Доклад на тему Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нагорненская ОШ

Заместитель директора по ВР

Ш.У. Бисембаева

1 слайд:

Профилактика

суицидального поведения среди детей и подростков

2 слайд:

В то время, когда все кругом будет казаться тебе мрачным, оставайся твердым, спокойным и добрым, и непременно случится что-нибудь, что приведет все снова в порядок. Выход всегда есть, и мужественное сердце всегда найдет его.

С. Томпсон

3 слайд:

Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

4 слайд:

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств.

Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда ребенок угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.

5 слайд:

Профилактика суицида - это совместная работа учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработников, участкового инспектора, родителей и сверстников.

6 слайд:

Модель суицидальной профилактики

Профилактика суицида - это целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики.

7 слайд:

Первичная профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.

Создание программ психического здоровья.

Создание здоровой среды в школе.

Организация внешкольной воспитательной работы.

Создание эффективной модели взаимодействия школы и семьи.

8 слайд:

Задачи воспитателя на данном этапе

  • Изучение психолого-педагогического статуса каждого ребенка с целью своевременной профилактики.

  • Привитие норм поведения.

  • Привлечение государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав ребенка.

  • Формирование детского милосердия.

  • Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только своей, но и других людей.

  • Развитие ценностных отношений в социуме.

9 слайд:

Второй уровень

Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей и их семей с целью предупреждения самоубийств.

  • Диагностика суицидального поведения

  • Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

10 слайд:

Третий уровень

Цель - Предотвращение самоубийства

Мероприятия:

  • Оценка риска самоубийства

  • Оповещение родителей, учителей. Запрос помощи мед. учреждений.

11 слайд:

Четвертый уровень

Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов

Мероприятия:

  • Глубинная психотерапевтическая коррекция, , обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

  • Снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия

  • Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание

  • к эмоциональному климату в школе и его изменению

12 слайд:

Особенности суицидального поведения детей и подростков.

Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).

Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.

У младших школьников, в основном после 9 лет.

В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.

Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на "второе рождение" характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия.

13 слайд:

На разных этапах подросткового возраста - раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет и старшем (17-18 лет) существуют свои особенности формирования и проявления девиантного поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.

14 слайд:

Суицид - Является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день.

Суицид считается "убийцей № 2" молодых людей, в возрасте от 15 до 24 лет.

"Убийцей № 1" являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.

15 слайд:

Причины самоубийств у подростков:

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, "которые потом пожалеют", в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

16 слайд:

  • Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

  • Резкое повышение общего ритма жизни

  • Социально-экономическая дестабилизация

  • Алкоголизм и наркомания среди родителей

  • Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

  • Алкоголизм и наркомания среди подростков

  • Неуверенность в завтрашнем дне

  • Отсутствие морально-этических ценностей

  • Потеря смысла жизни

  • Низкая самооценка, трудности в самоопределении

  • Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

  • Безответная влюбленность

17 слайд:

Характерные признаки суицидального поведения.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

18 слайд:

Ситуационные признаки:

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема).

3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

19 слайд:

Поведенческие признаки:

Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

- в еде - есть слишком мало или слишком много;

- во сне - спать слишком мало или слишком много;

- во внешнем виде - стать неряшливым;

- замкнуться от семьи и друзей;

- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

20 слайд:

Словесные признаки:

Готовящийся совершить самоубийство, часто

говорит о своем душевном состоянии.

Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти:

"Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить".

2. Косвенно намекать о своем намерении:

"Я больше не буду ни для кого проблемой";

"Тебе больше не придется обо мне волноваться".

3. Много шутить на тему самоубийства

21 слайд:

Алгоритм исследования:

  • Посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением ребенка.

  • Исследование психологической атмосферы в семье.

  • Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья.

  • Изучение личных дел и медицинских карт ребенка.

22 слайд:

  • Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог»,

  • Изучение дезадаптирующих условий:

- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

- несформированности навыков общения;

- неадекватную самооценку личностных возможностей;

- утрату понимания ценности жизни.

23 слайд:

Методы, помогающие в профилактической работе.

Выслушать.

Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.

Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

Напоминание о значимых для него людях.

Подчеркнуть временный характер проблемы. Взгляд из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра - «Да».

24 слайд:

Прием взвешивания - что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

Доведение до абсурда (показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

Использование имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было..., то есть рациональное внушение уверенности.)‏

25 слайд:

Дорожите тем, что у вас есть, друзьями, родными, любимыми.
Помните, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!

26 слайд:

Мы не имеем права уходить из жизни сами.

Свою жизнь надо любить и дорожить ею,

Потому что нет на земле ни одного точно такого же человека как Вы.

Радуйтесь жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и радуге на небе.

Дорожите своей жизнью!


© 2010-2022