- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект «Внедрение системы мотивирования и стимулирования учащихся как средства формирования успешной личности»
Проект «Внедрение системы мотивирования и стимулирования учащихся как средства формирования успешной личности»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова Г.В. |
Дата | 06.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Введение
«Чтобы действительно родиться, надо родиться дважды. Первое рождение нам дают родители, второе мы даем себе сами - через сознательный и окончательный выбор действительно жить в этом мире
и занять своё место в нём» Фрэнк Карделя
Важной стратегической задачей модернизации российской школы является воспитание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.
Концепция
Современному обществу нужны образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способностью к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за себя, за коллектив, за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
От того, насколько человек активен и нацелен на успех, зависит и его жизненная траектория. Формирование активной позиции человека необходимо начинать в школьный период, когда закладываются основы личности и векторы ее направленности.
В настоящее время существует проблема определенной пассивности школьников, которая проявляется как в учебном, так и в социальном плане. Это отражается на их образовательных достижениях, социализации и профессиональном самоопределении. Особую роль в связи с этим играет мотивация и стимулирование личности.
Мотивация как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, включает потребности, мотивы, стимулы, которые детерминируют поведение человека, обеспечивая наряду со способностями, знаниями, навыками, успех в деятельности.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. Успех является важнейшим стимулом учения. Впечатление от успеха бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся отрицательное отношение к учебе. Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится еще и еще раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе. Во-вторых, успех, выпавший на долю одного ученика, производит большое впечатление на его одноклассников.
У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учеников проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. Следовательно, ситуации успеха для таких школьников надо создавать искусственно.
Если научиться создавать и управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся в их стремлении к достижениям, но и одновременно на целый класс. Однако зачастую педагоги недооценивают значимость работы в этом направлении, не в полной мере используют эффективные методы мотивирования и стимулирования учащихся. В той же мере это касается классных коллективов, общественных объединений и организаций, школьного самоуправления. Речь идет о достойной оценке и поощрении общественной работы, детских социальных инициатив, акций, проектов.
Очевидно, что от образовательной среды школы - пространства, где поддерживается или не поощряется инициатива, есть или нет возможности включиться в проектирование и изменение обстановки, созданы или отсутствуют условия для личностных и профессиональных проб, овладения новыми технологиями и способами деятельности, зависит состоятельность личности и коллектива, их настоящие и будущие успехи.
Необходимо отметить, что наше образовательное учреждение расположено в сельской местности. В ближайшем окружении школы в настоящее время отсутствуют центры внешкольного обучения и воспитания, в связи с чем школа является практически единственным центром, в котором ребенок может удовлетворить свои образовательные потребности. В школе развита внеурочная деятельность как необходимое условие комплексного и эффективного решения воспитательных задач и расширения воспитательной системы школы. Данное направление работы имеет определенные положительные результаты, однако оно касалось только одного из общих направлений деятельности учреждения образования, в частности организации культурного досуга и свободного времени учащихся , направлено на развитие творческой и общественной активности школьников, без учета учебной деятельности.
Однако, что в школе необходимо создать такую образовательную среду, которая бы максимально способствовала становлению и развитию успешной личности, мотивированной на достижения в учебной деятельности и общественной работе.
Гипотеза:
Учителя школы владеют достаточно высоким уровнем профессионализма в реализации традиционных образовательных задач, однако имеют недостаточные, отличающиеся по уровню педагогические умения и компетентности, которые необходимы для эффектной модернизации образования. Их формирование будет достигнуто, если администрации и педагогическому коллективу школы удастся:
- скорректировать мотивационную сферу личности;
- повысить уровень обученности и воспитанности школьников;
- активизировать личностно и социально значимую деятельность учащихся;
- более эффективно применять методы мотивации и стимулирования;
- максимально использовать воспитательный потенциал школы и социума;
- создать оптимальные условия для успешной самореализации личности субъектов образовательного процесса;
- повысить профессиональную компетентность педагогических кадров.
Цель проекта: Создание условий для формирования успешной и социально активной личности через внедрение эффективной системы мотивирования и стимулирования учащихся.
Задачи проекта:
1. Выявить условия и факторы, влияющие на мотивацию субъектов образовательного процесса.
