Выпускная работа по теме применение информационных технологий в управлении школой

Данная работа была защищена мной, заместителем директора по УВР и НМР МБОУ "СОШ № 63" на ФПК ППРО при Барнаульском Государственном Педагогическом Университете. Выпускная работа рецензирована старшим преподавателем кафедры управления развитием образования Н. М. Соболевской. В работе рассмотрена сущность проблемы, рассмотрены основные ИКТ компетенции, которыми должен владеть руководитель школы, выделены условия информатизации школ, приведен сравнительный анализ информационно - аналитических систем...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

33





Содержание.



1. Введение. стр. 2-5



2. Основная часть

Глава 1. Информационное обслуживание стр. 6-15

руководителей системы образования.

Глава 2. Новые информационные технологии стр. 16-26

в управлении образованием.

Глава 3. Кадровое обеспечение. стр. 27-29



3. Заключение. стр. 30-33

4. Библиографический список. стр. 34













Введение.

Информатизация российского общества, развитие электронных средств массовой информации, появление новых технических средств и телекоммуникаций вносит немало инновационного в содержание и ме­тодику обучения. В связи с этим актуальна проблема использования информационных технологий в школьном образовании.

Применительно к образовательному процессу любого уровня информационными технологиями можно считать совокупность методов, приемов, способов создания педагогических условий работы на основе компьютеров, теле коммуникаций, программ, обеспечивающих программно - методическое сопровождение технологий обучения, организацию контроля и управления познавательной деятельностью.

В настоящее время основным результатом образования является выработанная в ходе обучения способность к анализу и дальнейшему разрешению проблемы в сложившихся условиях.

Анализ современной научно-методической литературы свидетельствует о тенденции все более широкого использования информационных технологий в школьном образовании. Информационные технологии, наи­более часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

а) технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели, демонстрационные программы, компьютерные исследовательские работы, электронные за­дачники, контролирующие программы, дидактические материалы);

б) сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Интернет.

Информатизация образования рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики. Важнейшим направлением модернизации образования является развитие системы открытого образования. Среди основных направлений и задач модернизации педагогического образования, в частности, названы обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Идя в ногу с развитием современного общества, администрация школ решает вопросы о создании единой информационной среды. Сначала возникает необходимость организовать компьютерный класс для педагогов, затем преобразовать его в информационно-технический центр, установить мультимедийный проектор. В рамках национального проекта все школы подключились к Интернету. Теперь любой ученик и педагог в свободное время может работать в сети Интернет, занимаясь своим самообразованием, но уже в современ­ных условиях.

Применение информационных технологий в управлении школой.

Где?

Для чего?

Что?

Как?

Научно методическая работа

Педагогический совет

- распечатки раздаточного материала;

- демонстрации материала

- текстовые и графический редакторы;

- слайды

- Microsoft Office Word;

- Microsoft Office Power Point;

- ABBYY Fine Reader;

Участие в конкурсах, олимпиадах

- распечатки раздаточного материала;

- демонстрации материала

- текстовые и графический редакторы;

- Internet Explorer;

- Outlook Express

Дистанционное обучение

-обучения, обмена опытом

- текстовые и графический редакторы;

- Internet Explorer;

- Outlook Express

Аттестация

- демонстрации материала;

- портфолио;

- сайты;

- презентации

- Microsoft Office

-Power Point;

проектной деятельности учителей и учащихся

-обучения,

- демонстрации материала;

- сайты;

- презентации

- Internet Explorer;

- Power Point;

- Microsoft Office Publisher

Факторы, способствующие более широкому применению ИКТ в управлении образованием:

- удобное представление информации;

- красочность и наглядность информации;

- эстетичность подачи материала;

-удобство размножения материала;

- возможность создания банка данных;

- расширение горизонтов получения дополнительной информации;

- экономия времени и т. п

Требование сегодняшнего времени - использовать современные информационные технологии в управленческой деятельности школы.

Руководитель должен знать:

- документы, отражающие государственную политику в области информатизации образования;

- направления информатизации образования;

- классификации информационных технологий обучения;

- основы авторского права.

Руководитель должен уметь:

- планировать и прогнозировать деятельность педагогического коллектива ОУ по информатизации учебного процесса;

- создавать условия для деятельности участников педагогического процесса;

- организовывать их деятельность;

- контролировать процесс информатизации;

- регулировать возникающие отклонения от запланированных результатов;

- использовать информационные технологии в управлении ОУ.

Актуальность проблемы обусловлена следующими факторами:

  • объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

  • механическая обработка без определенного стандартного алгоритма не дает оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

  • работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;

Цель работы: оказание помощи руководителю в определении перспектив информатизации учебного процесса в школе.

Задачи:

- формирование профессиональной позиции в отношении информатизации образования;

- формирование знаний о процессе информатизации, необходимых для управления современным образовательным учреждением,

- формирование основных профессиональных компетенций в области информатизации управления школой.

Можно предположить, что с применением ИКТ у руководителя

- снижается объем рутинной работы; - увеличивается эффективность труда; - сократятся сроки сбора и обработки информации; - появляется возможность владеть информацией в полном объеме и своевременно; - высвобождается время для обдумывания и принятия новых решений; что повышает оперативность принятия и эффективность управленческого решения.











Глава 1. Информационное обслуживание руководителей системы образования.

Перемены в системе образования, связанные с появлением и интенсивным развитием новых типов учебно-воспитатель­ных учреждений, реформированием управленческих структур и формированием новых экономических отношений, определяют стиль управления руководящих работников постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач. Управ­ление непосредственно связано с информацией, информационны­ми процессами. От степени достоверности и полноты имеющей­ся информации зависит эффективность управления.

Управленческая информация может быть разделена по различным признакам: по времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления - аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам по­ступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению - директивная, ознакомительная, реко­мендательная и др.

Основными объективными факторами, влияющими на формирование информаци­онных потребностей руководителей, являются: вид и специаль­ность управленческой деятельности, особенности выполняемых специалистами функций, связанных с различным уровнем управ­ленческой деятельности в системе образования, и др.

