Аналитическая деятельность в развивающейся школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитическая деятельность в развивающейся школе

Белая Ирина Олеговна,

заместитель директора

МБОУ «Новинская школа»


Аналитика - не единственный и не основной аспект работы завуча. Но значение ее в административной работе школы неизменно растет. Опыт в должности заместителя директора, курирующего учебно-воспитательную деятельность, у меня небольшой - год. За этот год мы пережили 6 проверок, подготовка к которым была достаточно серьезной, есть еще и расписание, и табелирование, разработка нормативных документов и многое другое. Как к моим должностным обязанностям прибавилась аналитика? Благодаря директору. Ирина Геннадьевна считает необходимыми переосмысление и перезагрузку, в первую очередь, управленческой деятельности в школе. Важную роль сыграла ее учеба в Высшей школе экономики. Она принесла новые идеи. Одна из них - распределение и делегирование полномочий. Так, в своей работе «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует» Ицхак Адизес обращается к личностным качествам, которыми должен обладать идеальный руководитель. Они многочисленны и порой трудносочетаемы. Управленец должен выполнять функции производителя, администратора, новатора, фонтанирующего идеями, и интегратора, сглаживающего «острые углы». Управление организацией слишком сложный процесс, чтоб справиться с ним одному. Значит, необходима управленческая команда, каждый член которой занимает свое место в соответствии со своими личностными особенностями. Так и мы пришли к распределению полномочий, и в моей работе появилась аналитика. Кто такой аналитик? Это специалист, который владеет методами анализа и использует их для оценки состояния определенной сферы деятельности, результатом такой деятельности являются рекомендации и прогнозы развития данного сектора деятельности. Аналитика понятие скорее математическое или рыночное. Зачем же она школе? Для рассмотрения стратегических альтернатив, которые можно выбрать и реализовать, в долгосрочной перспективе. Разумеется, говоря о том, что аналитика необходима школе, мы не открыли Америку. Вы можете сказать, что она широко и активно в школе используется - мониторинг. Но, здесь хочется отметить, что мониторинг - это скорее инструмент, а не самостоятельный вид аналитики. Он фиксирует показатели, по которым определяется эффективность проделанной работы. Можно выделить как виды - аналитику и исследование. Если мониторинг - низшая ступень по уровню обобщенности, это система подсчета показателей, то собственно аналитика уже задает вопрос о причинах конкретного достижения или не достижения. А вот для исследования характерен поиск системных причин сложившейся ситуации в конкретной школе и вне ее, и результаты исследования становятся основанием для принятия решения. При этом мониторинг и аналитика будут относиться к так называемой оперативной аналитике, а исследование - это уже аналитика проектная, чем мы и пытаемся заниматься.
Какими были наши первые шаги в аналитике?

Во-первых - работа над ростом социального капитала. Чем социальный отличается от личного? Это общее достояние, профессиональное сотрудничество учителей внутри школы, оно является необходимым условием ее развития. Чтобы оценить, насколько велик наш социальный капитал, насколько сильны взаимосвязи внутри коллектива - мы выписали «Директорию». Они для нас он-лайн провели исследование, в котором приняли участие все учителя, были просчитаны все взаимосвязи. Анализ показал, насколько мало учителя общаются между собой профессионально. Так же исследование выявило несостоятельность работы ТПГ и их лидеров. Вывод - Необходимо работать корпоративно, совместно обучаться и взаимообучать, пересматривать работу объединений, чем мы и занимаемся.

