Статья Воспитательная система по Сухомлинскому

Мы все носимся с идеей обновления школы. Снова и снова обращаемся к творческому творчеству  наследию великих педагогов, одним из которых был наш соотечественник Василий Александрович Сухомлинский.  Несколько десятков лет назад в творческом наследии Сухомлинского искали и находили идеи по формированию коммунистического мировоззрения школьников и учителей. Но сейчас темы научных исследований изменились: у Сухомлинского же черпают идеи педагогического гуманизма, воспитания любви к родной земле, ро...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья


Построение воспитательной системы по В.А. Сухомлинскому

Евдокимова Н.В. зам. директора по ВР

Межводненская ОШ I-III ступеней

В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Воспитание, по Сухомлинскому, - это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Важно, чтобы ученик получил в школе не только определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.

Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности у Сухомлинского В.А. явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности. Определяющее значение придает Сухомлинский В.А. системообразующему фактору - нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств.

Главная задача педагогического коллектива Межводненской ОШ I-III ступеней - создать благоприятные условия для формирования и развития Личности учащегося.

Для создания эффективной воспитательной системы школы черпаем у Сухомлинского идеи педагогического гуманизма, воспитания любви к родной земле, родному языку и слову, обращения к национальным источникам (именно эти идеи заложены в Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в АРК).

Воспитательную систему нашей школы рассматриваем не как компонент отдельный от учебного процесса, а как его неотъемлемую часть, которые вместе, дополняя друг друга и соединяясь с социумным компонентом, образуют интеграционное образовательное пространство

Интеграционное образовательное пространство - целостная меж- и надпредметная образовательная среда, центром которой является самосовершенствующаяся личность ученика, включает в себя три компонента: учебное пространство, воспитательное пространство, социальное пространство, в центре которых находится технология саморазвития личности. (Автор технологии Селевко, создана на основе педагогических идей Сухомлинского).

Создать эффективно действующее воспитательное пространство можно только в школе с помощью учителей, родителей, общественности и учащихся. И решается она прежде всего через формирование гуманистической воспитательной системы.

Воспитательную систему нашей школы определяем как часть воспитательного пространства, развивающее сущностные силы ребёнка, стимулирующее его саморазвитие через включение в позитивные области удовлетворения потребностей, творчество. Состоит из 4 подсистем: урочная деятельность, классные часы, внеурочная деятельность, Я - личность саморазвивающаяся.

Подсистема «Урочная деятельность»: рассматривается как часть воспитания в широком смысле, которая формирует интеллектуальную сферу учащихся, представляет самоопределение и самореализацию в области будущей профессиональной деятельности.

Один из важнейших способов решить проблему внутренних побуждений к учению - опора на познавательные интересы учащихся. В стимулировании и воспитании познавательных интересов основную роль играют три фактора: содержание учебного материала, методы и организация учебного процесса и уровень его эмоциональности. Из элементов методики и организации учебной деятельности необходимо отметить: разнообразие + и оптимальное чередование развивающих методов обучения, применение активных форм, овладение учащимися новыми и обобщёнными способами деятельности, использование наглядных и технических форм обучения.

Подсистема «Классные часы» Классный час - это час личного духовного общения классного руководителя со всеми учащимися класса. Классный час как форма внеурочной деятельности учащихся имеет свои особенности в школе, где на первое место ставится «Я-личность саморазвивающаяся», так как он рассматривается как практика удовлетворения потребностей саморазвития в положительной деятельности и взаимосогласован с уроком по курсу «Самосовершенствование личности»:

  • 1-4 классы «Начало этики»

  • 5 класс «Познай себя»

  • 6 класс «Сделай себя сам»

  • 7 класс «Научи себя учиться»

  • 8 класс «Утверждай себя»

  • 9 класс «Найди себя»

  • 10 класс «Управляй собой»

  • 11 класс «Реализуй себя»

На классном часе идёт совершенствование нравственных качеств личности, умений пользоваться полученными знаниями в межличностном общении. Такие классные часы предполагают обязательный учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; отличаются разнообразием методов и приёмов проведения: практикумы, дискуссии, диспуты, конкурсы, игры, круглые столы по проблемам, мозговая атака, работа по творческим группам, анкетирование и анализ его результатов.

Классный час, взаимосогласованный с курсом «Самосовершенствование личности», имеет особое значение, так как:

  • создаёт атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищённости, позитивной взаимосвязанности, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить собственную значимость;

  • создаёт отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления всех участников педагогического процесса;

  • предоставляет учащемуся дополнительные возможности для самовыражения, самоутверждения, самоопределения и самореализации в положительной деятельности;

  • создаёт, организовывает ситуацию успеха с последующей позитивной оценкой и взрослого, и класса;

  • развивает у ребёнка уверенность в себе, самоуважение, самоутверждение, творческое раскрепощение.

