• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

Анализируются различные под­ходы к совершен­ствованию профессиональной компетентности педагога и проблемы обучения в течении всей жизни. Предложены   подходы для совершенствования  системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и мастеров ТиПО, этапы внедрения электронного обучения, требования к повышению статуса педагога. Педагогтың кәсіби құзыреттілігі мен өмір бойғы білім беру мәселелерін жетілдіру әртүрлі тұрғыдан қарастырылған. ТжКББҰ оқытушылары мен өндіріс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста



Курманалина Ш.Х.- д.п.н.,

академик АПНК, МАИ,

директор педагогического колледжа им.Ж.Досмухамедова, Председатель базового УМО по профилю «Образование»,
Председатель Совета директоров ТиПО ЗКО

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В новой программе подчеркивается, что модернизация современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач.

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалистаПовышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни.

Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Существуют определенные квалификационные характеристики учителя, общие требования к специалисту, должностные и функциональные обязанности педагога и т.д. А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалистаПовышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества.

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалистаПовышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

В соответствии с этими требованиями можно определить основные подходы к развитию профессионализма педагога:

1 подход. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание методической помощи кафедрам, МО, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне ПЛ, колледжа, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Главной целью научно- методической работы является - непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области внедрения новой технологии, для перспективного развития, постоянного саморазвития и самосовершенствования. Мы организуем обучение педагогов через базовое УМО по профилю «Образование», которое работает при педагогическом колледже им.Ж.Досмухамедова на следующие темы:

  • повышение профессионального и культурного уровня педагога;

  • стимулирование его служебной и общественной активности;

  • обновление и совершенствование знаний в области модулирования учебной информации;

  • совершенствование педагогического и методического мастерства на основе конструирования обучающего поля;

  • совершенствование методов и стиля дистанционного взаимодействия с учащимися;

  • формирование умений и навыков проведения мониторинга качества обучения;

  • приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе внедрения научных результатов.

2 подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации на базе опорных колледжей с получением сертификата. Данная форма может быть реализована очно и заочно, дистанционные (заочные) курсы на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. Возможность учиться у первоклассных специалистов оказалась чрезвычайно востребована учителями страны.

3 подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Например, при областном управлении образования ЗКО работает областной методический кабинет, где организуется фестиваль "Открытый урок" с целью обобщения опыта коллег среди учебных заведений ТиПО, по области представленный в виде разработок уроков, докладов, статей и т.д. помогает не только воспользоваться какой-то идеей или педагогическим приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других преподавателей, так как все присланные на фестиваль работы публикуются, сборник тезисов и диски с работами рассылаются всем участникам фестиваля, поэтому у всех участников появится возможность поучиться друг у друга. В области наш колледж является центром методических идей, где организуется фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся и преподавателей "Портфолио". Цель фестиваля: предоставить площадку для публикации работ студентов, будущих учителей выполненных под руководством методистов. Результаты прогнозных исследований ученых, показывают, что в наступающем веке образование должно будет стать непрерывным процессом, который будет продолжаться в течение всей жизни человека. Ведь только таким образом он сможет адаптироваться к непрерывным технологическим инновациям, которые будут требовать не только постоянного совершенствования орудий труда, но также самого его содержания, способности овладевать новыми знаниями и специальностями профессиональной деятельности. Критерием оценки эффективности развития профессионализма будет являться положительная динамика в уровне профессионализма педагогов, а также уровень удовлетворенности учителей и востребованность предлагаемых услуг. В колледже создана информационно-обучающая среда, внедрены новые педагогические технологии. Организовано обучение по работе с информационными ресурсами. Создана модель будущего учителя.

В колледже изменился механизм доставки знаний от преподавателя к обучающемуся. Приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным, самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни. При этом изменяется роль и квалификация преподавателя. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, научить учиться, объяснять явления действительности, уметь ориентироваться в мире духовных ценностей, формировать ключевые компетенции, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.

Лиссабонская стратегия принятая в 2000 г. выдвигает центральные понятия: обучение (learning), осуществляемое самим человеком, умение учиться, самостоятельное освоение знаний, роль и ответственность граждан за обучение, предполагает развитие человеческих ресурсов, задачу взаимного признания дипломов и квалификаций, повышение отдачи от инвестиций в человеческие ресурсы: повышение эффективности и качества профессионального обучения, развития (образования и обучения) граждан.