Субъективная потребность в информации обусловливается лич­ностными качествами конкретного руководителя, зависит от уров­ня его образования, стажа и опыта работы в управлении (Голова­нова О.И.). Выделяют ряд особенностей информационных потреб­ностей руководителей образования:

  1. Частое изменение информационных запросов, связанное с ре­шением широкого круга задач управления.

  2. Требование оперативности, обеспечивающей быстроту реше­ния задач в конкретных управленческих ситуациях.

  3. Необходимость соблюдения принципа ретроспективности и
    перспективности информации, что позволяет анализировать и оценивать тенденции и перспективы развития системы.

  4. Требование лаконичности, позволяющей в условиях ограни­ченности времени получить синтезированную информацию.

Информационная потребность руководителей удовлетворяется следующими способами:

1. Сбор, отработка, хранение и использование внутришкольной

информации. С этой целью используются методы наблюдения,
анкетирования, тестирования, работа с инструктивными и

ме­тодическими материалами.

2. Информационное обслуживание (дифференцированное, тема-

тическое, разовое, по подписанным изданиям и др.), осуществ­ляемое органами системы научно-педагогической информации.

Рассмотрим более подробно дифференцированное инфор­мационное обслуживание руководителей (ДОР). Информа­ция, представляемая абонентам ДОР, должна отличаться мини­мальным объемом, содержать фактографические сведения, вклю­чать сопоставление и оценку отечественного и зарубежного уров­ней развития, содержать обобщения, выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исключать, как правило, необходи­мость обращения абонентов к первоисточникам.

Информация предоставляется абонентам в виде следующих основных информационных документов:

- информационное сообщение для текущего информирования абонентов в соответствии с их информационными потребнос­тями;

- аналитическая справка, обзор состояния вопроса, рефераты журнальных статей и монографий, переводы, тематические подборки, фактографические и статистические материалы для обеспечения необходимой информацией при решении абонен­тами отдельных проблем, задач (по специальным запросам или по инициативе органа научно-педагогической информации), экспресс-бюллетень.

Одной из важнейших задач шко­лы как органической системы является обеспечение согласован­ности всех протекающих в ней процессов. Решение этой задачи предполагает скрупулезное отслеживание, сопоставление и вне­сение корректив в процессы подготовки и выполнения всех пла­нов школы: от стратегических планов ее функционирования и раз­вития до индивидуальных планов учителей и учащихся.

Многообразие задач, подлежащих решению, вступает в проти­воречие с ограниченностью возможностей субъектов контроля их решить. Возникает необходимость в привлечении технических средств, ускоряющих процесс обработки контрольной информа­ции и принятия управленческих решений. Одним из таких средств является электронный блокнот руководителя школы -новшество, опыт разработки и освоения которого рассмотрим на ма­териале Коткозерского национально - образовательного комплекса Олонецкого района Республики Карелия. Директор, автор и ини­циатор нововведения -кандидат педагогических наук, заслужен­ный работник народного образования Республики Карелия Алек­сей Захарович Андрейко (опыт управленческой деятельности Андрейко изложен в книге академика РАО М.М. Поташника «Инновационные школы России». М., 1996. С. 35-84).

Идея создания электронных блокнотов (или электронных секре­тарей) реализуется обычно в рамках темы «Организация времени руководителя на базе использования электронных средств» и чаще всего используется в форме компьютерных программ типа «Элект­ронный секретарь», упорядочивающих рабочее время директора шко­лы и его заместителей. Новизна подхода А.З. Андрейко (в разработ­ке описываемого новшества соавтором директора школы был П.А. Куспис - специалист по ЭВМ и преподаватель информатики) состоит в том, что он применил названную идею не только для орга­низации своего рабочего времени, но и для контроля за ходом вы­полнения программы развития школы. Это особенно важно потому, что контроль за инновационными процессами по праву считается наисложнейшей проблемой внутришкольного управления!

План инновационных действий и действий по их обеспечению не­обходимыми условиями и ресурсами А.З. Андрейко в соответствии с

рекомендациями современной управленческой науки представил в виде ленточной диаграммы Гантта, что позволило ему оставить в плане толь­ко реально выполнимый перечень мероприятий. Далее на дискету были занесены все управленческие действия директора школы из плана от конца к началу года (как и предполагает технология Гантта). По мере приближения срока исполнения того или иного действия оно воспро­изводится компьютером на экране дисплея зеленым, желтым или крас­ным цветом (красный цвет означает, что в случае задержки с выполне­нием соответствующего действия сбой пойдет по всей цепочке слева направо и к предполагаемому сроку ту или иную задачу инновацион­ной деятельности решить не удастся).

Таким образом, в любой момент времени, нажав клавишу ком­пьютера, директор школы может узнать, что в данном месяце, дне, неделе является самым неотложным, а для выполнения каких дел еще имеется резерв времени. Естественно, что аналогично может быть организован контроль со стороны директора школы и за про­цессом функционирования. В настоящее время эта задача стоит на повестке дня, а в перспективе -разработка электронных блок­нотов для всех субъектов управления школой, включая вопрос со­гласования деятельности между ними.

Перспективы использования в общеобразовательной школе про­граммы «Электронный секретарь» изучены и описаны в магистерс­кой диссертации, подготовленной под руководством члена-коррес­пондента РАО, доктора педагогических наук Т.И. Шамовой ведущим методистом Центра «Школа будущего» С.Г, Зайцевым. Они связаны также и с организацией учительского самоконтроля. По мнению ав­тора, наиболее полно идея «Электронного секретаря» мо­жет быть реализована с использованием программ:

  1. программа Schedule+ For Windows 95™ из пакета Windows® 95 (русская версия) фирмы Microsoft®;

  2. программа Lotus Organizer™ Rus 1.0 и выше (русская вер­сия) из пакета Lotus Troha™ фирмы Lotus® Development и др.

Учитывая широкое и эффективное распростра­нение программы «Электронный секретарь» среди руководителей школ, интенсивное освоение идей и технологий программно-целе­вого подхода, в том числе и технологии Гантта, идея использования электронного блокнота вполне может быть рекомендована для орга­низации внутришкольного контроля за ходом выполнения разноуров­невых и разномасштабных планов школы.

