Доклад Усовершенствование учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Усовершенствование учебно-воспитательного процесса в начальной школе









Усовершенствование

учебного процесса

в начальной школе
на основе современных образовательных

технологий





Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ «Нижнегорская

школа-гимназия»

Ярошевская И.Н.



Усовершенствование учебного процесса в начальной школе
на основе современных образовательных технологий

Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения. Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы. В начале ХХ века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента - преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение - как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

В последние годы усилился интерес к оптимизации образовательных процессов в связи с широким применением технологий в обучении, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Таким образом, актуальная задача для методистов, социологов, экономистов и валеологов, педагогов - правильно спланированное и организованное преподавание.

В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности. Процесс обучения поэтому является процессом познания учеником окружающего мира.

Обучение - специально организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения закономерностями окружающего мира.

Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности.

Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.

Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач образования, если нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно-исторический опыт человечества.

Основы совершенствования учебного процесса

Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает выбор наилучшего варианта для соответствующих условий.

Усовершенствование процесса обучения понимают, как такое управление, которое организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее эффективного функционирования процесса обучения.

Современная парадигма образования : личностно-ориентированное обучение с компетентностным подходом.

На сегодня - это лишь декларация. Парадигма образования у нас предметно-знаниевая.

Главная задача педагогов - переход от предметно-знаниевой системы обучения к личностно-ориентированному обучению с компетентностным подходом на основе деятельности учеников.

Эту задачу невозможно решить, если не отходить от устоявшихся традиций и стереотипов. В настоящее время педагоги должны переосмыслить свои взгляды и подходы, овладеть современными технологиями, инновациями, творчески перерабатывать теоретические знания, применять их на практике на высоком профессиональном уровне.

Новое приходится творить в поте лица, а старое продолжает существовать, твёрдо держась на стереотипах привычки.

Л.В. Занков

Эти слова Леонида Владимировича Занкова как нельзя лучше характеризуют трудный процесс внедрения инноваций в УВП.

Все педагогические технологии можно классифицировать как традиционные и инновационные. Технология развивающего обучения рассматривается во взаимодействии с другими инновационными технологиями. Ещё недавно считалось, что традиционная система и инновационные технологии не могут взаимодействовать и оказывать положительное влияние на усовершенствование УВП. Употреблять термин «элементы инновационных технологий» считалось безграмотным. Теперь учёные пришли к выводу, что элементы различных технологий могут применяться внутри традиционной, взаимодействовать и усиливать результативность обучения и воспитания. Что касается развивающего обучения, это особая целостная система, требующая комплекса из развивающих программ, учебников, тетрадей, методических пособий. Поэтому элементы развивающего обучения применить невозможно, вводить его можно, только, как целостную систему.

Наша начальная школа работает по традиционной системе с применением элементов инновационных технологий. Так выглядит система взаимодействия технология традиционного обучения с другими технологиями.

Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения.

Технология традиционного обучения - авторитарная подача знаний, не связанная с проявлением индивидуальных особенностей ученика, творческого развития личности.

Технология проблемного обучения предусматривает постановку проблемы, поиск учениками её решения, учитель и дети выступают соучастниками научного поиска.

Технология игрового обучения - позволяет смоделировать любую ситуацию, «прожить» её, сняв психологические барьеры.

Технология ЛОО - основана на признании индивидуальности, самоценности каждого человека, что требует учёта интересов, способностей, опыта для реализации УВП.

Технология коллективного обучения - включение в УВП естественной структуры общения между людьми на основе диалога и полилога.

Технология развития критического мышления - формирует способность человека выделить проблему, самостоятельно найти, обработать и проанализировать информацию, найти и аргументировать решение.

Технология программного обучения - это и дистанционное обучение на основе компьютерных и интернет ресурсов, и применение информационно- коммуникационных программ.

Технология интерактивного обучения - взаимодействие всех участников УВП, на основе создания комфортных эмоционально-психологических условий, когда каждый чувствует свою успешность и интеллектуальную дееспособность (мозговой штурм», «микрофон», «аквариум», «карусель» и т.д.).

Технология проектов - привитие ученикам исследовательских навыков для решения познавательных и практических задач.

Технология модульного обучения - характеризуется 30-минутным отрезком организации УВП, что отвечает психофизиологическими закономерностями организации труда. Учебный материал делится на логично завершённые части - модули.

Технология коллективного творческого воспитания - формирование личности на основе коллективного творческого дела (основоположник А.С. Макаренко).

Здоровьесберегающие технологии - организация УВП на основе сохранения и укрепления здоровья учеников.

Интереснее всего то, что технологии взаимопроникают одна в другую и являются частью друг друга. Связующее звено инновационных технологий - деятельностный подход в обучении.

Проблема, над которой работает методическое объединение учителей начальных классов: осуществление деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников.

Обработав анкеты учителей по использованию инноваций в педагогической практике, а также при посещении уроков учителей начальных классов можно определить наиболее активно используемые элементы различных технологий.

Завертаная И.В. использует элементы интерактивного обучения, здоровьесберегающих технологий, игрового обучения, коллективного обучения.

Аметова Г.К.- использует элементы интерактивного обучения, здоровьесберегающих технологий, игрового обучения, коллективного обучения, проектных технологий, ЛОО.

Кириченко Т.В., Светецкая И.О., Евчук Л.В., Кляшторная Л.А., Ярошевская И.Н. в своём арсенале имеют более широкий спектр технологий интерактивного обучения, здоровьесберегающих технологий, игрового обучения, коллективного обучения, проектных технологий, ЛОО, проблемного обучения, программного обучения.

Наиболее активно используемые всеми педагогами начальной школы элементы технологий:

здоровьесберегающих, интерактивных, коллективного обучения, программных,

игровых.

Какое же влияние оказывает применение инноваций на результаты обучения? Результативность обучения по предметам начальной школы на слайдах.

Мы видим, что проблемы в обучении есть, есть большой потенциал инновационного развития школы І ступени.

Ориентиры развития начальной школы:

  1. осуществление принципа минимакса в обучении;

  2. индивидуализация процесса обучения;

  3. формирование основных компетентностей на высоком и достаточном уровне;

  4. внедрение элементов коллективного творческого воспитания;

  5. обучение детей на основе деятельности, с ориентацией на успех каждого ребёнка;

  6. переход в процессе обучения на методики, сохраняющие и укрепляющие здоровье учеников.

Закончить выступление хочу словами Марка Твена:

«В поиске сокровища приходится совершать множество ошибок и переживать разочарования, прикладывать усилия, снимая слои, нанесённые временем, и только тот, кто верит и идёт к цели, непременно отыщет свой клад».

© 2010-2022