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалистаПовышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

Качество ПО - это степень удовлетворенности потребителей (студентов, выпускников, сотрудников, работодателей, семей и т.д.). Понятие и определение качества пришло из бизнеса. Критериями измерения качества являются, трудоустройство выпускников и карьерный рост выпускников. Важно для нашего ТиПО, внедрение современных систем обеспечения качества - это модели всеобщего управления качеством, механизма самооценки учебных заведений, переориентация оценки качества на результат (освоенные компетенции). Связующим звеном между ТиПО и рынком труда является - результаты обучения. Результаты обучения - это описание того, что знает, понимает и умеет делать выпускник. На основе результатов обучения формируются: рамки квалификаций, профессиональные стандарты, образовательные программы. Компетенции- это динамическая комбинация знаний, понимания, умений и способностей. Формирование компетенций - цель образовательных программ. Уровень компетенций выражается в терминах результатов обучения, т.е. того, что обучающийся должен: знать, понимать и уметь продемонстрировать после окончания курса обучения. Где отражены результаты обучения? В профессиональных стандартах. Профессиональные стандарты разрабатывают работодатели, поэтому пока их у нас нет. При отсутствии профстандартов: выявляются в ходе процедуры «анализ потребностей в умениях». Анализ потребностей в умениях: основан на методе функционального анализа, необходимость для обеспечения прозрачности и преемственности конечных результатов, содержания программ, оценки сформированных компетенций. Департамент ТиПО МОиН организовал семинары, конференции по разработке и внедрению ГОСО, образовательных программ для авторов УМО ориентированного на модульный подход, основанного на компетенциях. Профобразование, основанное на компетенциях базируется на результатах, значимых для сферы труда и позволяет повысить качество обучения и его значимость для работодателя, пересмотреть содержание программ обучения, повышает возможность трудоустройства выпускников, обучаемость выпускников в процессе всей трудовой деятельности, позволяет быстро разрабатывать программы под заказ, для различных целевых групп, вносить предложения по изменению стандарта ТиПО, привлекать работодателей к совместным проектам, развивать обучение на рабочем месте, организовывать стажировки преподавателей на предприятиях, в результате, я думаю, обеспечить все механизмы интеграции в Европейское образовательное пространство. Отличие данной системы от модульно-блочной системы: ориентация на результат, формирование содержания относительно каждого результата, интеграция теории и практики, максимальное приближение среды обучения к трудовой деятельности. Предполагает новую роль преподавателя, как организатора обучения, консультанта, только активные методы обучения: самоуправляемость обучения, проектная работа, ответственность за собственное обучение, система оценки компетенций: «умеет/не умеет» или «еще не умеет». Что необходимо делать для усиления системы ТиПО:

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалистаПовышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

интенсифицировать диалог с предприятиями: доказать гибкость и эффективность учебных заведений ТиПО, повысить взаимное доверие, обучать преподавателей: работать по программам, основанным на результатах обучения, диагностировать сформированность компетенций/достижение ожидаемых результатов, совершенствовать обучающую среду.

Лиссабонская стратегия предопределяет, построение общества, основанного на знаниях, основным инструментом, которого является стратегия обучения в течение всей жизни. Мы поддерживаем выбор Концепции «Обучение в течение всей жизни», которое предполагает непрерывное профессиональное образование, и требует разработки механизмов признания ранее полученного обучения для: формирования индивидуальных траекторий обучения, оптимизации сроков обучения и ресурсов, обучения на рабочем месте, неформального и спонтанного обучения.

Повышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалистаПовышение квалификации по новой педагогической технологии - путь к совершенствованию профессиональной компетентности специалиста

Неформальное обучение - это обучение, которое осуществляется в ходе спланированной деятельности, эксплицитно не называемой обучением (с точки зрения целей, времени или поддержки обучения). Неформальное обучение является целенаправленным со стороны обучающегося. Спонтанное обучение - это обучение, которое осуществляется в ходе повседневной жизни человека: на работе, в семье и т.д. Оно не организовано и не структурировано с точки зрения целей, времени или поддержки обучения. Как правило, не является целенаправленным со стороны обучающегося. Обучение в учебном заведении, обучение на рабочем месте, значимый жизненный опыт или: комбинация всего вышеуказанного определяет оценку и признание результатов обучения. Результаты обучения группируются по уровням по степени сложности, самостоятельности и ответственности и по содержанию входящих в них знаний и умений для формирования квалификаций. Квалификации формируют рамку квалификаций и рынок квалификаций в различных областях профессиональной деятельности. Рамка квалификации - структурированное и систематизированное описание и классификация квалификаций, критерии, позволяющие отнести квалификации к тому или иному уровню, формулируются на основе результатов обучения, основной инструмент обеспечения прозрачности систем профессионального образования и квалификаций. Национальная рамка квалификации определяет механизм классификации и типологизации квалификаций по уровням в соответствии с набором согласованных критериев, описывающих требования к выполнению трудовых функций.