2. Обосновать стратегию развития школы на основе личностно- и социально- ориентированного подхода.
3. Определить эффективные методы и механизм внедрения эффективной системы мотивирования и стимулирования.
4. Скорректировать учебный и воспитательный процесс в рамках перехода на новую систему стимулирования.
5. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку и сопровождение успешной самореализации и личностного роста учащихся.
6. Оценить эффективность деятельности по использованию системы мотивирования и стимулирования как средства формирования успешной и социально активной личности.
Основная идея проекта:
Успешная и социально активная личность формируется в условиях образовательного пространства школы, в котором эффективно используется система мотивирования и стимулирования деятельности учащихся, педагогов, родителей.
Содержание проектной деятельности
Этапы реализации проекта
Срок реализации проекта 2 года:
-
2013 год:
январь - март
организационно- подготовительный
Апрель 2013 - ноябрь 2014 г.
основной (внедренческий)
Декабрь 2014 года
анализ результатов и определение перспектив проекта
Направления реализации проекта
1. Организационное.
2. Аналитико-диагностическое.
3. Создание нормативно- правовой базы.
4. Разработка системы мотивирования и стимулирования
учащихся.
5. Теоретическая и методическая подготовка педагогов.
6. Разработка критериев оценки эффективности проекта.
7. Анализ реализации проекта.
План реализации проекта.
№
Основные
мероприятия
Сроки
реализации
Ответственные
исполнители
I этап- организационно- подготовительный (январь - март 2010 года)
1.
Создание нормативной базы для организации и реализации деятельности школы «Внедрение системы
мотивирования и стимулирования
учащихся как средства формирования успешной личности»
Январь 2013 года
Администрация
школы
2.
Разработка должностных обязанностей работников школы, ответственных за руководство и проведение эксперимента.
Январь 2013 года
Администрация
школы
3.
Разработка карты мониторинга, включающей диагностируемые требования к базовой компетенции учащихся и педагогов.
Февраль 2013 года
Научный руководитель ,
замдиректора по научной работе
4.
Психологический мониторинг учащихся, вступающих в эксперимент (диагностика особенностей интеллектуальной сферы и особенностей личности учащихся).
Январь - февраль 2013 года
Педагог- психолог
5.
Участие педагогов школы в постоянно действующем семинаре по теме ««Как стать успешным. Определение дальнейшего образовательного маршрута учащихся».
Январь - март
2013 года
Научный руководитель,
замдиректора по научной работе
6
Психолого-педагогическое сопровождение становления, развития и реализации личности - тренинг «Секрет успеха».
Январь - март
2013 года
Педагог-психолог
7
Участие в проблемных курсах ВИПКРО .
Январь - март
2013 года
Педагоги школы
II этап - основной (внедренческий) (апрель 2013 - ноябрь 2014 г.)
1.
Определение комплекса оптимальных
технологий по реализации проекта
Апрель 2013 года - сентябрь 2014 года
Администрация
школы
2.
Планирование деятельности
в рамках проекта
Апрель 2013 года- сентябрь 2014 года
Научный руководитель ,
замдиректора по научной работе
3.
Внедрение современных моделей выявления учебных достижений учащихся.
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Педагоги школы
4.
Разработка и реализация образовательной модели «Школа Успеха»
Апрель 2013 года - сентябрь 2014 года
Научный руководитель ,
замдиректора по научной работе
5.
Применение дополнительной системы стимулирования учебно-познавательной деятельности и общественной работы
Апрель 2013 года - сентябрь 2014 года
Научный руководитель ,
замдиректора по научной работе
6.
Участие во Всероссийских , региональных очных и заочных олимпиадах и конкурсах по предметам образовательных областей.
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Педагоги школы
7.
Освещение мероприятий по развитию творческих способностей учащихся на сайте школы
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Педагоги школы
8.
Использование портфолио учащихся и педагогов как комплекса учебных и профессиональных достижений
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Педагоги школы
7.
Непрерывное повышение квалификации преподавателей на тематических курсах ВИРО.
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Замдиректора по научной работе
9.
Техническая поддержка и сопровождение педагогических инициатив в системы
мотивирования и стимулирования
учащихся .