Не менее важной, чем рассмотренная выше, задачей внутри-школьного контроля является стандартизация результатов образовательного и других протекающих в школе процессов. Учитывая тот факт, что для современной российской школы пока нереально наде­лить образовательный стандарт функцией абсо­лютного масштаба для выставления школьных отметок, представляется опыт решения названной задачи в аспекте формирования и ис­пользования школами локальных статистических норм оценивания.

Адрес интересного опыта - школа № 1 г. Армавира (директор В, Гуреева), в которой на уровне отдельного класса созданы систе­мы обратной связи между учителем и учениками, учитывающие общее и особенное в умственном, физиологическом и психическом раз­витии каждого ученика. Это новшество называется - класс ОУУП (оптимального управления учебным процессом). Класс ОУУП - чисто российская научно-техническая разработка, не имеющая ана­логов в мировой практике (об этом см.: Абэлян В., Бекмуразова А., Гуреева В., Зыков Е., Хухлаева А. Поиски оптимального управления // Нар; образование. 1993. № 9-10. - С. 10-15).

Опыт школы № 1 г. Армавира направлен на преодоление безот­ветственности прежней колы за конечный результат. Он базирует­ся на высокоразвитой математической теории оптимального управ­ления сложными системами в единении с педагогической психо­логией, медициной и новейшими достижениями информатики.

Класс ОУУП - обычный класс, лишь под левой рукой каждого ученика расположена клавиатура специальных микрокомпьютеров, таких же, как и на столе учителя. В ходе объяснения, закрепления и углубления учебного материала учитель, как обычно, ставит перед классом учебные задачи. Каждый вопрос обращен одновременно и ко всему классу и к каждому ученику. Ученик под действием лич­ных стимулов сам решает поставленную задачу и с помощью кла­виш, как на пишущей машинке, передает свое мнение или решение учителю, который уже ввел в ЭВМ ожидаемый ответ. ЭВМ практи­чески одновременно сравнивает ответ каждого ученика с правиль­ным, анализирует их и подкрепляет или корректирует деятельность каждого бегущей строкой (словами: «Правильно, молодец!» или «Не­верно, вспомни таблицу умножения»). Н своем табло учитель видит, как работает каждый ученик, и в нужный момент принимает реше­ние о форме помощи тем, у кого возникли затруднения.

Дидактический контакт учителя с каждым учеником приближается к уровню индивидуального обучения при одновременном сохране­нии возможностей коллективного развития детей в ходе обучения.

В своей работе коллектив армавирской гимназии № 1 ориен­тируется на следующие параметры модели выпускника школы:

- обученный, развитый и воспитанный человек должен обладать добросовестностью при выполнении всех своих трудовых функ­ций;

- активностью, т.е. стремлением и умением использовать все

силы для выполнения личных и общественных целей;

-работоспособностью, основанной на знании физиологических и психических особенностей деятельности мозга, организма в це­лом, быть лишенным каких-либо угнетающих его комплексов;

- владеть системой знаний, умений и навыков, необходимых и вполне достаточных для свободного выбора своего места в жизни и выполнения своих функций в социуме. Для того чтобы начать формировать названные качества как можно раньше, система ОУУП вводится с 1-го класса школы. Эта система от­слеживает работу ученика на каждом уроке с 1-го по 11-й класс. Пер­сональные уровни учеников выделяются на основе учета их добросо­вестности, трудовой активности, выполнения домашних заданий, осво­ения знаний, умений и навыков в рамках каждого урока, темы, курса. Разработанная система напрочь отбрасывает укоренившееся в практи­ке стимулирование детей в учении с помощью критерия «среднего» уче­ника и «средней» оценки. В классе ОУУП нельзя исправить двойку, по­лученную по одной теме, хорошей отметкой по другой теме. Каждая неусвоенная учеником тема будет «преследовать» его, учителя, роди­телей до тех пор, пока ученик не выучит ее как положено. «Преследо­вание» осуществляется в ходе регулярно выдаваемых родителям уче­ников печатных форм, в которых по названным параметрам оценива­ется учебная деятельность учащихся, а также указывается состояние их здоровья (с позиции оценки наличия угроз наиболее част встречающих­ся у школьников заболеваний: близорукости, сколиоза, кариеса, обшей физиологической и физической ослабленности, ОРЗ) и необходимость коррекции в их поведении, физическом и психическом состоянии.

Сбор, анализ и систематизация информации, необходимой для осуществления коррекции, осуществляют учителя, психологи, вра­чи и родители общими усилиями. Они же и осуществляют эту кор­рекцию, результаты которой незамедлительно зафиксирует ЭВМ.

Описанный опыт отражает стремление многих школ найти уни­фицированные методы сбора, обработки, хранения и анализа конт­рольной информации, позволяющие адекватно оценивать состояние всех подсистем школы (в данном случае системы индивидуальной работы с учащимися) и сравнить его с локальными внутришкольными нормами или имеющимся образовательным стандартом. Положи­тельным в опыте армавирской школы является стрем­ление его создателей с помощью специальных печатных форм до­вести контрольную информацию ежеурочно - до каждого учителя (что позволяет ему непрерывно и своевременно вносить корректи­вы в процесс развития детей); по четвертям - для родителей и пед­коллектива (это позволит в первом случае объединить воздействия на развитие ребенка со стороны семьи и со стороны школы, а во вто­ром случае позволит проследить результативность и динамику управ­ления коллективом класса).

В связи с этим в школах создаются локальные электронные сети, образующие информационно - аналитическую систему (ИАС), которая позволяет решить ряд задач:

1. Обеспечить единое информационное пространство школы с достаточно целесообразными информационными потоками; 2. Иметь возможность сосредоточить информацию о всех сторонах образовательного, хозяйственного процессов в едином банке данных; 3. Создать условия для обработки поступающей информации, ее отслеживания и дальнейшего анализа с помощью ЭВМ; 4. Дать возможность оперативного руководства образовательным процессом по результатам деятельности; 5. Организовать ведение внутри школьного контроля и инспектирования на базе объективных данных анализа.