Что необходимо делать для усиления системы ТиПО: содействовать разработке такого закона об образовании, где четко было бы обозначено место ТиПО и ответственность государства за предоставление гражданам возможности освоить первую квалификацию, обеспечивающую выход на рынок труда. Совершенствовать управление учебными заведениями (внедрять стратегический и процессный менеджмент), формировать стратегию развития учебного заведения, внедрять систему менеджмента качества, привести в соответ­ствие со ступенями МСКО. Необходимо внести в Классификатор специаль­ностей технического и профессионального, послесреднего образования прикладной ба­калавриат со следующего года на базе нескольких колледжей готовых к выпуску бакалавров по педагогическим специальностям, только тогда повысится статус колледжей.

В целях улучшения качественного отбора будущих педагогов предлагаем в «Типовых правилах приема в ВУЗы и педагогические колледжи Республики Казахстан» предусмотреть:

  • дополнительный творческий экзамен (как на специальности журналистики, искусства, культурно-досуговой работы) для поступающих на педагогические специальности, организовать собеседование и диктанты организовать комплексную медико-физиологическую и психо-нейролингвистическую диагностику на предмет проверки и профессиональной пригодности;

  • предусмотреть экзамены по педагогике, психологии и по спецпредмету при поступленнии в ВУЗ-ы после колледжа;

  • в педагогические ВУЗы принимать после педагогических колледжей, как в Сингапуре, где имеется Университет образования, который готовит только учителей для школы и колледжей, после Университета или колледжей, соответственно срок обучения 2-3 года. Надеемся, что подобный отбор при приеме в вузы, послужит улучшению качественного уровня будущих педагогов, предостережет школы, и значит наших детей от случайных людей в педагогике;

  • подготовку и переподготовку учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, учителей малокомплектных школ, учителей по специальности основной школы (до 9 класса) по специальным и интегрированным образовательным программам бакалавра, учитывающие многопредметность педагогической деятельности, новые функции «учитель-тьютор», «учитель-эдвайзер» передать педагогическим колледжам, где методика и технология преподавания предметов поставлена на высоком уровне, чем в ВУЗах;

  • подготовка и переподготовка учителей 10-12 класса, преподавателей для колледжей и ПЛ, магистров наук прерогатива Университетов и педагогических институтов;

  • увеличить государственный заказ на подготовку и переподготовку руководящих работников образования по вопросам менеджмента в образовании, повсеместно внедрить педагогический менеджмент в систему управления, развитие управленческой культуры руководителя.

Использованная литература:

  1. Зенкина С.В. Информационно-коммуникаци­онная среда, ориентированная на новые обра­зовательные результаты. Москва, 2007.

  2. Курманалина Ш.Х. «Методология и технология создания электронной методической системы в условиях информатизации образования». Монография. Алматы, Издательство «Алем», 2002. 316с.

  3. Курманалина Ш.Х. «Обновление методического обеспечения учебного процесса в условиях информатизации образования» (в соавторстве с П. Б. Чекалева). Монография. Омск, ОмГПУ, 2002. 82с.

  4. Курманалина Ш.Х. Государственные общеобразовательные стандарты среднего профессионального образования - гарантия качества подготовки кадров, требование времени // Материалы международной конференции «Профессиональное и техническое образование в ХХІ веке», посвященной 10-летию независимости Республики Казахстан. - Астана, 2001. - с. 114-117.

  5. Молчанов С.Г. Профессиональная компе­тентность в системе повышения квалифика­ции // Интеграция методической (научно-мето­дической) работы и системы повышения ква­лификации кадров. Челябинск, 2003.

  6. Равен Дж. Компетентность в современ­ном обществе: выявление, развитие и реали­зация: Пер. с англ. М.. 2002.


Резюме

Анализируются различные под­ходы к совершен­ствованию профессиональной компетентности педагога и проблемы обучения в течении всей жизни. Предложены подходы для совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и мастеров ТиПО, этапы внедрения электронного обучения, требования к повышению статуса педагога.

Түйіндеме

Педагогтың кәсіби құзыреттілігі мен өмір бойғы білім беру мәселелерін жетілдіру әртүрлі тұрғыдан қарастырылған. ТжКББҰ оқытушылары мен өндірістік оқыту шеберлерінің кәсіби біліктілікті арттыру мен қайта даярлау жүйенсін жетілдіру жолдары, электрондық оқытуды енгізу кезеңдері, педагогтың мәртебесін көтеруге қойлатын талаптар келтірілген.


Summary

The different ways of the professional competence of the teacher and the problem of learning are analysed throughout their lifes. The ways for improving of training and retraining system of teachers and the teachers of technical and vocational education, and the stages of implementation of electronic learning, the requirements for improving the status of the teacher are proposed.

7

© 2010-2022