Положение о Ресурсном (методическом) Центре по работе с одаренными детьми

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к приказу МКУ «ИМЦ Токаревского района

от 15.01.2013 № 2.3



Положение

о Ресурсном (методическом) центре по работе

с одаренными детьми на базе МБОУ Токаревской СОШ №1 Токаревского района Тамбовской области


  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о Ресурсном (методическом) центре по работе с одаренными детьми (далее - Положение) определяет организационно-методическую основу деятельности Ресурсного (методического) центра по работе с одаренными детьми (далее -Ресурсный (методический) центр) в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Токаревской средней общеобразовательной школе № 1 (далее - Ресурсный (методический) центр).

1.2. Ресурсный (методический) центр обеспечивает удовлетворение потребностей одаренных обучающихся, их родителей, педагогов и сотрудников образовательных учреждений Токаревского района и всех заинтересованных лиц в нормативно-правовом, информационном, научно-методическом обеспечении работы с одаренными детьми в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта, обобщении и распространении передового педагогического опыта по данному направлению.

1.3. Деятельность Ресурсного (методического) центра направлена на выявление, обучение, развитие, воспитание на социализацию одаренных детей.

1.4. Ресурсный (методический) центр сотрудничает со следующими учреждениями:

- муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями, их филиалами и другими образовательными учреждениями района по вопросам организации и проведения учебных занятий, творческих мастерских, конкурсных и иных мероприятий для одаренных детей; содействия в разработке системного подхода для выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей:; оказания психологической, методической, информационной помощи одаренным детям, педагогам, специалистам, родителям; внедрения инновационных образовательных программ обучения; повышения компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, подготовки и участия одаренных детей в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях, олимпиадах;

- муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Токаревский районный Дом детского творчества» по вопросам планирования деятельности, разработки программно-методического обеспечения, создания материально-технической и учебно-методической базы для работы с одаренными детьми, разработки системы дополнительного образования одаренных детей;

муниципальным казенным учреждением «Информационно-методический центр Токаревского района» по вопросам разработки и организации системы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми, организации повышения квалификации педагогов, руководителей, разработки методического обеспечения работы с одаренными детьми, содействия в создании банка психолого-педагогических и иных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей, банка образовательных программ по дополнительному образованию обучающихся;

- с муниципальными бюджетными образовательными учреждениями, реализующими основные общеобразовательные программы дошкольного образования по вопросам обеспечения преемственности в организации работы с одаренными детьми разного возраста.

1.5. Ресурсный (методический) центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства образования и науки, управления образования и науки Тамбовской области, муниципального образования, настоящим Положением.

1.6. Ресурсный (методический) центр определяет направления и приоритеты своей работы, руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами, образовательными запросами участников образовательного процесса, требований федерального государственного образовательного стандарта.

1.7. Деятельность Ресурсного (методического) центра строится на принципах гуманизма, равноправия, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и их родителей.

1.8. Ресурсный (методический) центр несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за соответствие разрабатываемых им проектов и программ, а также применяемых форм, методов и средств психологического сопровождения образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей, требованиям охраны их жизни и здоровья.

2. Цели и задачи деятельности Ресурсного центра

2.1. Основной целью деятельности Ресурсного (методического) центра является создание условий для выявления, обучения, развития, воспитания и социализации одаренных детей, поддержки педагогов, формирования единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего научно-методическую и информационно-технологическую базу для работы с одаренными детьми.

2.2. Основными задачами Ресурсного (методического) центра являются:

- разработка системного подхода для выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

- создание материально-технической и учебно-методической базы для работы с одаренными детьми;

- формирование системы межведомственного и сетевого взаимодействия и единого информационного пространства среди образовательных учреждений района по работе с одаренными детьми;

- создание многокомпонентного муниципального банка данных о работе с одаренными детьми на территории района;

- изучение, систематизация и отбор методической литературы, методик работы диагностического инструментария, исследований, обеспечивающих организацию работы с одаренными детьми;

- содействие реализации проектов федерального, регионального и муниципального значения, направленных на развитие и совершенствование работы с одаренными детьми;

- разработка системы подготовки педагогов для работы с одаренными детьми, оказание методической помощи в овладении методами работы с одаренными детьми;

- организация регулярных учебных занятий для одаренных детей, в том числе дистанционных, научно-популярных лекториев, творческих мастерских для одаренных детей;

- организация и проведение конкурсов, научных конференций, профильных смен;

- приобщение одаренных детей к научно-исследовательской деятельности, научно-техническому творчеству; развитие навыков самообразования;

- обеспечение персонификации образования одаренных детей через внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы;

- создание механизма адресной поддержки одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми;

- формирование системы планирования, мониторинга и анализа работы с одаренными детьми на территории района;

- повышение эффективности работы муниципальных бюджетных образовательных учреждений и филиалов с одаренными детьми путем перехода к новому содержанию образования, внедрения инновационных образовательных программ обучения, повышения квалификации педагогов;

- распространение положительного опыта работы с одаренными детьми в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.

