Коучинг «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Бауманская средняя школа»







КОУЧИНГ

ТЕМА: «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»


Провела: учитель казахского языка

и литературы Хаджиева Ж.К.



















2015-2016 гг



ТЕМА коучинга: «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:

Познакомить учителей с целями, основными понятиями, приемами технологии критическое мышление, нацелить на применение в практике.

Ключевая идея: критическое мышление

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Узнают о различных приемах технологии критическое обучение, целенаправленно станут применять технологию критическое мышление в процессе обучения.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя школы

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: наглядное обучение, демонстрация презентации, беседа, дискуссия

ОБОРУДОВАНИЕ:

Презентация «Технология развития критического мышления», флипчарты, маркеры, стикеры (разных цветов), листочки для выполнения задания



ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вводная часть. Учителя рассаживаются по группам в определенном порядке (в соответствии с геометрической фигурой).

  2. Приветствие: психологический настрой - подари улыбку

Создание цели коучинга: мышление-...-....-...-...-...

Таким образом, сегодня мы работаем по данной цели.

  1. Рассмотрим понятие критическое мышление с разных сторон.

Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Критическое мышление - необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути - некоторая тавтология, синоним качественного мышления.

Критическое мышление есть мышление социальное /использование парной и групповой работы, дебаты, дискуссии/. Выработка качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, ответственности за свою точку зрения, умения слушать

  1. К данным понятиям разработаем вопросы разного характера: по ромашке Блума

Коучинг «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»

Учителя выбирают лепесток ромашке, тем самым находит себе пару для составления вопросов.

Обсуждение вопросов, уточнение правильности составления вопросов по категориям

1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".


  1. Учителям задаются вопросы:

-Какие вопросы было легко сформулировать?

-Какие вопросы вызывали трудности и почему?

-Какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся?

-Какие вопросы являются низкого порядка и какую роль они играют в обучении?

- Какие вопросы являются высшего порядка и какую роль они играют в обучении?

-Когда их использовать на уроке обоснованно и эффективно?

7. Сегодня мы много говорим о развитии критического мышления. Наша задача понять, что критическое мышление мы, прежде всего, рассматриваем как философию мышления. В обучении на урокам мы используем приемы и стратегии технологии критического мышления именно для того чтобы научить думать критически.

В практике мы используем различные стратегии этой технологии.

Поэтому сегодняшний коучинг я предлагаю не рассматривать какие то новые приемы , а вспомнить те которые мы применяем и исследовать их. Для этого в помощь предлагаю сборник приемов и стратегий данной технологии. А работать мы будем по таксономии Блума.

8.Знание. Задание: путем собственного выбора приема необходимо показать что вы знаете о философии критического мышления и приемов, которые помогают развить критическое мышление.

Понимание. Задание: использую сборник приемов и стратегий заполнить таблицу и путем выбора приема доказать что основной материал понят учителями.

Применение. Задание: используя изученные приемы и стратегии создать технологическую карту урока занятия.

Анализ. Задание: проанализировать разработанные технологические карты урока

Синтез. Задание: разработать методические рекомендации по работе с приемами технологии критического мышления.

Оценка. Написать статью о развитии критического мышления с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

9. РЕФЛЕКСИЯ:

1. На уроке я работал


  1. Своей работой на уроке я


  1. Урок для меня показался


  1. За урок я


  1. Мое настроение


  1. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Коучинг «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»

Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.

Коучинг «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»

Мясорубка - информацию переработаю.

Коучинг «Критическое мышление как фактор активизации познавательной деятельности учащихся»

Корзина - всё выброшу.


Навыки

Содержание

Что делают ученики

Глаголы-действия

Знание

Определяются знания, которыми владеют школьники, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:

-устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;

-устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции

Слушает, запоминает, узнает

Назови, расскажи, перечисли

Осмысление (понимание)

Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения:

-имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;

-проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;

-осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;

-чтение текста и отбор основных идей;

-переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;

-определение материала для цитирования;

-участие в дискуссиях;

Объясняет, переводит, демонстрирует

Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни

Применение

Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:

-изучаются содержание и организация информации;

-разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;

-определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию

Решает проблемы, демонстрирует знания

Примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй

Анализ

Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:

-изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;

-анализируются структура и логика приводимой аргументации;

-распознаются предубеждения, обман, манипуляции;

-рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации

Анализирует, обсуждает, раскрывает

Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните

Обобщение (синтез)

Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:

-устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;

-первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;

-рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;

-определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения

Обобщает, формулирует, планирует

Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

Оценка

Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем, чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:

-определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;

-определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;

-делаются выводы, заключения на основе собранной информации;

-определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;

-новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;

-отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы

Обсуждает, оценивает, выбирает

Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное



© 2010-2022