Информационно-аналитическая система имеет в своей структуре следующие блоки:

  1. Нормативные документы в области образования.

  2. Основные документы школы.

  3. Локально-правовые акты школы.

  4. Планы, программы, отчеты школы.

  5. Административные совещания.

  6. Методическая работа.

  7. Управление.

  8. Педагогические кадры.

  9. Учащиеся школы.

  10. Организация образовательного процесса.

  11. Образовательные направления школы.

  12. Родители, социальное окружение, органы самоуправления.

  13. Библиотека.

  14. Финансово-хозяйственная деятельность.

Освоение информационно-аналитической системы с использованием локальной сети ЭВМ требует адаптированного программного обеспечения. Существует пакет программ «Электронный офис руководителя школы», В этот пакет входят следующие программы:

  • Конечные результаты работы школы; • Движение учащихся;

  • Внутришкольный контроль; • Учебная нагрузка; • Тарификация;

  • Электронный классный журнал;• Расписание уроков;

  • Журнал учета замещений; • Отчет за четверть; • Учебный план;

  • Табель учета рабочего времени; • Итоги работы учителей;

  • Итоги работы школы за год; • Шаблоны.

Созданная и развернутая информационно - аналитическая система школы позволяет:

Администрации

  1. Вести управление по результатам деятельности.

  2. Принимать эффективные управленческие решения.

  3. Четко видеть динамику происходящих в школе изменений.

  4. Объективно оценивать деятельность педагогических работников.

  5. Повысить уровень организации управленческого труда.

Педагогическим работникам

  1. Управлять познавательной деятельностью обучаемых.

  2. Отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся.

  3. Принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учащихся.

  4. Целенаправленно совершенствовать методическое мастерство.

  5. Получить доступ к педагогической информации школы.

Представителям учредителя, методическим службам

  1. Иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.

  2. Корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.

Учащимся и их родителям, представителям общественности

  1. Иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса.

  2. Оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.

Освоение ИАС позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создает резервы для работы в режиме развития. За последнее время накоплено значительное программное обеспечение для диагностики, анализа, организации образовательного процесса и делопроизводства, программы для аттестации учреждений образования, что позволяет сделать результаты работы каждого управленца школы открытыми и максимально объективными.



Глава 2. Новые информационные технологии в управлении образованием.

Электронный портфолио ученика и учителя.

Цель: - способствовать формированию ценностных ориентаций личности через рефлексию и анализ своей деятельности.

Школьный сайт.

Цель: - предоставить более широкие возможности для самопрезентации образовательного учреждения.

Электронный документооборот.
Первый вариант организации документооборота - тот же, который используется для обмена документами с вВыпускная работа по теме применение информационных технологий в управлении школойышестоящими организациями, - электронная почта.

Вариант достаточно простой, но имеет при этом ряд недостатков.

Во-первых, он связан с использованием Интернет и внешних почтовых сервисов, следовательно, надежность такого варианта вызывает большие сомнения.

Во-вторых, подтверждение о доставке информации адресату можно получить, только запросив уведомление о прочтении сообщения.

В-третьих, вариант с использованием e-mail достаточно трудоемок: отправителю требуется выполнить операцию по вложению документа, получателю - осуществить извлечение и отправку подтверждения о получении.

И, наконец, электронная почта не предполагает пересылку документов большого объема.Такой вариант следует использовать только в крайнем случае - лишь при отсутствии альтернативы.
Чтобы сделать обмен документами удобным для участников, требуется «место» в сети, куда смогут попасть все или некоторые ее пользователи. Другими словами, нужен компьютер, дисковое пространство которого будет использоваться участниками обмена, - файловый сервер. Назовем условно этот компьютер «сервером», так как вопрос в данном случае не об операционной системе, которая будет на нем установлена.
На сервере создаются общие папки, которые и будут использоваться для обмена. Один из вариантов такой «общей» папки вы видите на картинке. Внутри папки организуется достаточно логичная структура вложенных папок, таких как: «Планы Отдела Образования», «Приказы», «Расписание» и т. п. Есть среди них папка «Обмен», в которой в свою очередь располагаются папки участников обмена. Дальнейшие действия очень просты: для передачи документ просто копируется в «Обмен» в папку адресата.
Очевидны некоторые преимущества такого варианта. План, полученный из Отдела Образования, можно посмотреть в любое удобное время. И он при этом не «клонируется» с компьютера на компьютер. При такой организации легко можно получить доступ к «объемным» материалам - школьным фотографиям или к презентациям о школе и школьных мероприятиях. Т. е. образуется некоторый архив документов, доступный определенным пользователям сети.
Еще один вопрос, возникающий при такой организации взаимодействия в сети: как быть с правами доступа и информационной безопасностью? Для того чтобы ограничить доступ к определенным документам и разграничить права на чтение, запись, изменение, удаление информации для разных пользователей и папок, проще всего использовать файловую систему NTFS и какую-нибудь операционную систему, умеющую с этой файловой системой работать. Напрашивающийся вариант - Windows 4.0, 2000, XP, 2003 SERVER.
Использование такого способа обмена информацией внутри организации снимает «зависимость» обмена от внешних факторов, исчезает ограничение на объемы информации, появляется возможность создания «общих» ресурсов. Но, вместе с тем, появляются и устанавливаются негласные или документально оформленные Правила обмена документами, принятые внутри сети к обязательному исполнению каждым участником.
Правило 1: «Почти пустая» папка для обмена. Содержать свою папку в порядке! Одно из главных условий эффективности такого способа обмена - убирать документы из папки после обработки.

Правило 2. Необходимость регулярного просмотра своей папки в «Обмене». Посмотреть один раз в течение дня в свою папку - дело привычки и аккуратности.
Правило 3. Сопровождение срочной информации информационным сообщением по другим каналам связи. Естественно, что срочную информацию приходится сопровождать дополнительным сообщением: по телефону, посредством ICQ или как-либо еще. Для таких целей в основном используется голосовая почта Skype.
И так далее… Правила использования общих ресурсов сети возникают в процессе, как и необходимые дополнительные папки в Обмене: все мы организуем работу так, как нам удобно, ориентируясь на специфику собственной деятельности, опыт и традиции.