Сентябрь - ноябрь 2014 года
Замдиректора по научной работе
III этап - анализ результатов и определение перспектив проекта
(декабрь 2014 года)
1.
Анализ и оценка результатов деятельности
декабрь 2014 года
Научный руководитель, администрация школы
2.
Организация школьного фестиваля , включающего церемонию награждения лучших по итогам года.
декабрь 2014 года
Администрация школы
3.
Отражение инновационного опыта школы в педагогических публикациях, выступлениях, в открытых уроках.
декабрь 2014 года
Научный руководитель, замдиректора по научной работе,
Замдиректора
по ВР,
педагоги школы
4.
Проведение на базе образовательного учреждения семинара, представление опыта создания системы
мотивирования и стимулирования
учащихся как средства формирования успешной личности.
декабрь 2014 года
Научный руководитель, замдиректора по научной работе
5.
Разработка рекомендаций по обобщению и распространению инновационного педагогического опыта.
декабрь 2014 года
Научный руководитель , замдиректора по научной работе
6.
Определение перспектив проекта «Внедрение системы
мотивирования и стимулирования
учащихся как средства формирования успешной личности»
декабрь 2014 года
Научный руководитель , администрация школы
Ресурсы
Кадровое обеспечение
1. Расширение штатного расписания: введение должностей, обеспечивающих реализацию проекта: научный руководитель ОЭР, замдиректора по научной работе.
2. Повышение квалификации педагогических работников.
Научно- методическое обеспечение
1. Обеспечение повышения квалификации педагогов школы ( участие в курсах повышения квалификации, тематических и проблемных курсах).
2. Организация повышения квалификации педагогов по освоению педагогических технологий, ориентированных на реализацию проекта.
3. Организация постоянно действующего семинара для учителей - участников проекта.
Материально-техническое обеспечение
1. Модернизированная материально-техническая база для реализации направлений проекта.
Совокупное финансирование реализации проекта предусматривает финансовые затраты в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей,
по 300 000 рублей в год.
Ожидаемые результаты проекта.
1. Апробация и возможность внедрения в школьную практику модели , основанной на реализации личностно и социально- ориентированного подходов в образовании.
2. Аккумулирование и расширение опыта применения эффективной системы мотивирования и стимулирования всех субъектов образовательного процесса.
3. Значение участия в проекте:
для педагогов: совершенствование профессионализма и накопление опыта инновационной деятельности;
для учащихся: развитие мотивационной сферы личности, расширение возможностей самоопределения и самореализации, приобретение опыта коллективной деятельности;
для родителей: освоение методов мотивирования и стимулирования детей, практики совместной деятельности.
Критерии и показатели проекта
Критерий
Показатели
Социальная активность
- Повышение уровня социальной активности личности;
- Увеличение числа педагогов и родителей, которые являются инициатором совместной деятельности;
- Привлечение школьников в мероприятия различной направленности;
- Увеличение числа качественных инициатив, направленных на развитие школы;
- Увеличение числа школьников - лидеров;
- Увеличение охвата занятости учащихся в творческих группах.
Качество образования
- Уровень развития классного коллектива;
- Уровень психологического комфорта;
-Уровень успеваемости и воспитанности учащихся;
- Результативность участия в олимпиадах по учебным предметам, конкурсах, научно-практических и исследовательских конференциях, и т.д.
- Повышения качества обученности школьников ;
- Внедрение инновационных педагогических программ, технологий в учебный процесс;
-Создание портфолио учащихся, классов.
Удовлетворенность результатами деятельности
- Удовлетворенность обучающихся и педагогов качеством проводимых мероприятий;
-Уровень мотивации и готовности педагогов к совместной творческой деятельности.
Жизнеспособность проекта
Проект жизнеспособен. Создание системы мотивирования и стимулирования учащихся - один из возможных путей решения проблем сельской школы, Тенденция к уменьшению числа школьников на селе имеет место быть. Поэтому, чтобы сохранить школы на селе, необходимо создать полноценные условия для обучения и воспитания сельских школьников, необходимо вводить мониторинг современного качества образования и совершенствовать современные технологии обучения.
Список использованной литературы
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992
№ 3266-1 (с изменениями и дополнениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Научно-практический журнал "Завуч", Центр "Педагогический поиск",
г. Москва, 2005.