Следующий аспект аналитики - Анализ локальной образовательной системы и системы управления. Для проведения анализа необходимо было проработать большое количество литературы о различных подходах в педагогике и их особенностях, причем многие из этих работ мы изучали на английском языке, проанализировать все аспекты работы школы, начиная с оснащения, состава учащихся, особенностей работы учителей и внеклассной работы и заканчивая деятельностью администрации. Я задалась вопросами - Системно ли организована работа школы? Существует ли взаимосвязь и взаимодействие между учебной и воспитательной работой, начальным, средним и старшим уровнем? Работает ли наставничество? Выполняются ли в полной мере требования федерального государственного стандарта? И пришла к неутешительным выводам. Работаем много. Нас хвалят. И вот уже голова начинает кружиться от успехов, мы теряем способность понимания окружающей действительности, переоцениваем свои силы, имея на деле не систему, а ее обрывки, пробуксовывая. А, между тем, на «рынке образования» появляется множество конкурентов, и стоит острая необходимость конструктивных изменений, дабы не потерять себя, выстоять на фоне других успешных школ. Анализ показывает, что большинство педагогов сегодня не готовы к смене подходов, технологий, переориентации на системно-деятельностный подход в своей работе. Это противоречие приводит к несоответствию целей, которые мы перед собой ставим и тем, как к ним идем. Переход от чистой передачи знаний к собственной «добыче» очень сложен, нелегко избавиться от стереотипа и изменить собственное мышление. Зачастую на практике у нас происходит так - на корпоративном семинаре в школе мы изучили особенности двух подходов - критическое мышление и проблемный диалог. Послушали двух замечательных преподавателей из Москвы - Е.Л.Мельникову, В.Ю.Питюкова, получили готовую авторскую модель. Педагоги провели открытые уроки в рамках технологии, походили к другим, повосхищались - и на этом - всё! Почему так? Одна из причин, на взгляд учителей - если ждать, пока дети сами поставят учебные цели, а потом еще и выводить правило, никаких рамок урока не хватит. Второй момент, чтобы технология работала, нужно пользоваться ею постоянно, не раз от разу, что бы она была естественной, органичной и для учителя и для ученика. Да стоит только заглянуть в класс - расстановка парт в классных комнатах говорит сама за себя - столы расставлены традиционно, рядами, даже в кабинетах начальной школы. На педсовете «постановили» групповую расстановку парт, но сила привычки, сопротивление со стороны педагогов очень велики - и каждое утро начинается с игры в «муравья». В полной мере требования стандарта реализуются только в начальной школе. В основной и средней учителя с трудом уходят от «знаньевой» модели. Однако есть и положительные моменты - робототехника (в этом году нашим ребятам посчастливилось стать участниками фестиваля «Робофест» в Москве), игропрактикумы. И не только как элемент урока, но и как форма проведения педсовета. Результатом педсовета - игропрактикума стало создание «копилки идей» - обмен различными компьютерными, словесными, настольными играми, применимыми для различных предметных курсов. Мы пытаемся раздвинуть границы урока, вынести проектную деятельность во внеклассную работу. У нас есть некоторые успехи. Это проекты, над которыми мы работаем. Мы хотим, что они были не просто мероприятиями, времяпрепровождением, а еще и заставляли думать, сопереживать, соучаствовать, пропускать через себя. Примером могут служить проекты к 70- летию Победы в Великой Отечественной войне - «Цветы памяти», шествие Бессмертного полка - многие семьи захотели отдать дань памяти своим дедам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, родители и дети с энтузиазмом собирали информацию, с гордостью несли портреты своих родственников, вписали их имена в Книгу памяти своего класса.

Если вернуться к проблемным местам, это и слабая взаимосвязь между начальной, основной и средней школой, и точечное, а не системное использование развивающих технологий, и неполное исполнение требований федерального государственного стандарта, отчасти из-за слабой оснащенности, отчасти из-за недопонимания и слабой мотивированности. Есть противоречие, между целями и задачами, которые мы перед собой ставим, и тем, как, собственно, мы работаем. Необходимо «перезагружать» систему, на всех ее уровнях. Как результат анализа локальной образовательной системы возникла проектная идея. Итак, идея заключается в следующем - учителя начальной школы при поддержке администрации учат коллег среднего уровня работать в технологии «проблемного диалога», учителя старшей школы учат коллег средней вести преподавание учебных предметов не только на базовом, но и на профильном уровне, впоследствии станет возможным изменить содержание образования в рамках школы - помимо профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в старших классах, появится возможность ранней профилизации для обучающихся школы за счет внутренних ресурсов школы. Следующий этап - создание «ресурсного центра» раннего профиля с использованием дистанционных технологий.