«Каналы» информационного взаимодействия.
Рассмотрим существующие в настоящее время «каналы» информационного взаимодействия с использованием ИКТ. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся выше почту и файловый сервер, а также голосовую почту, интернет-пейджеры (ICQ, QIP) и автоматизированные информационные системы управления. Последние к простым и дешевым отнести никак нельзя. Они требуют наличия в школе финансовых возможностей для их приобретения, а также для содержания специалиста по эксплуатации. А самое главное - наличие этого самого специалиста.
Голосовая служба Skype предоставляет пользователям возможность обмена голосовыми сообщениями с другими пользователями этой службы. На ее основе достаточно легко осуществляется «живая» голосовая связь между работниками администрации ОУ. Естественно, необходимое условие - наличие микрофона и акустических колонок на каждом административном компьютере. Интерфейс программы достаточно простой и осваивается быстро. А по сравнению с обычным телефоном имеется ряд преимуществ:
• неважно, разговаривает ли вызываемый абонент с кем-либо или нет: входящий звонок все равно виден, и есть удержание текущего и входящего вызова;
• звонки с компьютера на компьютер бесплатные независимо от расположения абонентов, то есть, при необходимости, можно звонить и в другой город, и в другую страну;
• в случае надобности можно организовать конференцию, что в административной работе часто необходимо, и теперь не нужно собирать маленькое оперативное совещание на пять минут: если в процессе разговора возникла необходимость, можно просто подключить еще одного человека и разговаривать втроем;
• по статусу пользователя всегда видно, где находится собеседник и насколько он занят.
Кроме того, использование Skype предоставляет возможность отправлять небольшие текстовые сообщения, что иногда проще, чем отвлекать человека от работы или ждать, когда он окажется на рабочем месте у компьютера. Такое сообщение просто появится на экране, и адресат увидит его, когда окажется у компьютера.
Электронный журнал - это версия классного журнала успеваемости и посещаемости в Интернете. Доступ родителей, преподавателей, учеников к журналу осуществляется через специальный сайт и/или ежедневную автоматическую рассылку по электронной почте.
СМС-дневник является частью электронного журнала и подразумевает ежедневную рассылку информации (об успеваемости, посещаемости, изменениях в расписании, мероприятиях) с помощью смс-сообщений на сотовые телефоны родителей. Он позволяет даже очень занятым родителям оперативно получать информацию о жизни ребенка в школе и благодаря этому принимать более активное участие в школьных делах своих детей. Разница лишь в том, что новые технологии не требуют присутствия родителя в школе и позволяют получать информацию об оценках и школьных проблемах ребенка в удобное время. Это своего рода альтернатива родительским собраниям, учительским телефонным звонкам, просмотру дневника. Ведь у родителей, которые очень заняты на работе, для этого не всегда есть время, а если оно есть, то не всегда удается его соотнести со временем проводимых мероприятий.

Во-первых, родитель экономит время, которого у него часто просто нет. Во-вторых, семейный «разбор полетов» не происходит поздно вечером, когда все раздражены и устали. В-третьих, у родителя появляется время на обдумывание реакции на негатив: он получил информацию днем на работе и может «остыть», обдумать разговор с ребенком, а не выливать на него свое спонтанное раздражение. С этой точки зрения психологически такой способ получения информации может оказаться даже полезнее для отношений.
Автоматизированная информационно-аналитическая система

Информация: позволяет определять структуру образовательного учреждения; вести базу данных личных дел сотрудников с указанием данных, необходимых для расчета тарификации сотрудника; производить назначения на должности, контролировать перемещения; формировать справочники действующих в учреждении тарифных сеток, надбавок и доплат; строить статистические отчеты, отражающие качественный состав сотрудников учреждения; готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации.

Планирование: позволяет рассчитывать учебный план и сетку часов; проводить распределение педагогической и дополнительной нагрузки преподавателям; в автоматическом режиме, исходя из информации о структуре учреждения, на основании утвержденных типовых штатных расписаний, составлять штатное расписание учреждения; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей; производить назначение сотрудникам надбавок и доплат.

Тарификация: позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать тарификационный список, затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды учреждения.

Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для анализа объема использования надбавок и доплат в различных типах учреждений; рассчитывать требуемый для их реализации объем финансирования; оптимизировать условия их применения.

Внедрение АИАС «Тарификация» позволит:

  • унифицировать процедуру формирования штатного расписания;

  • планировать потребности учреждения (учреждений региона) в педагогических и административных кадрах;

  • повысить достоверность и объективность данных, используемых при формировании сметы доходов и расходов учреждения;

  • оптимизировать затраты на оплату труда сотрудников учреждений;

  • повысить эффективность использования денежных средств, получаемых из Федерального и регионального (муниципального) бюджетов.

АИАС «Смета»- автоматизирует процесс формирования и сопровождения исполнения сметы учреждения и позволяет:

• реализовать несколько схем расчета сметы доходов и расходов учреждения:

    • исходя из установленных Федеральных и региональных нормативов финансирования;

    • на основании данных о фактическом исполнении сметы предыдущего отчетного периода, установленных индексов дефляторов;

  • формировать консолидированные сметы учреждений в соответствии с Бюджетной классификацией;

  • проводить расчет утвержденной сметы учреждения;

  • осуществлять разассигнование смет; •формировать план на финансирование расходов учреждения, вести учет заявок на внесение изменений (так называемые "передвижки") в смету.

Программа составления расписания занятий.

Цель: - существенно повысить эффективность работы по организации учебного процесса.

Назначение программы

Программа полностью автоматизирует процесс составления недельного расписания занятий в общеобразовательных учреждениях различного статуса и профиля, учитывая особенности учебных планов и организации учебного процесса, а также требования методического, санитарно-гигиенического и индивидуально-психологического характера. Программа чрезвычайно легка в освоении и удобна в работе.

Исходные данные и результаты работы программы

В качестве основных исходных данных используются данные об учебной нагрузке учителей по классам, а также перечень и характеристика кабинетов. Результатом работы программы является расписание занятий, составленное с минимальным количеством "окон" для учителей.