Важным показателем успешности классного часа является последействие, то есть когда в процессе дальнейшей работы рождается новая идея, система действий по её реализации или новое дело.

Подсистема «Внеурочная деятельность»

Внеурочная деятельность школьника - это практика удовлетворения потребностей саморазвития в положительной деятельности, применение рекомендаций технологии «Самосовершенствование личности», как площадка индивидуальных направлений, проб, проверок ребёнком того, что даётся в теории. Главная задача организации внеурочной деятельности - это практически направленная реализация своих способностей.

Внеурочная сфера - это область раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Это дополнительная учёба по личной инициативе, потребление ценностей культуры, самообразование; общественная деятельность; научно-техническое творчество; прикладной труд; художественное самодеятельное творчество; спорт, туризм; экологические занятия; общение по интересам; любительские занятия, игры.

Организация внеурочной деятельности учащимся по интересам является системообразующей, должна быть очень разнообразной по содержанию и может осуществляться в различных формах: фронтальных, групповых, индивидуальных. Содержание и формы внеурочной деятельности школы определяются тремя главными обстоятельствами:

  • интересы и желания детей;

  • мастерство педагогического коллектива;

  • экономические факторы

Изучение интересов учащихся показало, что они группируются по следующим направлениям деятельности: общественное творчество, техническое (трудовое) творчество, художественно-эстетическое и учебно-исследовательское творчества.

В рамках художественно-эстетического направления происходит формирование образа «Я-художественное творчество» (я творю, я выдумываю, я пробую). Это участие в конкурсах данной направленности на различных уровнях, занятия в школьных кружках художественно-эстетического цикла.

Техническое творчество (трудовое) Цель этого направления - сформировать образ «Я - техническое творчество» (я-проектирую, я-конструирую, я -испытываю, я-помогаю, я-тружусь). Учащиеся овладевают практическими навыками, вовлекаются в изобретательскую и исследовательскую работу, имеют возможность применить свои знания на практике. У них формируются такие личностные качества, как уважение к труду и умение трудиться. Объединяет в себя работу всех кружков; учебные занятия; профилизация 10-го класса (технологическая); шефская помощь; уборка территории школы, посёлка, прибрежной зоны.

Направление «Общественное творчество» На этом направлении происходит развитие образа «Я-общественное творчество» (я-общаюсь, я-исследую, я-организую). Воспитательные задачи: развить социальную активность, стимулировать общественную, поисково-исследовательскую деятельность; привить навыки общения; воспитать патриотизм и гражданственность; привить здоровый образ жизни; развивать экологическую культуру

Направление «учебно -исследовательское творчество» (Я - исследую) Выявление интеллектуальных способностей учащихся. Поддержка интеллектуального потенциала школы. Участвуя в научно-исследовательской работе ученик занимает активную поисковую позицию, пытаясь найти ответ на интересующие его вопросы.

Цель этого направления заключается в том, чтобы учащиеся не просто усваивали выводы чьих-то мыслительных операций, а производили их самостоятельно.

Подсистема «Я - личность саморазвивающаяся»

Школа ориентируется на формирование высокообразованной, инициативной и общественно активной саморазвиваюшейся личности, способной творчески реализовать себя в различных сферах современного общества. Для этого с 1-го класса нужно создавать для ребёнка ситуацию успеха, актуализируя достигнутые им успехи и прогнозируя будущие победы. Учащиеся ведут творческие книги успехов, где фиксируются все их успехи, составляют программы своего развития на следующий год. В течение учебного года в школе проводится мониторинг воспитательной работы, по итогам которого подводятся итоги школьных конкурсов: «Лидер школы» (по ступеням), «Лучший классный коллектив», «Лучший по предмету», «Лучший классный руководитель», «Лучший руководитель кружка». Как итог, в конце учебного года проводится праздник «День одарённого ребёнка», на котором отмечается каждое достижение ребёнка за учебный год, вручаются благодарственные письма их родителям.

В настоящее время взгляды Василия Сухомлинского относительно ценности личности, значения морали, духовности, формирования культуры чувств, значения семьи и семейного воспитания, патриотизма и гражданственности остаются актуальными и привлекают внимание к его творчеству тех, кто хочет, чтобы молодое поколение украинцев жило в нормальном, гражданском, демократическом обществе.

© 2010-2022