3. Направления деятельности

3.1. Организационно-экономическое обеспечение муниципальной поддержки одаренных детей включает в себя:

- создание нормативной, материально-технической, финансово-экономической, информационной, научной базы для работы с одаренными детьми;

- проведение работы, направленной на объединение усилий муниципальных образовательных учреждений района и других заинтересованных организаций по выявлению, развитию детской одаренности, психолого-педагогическому сопровождению, развитию личности и социально-психологической адаптации одаренных детей;

- аккумулирование сведений о плановых мероприятиях по работе с одаренными детьми в районе и ходе их выполнения.

3.2. Нормативно-правовое обеспечение муниципальной поддержки одаренных детей включает в себя:

- аккумулирование нормативно-правовых актов по работе с одаренными детьми;

- участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по данному направлению деятельности;

- создание информационных сборников, нормативно-правовых актов, регулирующих работу с одаренными детьми в муниципальных образовательных учреждениях (в, том числе, электронных);

- внесение предложений для рассмотрения отделом образования администрации района по совершенствованию правовой базы по работе с одаренными детьми в районе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта;

- проведение информационных семинаров по вопросам правового регулирования работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях.

3.3 Выявление и психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей включает:

- разработку и апробирование комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных детей;

- создание условий для выявления одаренных детей через непрерывную систему конкурсов, фестивалей, соревнований, предполагающую создание ситуации успеха для детей разного возраста;

- разработку и апробирование программ психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

- проведение методических и практических семинаров, мастер-классов, конференций, круглых столов, лекториев и других мероприятий для родителей, педагогов, специалистов образовательных учреждений;

- консультирование родителей, педагогов и других сотрудников муниципальных образовательных учреждений, всех заинтересованных лиц по вопросам детской одаренности;

- разработку методических рекомендаций для педагогов и других специалистов района по вопросам выявления и развития детской одаренности, приемов и методов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

- выявление актуальных и приоритетных направлений работы с педагогами по результатам диагностики школьников;

- проведение ежегодного мониторинга и анализа работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района.

3.4. Обучение и развитие одаренных детей включают:

- разработку, организацию и проведение разных форм учебных занятий и творческих мастерских для одаренных детей;

- планирование и проведение районных мероприятий для одаренных детей;

- организацию и финансовую поддержку участия одаренных детей в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях.

3.5. Персонификация обучения и развития одаренных детей включает:

- организацию разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей по запросу обучающихся, их родителей, муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей, материального стимулирования.

3.6. Воспитание и социализация одаренных детей включает:

- инициацию, разработку и реализацию социальных и воспитательных проектов.

3.7. Поддержка педагогов и создание условий для их профессионального роста включают:

- организацию системы повышения профессионального мастерства педагогов в рамках Ресурсного (методического) центра;

- организацию научно-методической и учебно-методической поддержки педагогам;

- поддержку участия педагогов в муниципальных, региональных, всероссийских чтениях, семинарах, других мероприятиях, предполагающих обмен профессиональным опытом;

- разработку системы премирования педагогов по результатам достижений их учеников;

- изучение, обобщение и распространение передового опыта работы с одаренными детьми, в том числе:

1) формирование банка данных о передовом опыте в сфере работы с одаренными детьми образовательных учреждений и педагогов района, региона, изучение опыта других регионов России и международного опыта работы с одаренными детьми;

2) трансляцию результативного педагогического опыта по работе с одаренными детьми среди образовательных учреждений района через систему методических мероприятий, работу интернет-сайта, публикаций в средствах массовой информации.

3.8. Информационное и методическое сопровождение включает (совместно с муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Токаревский районный Дом детского творчества», муниципальным казенным учреждением «Информационно-методический центр Токаревского района») :

- разработку и ведение объединенного муниципального банка данных об одаренных детях и их педагогах, используемых программах, технологиях углубленного образования детей школьного возраста;

- создание информационной базы о проведении муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах обучающихся;

- ведение интернет-страницы «Работа с одаренными детьми» на сайте отдела образования, школы;

- организационно-методическое обеспечение проведения муниципальных конкурсов, конференций и других мероприятий для одаренных детей;

- подготовку и издание методических рекомендаций, сборников материалов из опыта работы с одаренными детьми.

