Десантники в битве под Москвой. - Рязань: РВВДДКУ.

ВДВ: вчера, сегодня, завтра. Е.Н. Подколзин (руководитель), В.Ф. Тюрин, Ф.Д. Кузьменко, А.Н. Бобылев, Е.Н. Коротаев. - Шахты: Русский медведь, 1993.

Великая отечественная война 1941 - 1945. Энциклопедия для школьников. - М., 2001.

Воздушно-десантная подготовка, часть 1. И.А. Герасименко. - М.: Воениздат, 1986.

Волков А. П. Знай и умей. - М., 1990.

Волович В. Г. С природой один на один. - М., 1989.

Выживание в экстремальных условиях. - М.: ИПЦ «Русский раритет», 1993.

Гоголева М. И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.,1990.

Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1990.

Дворки А. Д. Стрельба из пневматических винтовок. - М., 1986.

Куприн А. М. Занимательно об ориентировании. - М., 1996.

Менчуков А. Е. В мире ориентиров. - М.: Недра, 1986.

Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. - М., 2008.

Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях / Под ред. проф. В. А. Полякова. - М.: Медицина, 1990.

Подготовка войскового разведчика / П. Я. Поповских, А. В. Кукушкин, В. Н. Астанин и др. - М., Воениздат, 1991.

Программа боевой подготовки подразделений воздушно-десантных войск. - М.: Воениздат, 1987.

Псарев А. А., Коваленко А. Н. Топографическая подготовка командира. - М.: Воениздат, 1989.

Семенов К.А., Гордиенко О.Н. Рукопашный бой. - М., 2007

Серебренников Г. Г. Парашютный спорт. - М.: Патриот, 1990.

Тыкул В. И. Спортивное ориентирование. - М., 1990.

Щитов В.К. Бокс. Основы техники бокса. - Ростов-на-Дону, 2007


© 2010-2022