В. М. Лизинский "Практическое воспитание в школе", Центр "Педагогический поиск", г. Москва, 2004.
Харламов И. Ф. "Педагогика", Изд. Гардарики, М., 2007.
Глассер У. "Школа без неудачников", М., 1991.
Голованова Н.Ф. "Общая педагогика", Санкт - Петербург, 2005.
Харламов И.Ф. "Педагогика", М.: Высшая школа, 1990.
Щуркова Н.Е. "Новые технологии воспитательного процесса", М.: Новая школа, 1994.
Internet: http//festival.1September.ru
Приложение № 1
Разработка и реализация образовательной модели «Школа Успеха».
При разработке стратегии развития школы с учетом поставленных целей и задач главным стал выбор и обоснование такой образовательной модели, которая строится на основе личностно и социально ориентированного подходов. В наибольшей степени таким требованиям отвечает модель «Школы Успеха», которая рассматривается нами в качестве образовательного пространства, представляющего собой систему условий и возможностей для саморазвития личности детей, педагогов, родителей и реализующегося во всех направлениях деятельности - учебной, воспитательной, внеурочной, спортивной, общественной и др.
«Школа Успеха» - это:
- среда порождения и трансляции новых норм и правил, в частности, приоритета активной позиции личности, направленности на достижение цели и успех;
- среда освоения новых технологий, способов деятельности, тех навыков, которые определяют успех человека в любой деятельности;
-среда проб, где каждый ребенок может испытать разные социальные роли, выбрать различные виды деятельности, значимого взрослого, коллектив единомышленников;
- среда взаимодействия старшего и молодого поколения;
- среда защиты и поддержки (школьная психолого-педагогическая служба, дети «группы риска»);
- среда единства инновационного и традиционного;
- среда предъявления и поддержки инициатив (совет параллелей, конкурсы проектов, конференции, проведение презентаций на уроках, общешкольная конференция учащихся, деятельность научного общества, школьных детских и молодежных объединений, творческие лаборатории и т.п.).
2. Применение дополнительной системы стимулирования учебно-познавательной деятельности и общественной работы (система бонусов как персональная и коллективная система накопления баллов).
Система бонусов предполагает введение дополнительной системы оценки учащихся как в урочной, так во внеурочной деятельности (факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, участие в проектной, исследовательской деятельности, конкурсах и т.д.).
Бонус - это своеобразный дополнительный балл. По мере накопления таких баллов учащийся может повысить свои отметки по отдельным видам работ. Система бонусов это накопительная система: по мере накопления бонусов ученики поощряются промежуточными похвальными листами, выдвигаются в номинации по определенным направлениям. В качестве поощрения также предполагается обращаться с благодарственным письмом по месту работы родителей.
Данная система направлена также на стимулирование активности классного коллектива и предполагает определение лучшего класса в области общественно-культурной и спортивной жизни школы.
3. Использование портфолио учащихся и педагогов как комплекса учебных и профессиональных достижений
Цель портфолио помочь учащимся в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место в обществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
Положение о портфолио утверждается решением педагогического Совета школы, разрабатывается совместно с психологом школы, ведется и заполняется учащимися (Портфолио успешной личности), классным руководителем (Портфолио достижений класса).
4. Психолого-педагогическое сопровождение становления, развития и реализации личности - тренинг «Секрет успеха».
Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования.
Курс направлен на обучение эффективным приемам достижения успеха в жизненных ситуациях, раскрытие внутреннего потенциала, развитие коммуникативных, лидерских и организаторских способностей.
5. Организация школьного фестиваля , включающего церемонию награждения лучших по итогам года.
Цель проведения ежегодного школьного фестиваля - подведение итогов работы школы за текущий год.
Фестиваль предполагает определение наиболее значимых номинаций по различным направлениям и выдвижение номинантов их числа учащихся и педагогов (в отдельных случаях и родителей). Выдвижение номинантов и числа учащихся проводится по итогам накопления бонусов, а также в соответствии с поданными заявками. Номинирование педагогов проводится по результатам деятельности педагога в учебном году (результативность олимпиадного движения, научно-исследовательской деятельности и т.п.).
Освещение мероприятия проводится на страницах школьной газеты и Интернет-сайта школы.
10