4. Компетенции Ресурсного центра

Ресурсный (методический) центр в соответствии со стоящими перед ним задачами имеет право:

4.1. Запрашивать у муниципальных бюджетных образовательных учреждений района в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации, информацию, относящуюся к работе с одаренными детьми, а именно:

- о нормативно-правовом обеспечении данного направления работы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта ;

- о плановых мероприятиях и их выполнении;

- об одаренных детях;

- о разрабатываемых и реализуемых образовательных проектах и программах по работе с одаренными детьми;

- о педагогах, педагогах-психологах, работающих с одаренными детьми;

- о передовом психолого-педагогическом опыте;

- о трудностях и проблемах в работе с одаренными детьми;

- о вариантах решений проблем;

- о потребности в ресурсной помощи.

4.2. Информировать и проводить на базе муниципальных бюджетных учреждений района апробирование проектов, программ, методик, диагностического инструментария по работе с одаренными детьми, а также участвовать в их реализации.

4.3. Рассматривать по поручению отдела образования администрации района вопросы, относящиеся к работе с одаренными детьми в районе.

4.4. Проводить работу по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров района по работе с одаренными детьми (совместно с муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Токаревский районный Дом детского творчества», муниципальным казенным учреждением «Информационно-методический центр Токаревского района»).

4.5. На основании договоров о сотрудничестве привлекать к работе Ресурсного (муниципального) центра педагогов муниципальных бюджетных образовательных учреждений района, их филиалов, муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Токаревский районный Дом детского творчества», Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества», специалистов системы дополнительного образования детей, специалистов иных учреждений и организаций, занимающихся работой с одаренными детьми.

5. Обязанности Ресурсного (муниципального) центра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Токаревская средняя общеобразовательная школа № 1 как Ресурсный (муниципальный) центр обязано:

5.1. Своевременно информировать муниципальные общеобразовательные учреждения, их филиалы о новых тенденциях в работе с одаренными детьми, научно-методических и учебно-методических разработках, передовом практическом опыте работы с одаренными детьми.

5.2. Обеспечивать педагогических работников района диагностическим и научно-методическим инструментарием, необходимым для работы с одаренными детьми.

5.3. Разработать системный подход для выявления, развития и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

5.4. Обеспечивать реализацию плана работы с одаренными детьми.

5.5. Организовывать и проводить учебные занятия, творческие мастерские и другие образовательные и развивающие мероприятия для одаренных детей.

5.6. Организовать финансовую поддержку участия одаренных детей в региональных, всероссийских конкурсных и иных мероприятиях.

5.7. Организовывать межведомственное и сетевое взаимодействие муниципальных бюджетных образовательных учреждений района, их филиалов по работе с одаренными детьми.

5.8.Разрабатывать и реализовывать проекты по воспитанию и социализации одаренных детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.

5.9. Оказывать научно-методическую, психолого-педагогическую помощь детям, их родителям, сотрудникам образовательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного развития одаренных детей.

5.10. Комплектовать библиотеку научно-методической и учебно-методической литературой.

5.11. Разработать механизм адресной поддержки одаренных детей и педагогов, работающих с одаренными детьми.

5.12. Обеспечивать сохранность конфиденциальных сведений, полученных в результате диагностической, консультативной и других видов работ в соответствии с законодательством.

6. Формирование и использование материально-технической

базы Ресурсного (методического) центра

6.1. Ресурсный (методический) центр использует материально-техническую базу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы № 1 .

6.2. Ресурсный (методический) центр может использовать материально-техническую базу других образовательных учреждений по договору с ними.

7. Управление деятельностью и финансирование Ресурсного (методического) центра


7.1.Общее руководство деятельностью Ресурсного (методического) центра осуществляет директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы № 1.

7.2. Научно-методическое руководство Ресурсным (методическим) центром осуществляет муниципальное казенное учреждение «Информационно-методический центр Токаревского района».

7.3. В документацию Ресурсного (методического) центра входят:

- положение о Ресурсном центре по работе с одаренными детьми школьного возраста;

- положение о банке данных по работе с одаренными детьми;

- инструкция по работе с персональными данными;

- проекты и программы, разработанные на базе Ресурсного (методического) центра;

- план работы Ресурсного (методического) центра на год;

- аналитическая справка о работе Ресурсного (методического) центра на год;

- договоры о сотрудничестве с организациями и образовательными учреждениями района.



© 2010-2022