С 2012 года в нашей школе было введено профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов для обучающихся 10-11классов. Нужно отметить, обучение идет достаточно успешно. Это дает реальную возможность каждому ребенку выбрать то, что его интересует. В будущем проект дает возможность дальнейшего шага - ранней профилизации, на среднем уровне. Конечно, возникают некоторые риски. Исследование предполагает и их анализ. Не приведет ли излишняя свобода к лени и безответственности детей? Возможно, в средней школе ребенок еще не готов осознанно и ответственно выбрать - что его, а что нет? Выход, мне кажется, здесь только один - дать ему возможность пробовать еще и еще, имея право на ошибку. При делении классов, начиная с пятого, не усугубляем ли мы дезориентацию перехода от младшей школы к средней? Детям и так сложно приспособиться к требованиям, темпу работы не одного, а нескольких учителей, новым изучаемым предметам. Выход из этой ситуации есть. Не разделять детей, а использовать для профиля индивидуальные учебные планы. Предметы необходимого базового уровня дети будут изучать в своем классе, а для профильных делиться на группы - классы-комплекты. Еще вопрос - готов ли учитель преподавать свой предмет не только на базовом, но и на углубленном, профильном уровне, с использованием технологий системно-деятельностного подхода? ВУЗы и Институты развития образования области нам, в данном случае, не помощники. Технологии, которые продвигают они, не соответствуют современным требованиям. Необходим рост кадрового потенциала за счет внутренних ресурсов школы. Здесь мы делаем ставку на наставничество, причем на двух уровнях. Во-первых, со стороны начальной школы. Учителя начальной школы умеют и работают «активно», они станут наставниками «первого уровня». Их задача - научить, показать, как работать по-другому, научить учиться. После отработки, взаимопосещений уроков молодыми специалистами и наставниками, последует внутришкольный контроль со стороны администрации, с привлечением учителей начальной школы. Столь продолжительная активная деятельность, весьма вероятно, вызовет автоматизацию необходимых методов и навыков. Наставниками «второго уровня» выступят учителя старшей школы. Более двух лет они работают «по профилю», с использованием индивидуальных учебных планов. Их роль скорее консультативно - мобилизирующая - помочь написать рабочую программу профильного уровня, наблюдать, выявлять и локализовать затруднения. При условии формирования достаточно сильного и компетентного кадрового корпуса, наработок учебных курсов, в дальнейшем возникает возможность дальнейшего шага в развитии - создания «ресурсного центра» раннего профильного обучения с использованием дистанционных технологий. Почему с использованием дистанционных технологий? Школа обладает вполне приличным кадровым корпусом, есть перспектива его развития. Но подводят материально - технические условия. Школа переполнена. Нет возможности - помещений - для занятий учебно- исследовательской деятельностью, моделированием и творчеством, актового зала, спорткомплекса, стадиона… Но есть возможность использования дистанционных технологий. С 2013 года 6 педагогов школы работает над исследованием использования дистанционных технологий для развития профильного обучения, разрабатывает рабочие программы, комплексы заданий. Разработаны и сертифицированы авторские программы, в том числе и для внеурочной деятельности. На данном этапе работа, в основном, связана с профильным обучением старших классов, в дальнейшем предполагается включение «раннего профиля». И - как следующий шаг в развитии - при должных усилиях со стороны педагогического коллектива, в обозримом будущем мы станем ресурсным центром профильного обучения, работающим с использованием дистанционных технологий. Таков результат исследования.

Помимо анализа локальной образовательной системы мы работали также над PEST- анализом и SWOT-анализом нашего проекта. Чтоб сильно не углубляться - эти инструменты служат - первый для анализа, скорее, внешних факторов, которые могут повлиять на реализацию проекта - политический (государственная политика в сфере образования), экономический (мероприятия по оптимизации в области образования), социальный (демографическая ситуация) и технологический аспекты (Интернет-технологии, государственные стандарты). И второй, SWOT-анализ, помогает протестировать проект как с внутренней (сильные - методические наработки, продуманная структура, и слабые стороны - необходимость переподготовки кадров и допфинансирования), так и с внешней стороны (возможности - поддержка школы А.В. Хуторского в Москве и НИРО в Нижнем, и угрозы - возможная невостребованность проекта). С помощью этих инструментов возможно сопоставить сильные и слабые стороны конкретного проекта и сделать выводы о возможности его реализации. Вот так мы работаем в области аналитики.

Изначально, аналитик - это управляющий информацией. Инструменты аналитики помогают нам получать необходимую информацию и эффективно использовать ее для развития школы.

© 2010-2022