Программа учитывает:

  • наличие в школе второй смены, пяти- или шестидневной форм обучения

  • особенности кабинетного фонда школы

  • методические дни и нежелательные часы работы учителей

  • дни и часы УПК (экскурсии, театр, практика в ВУЗе и т.д.)

- предельные уровни дневной учебной нагрузки с учетом коэффициентов сложности («бальности») предметов

Программа обеспечивает: _

- разделение классов на обучающиеся по пяти или шестидневке

- «плавающее» начало занятий и второй смены

- разбиение классов на группы (до трех групп), в том числе, по разным предметам

- сдваивание, страивание и т.д. заданного количества часов

- объединение классов в потоки (в т.ч. с дальнейшим делением на группы)

- преподавание одним учителем двух и более предметов

- соблюдение «параллелей» учителей

- ограничение максимально допустимого числа часов по предмету в день

- составление расписания для учителя, ведущего занятия в двух группах одного класса (формирование пар с другими предметами или расстановка на первый/последний уроки)

- отображение и печать расписания занятий в трех формах

- удобный инструмент для почасового контроля расписания отдельных учителей, а также «дружественный полуавтомат» для ручной редакции рассчитанного расписания.

АИАС «Школьная библиотека» предназначена для комплексной автоматизации повседневной деятельности школьных библиотек, включая процессы учета библиотечного фонда, организацию работы библиотеки с пользователями и другими библиотеками, вопросы оценки состояния библиотечного фонда, определения потребности библиотеки в новых поступлениях и необходимости обновления (увеличения) фондов, изучение читательского спроса, а также вопросы контроля за состоянием библиотечного фонда и планирования работы библиотеки на перспективу.

Программа позволяет:

- проследить путь каждого документа (издания), от его поступления на баланс школьной библиотеки до списания; - оценить потребности пользователей школьной библиотеки в различных изданиях; - спланировать деятельность библиотеки; - обеспечить быстрый поиск необходимых документов (изданий).

Сотрудники библиотеки имеют следующие возможности:

  • Вводить все необходимые сведения при поступлении документов в библиотечный фонд.

  • Вводить все необходимые сведения при выбытии документов из фонда.

  • Вводить все сведения при перестановках документов в библиотеке.

  • Вводить данные по сотрудникам, пользователям библиотеки, а также вводить (изменять) общие сведения по структуре и статусу библиотеки.

  • Формировать запросы на выдачу читательских формуляров.

  • Получать все необходимые для повседневной работы сведения и формировать различные виды учетных, отчетных и сопроводительных документов; выводить их на печать.

  • Формировать заказы на приобретение новых изданий (в библиотеках общеобразовательных учреждений заказы формируются с учетом заказов преподавателей).

  • Вводить данные по компенсации ущерба и оказанию платных услуг.

Пользователи библиотеки имеют следующие возможности.

- Самостоятельно регистрироваться в библиотеке. - Пользоваться АИАС для поиска необходимых документов и читать внесенные в базу сведения по любому документу. - Составлять заказы на документы по установленным формам и отслеживать их выполнение. - Знакомиться с составом документов, которые числятся за пользователями. - Знакомиться с документами, регламентирующими деятельность библиотеки. - Заполнять аннотации на документы

Функциональные подсистемы АИАС «АРМ Директор»:

Делопроизводство: позволяет вести базы данных личных дел сотрудников и учащегося контингента учреждения; формировать адресную и алфавитную книги; в динамическом режиме создавать отчеты любых форм и содержания, в том числе стандартные статистические отчеты (ОШ № 1, ОШ № 5, паспорт школы); готовить документы, необходимые для прохождения процедуры аттестации (лицензирования) учреждения.

Планирование: позволяет формировать структуру учреждения; рассчитывать базисный учебный план и сетку часов; распределять основную и дополнительную нагрузку преподавателей.

Успеваемость: позволяет вести учет успеваемости учащихся в виде абсолютных, относительных и обобщенных показателей по отчетным периодам и срезам знаний.

Здоровье: позволяет осуществлять мониторинг состояния здоровья учащихся и сотрудников учреждения; планировать проведение диспансеризаций и других профилактических мероприятий, контролировать их результаты.

Приказы: позволяет определять циклограмму издания приказов по учреждению; готовить проекты приказов, издавать и контролировать их исполнение; вести книги учета приказов; формировать книгу движения учащихся.

Тарификация: позволяет проводить тарификацию преподавателей; рассчитывать затраты на оплату труда по категориям работающих, тарифный и надтарифный фонды.

Аналитика: позволяет получать данные, необходимые для мониторинга качества образовательного процесса в учреждении (степень обученности, качество знаний, успеваемость), проведения аттестации и управления переподготовкой кадров.

АИАС позволяет сформировать в учреждении автоматизированные рабочие места: директора, завуча, секретаря-делопроизводителя, учителя, медицинской сестры.

Внедрение АИАС «АРМ Директор» позволяет:

  • сформировать основу информационной инфраструктуры управления образовательным учреждением;

  • освободить администрацию школы от малопроизводительного, рутинного труда по составлению всевозможных отчетных документов;

  • осуществлять планирование учебного процесса;

  • получать достоверные данные, необходимые руководителю для принятия решений по управлению работой учреждения;

  • улучшить организацию переподготовки и аттестации кадров;

  • создать объективную и независимую систему мониторинга качества учебного процесса.

Глава 3. Кадровое обеспечение.

На самом деле главный вопрос сегодня - это не первоначальная организация сети и даже не приобретение лицензионного программного обеспечения, т. е. те «единовременные» затраты, которые любая школа со временем сможет себе позволить. Вопрос в постоянном обслуживании и развитии, для которого необходимо наличие в школе специалистов, таких как системный администратор, инженер по обслуживанию техники, методист по информационным технологиям, заместитель директора по информатизации. И этот вопрос пока остается нерешенным: в штатных расписаниях школ эти единицы отсутствуют. В лучшем случае существует один человек, который выполняет все функции сразу. Хотя в большинстве школ и этот один человек отсутствует, а квалификация простого учителя информатики не позволяет выполнять те необходимые функции, о которых говорилось. Да и времени у него просто нет: ведь основная его работа - это уроки. Об этом как раз и приходится думать сегодня руководителю ОУ, предполагающему внедрение и развитие ИКТ в области управления школой.

