Модель организации внеурочной деятельности обучающихся

Хочу представить Вашему вниманию свою работу, которую я защищала на зачете на курсах повышения квалификации для заместителей директоров по воспитательной работе «Основные подходы к управлению воспитательной деятельностью в ОУ в условиях внедрения ФГОС ООО». Моя работа называется « Модель организации внеурочной деятельности обучающихся». Данный материал поможет Вам познакомиться с организацией работы во внеучебное время на примере нашей школы.Мы живем в небольшой станице. У нас одна школа и ДК. В...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся

МБОУ СОШ №15 ст.Лысогорской


  1. Пояснительная записка

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В последнее время обращает на себя внимание преобладание пассивной жизненной позиции обучающихся; низкая правовая культура; отсутствие у обучающихся чувства патриотизма; отсутствие креативного мышления; проявляющие гедонистические установки школьников, отнесение удовольствия и развлечения к наиболее значимым ценностным ориентациям; проявление равнодушно-терпимого отношения к национализму в общественной жизни и др., что, несомненно, влияет на качество образования обучающихся.

В настоящее время назрела необходимость перехода на новые стандарты второго поколения, что влечёт за собой совершенствование внеурочной деятельности. Необходимо активизировать совместную деятельность всех субъектов социального воспитания, которые должны понимать роль и место социального воспитания в общем процессе образования обучающихся, в формировании личности гражданина России. Следует обратить внимание на социальное партнерство ведущих субъектов социального воспитания; выделить единые приоритеты в деятельности всех заинтересованных субъектов социального воспитания и дополнительного образования при сохранении и дальнейшем развитии системообразующих видов деятельности каждого из них: социальная активность всех субъектов системы воспитания должна стать условием повышения качества образования обучающихся.

Принципиальным отличием государственных образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования. Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке государственных стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.



  1. Цель, задачи принципы реализации

внеурочной деятельности

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития подростков своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; теоретическое обоснование и апробирование модели организации внеурочной деятельности обучающихся в процессе их воспитания и социализации, осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования.

Задачи внеурочной деятельности:

  • изучение научных подходов к организации внеурочной деятельности, определение стратегии её реализации в школе;

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;

  • оказание помощи в поисках «себя»;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • эффективное использование имеющейся в школе учебно-методической и материально-технической базы, информационных ресурсов;

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания;

  • развитие опыта творческой деятельности, креативных способностей;

  • формирование духовности и культуры;

  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

  • формирование способностей успешной социализации в обществе;

  • определение критериев оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробация разработанной модели в школе.

Принципы реализации модели внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

На содержание модели организации внеурочной деятельности школьников МБОУ СОШ №15 ст. Лысогорской повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование объединений и секций по интересам обучающихся и их родителей.

Описание модели организации внеурочной деятельности обучающихся .

Для эффективной организации внеурочной деятельности в школе реализуется оптимизационная модель, которая основывается на оптимизации всех внутренних и внешних ресурсов, предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы, а также работники дополнительного образования. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Ключевые направления, на формирование которых направлена организации внеурочной деятельности:

  • Формирование российской гражданской идентичности

  • Формирование нравственных основ личности

  • Формирование социальной компетентности

  • Развитие познавательных интересов и способности к самостоятельной познавательной деятельности

  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Формирование экологической культуры

Основные виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досуговая (развлекательная), социальная, оздоровительно - спортивная, творческая, трудовая, туристско-краеведческая.

Формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Уровень

результатов

Виды

внеурочной

деятельности

Приобретение

социальных

знаний

Формирование

ценностного

отношения

к социальной

реальности

Получение опыта

самостоятельного общественного

действия

1. Игровая

Игра с ролевым акцентом

Игра с деловым акцентом

Социально моделирующая игра

2. Познавательная

Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады

Конкурс «Ученик года», интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», конкурс-игра «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит» и др.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции обучающихся, интеллектуальные марафоны и т. п.), школьный музей «память»

3.Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа

Дебаты, тематический диспут

Проблемно-ценностная дискуссия

4.Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Поездки

в театр, музеи

Концерты, фестиваль искусств, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы

Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, выступления школьной самодеятельности и т.д.)

5.Художественное творчество

Занятия объединений художественного творчества

Художественные выставки, спектакли в классе, школе

Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

Социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле, акции, организованной взрослым)

КТД (коллективно-творческое дело)

Социально-образовательный проект

7. Трудовая (производственная) деятельность

Занятия кружка технического творчества.

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, УПБ, работа на пришкольном участке

Совместное образовательное производство детей и взрослых

8. Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивных секций, акции «Спорт- как альтернатива пагубным привычкам» беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах

Школьные спортивные соревнования и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

9. Туристско-

краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

Туристский поход, туристический слет

Школьный краеведческий музей «Память»

Обеспечение

Нормативно-правовое:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования.

3. Основная образовательная программа основного общего образования.

4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

5.Программа воспитания и социализации обучающихся

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (гигиенические требования)

7.Потребности семьи, общества и государства.

8.Согласование запросов участников образовательного процесса в основном общем образовании как основание общественного договора.

9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» .

10.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17.12.2010, №1897.

Кадровое:

Рабочая группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих в введении ФГОС ООО, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов.

директор

заместитель директора по УВР

Консультативно-методическая

Обеспечивает: предоставление всех необходимых для апробации содержательных материалов изучение всеми участниками апробации документов ФГОС ООО, проведение семинаров и совещаний с участниками апробации в рамках инструктивно-методической работы на опережение, распространение опыта участников введения ФГОС ООО, оказание консультативной и методической помощи учителям.

заместитель директора по УВР

заместитель директора по ВР

руководители ШМО

Профессиональные сообщества

Выносят решения по результатам введения ФГОС нового поколения

Педагогический совет, школьные методические объединения

Педагоги

Изучают документы ФГОС ООО, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

Учителя-предметники, учебно-педагогический персонал

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО в школе имеются необходимые условия: школа имеет центральное отопление, люминесцентное освещение, холодное и горячее водоснабжение, центральную канализацию. Помещения содержатся в надлежащем состоянии, соответствуют требованиям нормативных документов. В школе имеются: учебные классы, служебные помещения, столовая, буфета, актовый и спортивный зал со спортивным инвентарем школьный музей, библиотека, читальный зал , столярные и слесарные мастерские, два медицинский кабинет,

На территории школы оборудованы:

  • Футбольное поле (с естественным покрытием);

  • гимнастическая площадка

  • игровые площадки

Школа располагает кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет.

Информационное обеспечение:

Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний; библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу и др.

Внешние связи и партнерство:

К работе в рамках реализации внеурочной деятельности школы привлекаются сотрудники ЦДОД и школьный музеи, сельская библиотека, ДК


  1. Ожидаемые результаты, риски, трудности, проблемы.

Риски, трудности и проблемы

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения ФГОС ООО можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств из дополнительного фонда

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов

дефицит учебно-методических пособий

использование ресурсов Интернет-пространство

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, связи с другими общеобразовательными учреждениями, прохождение курсовой подготовки

Ожидаемые результаты:

  • создание условия для формирования подросткового коллектива как средства развития личности;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • формирование детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т. п.)

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • воспитание уважительного отношения к своему селу, школе, формирование мотивации коллектива воспитанников к участию в общественно полезной деятельности;

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

  • формирования у детей социокультурной идентичности ;

  • увеличение числа подростков, охваченных организованным досугом;

  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

  • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.


© 2010-2022