Проблемы, связанные с информатизацией управления школы, касаются не столько технических и программных аспектов использования компьютера для хранения и обработки информации, сколько последовательного решения задач:
- структурирования информации и информационных потоков в школе;
- разработки соответствующих технологических карт продвижения информации;
- овладения менеджерами школы всех уровней новыми технологиями.

При разработке базы данных реализуются следующие подходы к формированию структуры информации и информационных потоков:
- сбор информации имеет коллективный характер;
- структура информации модульная;
- соблюдается принцип непересекаемости информации, модули информации только дополняют друг друга;
- запросы формируются на основании различных модулей.

Необходимо введение новой штатной единицы - заместителя директора по информатизации учебно-воспитательного процесса. Об этом го­ворится и в правительственных документах:

В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образова­тельным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложе­ние на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанно­стей по внедрению новых информационных технологий (это может быть нововведенная должность - заместитель по ИТ, как в продвинутых учебных заведениях, при этом оклад за­местителя - на 15 % меньше директорского, а проведение учебных занятий оплачивается до­полнительно по часам соответственно разряду учителя), к которым относятся:

  • планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехни­ки в образовательном процессе;

  • организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;

  • оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно -методических материалов с использованием инструментальных программных средств;

  • организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов;

  • планирование и организация использования компьютерной техники в управлении, бухгалтерии и делопроизводстве;

  • обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейше­го коммерческого использования;

  • планирование закупки нового оборудования и программно методических комплексов (для медиатеки в том числе).

Таким образом, и администрации, и рядовому учителю будет осуществляться помощь в освоении и использо­вании новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Сравнительная характеристика.

изменения информационных потоков в аспектах организации, содержания, методов и форм

схемы подготовки форм статистической отчетности

использования в управлении учебным процессом результатов динамического анализа параметров.

В традиционной форме

-

-

-

С применением ИКТ

+

+

+

В итоге реализуется:

"принцип оптимизации": этап сбора информации оптимизирован по времени и объему информации, этап расчетов минимизирован по времени, на этап анализа результатов высвобождено максимально возможное время, в результате появляется реальная возможность принять управленческое решение обоснованно и своевременно.

"принцип новых задач": информация организована так, что на ее основе можно решать новые, прежде невозможные, задачи, например, динамический анализ параметров (качества успеваемости, характеристик здоровья, психофизиологические параметры и т.д.) конкретной группы учеников.







Заключение


Внедрение ИКТ разнопланово оно способствует увеличению доли поисковых и творческих компонентов в педагогической деятельности. Это вызывает глубокий профессиональный интерес, пробуждает творческие способности преподавателя и позволяет их реализовать, способствует возвышению педагогического труда, это инструмент научно-исследовательской и научно-методической работы педагога.

Но следует отметить также, что внедрение ИКТ требует от управленца не периодического повышения квалификации, а ежедневного приобретения новых навыков работы с компьютером, т.к. слишком велик объем новых профессиональных знаний. Педагог должен стремиться к возможно более полному использованию персонального компьютера и других средств информационных технологий, имея в виду различные аспекты их применения. Педагог должен уметь использовать имеющееся сервисное программное обеспечение (например, обращаться с запросами к базе данных), применять готовые пакеты прикладных программ, в том числе и интегрированные пакеты программ для решения различных задач, иметь представление о системном и прикладном программном обеспечении.

Внедрение технических средств, компьютеризации управленческой деятельности существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, что повышает оперативность принятия и эффективность управленческого решения.

В настоящее время рациональное использование компьютерной техники в управлении системой образования нашло широкое приме­нение и приобретает все большее и большее значение для совершен­ствования управления работой учебных заведений. Здесь можно вы­делить несколько конкретных применений средств информатики:


а) составление наиболее оптимального для данного типа учеб­ного заведения расписания занятий;

б) накопление и систематизация с последующим оперативным
представлением необходимых сведений и данных о текущих ре­зультатах учебно-воспитательной деятельности;

в) контроль за качеством учебно-воспитательного процесса;

г) создание и непрерывное обновление баз и банков научных
данных, а также данных о перспективах развития соответствую­щих отраслей науки, техники, производства для внесения тех или иных изменений в содержание самого обучения;

д) дозировка загрузки преподавателей и учащихся;

ж) разработка телекоммуникативных информационных систем управления системой образования.

Однако в современных условиях совершенствование управле­ния невозможно без применения новых информационных техно­логий на всех уровнях управления.

В основе использования новых информационных технологий с целью интенсификации процессов принятия и реализации уп­равленческих решений, совершенствования процессов управления лежат принципы:

- комплексной автоматизации основных и вспомогательных ин­формационных процессов;

- легкого и удобного доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.

Структуру новых информационных технологий и основные области их применения в процессе информатизации управления можно представить в виде схемы.


Новые информационные технологии

в процессах автоматизации информационной

деятельности человека








Новая информационная технология обеспечения коммуникаций на основе использования локальных и распределенных сетей ЭВМ

Новая информационная технология обработки информации при введении делопроизводства на основе использования автоматизированного рабочего места

Новая информационная технология автоматизации принятия управленческих решений, использующая средства искусственного интеллекта

Применения

Автоматизация проектирования, оперативного планирования и управления педагогической системы

Автоматизация информационной деятельности управления научными исследованиями

Автоматизация информационной деятельности управления при ведении делопроизводства

Автоматизация процессов информационно - методического обеспечения и управления при ведении делопроизводства в учебном процессе.







Вывод: Новые информационные технологии в процессе информатизации управленческой деятельности выполняют следующие функции:

  1. Общая обработка документов, их верификация и оформление.

  2. Локальное хранение документов.

  1. Обеспечение сквозной доступности документов без их дубли­рования на бумаге, дистанционная и совместная работа служа­щих над документом.

  2. Поддержка безбумажного общения между служащими с их ра­бочего места.

  3. Электронная почта.

  4. Персональная обработка данных.

  5. Объединение электронной и вербальной коммуникаций.

  6. Ведение персональных баз данных.

  7. Обмен информацией между базами данных.
    10.Ввод/вывод данных или форм.

Какие преобразования предполагаются в информационных тех­нологиях по усовершенствованию управления в XXI веке?

Как прочно вошел телевизор в нашу жизнь, так войдет компь­ютер, Интернет. С помощью сети можно войти в образовательную программу любого университета мира, образование теряет нацио­нальные границы.

Вполне возможно, что совеща­ния, педагогические конференции будут происходить в режиме видео, так сказать, виртуально. Тогда в них сможет участвовать вся педагогическая общественность, все социальные институты управления образовательными системами.

Библиографический список:


1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия».

3.И.В.Роберт «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования», М., «Школа-пресс», 1994 г.

4. Персианов, В.В. Использование вычислительной техники в учебном процессе / В.В. Персианов, Н.А. Шайденко. - Тула: Изд. Тул. гос. пед. ун та, 1997.- 231 с.

5. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

6. Стандарт отрасли информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации. Программные средства учебного назначения. Эргономические требования к составу и значениям характеристик качества и методам их оценки., 1997 г.

7. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними., СанПин 2.2.2.0. - 94, М., 1994 г. Найти в Гаранте

8. Правовые аспекты использования Интернет-технологий / под ред. А.С.Кемрадж, Д.В.Головерова. - М.: Книжный мир, 2002. - 410 с.

9. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания».

10. ГОСТ 7.60-90 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения.

11. УКАЗ от 3 апреля 1995 г. N 334 «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации».


Гц - внедрение информационных технологий в

учебновоспитательный процесс.

Вц1 - достаточное техническое обеспечение и наличие лицензированного программного обеспечения.

Пц1 - координация работ по обслуживанию, ремонту, усовершенствованию технических средств;

Пц2 - укрепление материальной базы учебного процесса, пополнение расходных материалов;

Пц3 - подключение школ к телекоммуникационным сетям.

Вц2 - владение преподавателями и учащимися навыками работы с компьютером.

Пц4 - организация работы по повышению квалификации и методической поддержке учи­телей в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Пц5 - координация программы информатизации учебного процесса с привлечением педаго­гических работников ОУ;

Пц6 - организация образовательного процесса на основе новых технологий с использовани­ем средств информационных и коммуникационных технологий.

Вц3 - наличие электронных учебных пособий и доступа к Интернет.

Пц7 - создание творческих групп для разработки уроков с
использованием ИКТ (в том числе и интегрированных) и электронных учебных материалов;

Пц8 - подготовка и распространение электронных учебных материалов;

Пц9 - создание и развитие школьной медиатеки.


цА2 - Обеспечение технологической готовности членов коллектива к работе по внедрению информационных технологий в учебновоспитательный процесс.

З6 - Пропагандировать. Показать возможности развития творческих способностей и способы самореализации;

З7 - организовать проведение и консультирование проектной деятельности учителей и учащихся в различных предметных областях в части, связанной с применением ИКТ;

З8 - организовать доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказывать помощь в их применении обу­чающимся и сотрудникам ОУ;

З9- вырабатывать навыки рациональной организации труда;

З10 -вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения;

З11 - Показать преимущества использования информационных технологий с целью повышения качества образования.

цА1 - Обеспечение мотивационной готовности членов коллектива к работе по внедрению информационных технологий в учебновоспитательный процесс.

З1 - вывести коллектив в рефлексивную позицию по отношению к себе, к своей педагогической деятельности к своему опыту и результатам работы;

З2 - способствовать формированию у членов коллектива критической самооценки и желания работать с применением ИТ;

З3 - обеспечить базу убеждения в необходимости внедрения информационных технологий в учебновоспитательный процесс;

З4 - организовать внутришкольную систему повышения квалификации;

З5 - разработать систему стимулирования.


«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования...» (М. Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор). Со­вершенно справедливо XXI век называют веком информации: «Информационные и коммуни­кационные технологии (ИКТ) во всём мире признаны ключевыми технологиями XXI века. На ближайшие десятилетия они станут основными двигателями научно-технического прогрес­са.

Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования.

Использование компьютера способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. У учащихся, прошедших обучение с использованием персонального компьютера, происходит не только существенное развитие логического мышления, но и значительно повышается уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках. С использованием компьютерных обучающих программ учащийся имеет возможность самостоятельно, в удобном для него темпе изучать новый материал или повторять пройденный; выполнять задания, соответствующие его уровню усвоения материала.

Таким образом, применение информационных технологий в обучении дает возможность сделать процесс обучения более эффективным и интенсивным.

Обучающие программы способны стать эффективным помощником, автоматизирующим наиболее трудоемкие элементы учительского труда.


На каком этапе находится процесс информатизации в данном учебном заведении?

В результате анализа выяснилось, что

- 75% учителей окончили курсы по Интернет технологиям;

- более половины коллектива имеют компьютер дома;

- практически весь коллектив оформляет документацию с помощью компьютера;

- 20% эпизодически применяют при подготовке и проведении уроков;

- 5% проводят уроки с компьютерной поддержкой;

- имеется компьютерный класс и все они объединены в локальную сеть;

- библиотека оснащена компьютером;

- компьютеризирован класс биологии;

- есть мультимедийная установка;

- есть выход в Интернет;

- 3 учителя принимают участие сами и с детьми в конкурсах, где необходимым условием является использование ИКТ.

Почему же эти априорные доводы и имеющиеся возможности, технические и коллектива не способствуют внедрению информационных технологий в учебновоспитательный процесс?

Проблемное поле.

  1. Генерировать перспективные идеи, внедрение которых дает значительное улучшение качества образования.

  2. Стимулирование новаторства, дальнейшую разработку системы поощрения в соответствии с результативностью работы.

  3. Создавать актив из опытных и высоко профессиональных педагогов, превращать сотрудников в коллектив единомышленников.

  4. Через работу творческой группы создать школьный сайт.

  5. Создать в коллективе атмосферу творческой деятельности, которая бы способствовала внедрению информационных технологий в учебновоспитательный процес


© 2010-2022